Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтогены. Конфликтная ситуация. Инцидент




Классификация конфликтов

Национальные и культурные традиции проведения дискуссии

Индивидуальные особенности участников дискуссии.

Следует выбрать стратегию ведения дискуссии с учетом индивидуальных особенностей дискутирующих. Традиционно выделяют сильных и слабых участников. Сильный участник - уверен в себе, хорошо знает предмет спора, имеет опыт полемического общения, пользуется авторитетом. Слабый участник, соответственно, - недостаточно осведомлен в проблеме, нерешительный, неопытный в общении.
По характеру знаний говорящих разделяют на «лис» и «ежей» (по басни древнегреческого поэта Архилоха: «Лиса знает много всяких вещей, а еж - одну, но большую»). Так что «лисы» – широко осведомлены, но недостаточно глубоко разбираются в отдельных вопросах, а «ежи» - ораторы, глубоко разбирающиеся в одной теме, отдельных вопросах.
По манере поведения выделяют много различных типов участников дискуссии: «агрессор», «всезнайка», «молчун», «застенчивый», «заинтересованный», «большая шишка», «адвокат дьявола» и пр.
Отношение ведущего к разным типам участников должно быть дифференцированным. «Сильному» следует задавать сложные вопросы, к «ежу» обращаться за разъяснениями, «застенчивым», «незаинтересованным», «молчунам» - давать возможность высказаться в первую очередь, ставить несложные вопросы, поддерживать в них уверенность в своих силах; «агрессору», критикующему всех и все, сразу ставить вопрос: «А что вы предлагаете?», «болтунам» - тактично напоминать о регламенте, с «большой шишкой» избегать прямой критики, применять технику «да, но», «адвокату дьявола», который специально ставит вопросы, ведущие в тупик, блокирует дискуссию, следует переадресовать его же вопрос, акцентировать внимание на провокативности его заявлений.

 

Виды конфликтов:

ü скрытые или явные;

ü функциональные (конструктивные) - если способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений или дисфункциональные (деструктивные) - препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений;

ü реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.или нереалистические (беспредметные) - открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

ü внутриличностные конфликты - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы или межличностные - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

 

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе - всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация. Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Выделяют три основных типа конфликтогенов:

ü стремление к превосходству;

ü проявления агрессивности;

ü проявления эгоизма.

Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?

1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

Конфликтная ситуация— это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними. По Козыреву Г.И. конфликтная ситуация характеризуется неудовлетворенностью, при которой происходит трансформация субъективно-объективных отношений в субъективно-субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия и социальной (или психической) напряженностью.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

ü Инцидент конфликтный — это эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, при которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.

ü Инцидент информационный — событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

ü Инцидент деятельностный — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. По С.М. Емельянову — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще он бывает спонтанным. Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий). Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Особый случай — острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.