Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы формирования торгового ассортимента




Товарные стратегии фирмы

Формирование ассортимента и управление им

Основные факторы формирования торгового ассортимента

План

Лекция 15. Формирование товарной политики и рыночной стратегии

Товар является ключевым фактором в комплексе маркетинга как средство удовлетворения нужд и потребностей конкретного человека или сообщества людей. Выявление реальных потребностей в товаре и удовлетворение человеческих нужд – это стержень товарной политики. Основными элементами этого комплексного понятия являются:

· ассортиментная политика, т.е. установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий посредством модернизации выпускаемых товаров, создания новых товаров и запуска их в производство, исключения из производственной программы «неперспективных» с маркетинговой точки зрения товаров и т.п.

· создание необходимой упаковки и нанесение маркировки на товарах;

· установление целесообразности и выявление возможности использования товарных знаков;

· удлинение жизненного цикла товара за счет поддержания его конкурентоспособности и нахождения «открытых окон» на рынке для товаров фирмы;

· организация сервисного обслуживания.

Ядром товарной политики является ассортиментная политика.

Под ассортиментной политикой понимается осуществление комплекса мер по управлению ассортимента товаров во всех звеньях товародвижения. Цель ассортиментной политики сводится к достижению максимально полного соответствия объема и структуры производства товаров спросу населения при обеспечении высокой экономической эффективности.

Большинство фирм производит и предлагает рынку несколько товаров (услуг). Совокупность этих товаров (услуг) принято называть в промышленности производственной программой или товарной номенклатурой фирмы. В свою очередь в товарной номенклатуре можно выделить отдельные группы товаров, схожие по своим маркетинговым характеристикам (схожи по своим потребительским свойствам или предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, продажа одним и тем же группам потребителей, продвижение товаров через одинаковые торговые каналы сбыта, реализация в рамках одного диапазона цен и другие), которые называются ассортиментными группами (товарными линиями).

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных по определенному признаку.

Различают производственный ассортимент и торговый ассортимент.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и другими производителями.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети.

Главная задача ассортиментной политики в торговле заключается в том, чтобы создать максимально широкие возможности выбора товаров в магазинах, но при соблюдении следующих условий:

– затраты времени на совершение покупок покупателей должны быть минимальными;

– эффективность торговой деятельности.

Совокупность всех ассортиментных групп фирмы называют ее товарным ассортиментом. Он характеризуется:

· Широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп). Производителю не всегда удается предложить слишком разнообразные варианты товара, поэтому параметры широты ассортиментной группы ограничиваются 2-3 позициями. Чтобы чрезмерно не усложнять ситуацию, общую совокупность товаров отдельной ассортиментной группы рассматривают в виде товарного ряда или товарной линии;

· Глубиной или длиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе). Это количество различных вариантов исполнения товара в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся функциональными характеристиками, качеством, набором добавленных характеристик;

· Насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

· Гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).

Товарная линия – это группа товаров, тесно связанных между собой в силу схожести их функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей, или продаваемых в рамках определенного диапазона цен.

Короткой называется товарная линия, в случае если добавление к ней новых товарных единиц ведет к увеличению прибыли.

Длиной – если сокращение товарных единиц вызывает увеличение прибыли.

Компания вытягивает товарную линию «вниз», если осваивает выпуск более простого и дешевого товара (цена и качество снижаются, а размеры товара уменьшаются), «вверх», если разрабатывает выпуск сложного и дорогого товара (более высокие характеристики). Если стратегической целью компании является завоевание лидирующего положения на рынке, она вытягивает товарную линию в двух направлениях.

Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно расширять товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:

· изменение спроса на отдельные товары;

· появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии;

· изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:

· целесообразность использования свободных мощностей;

· желание посредников закупать товары широкого ассортимента;

· целесообразность использования побочных продуктов производства.

Ассортимент товаров группируется в зависимости от следующих признаков.

1. По местонахождению товаров:

- промышленный (производственный) – набор товаров, выпускаемый производителем;

- торговый – формируемый предприятиями торговли.

2. По широте охвата:

- простой – представленный небольшим количеством групп и наименований товаров;

- сложный – представленный значительным количеством групп наименований товаров;

- видовой – набор товаров различных видов и наименований, служащий для удовлетворения аналогичных потребностей;

- марочный – набор марочных товаров;

- развернутый – набор товаров, включающий значительное количество групп однородных товаров, но обладающих определенными индивидуальными признаками;

- сопутствующий – набор товаров, выполняющий функции, не относящиеся к основным для данной организации;

- смешанный – набор товаров разных групп.

3. По степени удовлетворения:

- рациональный – набор товаров, удовлетворяющий потребности в наибольшей степени;

- оптимальный – удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом.

4. В зависимости от характера потребления:

- реальный – действительный;

- прогнозируемый – предполагаемый;

- учебный – систематизированный по научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в магазинах.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс и он базируется на следующих факторах. Факторы можно разделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы предприятия) и специфические (определяющие конкретные условия работы торгового предприятия).

К общим факторам относятся:

– покупательский спрос;

– производство товаров.

К специфическим факторам относят:

– тип и размер магазина;

– техническая оснащенность;

– условия товароснабжения;

– численность и состав обслуживающего населения;

– наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности магазина;

– транспортные условия (наличие твердых покрытий, наличие общественного транспорта).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.