Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разговорный стиль




Стиль художественной литературы

(художественно-беллетристический стиль)

Художественная речь обладает рядом структурных и других особенностей, в большей или меньшей степени присущих разным жанрам и стилям художественной литературы. Это, с одной стороны, повышенная эмоциональность, экспрессивность речи (прежде всего это относится к поэзии и к некоторым стилям художественной прозы).

Средства экспрессивности (выразительности) многообразны: к ним относятся метафоры, метонимии, синекдохи, сравнения и др.

Огромную экспрессивную роль играют конструкции так называемого поэтического синтаксиса: период, градация, анафора, эпифора, парцелляция, синтаксический параллелизм и др.

Художественная речь в зависимости от объекта изображения может включать и внелитературные языковые средства: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия. В зависимости от жанра язык художественной литературы может использовать устаревшие слова: архаизмы (град, очи, вежды, ланиты и т.п.) и историзмы (кольчуга, подьячий, опричник, боярин).

Писатель или поэт использует и потенциальные возможности языка, создавая слова, которых нет в СРЛЯ, так называемые окказионализмы, т.е. индивидуально-авторские ноовобразования (громадье, многопудье; громокипящий; огончарован; окошкодохлться, охалатиться и др.).

Большой потенциал авторской эмоциональности и подтекстного лиризма несут безличные, номинативные и др. односоставные предложения, а также присоединительные конструкции с союзом и. Диалог с элементами разговорной экспрессии в лексике, синтаксисе также служит эмоционально-образной выразительности.

Употребление перечисленных языковых средств должно объясняться их эстетической мотивированностью. Эстетической функцией языка объясняется и недопустимость шаблона, стандарта в языке художественной литературы.

Разговорный стиль – это особая функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая сферу повседневного бытового общения и противопоставленная кодифицированной книжной речи. Книжные стили объединяются в одну группу благодаря наличию не только стилистически нейтральных, межстилевых средств, но и общекнижных, которые используются в научном, официально-деловом, публицистическом стилях. Разговорный стиль включает в свою систему специфически окрашенные (разговорные и разговорно-просторечные), а также нейтральные языковые средства, что, с одной стороны, противопоставляет его книжным стилям, а с другой – сопоставляет с ними, включает в единую систему литературного кодифицированного языка.

В разговорной коммуникации велика роль внеязыковых (экстралингвистических) факторов. К ним относятся:

· спонтанность, неподготовленность;

· неофициальность;

· персональность: разговорная речь – средство общения не с массами, даже не с коллективами, а с ограниченным кругом людей, хорошо знакомых говорящему, имеющих с ним общие интересы;

· ситуативность: опора на реальную обстановку речи;

· эмоционально-экспрессивная окрашенность;

· невербальные средства общения.

Доминирующая функция разговорного стиля – обмен мнениями, основная форма речиустная, предполагающая непосредственный контакт между коммуникантами; типичный вид речи – диалог, полилог.

 

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Лексическая разнородность, обусловленная как тематическим богатством разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, так и осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой; в последней возможно использование разнообразных элементов. 2. Употребление нейтральной лексики (дом, идти, холодный, такой, когда и т.п.), причем ее удельный вес в разговорном стиле значительно выше, чем в научном или в официально-деловом.. 3. Разговорная лексика отличается яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Например: безалаберный, захудалый, трудяга, бездарь, огорошить, крохобор и т.п. Подобные слова отличаются смысловой емкостью и красочностью. 4. Использование слов с абстрактным значением в разговорной речи ограничено. 5. Разговорно-обиходный стиль богат фразеологизмами, которые характеризуются особой экспрессивностью и эмоциональностью: поставить на уши, ударить по карману, ни в зуб ногой, как снег на голову, топорная работа и т.п. 6. Употребление нелитературной лексики (жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов и др.) – это не нормативное явление разговорного стиля, а, скорее, нарушение норм.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. В разговорной речи нет обычного для других стилей преобладания существительных над глаголом. Глаголы преобладают над существительными. Крайне редко употребляются такие глагольные формы, как причастия и деепричастия. 2. Своеобразие разговорной речи проявляется и в распределении падежных форм имен существительных. Типичным считается преобладание именительного падежа, что объясняется особенностями разговорного синтаксиса, т.е. распространенностью конструкций с «именительным темы». Например: А Красная площадь … Вы там побывали? 3. Во множественном числе в И.п. характерны формы на –а вместо нейтрального –ы: инструктора, прожектора, отпуска, сектора. В Р.п. и П.п. у существительных мужского рода преобладают формы на –у: стакан чаю, кусок сахару, в цеху, в отпуску. В Р.п. мн.ч. на месте книжного окончания –ов обнаруживается нулевая флексия: триста грамм, пять помидор. 4. Одна из характерных черт разговорной речи – широкое использование местоимений, часто употребляющихся без опоры на контекст: Видели этого твоего… Такая красота кругом!  
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Для разговорной речи характерны неполные предложения. Неполными считаются предложения, в которых отсутствуют структурно и семантически необходимые члены предложения, восполняющиеся либо из контекста, либо из ситуации, либо из фоновых знаний говорящих. Примеры неполных предложений: Идет! Не знаю. Часто используются эллиптические конструкции (полные по семантике, но неполные по структуре): Они – на вокзал. Давай покороче. Мы уже – и к учителю, и к тренеру… 2. В связи с неподготовленностью разговорной речи для нее характерна разорванная структура с перебоями интонации. Например: Не вижу особых причин для беспокойства... Хотя… Впрочем… Наблюдается активность междометных конструкций: Ой ли? Вот те на! 3. Порядок слов в разговорной речи более свободный, чем в книжных стилях. Часто наблюдается инверсия: Ветер ужасный вчера был. 4. В немногочисленных для разговорной речи сложных предложениях сочинение преобладает над подчинением. Употребляются короткие бессоюзные предложения: Приедешь – позвони. Увидишь наших – передавай привет.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.