Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сейид Мохаммад Хусейн Табатабаи 6 страница




Разве мыслимо, чтобы все частные и общие и даже всеобщие и мировые системы, своими бесчисленными и прочными связями создавшие огромный и единый мир и приведшие его в движение совершенно точными и безусловными законами, могли быть созданы без предварительного плана или же случайно? Может ли быть такое, чтобы каждый из больших и малых явлений мира были созданы сами по себе, без определенной для них системы, и существовали самостоятельно? Разве этот мир со всем его совершенным единством, представляющий собой единое целое и результат многочисленных и различных причин, может действовать в соответствии с различными указами?

Естественно, что человек, приводящий для каждого явления или события определенный довод и готовый проводить тяжелые и долгие изыскания ради обнаружения причин явлений, человек, который, увидев ряд аккуратно сложенных кирпичей и который будет соотносить это дело к мастерству мастера-строителя и отрицать всякую случайность, ни в коем случае не станет считать возникновение мира беспричинным, а мировую систему - бесцельной и как результат стечения случайных обстоятельств.

Так, значит, этот мир с его системой, господствующей над миром, имеет своего Творца, который создал его своей нескончаемой мудростью и могуществом и движет его к своей цели, и все причины, составляющие повод для всех явлений, ведут к Нему и находятся под Его влиянием и контролем и все существующее в мире бытия нуждается в Нем, тогда как Он ни в чем не нуждается и не проистекает ни из каких причин и условий.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗДЕЛА ЕДИНСТВЕННОСТЬ АЛЛАХА

Если предположить себе любую действительность этого мира, это значит, что эта "действительность ограничена, то есть согласно гипотезе и предопределению (если предположить, что существуют на то причины и условия), она имеет действительность, и согласно гипотезе и предопределению (если предположить, что не имеет на то причин и условий) - не имеет действительности. И на самом деле это так и само существо этой действительности имеет границы, за пределами которой она не может существовать. Лишь для Господа всевышнего нельзя предположить никаких пределов, ибо его действительность - абсолютна и существует в любом случае и не связана ни с какими причиноусловными факторами.

Естественно, что в отношении к неограниченному и бесконечному нельзя предположить никакой цифры, ибо каждый предполагаемый второй будет отличаться от первого и, в результате, оба они будут ограничены и будут иметь специфические для них пределы. "Например, если предположить какой-то неограниченный объем, то для него нельзя будет предопределить другой, подобный ему. Если же все таки постараться представить себе это, то второе опять же будет первым. Так, значит, Аллах - единственный и ему нет равных и подобных.[131]

Глава 3. СУТЬ И ПРИЗНАКИ

Если, предположим, подвергнем аналитическому анализу человека, то заметим, что он имеет суть, то есть присущую ему человечность и имеет также признаки, посредством которых познается его суть, то есть он рожден кем-то, чей-то сын, умен, силен, высок, красив или же качества, противоположные названным.

Эти признаки, хотя некоторые из них (а именно -первый и второй) не отделяются от его сути, а другие -его ум, сила и другие - могут изменяться, тем не менее, не составляют человеческой сути и каждый из этих признаков отличается от другого.

Эта мысль (а именно - отличие сути от признаков и отдельных признаков друг от друга) является лучшим доводом к тому, что суть, имеющая признаки, и признаки, предопределяющие суть, оба они ограничены и не беспредельны. Ибо, если суть была неограниченна и беспредельна, то охватила бы и признаки, а признаки охватили бы друг друга и, в итоге, все они превратились в одно единое. Если предположить, что суть человеческая заключалась в его силе, то сила, ум, высокий рост и красота были бы одинаковыми и эти значения воплотились бы в одном значении.

Из вышесказанного проясняется, что для Господа Бога всемогущего нельзя определить признаков в выше рассмотренном аспекте, ибо признаки не бывают без ограничений, а Его священная суть лишена всяких ограничений (даже этой чистоты, которая, фактически, есть доказательство признаков).

Глава 4. ЗНАЧЕНИЕ ГОСПОДНИХ ПРИЗНАКОВ

В мире Творения мы можем встретить множество совершенств, которые проявляются в виде признаков.

Это - положительные признаки, способные проявиться везде, совершенствуют себя и увеличивают ценность своей сути, как это видно из сравнения живого существа с неживым, таким как человеком и камнем.

Несомненно, эти совершенства сотворил Бог, и если бы этих совершенств не было в нем, то он не мог одарить ими других, не сделал бы их совершенными. Исходя из этого здравый смысл подсказывает, что Господь Творения обладает мудростью, могуществом и всеми действительными совершенствами. Помимо этого, как видно из вышесказанного, результат мудрости и могущества и, в результате, следы жизни проясняются из системы Творения.

В отношение же к бесконечной и беспредельной сути господней следует сказать, что эти совершенства, проявляющиеся в нем в виде признаков, фактически, есть Его суть и тождественны друг другу,[132] и разница, проявляющаяся между Его сутью и признаками и между самими признаками, проявляется на определенном этапе и, фактически, представляет собою неразделимое единство.

Ислам с тем, чтобы предотвратить эти недопустимые ошибки (предопределение ограничений путем описания или отрицания принципа совершенства) не отрицает и не утверждает суждения своих последователей[133] и указывает рассуждать следующим образом: Аллах мудр, но не мудростью людей, имеет могущество, но не могущество людей, слышит, но не ухом, видит, но не глазом и т. д.

Глава 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРИЗНАКОВ

Эти признаки делятся на два вида: признаки совершенства и недостатков. Признаки совершенства - это признаки, требующие доказательства, способствующие увеличению ценности описываемых существ. Так, например, это проясняется из сравнения живого, мыслящего и способного на многое существа с неживым, не имеющим мысли и никаких способностей. Признаки недостатков - это признаки, противоположные названным.

Если мы задумаемся над понятием признаков недостатков, то заметим, что по своему значению они отрицательные и свидетельствуют об отсутствии совершенства и внутренней ценности, подобно невежеству, немощи, уродству, болезненности и т. д.

Учитывая вышесказанное, отрицание качеств недостатков означает признание признаков совершенства, подобно тому как отрицание невежества означает утверждение знаний и отрицание немощи - силу.

Именно поэтому священный Коран все признаки совершенства непосредственно определяет для Господа всевышнего и, отрицая все признаки недостатков, определяет для Него обратное им:

" Он мудр, могущественен и вечно живой, не овладеет Им дремота и сон, и знайте, что вы не ослабите Аллаха".

То, чем не следует пренебрегать это то, что Господь всевышний - это действительность абсолютная, не терпящая никаких пределов и ограничений[134] и потому, всякий признак совершенства, который к Нему относят, не обретает значение ограниченности. Он нематериален и неощутим и не входит ни в какие временные и пространственные рамки и не имеет никаких признаков, существующих в реальной жизни, и любой признак, который на самом деле доказывается для Него, не имеет в своем значении понятия ограниченности, подобно тому как по этому поводу говорится: "... нет ничего, подобного Ему "(сура Шура, стих 11).

Глава 6. ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ

Признаки, помимо тех, которые были рассмотрены выше, имеют и другое разделение и делятся на признаки сути и признаки действия. Следует пояснить, что признаки, иногда, сливаются с самим носителем признака, подобно жизни, знаниям, силе, связанные непосредственно с человеком живым, знающим и сильным и мы можем представить себе человека только лишь этими признаками. Но иногда случается такое, что признаки не могут сливаются с носителем признака и для того, чтобы носитель признака мог слиться с признаком, необходимо нечто другое, а именно нужна какая-то спецификация деятельности, то есть деятельность писателя, оратора, пожелание чего-то и тому подобное. Ибо, человек лишь тогда может быть писателем, если для него мы представим бумагу, чернило и перо, оратором может быть тогда, когда будет иметь аудиторию слушателей, желать чего-то может в том случае, если будет что желать и лишь представление, воображение в существовании этих признаков недостаточно.

Отсюда проясняется, что действительные признаки Господа всевышнего, как было сказано выше, равносильны его сути. Вторую же группу признаков, ввиду того, что в их реализации необходимо присутствие других факторов и все, кроме Него является Его порождением и в процессе творения находится после Него, составляют признаки, возникающие после своего сотворения и которых нельзя считать признаками сути и равными сути Господа всевышнего.

Признаки, которые можно привести для Господа всевышнего после процесса Творения, такие как Творец, Созидатель, Воспитатель, Породитель, Умертвитель, Дающий Пропитание и другие, не являются равными Его сути, это дополнительные признаки, то есть признаки действия.

Признак действия означает, что после процесса сотворения признак (или же способность творить) отделяется от процесса Творения, ибо процесс Творения закончился, но не закончился общий процесс Творения, и лишь после процесса сотворения сотворимый осознает, что имеет своего Творца в лице Господа всевышнего и сближается с Ним и после сотворения все процессы перехода сотворимого из одного состояния в другое связаны с сутью Господа всевышнего.

Шииты оба признака - волю и слово, как видно из их значения, (воля в значении желания и слово в значении определения слова из его значения) называют признаками действия ("сифат фа'л" - пер.),[135] а суннитские ученые принимают их в значении научных понятий и признаками сути ("сефат-е зат" - пер.).

Глава 7. ПРЕДОПРЕЛЕНИЕ

Закон причинности в мире бытия господствуют самым бесприкословным образом. Согласно требованию этого закона, каждое явление этого мира в деле сотворения связано с определенными причинами (причинами и условиями воплощения в жизнь) и в случае реализации всех их, именуемых "иллат тамма" (все необходимые для реализации процесса причины и условия - пер.), возникновение этого явления или существа становится необходимым (неизбежным), а в случае отсутствия всех этих причин или некоторых из них, возникновение этого явления становится невозможным.

Более глубокое изучение вокруг этой теории, проясняет нам следующее:

1- Если мы какое-то явление или существо сравним с комплексом вызывающих и порождающих его причин или же с некоторыми из них, соотношение этого явления к вызывающим его причинам будет соотношением необходимости (неизбежности) и соотношение его к каждой из составляющих причин будет соотношением возможности, ибо составляющие причину по отношению к самому явлению или существу составляют лишь возможность существования, а не саму необходимость существования.

Таким образом, в мире бытия, где каждое явление в своем существовании неотъемлемо зависит от комплекса составляющих причин и условий, необходимость имеет полное господство и сама эта необходимость составлена из целого ряда необходимых и категоричных событий, но несмотря на это, признак возможности в ее составляющих частях (явления, которые связаны и имеют соотношения с факторами, отличающихся от причин ее возникновения) сохраняется.

Священный Коран в своем учении эту необходимость называет божественным предопределением, ибо эта необходимость проистекает из Творца мира бытия и потому является утверждением обязательным, не подлежащим нарушению, и справедливым, не имеющим исключения и дискриминации.

Господь всевышний повелевает: " Ему принадлежит и создание и власть " (сура А'раф, стих 54), а также "Аллах вершит суд и нет задерживающего Его суда" (сура Раад, стих 41).

2- Каждая из составляющих причины имеет соответствующие себе образцы по отношению к явлению или существу и возникновение существа или явления соответствует комплексу причин, определенных для него "иллат тамма". Так, например, причины, вызывающие для человека возможность дышать, не создают абсолютного дыхания, они определенный объем воздуха около носа и рта человека в определенном временном и пространственном масштабе и в определенном виде направляют через дыхательный аппарат в легкие. Причины, вызывающие зрение у человека (и сам человек является их составной частью), не создают абсолютной видимости для зрения, они создают зрение, которое посредством определенных для человека возможностей позволяет ему видеть. Фактически, во всех явлениях и происходящих в мире событиях эта действительность проявляет себя без всяких исключений.

Священный Коран в своем учение эту действительность называет предопределением и соотносит его с Господом всевышний, источником мира Творения и повелевает: "Поистине, Мы всякую вещь сотворили по мере" (сура Гамар, стих 49), а также "Нет вещи без того, чтобы у Нас были ее сокровищницы, и низводим Мы ее только по известной мере" (сура Хаджар, стих 21).[136]

Поэтому, согласно божественному предопределению, всякое явление или событие, происходящее в мире Творения, является неизбежным и неотвратимым. Также любое явление и происходящее событие не выходит за пределы, преопределенных Аллахом мер.

Глава 8. ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА ВЫБОРА ДЕЙСТВИЯ

Действие, которое совершает человек, является одним из явлений мира Творения и возникновение его как и других явлений мира бытия полностью зависит от причин. Принимая во внимание то, что человек составляет часть мира Творения и имеет жизненно важную связь с иными составными частями этого мира, другие составные части мира бытия не следует считать бездейственными в результате его действий.

Например, хлеб, который ест человек, для совершения этого действия помимо таких средств как руки и ноги и рот, знания, воля и сила, необходимо также существование самого хлеба, отсутствие препятствий и наличие условий временного и пространственного характера для его достижения, и при отсутствии одного из них, осуществление этого действия будет невозможным, а при наличии всех необходимых факторов, это действие становится необходимым.

Как было сказано выше, необходимость совершения действия по отношению к комплексу составных частей причин и условий совершения действия не отрицает отношения действия к человеку, то есть составной части этих причин, как отношения возможности.

Человек имеет возможность или же свободу выбора действия и необходимость соотношения действия к комплексу вызывающих это действие причин не может быть поводом к необходимости соотношения действия к составным частям комплекса причин, одной из которых является человек Простое и непорочное сознание человека также утверждает это мнение, ибо, мы видим, что люди своей богом данной сутью отличают такие понятия как есть и пить, приходить и уходить от понятий подобных здоровью и болезни, высокого и низкого роста и первую группу понятий непосредственно связывают с волей и пожеланием человека, одобряют или же порицают эти действия, тогда как во второй группе дела обстоят обратным образом и здесь человек имеет дело с божественным предписанием.

В период становления ислама среди суннитов в отношении к вопросу действия человека бытовало два мнения. Сторонники первого мнения считали действия человека бесприкословной волей Господа, то есть человек вынужден исполнять предписанные ему действия, и потому не уделяли значения роли воли и свободы выбора человека, тогда как другая группа действия человека считала независимыми и игнорировала их принадлежность воле господней.

Согласно же учению рода пророческого, согласующегося с учением Корана, человек в своих действиях имеет свободу выбора, но не является независимым. Господь всевышний предоставил человеку права выбора действия и, согласно вышесказанному нами, посредством комплекса составных частей причин и условий, вызывающих действие, в число которых входит воля человека и право его выбора действия, предопределил ему действия, и в результате подобной воли господней действие является необходимым и человек вправе выбирать вид действия, то есть действие по отношению к комплексу составных частей причин и условий совершения действия является необходимым, а по отношению к одному из составных частей этого комплекса, которым является человек, является выборочным и находящимся в зависимости от воли человека.

Шестой имам (ДБАР) говорил: "Это не неизбежность и не самовольность, а нечто между ними ".[137]


ПОЗНАНИЕ ПРОРОЧЕСТВА

Глава 1. ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ - ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Зерно пшеницы, попавшее в землю, при хороших условиях начинает произрастать и преобразовываться, и с каждым днем приобретает все более новые формы и продолжает свой путь роста и развития в определенном порядке до тех пор, пока пшеничные колосья переполняться зернами, готовыми для сбора урожая, и каждое вновь упавшее в землю зерно начинает этот процесс заново. То же самое происходит с фруктовой косточкой, попавшей в землю, которая начинает произрастать, давать зеленые ростки и постепенно превращается в цветущее, полное вкусных плодов дерево.

Если зародыш животного появится в материнском чреве, он начинает определенный процесс развития, свойственный этому зародышу, пока не появится на свет в виде самого животного.

Этот определенный и стройный процесс развития происходит в любом виде Творения этого мира и являет собой судьбу этого вида и ни в коем случае пшеничный стебель, начавший свой рост из пшеничного зернышка, не превратится в овцу или другое животное.

Никогда животная самка, получившая свой зародыш от самца, не может родить, скажем, пальму, если предположить даже, что в ее структурном процессе произошла какая-то патология. Если мы, скажем, заметим пшеничный стебель без колосьев или же овцу без глаз, то мы не будем сомневаться в том, что в процессе роста имелась патологическая роль.

Постоянный и установившийся циклический порядок в развитии существ и соотнесение каждого вида Творения в процессе развития к своему специфическому процессу развития являются совершенно неизбежным и не подлежат никакому сомнению. Из этой совершенно ясной теории можно вынести два следующих результата:

1- среди этапов развития, который проходит каждый вид Творения с момента появления на свет и до смерти, имеется своего рода связь и нить, которую, говоря своеобразно, выделяет каждый вид Творения после прохождения определенного этапа и поглощает до вхождения в новый этап развития;

2- принимая во внимание вышеназванную связь, последний этап движения каждого вида с самого начала возникновения предусматривает поступательный ход развития этого вида. Так, например, посаженное в землю семячко, с того самого времени как из под земли появляется кончик его зеленого ростока, предусматривает стать большим и цветущим деревом или же находящийся в материнском чреве зародыш со времени развития движется в сторону совершенства.

Священный Коран в своем учении (соотносящий все виды Творения и их развитие к Господу) это движение и стремление к совершенству, которое заложено в каждом виде Творения, соотносит с божественной ориентацией и руководством и в этой связи повелевает: "Господь наш тот, кто дал каждой вещи ее строй, а потом вел по пути должному" (сура Таха, стих 50), а также "Господь, который сотворил и соразмерил все, который распределил и направил все" (сура А'ла, стихи 32), а также "У всякого есть направление, куда он обращается" (сура Бакара, стих 148), а также "И Мы не создали небеса и землю и то, что между ними, развлекаясь (бесцельно - пер.). Мы создали их только Нашей волей, но большинство из них не знают этого" (сура Духан, стих 38).

Глава 2. ОСОБАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Естественно, что человек не является исключением из этого порядка и этот самый поступательный процесс, господствующий над всеми видами Творения, распространяется и на него и, ввиду того, что каждый вид движется к совершенству своими специфическими для него путями, человек также движется в сторону совершенства специфическим для себя поступательным движением. Хотя человек во многих аспектах имеет общность с различными видами растительного и животного мира, тем не менее он имеет особенности, выделяющие его от других и это отличие называется разумом.

Именно благодаря разуму человек размышляет и всеми возможными путями старается использовать их себе на пользу. Разум человеческий может взлетать в бесконечную высь небес и погружаться в глубины морей и даже на земле использует и эксплуатирует все неживое, животных и растений и даже себе подобных видов с тем, чтобы извлечь себе пользу.

Человек по своей природе пределом своего счастья и совершенства считает абсолютную свободу. В то же время, принимая во внимание то, что человек является существом общественным и имеет множество потребностей, которые он в одиночку не может удовлетворить и которые могут быть устранены в сообществе с другими людьми, подобными ему, которые также имеют инстинкты эгоизма и свободолюбия, он вынужден ради достижения своих целей лишиться некоторых свобод и взамен выгоды, которую получает от других, должен давать выгоду другим, должен трудиться, то есть он поневоле должен принять условия человеческого сообщества. Этот факт хорошо прослеживается в состоянии новорожденных и детей. Новорожденный с самого начала удовлетворяет свои потребности посредством крика и плача и для него не существует никаких законов и положений, но по мере своего развития и, в частности, сознания, он начинает понимать, что лишь криком и плачем нельзя многого добиться и постепенно приближается к состоянию общественного человека, который имеет развитое мышление, и осознает общественные законы своего круга. Человек, приняв законы человеческого сообщества, осознает необходимость существования господствующих в обществе законов, который определяет права и обязанности каждого члена общества и определяет меру наказания нарушителя этих законов, осуществлением которых каждый гражданин может достичь истинного счастья, равное социальной значимости этого человека.

Этот закон - это тот самый всеобщий практический закон, которого желает человечество со времени появления его на свет и до сего дня и который всегда был идеалом его мечтаний и к которому оно всегда стремилось. Естественно, что если такое было невозможно и это не было определено его судьбой, то он не был бы желаем человечеством.[138]

Господь всевышний указывает на истинную суть человеческого общества: "Мы разделили среди них их пропитание в жизни и возвысили одних над другими, чтобы одни из них брали других в услужение" (сура Захраф, стих 32), а также по поводу эгоизма и желания беспредельного господства человека в священном Коране повелевается: "Человек сотворен алчным, когда коснется его зло станет печальным, а когда коснется добро - недоступным" (сура Мирадж, стих 20-20.

Глава 3. УМ И ЗАКОН

Если обратить внимание, то можно заметить, что закон, который всегда был идеалом людей и они всегда своей божественной сутью осознавали необходимость существования такого закона, который обеспечит им счастье, это - закон, который приведет человечество к счастью, где не будет дискриминации и никаких исключений, и установит среди людей всеобщее совершенство. Естественно, до до сих пор за все время истории человечества такой закон, составленный на основе разума, не был подготовлен, и если составление этого закона было возложено на разум, то, несомненно, человечество сейчас располагало таким законом и все люди, способные думать, могли в подробности осознать его, подобно тому как осознают его необходимость в обществе.

Выражаясь более ясно, это должен быть всеобщий и совершенный закон, который должен обеспечить счастье общества и направить к нему общество путем Творения и поступательного хода развития. Если создание этого закона эволюционно было возложено на разум, то каждый разумный человек мог бы его осознать, мог осознать его выгоды и вред, его необходимость, но, как известно, такого закона до сего времени не было. Законы, написанные до сих пор каким-то правителем или группой лиц или же народами, были приемлемы для одной группы людей и неприемлемы для других, и многие были осведомлены об этих законах, а многие другие - нет и никогда люди в человеческом обществе не были равноправны и не все в этой связи обладали общим для всех богом данным сознанием.

Глава 4. ТАИНСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ИМЕНУЕМОЕ БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ

Из вышеприведенного выясняется, что закон, который может обеспечить счастье человечества, не может быть осознаваем обычным сознанием и, ввиду того, что согласно теории всеобщей ориентации, имеется потребность в существовании подобного рода сознания, неизбежно среди человечества должно существовать сознание, которое могло бы сознавать то, что непостижимо простому сознанию, могло бы внушить людям их истинные права и обязанности, и это сознание, не представляющее собою ничто иное, кроме ума и чувств, называется сознанием божественной откровенности. Необходимость возникновения такой силы и такой способности в человечестве не означает, что оно может появиться у всех подобно силе полового влечения. Удовольствие бракосочетания и подготовка к нему возникает в людях, достигших совершеннолетия, тогда как таинственное сознание не может быть постижимо для всех, подобно тому как таинственно и непонятно осознание удовольствия от брака для несовершеннолетних. Господь всевышний в своем слоге по поводу божественного откровения своих законов и умственной недоступности в этом смысле повелевает: "Мы открыли тебе так же как и Нуху и пророкам после него... отправили посланников благоденствующих и увещающих, чтобы не было для людей против Аллаха довода после посланников (сура Ниса. стих 162, 165)

Глава 5. ПРОРОКИ - ВОПЛОЩЕНИЕ ЦЕЛОМУДРИЯ ПРОРОЧЕСТВА

Появление пророков господних подтверждает мысль, приведенную в вышеприведенной главе. Пророками господними были люди, которые претендовали на восприятие божественного откровения и пророчества, и аргументировано доказывали верность своего претендования и распространяли среди народа суть божественной религии, то есть все тот же закон божественного счастья. Пророки, оснащенные чувством божественного откровения и пророчества, в какое бы они время не появлялись, были не больше одного или нескольких человек.

Тосподь всевышний, дав своим посланникам задачу призыва к религии и ее пропаганды, полностью совер-шествовал вопрос ориентации людей.

Именно поэтому, пророк господний должен быть воплощением всех качеств непорочности и целомудрия, то есть должен быть защищен от всяких ошибок в деле восприятия божественного откровения, его хранения и доведения его до людей и не допускать никакой халатности, ибо, как было сказано выше, восприятие откровения, хранение его и пропаганда его составляют три основы эволюционного направления, и ошибка в этом деле недопустима.

Кроме того, совершение греха и невыполнение призыва и его пропаганды противоречит самому факту призыва и способствует возникновению недоверия к правдивости божественного призыва и, в итоге, сам призыв и его цели становятся бесцельными.

Господь всевышний указывает на целомудрие пророков: "И из отцов их, их потомков и братьев их Мы избрали некоторых и наделили их мудростью и навели на прямой путь" (Сура Ан'ам, стих 87), а также "Только лишь Он ведающий сокровенное и не даст он узнать сокровенное у Него никому, кроме тех, кого Он соблаговолил как посланника, и тогда Он ведет перед ним и позади его наблюдателя, чтобы знать Ему, что они не передали послания своего Господа" (сура Джинн, стих 26-28).

Глава 6. ПРОРОКИ И НЕБЕСНАЯ РЕЛИГИЯ

То, что пророки господние получили путем восприятия божественного откровения и довели до народа в качестве божественного повеления, была религия, то есть метод жизни, права и обязанности человека, обеспечивающие истинное счастье человека.

Небесная религия, в целом, состоит из двух частей: идейной и практической.

Идейная часть религии - основополагающие убеждения и факты, которым должен придерживаться человек в своей жизни, то есть три основных принципа - монотеизм, пророчество и загробная жизнь, и отказ от одного из них означает не верование в религию, в целом.

Практическую часть составляют ряд морально-нравственных и практических предписаний, состоящих из обязанностей, которые должен исполнить человек по отношению к своему Аллаху, и обязанностей, которые он должен выполнить по отношению к обществу, в котором живет.

Именно поэтому второстепенные обязанности, составленные для людей в небесных законах, бывают двух видов: моральные и практические и каждый из этих видов делится также на два подвида:

морально-практический вид, имеющий связь с престолом господним, то есть вера, преданность, покорность, достижение милости господней, преклонение перед Аллахом, а также такие действия практического назначения как совершение намаза, соблюдение поста, жертвоприношение, и эта группа действий, в частности, называется вероисповедованием и делает несомненным рабскую покорность человека и его преклонение перед Аллахом;

морально-практический вид, имеющий связь с обществом, включающий высокие моральные качества, добронравие, добродеяние, справедливость, щедрость, а также такие обязанности как исполнение обязательств при контактах и сделках и другие и эта группа называется сделки.

С другой стороны, человек постоянно набирается совершенства и человечество день ото дня становится совершенным и наличие такого совершенства предусмотрено в небесных законах и священный Коран утверждает постепенное совершенство (если будет достигнуто через разум) и, как видно из коранических стихов, каждый закон истиной совершеннее предыдущего: "И послали мы тебе Книгу с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания и для охранения его" (сура Маида, стих 48).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.