Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности группового снаряжения в водном путешествии




Основными предметами группового снаряжения у туристов-водников являются байдарки, лодки или плоты. Каждое из них имеет свои разновидности и типы, однако все они должны обладать определенными мореходными качествами — плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, управляемостью, прочностью и т. п.

Разборная байдарка. Наиболее универсальное судно для путешествия. Обладает большой легкостью, транспортабельностью и отличными ходовыми качествами, позволяющими использовать ее также под парусами и с бортовым мотором.

В путешествии на байдарках с собой необходимо взять несколько непромокаемых мешков для хранения снаряжения и продуктов, резиновую грушу-спринцовку для отсоса воды из байдарки и резиновые поплавки, обеспечивающие ее непотопляемость. Обычно поплавками служат заполненные воздухом баскетбольные или мотоциклетные камеры, которые вставляют в носовой и кормовой отсеки и располагают вдоль фальшбортов.

Планируя маршрут по мелким рекам с быстрым течением или каменистым дном, надо усилить оболочку байдарки наклейкой (по кильсонам и нижнему поясу стрингеров) резиновых протекторов шириной 4—6 см и толщиной 1—1,5 мм.

Если байдарка не имеет фартука, то он изготовляется самостоятельно из тонкой прорезиненной ткани. Целесообразно для зачаливапия привязать к байдарке линь — капроновый шнур диаметром 4—6 мм, длиной 3—5 м, на конце которого укрепить дюралевый колышек для установки судна на прикол. К бортам следует приделать проволочные держатели для весел.

В районах с частыми и сильными дождями целесообразно сделать для байдарки тент из непромокаемой ткани. Длина тента зависит от конструкции байдарки, а высота стоек должна быть больше сидящего в байдарке человека на 25—30 см. По концам тента можно выкроить клиновые «крылья», к ним пришить застежки «молнии», которые защитят от лобового или кормового дождя (рис. 8).

Лодки. Неразборные 2—5-местные деревянные или стеклопластиковые лодки используют в тех районах, где их можно взять напрокат на туристской базе или у местного населения. Лодка должна быть укомплектована запасными веслами, уключинами, ковшом для отливания воды, фалинями и спасательными средствами.

Рис. 8. Тент для байдарки.

Из надувных лодок на коротких маршрутах можно применять легкие, но маловместительные и исключающие движение против течения или ветра одно-двухместные резиновые лодки, выпускаемые для рыбаков. В длительных путешествиях удобнее лодки спасательного типа (ЛАС-3, ЛАС-5), рассчитанные на 2—6 человек, или более крупные надувные лодки, допускающие плавание с мотором.

Туристские плоты. На многоводных реках с сильным течением в лесной местности в начальных пунктах путешествия можно построить деревянные плоты. Для этого в лесхозах приобретаются 6—8 толстых сухостойных нетрухлявых еловых, сосновых или кедровых бревен, которые соединяются двумя поперечными брусами— шпонами.

Плоты имеют подгребицы: опоры для установки больших весел — кормовой и носовой греби — и иногда оснащаются багажником для рюкзаков, мачтой, настилом.

На несложных маршрутах применяют легкие плоты — салики. Для их сооружения годятся менее крупные бревна, которые связывают между собой поперечинами с помощью веревочных петель. Управляют саликами с помощью гребей или шестов.

В малолесных и горных районах наиболее удобны плоты понтонного типа (ПСН, ТЛН, СП и др.), рассчитанные на 4—10 человек. При сплаве по мелким рекам с каменистым дном днище надувного резинового плота рекомендуется обтянуть брезентом. Если на


маршруте имеются достаточно серьезные препятствия, то понтон следует укрепить деревянной рамой и поставить на ней подгребицы.

Успешно используются также самодельные плоты с отдельными надувными элементами. Ими могут служить автомобильные (тракторные) камеры, подвязываемые снизу репшнурами под гибкой деревянной рамой плота. Применяются и самодельные надувные понтоны, состоящие из камер (вакуумная резина) и покрышек (прорезиненный капрон) или обычных волейбольных камер, заключенных в брезентовые чехлы-гондолы.

Рис. 9. Простейшие парусные вооружения — рейковое (А) и шпринтовое (Б): а — реек; б — фал; в — шкот; г — блок; д — шпринтов

В состав снаряжения при путешествии на плоту входит увеличенное количество топоров, одна-две двуручные пилы, крепкие веревки для такелажных работ, длинные гвозди и другой крепеж.

В снаряжение для походов на надувных плотах и лодках включаются насосы, дополнительное количество ремонтных материалов, клей, клапаны, прокладки к ним и, при необходимости, запасные камеры.

Парусное вооружение. Большинство видов байдарок, лодок, плотов при ровном несильном попутном или попутно-боковом ветре может быть использовано для движения под парусом.

Наиболее простое парусное вооружение — рейковое. Оно состоит из мачты и поперечины рейка, к которому крепится фал (снасть для подъема паруса) и парус, импровизируемый в походных условиях из тента, куска полиэтилена, простыни, тонкого одеяла, плаща, куртки. К нижним углам паруса привязываются шкоты (рис. 9А). Доступно для изготовления на маршруте также шпринтовое вооружение. К прямоугольному полотнищу паруса по диагонали на углах крепится тонкая палка (шпринтов), к свободному нижнему углу — шкот, к верхнему — фал. Нижний конец шпринтова привязывается веревочной петлей к мачте таким образом, чтобы он мог поворачиваться вокруг нее на 180° (рис. 9Б).

В Целях безопасности при быстром спуске паруса на верхнем конце мачты надо ставить блок, металлическое кольцо или карабин, а площадь паруса ограничивать для байдарок 2,5 кв. м, лодок — 3,5 кв. м, плотов — 4,5 кв. м.

Большие размеры паруса допустимы, если туристское судно специально оснащено для парусных походов. Так, можно переоборудовать байдарку в тримаран с поддувными боковыми поплавками (рис. 10). Мачты, гик, рама-крестовина, шверцбалка, балки для крепления оснастки к фальшбортам байдарки изготовляются из дюралевых труб диаметром 30—40 мм с толщиной стенки 1—2 мм, шверцы - из многослойной фанеры, ванты - из оцинкованной проволоки диаметром 2 мм. Паруса шьются из тика перкали или синтетической парусины. Оболочки поплавков изготавливаются из тонкого, прочного материала (пленка ПХВ, детская клеенка) Затем в готовую оболочку вставляют ниппелем к открытым концам обо. дочки по два детских надувных бревна.

Рис. 10. Переоборудование байдарки в тримаран: а — ванты; 6 — гик; в — балка; г — поплавок; д — шверц; е — шверцбалка; ж — рама; з — балка

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.