Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разность информационных потенциалов в пространстве




Семья (личность) живут в обществе, где множество семей и других людей находятся в информационном обмене и взаимодействии. Хотят люди или не хотят признаваться себе в том, что они внимательно наблюдают за жизнью других семей, других людей, но это происходит обязательно. В этом наблюдении реализуется актуальнейшая потребность людей живущих в социуме — потребность в ощущении разности информационных потенциалов между «моей» информационной ёмкостью и «иной» (или «чужой» когда речь идёт о враждебных людях, семьях, группах). Опыт «иного» воспринимается по разному в зависимости от близости или удалённости этого опыта от наблюдающего субъекта. Чем дальше находится объект наблюдения на социальной ступени (в пространстве) от того, кто наблюдает, тем менее определённой проявляется разность информационных потенциалов между индивидуальным (семейным) опытом (содержанием) жизни наблюдателя и опытом «иного» («чужого»). Наоборот, чем ближе к «наблюдателю» находится источник «иного» («чужого») опыта, тем сильнее проявляет себя разность информационных потенциалов. Вот почему конфликтность между близкими людьми, иногда по пустячному поводу, более вероятна, чем между удалёнными общественными сферами.

Для того чтобы «снять» конфликтность внутри семьи (группы) необходимо как-то ликвидировать разность информационных потенциалов или уменьшить остроту восприятия этой разности. Что обычно и делается в процессе воспитания или в процессе сосуществования — уравниваются права на ожидаемые блага и «внедряются» модели старания, терпения, сотрудничества.

При этом наблюдается перенос напряжения поля на следующие уровни социальной лестницы. Чем эффективней совершается процесс воспитания (сосуществования) внутри небольшой общности, тем с большей остротой будет восприниматься разность информационных потенциалов между этой небольшой общностью и остальным миром, который «очевидно» такими моделями не обладает. В конце концов, появляется сложная модель, — например, теория «классового противостояния буржуа и пролетариев» или теория «ведущих наций» (возможно возникновение самых разных теорий противостояния какой-либо общности «остальному» миру на самой разной основе; среди оснований обособленности чаще всего выступают верования).

Ощущение разности информационных потенциалов в пространстве — вещь совершенно объективная и отражает ту действительную разность, которая существует всегда между «уровнем жизни» одних людей по отношению к уровню жизни других; или информационная разность в прогностических ценностях сосуществующих теорий.

(В обыденном понимании ощущение разности информационных потенциалов называют «завистью». А некоторые «моралисты» предлагают избавляться от зависти всеми силами. Но уберите разность информационных потенциалов из жизни и её восприятие человеком, как исчезнет причина движения — всякого движения, — как в сторону развития, так и в сторону деструкции.)

Разность информационных потенциалов собирается и накапливается как внешние образцы «что» и «как», — как образцы того, чем обладают другие люди и образ их деятельности, то есть то, как они этого достигли.

Разность информационных потенциалов может быть абсолютной, то есть по «знаку», хотя и незначительной; и может быть относительной, тогда она должна иметь некий «порог» восприятия.

Абсолютная разность информационных потенциалов образуется от отрицания того, что имеется в другом пространстве — «я этого ни за что не хочу» или «я так делать ни за что не буду». Она формируется информационным энтропийным полем нравственности (ценностями). Поэтому в «культурных» обществах — в обществах с явно выраженным расслоением на социальные слои со своей «классовой» (К. Маркс) нравственностью, — возможность возникновения абсолютной (по знаку) разности информационных потенциалов между значительными группами людей весьма велика.

Относительная разность информационных потенциалов образуется как разность между потенциалами одного знака — «и я это бы хотел иметь» или «и я хотел бы так сделать».

Разность информационных потенциалов в пространстве может быть подсчитана с той или другой степенью детализации при помощи формулы энтропии-негэнтропии. Например, берётся некая «эталонная» группа людей и выводятся средние показатели: физической и психической защищённости (отсутствие принуждения); владение предметами быта, характеристика питания, возможность сменить работу, доступ к информации; возможность влиять на принятие решений, определяющих жизнь группы (общества); возможность иметь сексуального или брачного партнёра, детей и т. д. Эти данные вводятся в формулу информационной негэнтропии в виде показателя n (над знаком суммы); вероятность pi совершения этих событий принимается равной единице. Полученная величина будет означать “информационную ёмкость информационной эталонной модели”. Затем берётся совершенно конкретный человек, и исследуются его возможности реализации эталонной информационной модели за период, длящийся от одного до другого момента поступления денег на его личный счёт (“от получки до получки”) и выводятся вероятности совершения тех или иных событий в его личной жизни исходя из тех средств, которыми он располагает. “Не стоимостные” величины, такие как: физическая и психическая защищённость, возможность сменить работу, доступ к информации, возможность влияния на принятие управленческих решений, доступность обращения в суд и т. д. “снабжаются” такими вероятностями, которые сам человек может для себя оценить. Эти данные вводятся в формулу негэнтропии, характеризующую жизнь данного человека. Если окажется, что человек принадлежит эталонной группе, то разность информационных потенциалов будет незначительной. Если же окажется, что человек не раз подвергался различному принуждению; у него “ни кола, ни двора”; что вместо полноценного питания у него “выбор между хлебом и овсяной кашей“, что он длительное время не может найти работу; что телевизора у него нет, а газеты не на что купить и т. д., и т. д., — то каждое i –тое событие, которое представляет собой реализацию эталонной модели, будет определяться весьма низкой вероятностью. Нулевая вероятность реализации модели означает получение ответа НЕТ вместо ожидаемого ДА, то есть инверсию негэнтропии жизненного акта.

В первом случае, когда вероятности реализации эталонной модели в жизни человека отклоняются от единицы незначительно, получается относительная разность информационных потенциалов. Это в свою очередь означает, что человек, скорее всего, либо согласится со своим уровнем жизни, либо усилит свою деятельность для достижения эталонных характеристик.

Во втором случае, когда значительная часть информационных актов инвертируется, получается абсолютная разность информационных потенциалов. В этом случае эталонная группа получает себе «врага» (как у Высоцкого: «А ты, мне не друг и не родственник. Ты мне — заклятый враг…»).

(И экономисты, и социологи уже давно исследуют истоки социальных напряжений; разработан даже математический аппарат в рамках их теорий. Но «информационный подход» позволяет «сразу» определить силу социального напряжения через интуитивный анализ формулы энтропии-негэнтропии, содержащей в своём составе: «чувство» (оно же «время») — log pi; «пространство» — n) и «волю» — pi log pi и.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.