Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень третий – средовой




Сюда обычно относят стандартные места нашего обитания: дом, рабочий кабинет, автомобиль и все, что укладывается в понятие «окружающая среда», в том числе круг знакомых и места отдыха.

Необходимо отметить, что наш имидж как качественная и объемная характеристика начинает «работать» только при гар­моничном сочетании всех трех названных уровней одновременно. Сформированный образ не только поможет нашему са­моопределению в обществе, но и станет важным средством со­ответствия личности конкретному профессиональному объеди­нению, статусу и уровню положения. Хотя скептики подчас натуралистически замечают, что статус - это всего лишь ко­личество перьев. Возможно, такое утверждение также име­ет право на жизнь.

Однако не стоит недооценивать роль самопрезентации че­ловека в сложном и высокоорганизованном современном об­ществе. Ведь усилия, вложенные в формирование позитивно­го имиджа, отражают личностную оценку собственных воз­можностей, фиксируют место человека в социуме в настоящее время и его будущий карьерный рост. А с точки зрения пси­хологии человека и понятия самооценки как такового это чрез­вычайно важные факторы.

Ко всему прочему профессионально-личностный имидж ­не только важнейший элемент достигнутого статуса, он еще одновременно является и предпосылкой достигаемого. Что называется в кредит, на перспективу, когда мы сознательно завышаем свой профессиональный статус, накручивая себе цену в начале карьерного пути и как бы компенсируя этим недостаток своего опыта. Но если делать это правильно, вско­ре можно действительно начать соответствовать предъявляе­мым к себе требованиям в реальности.

Поэтому американцы говорят: студент выпускного курса юридического факультета должен выглядеть так, как будто он уже работает юристом. Есть и еще одно известное правило: тот, кто хочет подняться на следующую ступеньку карьерной лестницы, должен стараться выглядеть так, как будто он уже занял интересующую его позицию. Ведь человек, одевающий­ся на работу по всем правилам дресс-кода, будет восприни­маться вышестоящим руководством как человек более профессиональный. И при прочих равных условиях его, скорее все­го, первого пошлют на обучение или повысят в должности. Как говорится, «если хочешь быть начальником, то одевайся, как начальник, и говори, как начальник». Психологи, кстати, называют такой подход ассоциативным поведением.

Если человек хочет быть другим, тогда он должен быть им уже сейчас, подкрепляя самооценку соответствующим пози­ционированием в обществе и частой принадлежностью к определенной ситуации, настраивая образ своего мышления оп­ределенным образом. В таком случае человек действительно становится тем, кем хочет быть, и добивается в реальности того, что соответствует его внутренним порывам и состоянию. Понятно, что такой подход используется не только в области создания профессионального имиджа, но и в прикладной пси­хологии, помогая людям с внутренними конфликтами и запу­тавшимися жизненными ориентировками понять и осознать себя, постепенно налаживая гармонию между внутренним и внешним миром.

Так, мы часто сталкиваемся в жизни с устоявшимся отно­шением к себе в группе, как правило, близких людей, чье мне­ние о нас было сформировано задолго до нашего сегодняшнего состояния и идет вразрез с нашим реальным мнением о себе. Такая дисгармония нередко приводит к внутриличностным конфликтам, и в этом отношении новые знакомства и новые отношения воспринимаются крайне положительно, как чис­тый лист, где мы можем представить себя так, как нам хочет­ся, несмотря на то, что где-то обязательно преувеличим. Зато если презентовать себя правильно, адекватно, но в соответ­ствии со своим внутренним ощущением, впоследствии при встрече с этим человеком мы будем чувствовать себя более ус­тойчиво и комфортно, так, как надо. Это, если хотите, психоло­гическое объяснение важности первого впечатления, в котором имидж и визуальная сторона играют далеко не последнюю роль.

Самое интересное, что, постоянно работая над собой по­добным образом, мы можем действительно стать такими, ка­кими хотим быть. И в этом плане заранее зафиксированное отношение к нам близких, знающих нас в другом амплуа из­начально, может сильно затормозить весь процесс. Хорошо, если старые друзья и знакомые готовы вас понять адекватно и меняться вместе с вами. Труднее бывает с родственниками, где менять свой имидж и свое поведение нужно мягко и по­степенно, не шокируя окружающих. В противном случае вас могут не понять или понять, но неправильно. Точно так же вас как могут не понять и в деловой среде, воспринимая вас не так, как вы старались себя представить. Чтобы этого не случилось, нужно стараться соответствовать внутренне и внеш­не заявленным требованиям, да еще не забывать о важной роли первого впечатления, характеризующего дальнейшие отношения с человеком. «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», - гласит известная пословица, и с ней нельзя не согласиться. Поэтому мы остановимся на первом впечатлении и разберем его особенности подробнее. Так вот, первое впечатление о конкретном человеке складывается на основе трех компонентов:

1. вербального (что, и как говорится);

2. вокального (как произносится);

3. визуального (как выглядит говорящий) - включая осанку, мимику, жесты и манеру поведения, выдающую характер и типаж соответственно.

Причем, со слов исследователей, 90% всей информации о другом человеке улавливается нами благодаря бессознатель­ной оценке невербального поведения, которой мы, по законам психологии, доверяем больше, чем словам или действиям. По­лучается, что, зная расшифровку невербальных жестов и умея владеть ими, можно влиять определенным образом на людей, создавая тем самым и основу своего имиджа.

Вообще, предполагаемый треугольник эффективного имид­жа имеет следующие вершины:

1. позиционирование, адекватное общим целям и конкрет­ным задачам;

2. опора на свои индивидуальные особенности и бережное отношение к своей уникальности;

3. учет закономерностей восприятия окружающих.

На пересечении этих составляющих и формируется эффек­тивный имидж в каждой конкретной ситуации. Поэтому, на­пример, при выборе одежды для собеседования необходимо руководствоваться основным принципом - принципом адек­ватности. Одежда, манера поведения и внешний вид должны качественно согласовываться между собой и соответствовать ситуации, согласно целям и задачам. Например, деловой имидж в своем нерушимом образе должен представлять собой стабиль­ность, собранность, основательность, пунктуальность, стро­гость и благополучие. А еще - достаток, сдержанность, опе­ративность и аккуратность.

Получается, что деловой дресс-код - это те же понятия, но переведенные исключительно на язык одежды, прически, аксессуаров и всего внешнего образа вместе взятых. Причем эта визуальная составляющая деловой жизни порой очень основательно отражается на положительном имидже всей орга­низации в целом. Кстати, еще совсем недавно ее формирова­нию в Российских деловых кругах не уделялось должного и адекватного Внимания. Хотя, по правилам, имидж руководи­телей и самопрезентация организации в целом - это одни из фундаментальных понятий, связанных с миссией компании и разработкой стратегии ее дальнейшего развития.

Внешний вид сотрудников, как и их отношение к своей фирме, - важнейшая часть имиджа любой организации, и в особенности, небольшой, развивающейся, ведь первые впечат­ления о деятельности компании часто формируют ее репута­цию на долгие годы. А репутация, безусловно, необходима надежная, стабильная, открытая, честная и конкурентоспособ­ная. В этом случае корпоративная одежда, или дресс-код, вве­денный в компании, нацелены визуально продемонстрировать эти качества как клиентам, так и партнерам и конкурентам.

Главное, чтобы внешние качества презентации соответство­вали реальному положению вещей в этой компании. В свою очередь, знание подобных психологических основ, умение гра­мотно преподнести и презентовать себя в обществе, адекват­но дешифровать определенный Dress Code, владея технологи­ей создания делового имиджа в целом, можно с уверенностью влиять на общество в поддержку достижения заявленных це­лей. А добьются чего-либо в этой жизни, причем не только в деловой, но и в личной, очень важно для каждого из нас. И в этом смысле понимание тонкостей восприятия, о которых мы сейчас говорим, может сослужить хорошую службу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.