Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соответствие человека педагогической деятельности. Типичные ролевые педагогические позиции




Педагоги и студенты как субъекты педагогической деятельности.

Характеристики субъекта.

8. Субъект предполагает наличие объекта.

9. Субъект общественен по форме, способам, средствам.

10. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот.

11. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.

12. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.

13. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, пристрастность.

14. Субъектность есть нерасторжимая ценность общения, деятельности, самосознания и бытия.

Все эти характеристики проявляются в субъектах образовательного процесса.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания). Оно имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

Различные новые подходы в педагогической практике (прежде всего педагогика сотрудничества) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы «субъект-объект» к системе «субъект – субъект». В последнее время более актуальной становится 2-ая система. Педагог и студент – являются субъектами педагогического общения, между ними выстраиваются субъект – субъектные отношения.

Свойства педагога подразделяютсяна специальные и личностные.

Специальные свойства бывают:

объективные (например, научно-теоретическая подготовка);

субъективные (например, личностный талант, педагогические способности).

Личностные свойства – это нравственно-волевые качества.

Структура субъективных свойств педагога:

тип направленности личности;

уровень направленности личности;

компетентность.

Личность педагога как субъекта педагогического труда – может быть представлена с 2-х сторон:

педагог как субъект педагогической деятельности;

педагог как субъект педагогического общения.

Одним из главных требований, предъявляемых к педагогической профессии – это чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей.

Преподаватель в ней выражает себя как субъект ПД.

Позиция преподавателя – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, к профессионально-педагогической действительности. Они являются источниками его активности.

Социальная позиция преподавателя определяется требованиями, ожиданиями, возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, ценностных ориентаций, которые были сформулированы ещё в школе. В процессе профессиональной подготовки и работы на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение в ПД, к профессии преподавателя, к её целям и средствам. Мотивационно-ценностные отношения к ПД выражается в профессиональной направленности, составляющей ядро личности педагога.

Профессиональная позиция во многом определяется позицией социальной. Профессиональная позиция определяется внутренними, личными источниками активности – мотивами, переживаниями, целями педагогов, их ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами.

Решающим при выборе позиции педагога являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности его личности, характер, темперамент, тип гражданского поведения.

Часто педагог, четко осознавая, что он делает, не всегда может дать развёрнутый ответ, почему он поступает так или иначе. Иногда это происходит вопреки здравому смыслу и логике, иногда – интуитивно.

В структуре труда педагога выделяют следующие составляющие:

1) профессиональные, психологические, педагогические знания;

2) профессиональные, педагогические умения;

3) профессиональные, психологические позиции;

4) установки педагога, требуемые от него его профессией;

5) личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями.

Педагогическая деятельностьвсегда совместная, а не индивидуальная. Это связано с тем, что в педагогическом процессе всегда присутствуют 2 активные стороны:

1. Педагог (преподаватель, учитель)

2. Студент, ученик.

Она совместна, так как почти всегда является «ансамблевой»: студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним, а с группой педагогов.

Критерием согласования их деятельности является взаимоСОдействие, направленное на достижение конечной цели – развития, обучения, воспитания личности учащегося.

Студенты – как субъекты учебной деятельности. Студенчество.

Студенчество – это особая социальная категория молодёжи, организационно объединённая институтами высшего образования.

Она характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые определяется правильностью профессионального выбора, адекватностью и полнотой представления студента о будущей профессии.

В социально – психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.

Студенчество – это социальная общность характеризующаяся наивысшей социальной активностью и гармоничной сочетаемостью интеллектуальной и социальной зрелости.

Учет этих особенностей студенчества лежит в основе отношения преподавателей к каждому студенту как к партнеру педагогического общения интересной для преподавателя личности.

Существенным показателем работы студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все ее виды и формы.

Студент, являясь представителем определенного возрастного периода развития, как субъект учебной деятельности на каждой образовательной ступени, характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.

Перед преподавателями всегда возникает важная психолого – педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, необходимость обучить студента умению планировать, организовывать свою деятельность.

Для этого следует определить:

1. учебные действия, необходимые для успешной учебы;

2. программу их выполнения на конкретном учебном материале;

3. четкую организацию упражнений по их формированию.

 


1. Предрасположенность или пригодность. Определяется биологическими, анатомическими, физиологическими, психическими особенностями человека. Она подразумевает отсутствие противопоказаний к деятельности типа «Человек – человек» (например, тугоухость, косноязычие, дебильность). Предполагает норму интеллектуального развития человека, положительные эмоциональный настрой, нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности.

2. Личностная готовность к педагогической деятельности. Предполагает направленность на профессию типа «Человек – человек», мировоззренческую зрелость человека; широкую, системную профессионально-предметную компетентность, коммуникативность, дидактические потребности.

3. Включаемость – во взаимодействии с другими людьми, в педагогическое общение. Предполагает лёгкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на неё, получать удовольствие от общения. Умение воспринимать и интерпретировать реакцию студентов в аудитории, анализировать поступающие зрительные и слуховые сигналы, рассматривается как признак «хорошего коммуникатора».

Педагог как субъект педагогической деятельности представляет сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Характеристика типичных ролевых педагогических позиций:

Педагог может выступать как:

1. Информатор – если он ограничивается сообщениями конкретных требований, воззрений, норм;

2. Друг – если он стремится проникнуть в «душу» ученика, студента;

3. Диктатор – если педагог насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание учащихся;

4. Советчик – если педагог использует осторожное уговаривание в работе;

5. Проситель – если педагог упрашивает учащихся быть такими «как надо», опускаясь при этом до самоунижения, лести;

6. Вдохновитель – если педагог стремится увлечь, зажечь интересными задачами, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать как «+», так и «» эффект, в зависимости от конкретных особенностей личности преподавателя. Но всегда дают «» несправедливость и произвол, подигрывание, превращение студента в диктатора, неуважение к личности, подавление инициативы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.