Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок прохождения военной службы и его правовое регулирование




Основными нормативными правовыми актами, регулирующими военную службу в Российской Федерации являются Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Военная служба, с одной стороны, является обязанностью граждан Российской Федерации, привлекаемых к ней по призыву, одной из форм конституционной обязанности по защите Отечества, а с другой – правом поступать на нее в добровольном порядке, тем самым реализуя свой конституционный долг по защите Отечества. Однако не каждое лицо может быть привлечено к военной службе или поступить на нее и, следовательно, не у каждого лица могут возникнуть военно-служебные отношения, поскольку для этого необходимы определенные условия.

Наличие необходимых условий является предпосылкой возникновения государственно-служебных или военно-служебных отношений. Само же отношение возникает при наступлении юридического факта, с которым связывается начало военной службы. Однако, кроме соблюдения условий привлечения или поступления на военную службу, необходимо наличие оснований возникновения военно-служебных отношений, которые также являются юридическими фактами, закрепленными законом. Указанные юридические факты бывают двоякого рода:

Под условиями возникновения военно-служебных отношений следует понимать юридические требования, предъявляемые к личности привлекаемого или поступающего на военную службу.

– события, например достижение призывного возраста;

– волевые действия лица, имеющего право требовать заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Такими условиями являются:

1) наличие российского гражданства (для лиц, призываемых на военную службу). На военную службу по контракту имеют право поступать и иностранные граждане;

2) достижение определенного возраста. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призывной возраст граждан мужского пола установлен от 18 до 27 лет (ст. 22). Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет; иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет (ст. 34). В военные образовательные учреждения могут быть приняты граждане в возрасте от 16 до 23 лет;

3) годность по состоянию здоровья. На военную службу не может быть призван гражданин, признанный негодным к военной службе;

4) наличие профессионально-психологических качеств. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору. При этом оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан. Профессиональная пригодность определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется гражданин. На военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности, т. е. непригодный к военной службе;

5) уровень образования, профессиональной и физической подготовки.

Призыв граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), который является публичным правовым актом, определяющим необходимость исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву для лиц, достигших призывного возраста. В то же время сам указ не порождает возникновения военно-служебных отношений, он играет роль юридического факта, который в совокупности с требованиями, предъявляемыми к гражданам, привлекаемым на военную службу, и рядом других юридических фактов приводит к возникновению военно-служебных отношений, т. е. указ о призыве играет роль юридического основания для их возникновения.

Возникновение военно-служебных отношений по законодательству Российской Федерации связывается с началом военной службы, которое для военнослужащих Российской Федерации установлено п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает определенные права и обязанности и на него возлагается ответственность.

Началом военной службы считается:

а) для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, – день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, – день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

д) для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, – дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

– военнослужащий находится на стационарном лечении;

– военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

– военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

– военнослужащий участвует в походах кораблей;

– военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

– военнослужащий безвестно отсутствует – до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

– военнослужащий находится под следствием;

– военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеющий выслугу лет 10 и более не дал согласия на увольнение по достижении предельного возраста пребывания ан военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения его жильем – до дня его обеспечения жилым помещением по установленным нормам.

В срок военной службы не засчитываются:

1) время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;

2) время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы.

Прохождение военной службы – это регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания.

Прохождение военной службы влечет изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами, в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:

а) с определением должностного положения военнослужащих;

б) с присвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановлением в воинских званиях военнослужащих;

в) с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих;

г) с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени отдыха;

д) с аттестацией военнослужащих;

е) с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;

ж) с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

з) с другими обстоятельствами (событиями), с которыми связано изменение служебно-правового положения военнослужащих.

Наступление юридических фактов в период прохождения военной службы и при исполнении обязанностей военной службы имеет разные правовые последствия.

Так, например, в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступивших при исполнении обязанностей военной службы, им дополнительно к страховым суммам выплачивается единовременное пособие в размерах, указанных в п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Наступление указанных последствий в период прохождения военной службы влечет только выплату им страховых сумм.

Таким образом, в законодательстве закреплен общий подход, в соответствии с которым наступление юридических фактов при исполнении обязанностей военной службы влечет более благоприятные правовые последствия, чем их наступление в период прохождения военной службы, но не исполнения при этом военнослужащим обязанностей военной службы.

Четкое установление случаев исполнения обязанностей военной службы позволяет конкретизировать условия наступления отдельных видов юридической ответственности военнослужащих. Период прохождения военной службы ограничен моментами начала военной службы и окончания военной службы.

Случаи исполнения военнослужащим обязанностей военной службы перечислены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (исполняют военную службу) в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

По общему правилу военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы;

б) добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения;

в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания). В указанных случаях на военнослужащих не будут распространяться социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (например, выплата страхового и единовременного пособия и др.).

Срок военной службы устанавливается:

а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., – 24 месяца;

б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, – 18 месяцев;

в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, – 12 месяцев;

г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, – 24 месяца;

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, – 12 месяцев;

е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

Отношения военной службы не являются статичными, они меняются в процессе ее исполнения. Под изменением военно-служебных отношений следует понимать изменение служебно-должностного положения военнослужащих (назначение на должность, освобождение и отстранение от должности), присвоение, лишение и восстановление воинского звания. Изменение военно-служебных отношений связано с прохождением военной службы.

Характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке определяются занимаемой им воинской должностью, под которой понимается учрежденная в установленном порядке структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

По законодательству Российской Федерации замещение должностей в основном производится назначением на них военнослужащих. Однако в целях минимизации субъективного фактора при принятии решения о назначении применяются предварительные процедуры согласования, аттестации военнослужащих, а при назначении на отдельные должности — проведение конкурса на замещение вакантных должностей.

Конкурсзаключается в замещении должности в порядке соревнования, состязательности. Основное преимущество конкурса – возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе. В отличие от выборов конкурс основан на волеизъявлении только участников. Итоги конкурса имеют юридическую силу после объявления результатов голосования, на основе чего заключается контракт.

Процедурой, предшествующей, как правило, назначению на должность, является аттестация военнослужащих. В соответствии с п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

Под аттестацией военнослужащих понимается деятельность аттестационной комиссии, состоящей из воински х должностных лиц, в рамках нормативно установленной процедуры в целях определения служебно-должностного предназначения военнослужащего, а также его служебно-правового положения на основании изучения его деловых, личных и нравственных качеств, служебной деятельности, результатом которой является оценка аттестуемого, содержащаяся в рекомендациях аттестационной комиссии, представляемых на утверждение соответствующему командиру (начальнику).

Назначению на должности предшествует освобождение военнослужащих от ранее занимаемых ими должностей.

По законодательству Российской Федерации освобождение военнослужащих от должностей, связанное с изменением их служебно-должностного положения, происходит в следующих случаях:

– назначения на новую воинскую должность, в том числе при зачислении в военно-учебное заведение и окончании военно-учебного заведения;

– перевода к новому месту военной службы;

– прикомандирования военнослужащих к органам, учреждениям и организациям;

– назначения на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, которая является государственной должностью Российской Федерации. Статус федерального министра определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»;

– зачисления военнослужащих в распоряжение.

Таким образом, изменение военно-служебных отношений, связанных с изменением служебно-должностного положения военнослужащего, представляет собой сложный фактический состав, состоящий из совокупности юридических фактов, приводящих к изменению должностных обязанностей и соответствующих им прав.

Изменение служебно-должностного положения военнослужащего, влекущее изменение военно-служебных отношений, кроме назначения на должность, связано также с переводами, прикомандированием и освобождением от должности.

Переводом называется перемещение военнослужащих для дальнейшего прохождения военной службы из одной воинской части в другую.

По законодательству Российской Федерации предусмотрены следующие виды переводов военнослужащих:

а) по инициативе военнослужащего (по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии); по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру). Однако военнослужащие не обладают субъективным правом на перевод. Дискреционными полномочиями в этом вопросе обладают должностные лица, имеющие право назначения на должность;

б) по инициативе командования (по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой; в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; перевод в случае, если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными).

К изменению военно-служебных отношений приводит не только изменение служебно-должностного положения военнослужащего, но и присвоение ему воинского звания, снижение его в воинском звании и лишение его воинского звания.

Воинские звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения, позволяют выразить заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке. Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах вопросы, связанные с порядком и условиями присвоения и лишения воинских званий, регламентируются ст. 46–48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в ст. 46 указанного Закона. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.

При присвоении воинских званий должны соблюдаться следующие условия:

во-первых, занятие военнослужащим воинской должности (должности), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;

во-вторых, обязательным условием присвоения очередного воинского звания является выслуга установленного срока в предыдущем воинском звании. Досрочно очередное воинское звание присваивается только за особые личные заслуги.

Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, а также в адъюнктуре или военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника или капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании независимо от воинской должности, которую он занимал до поступления в указанное образовательное учреждение.

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора или капитана 3 ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, – не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

Таким образом, основаниями присвоения воинского звания являются:

1) привлечение на военную службу по призыву или поступление на военную службу в добровольном порядке, а также поступление в военно-учебное заведение;

2) окончание военного образовательного учреждения профессионального образования;

3) истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, за исключением срока военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и выше;

4) решение должностного лица в пределах его полномочий о присвоении очередного воинского звания досрочно либо на ступень выше занимаемой должности;

5) назначение военнослужащего на высшую воинскую или иную должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании. При этом очередное воинское звание военнослужащему присваивается одновременно с назначением, а при невозможности одновременного оформления — со дня назначения на эту воинскую должность;

6) сдача испытаний по установленной программе военнослужащими, проходящими военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше;

7) переаттестация при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации или в иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание. В этом случае указанному гражданину может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию.

Военно-служебные отношения изменяются не только в случае присвоения очередного воинского звания, но и при снижении в воинском звании, а также в случае лишения военнослужащего воинского звания.

Снижение в воинском звании как мера дисциплинарного взыскания предусмотрено только для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ст. 52 ДУ ВС РФ). В отношении военнослужащих всех составов, проходящих военную службу по контракту, снижение в воинском звании не предусмотрено. Основанием наложения указанного дисциплинарного взыскания является совершение военнослужащим дисциплинарного проступка. Взыскание объявляется в приказе командира или начальника, имеющего соответствующую дисциплинарную власть. Сержанты и старшины снижаются в воинском звании на одну ступень. Также они могут быть снижены в воинском звании с переводом на низшую должность. Моментом изменения военно-служебного отношения является издание приказа о наложении взыскания.

По законодательству Российской Федерации институт снижения в воинском звании применяется только в отношении одного состава военнослужащих — сержантов и старшин, привлекаемых на военную службу по призыву.

Согласно ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может быть лишен воинского звания толь­ко по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступ­ления. Вступление в законную силу приговора суда, в котором указан день начала отбывания наказания, в том числе связанного с лишением воинского звания, непосредственно влечет прекращение военно-служебных отношений, поскольку военная служба исполняется только в воинском звании.

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. Прекращение военно-служебных отношений представляет собой сложный фактический состав, состоящий из ряда последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемый приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Критерием классификации оснований прекращения военно-служебных отношений являются источники возникновения оснований прекращения военно-служебных отношений, которыми являются следующие виды юридических фактов:

1) события (обстоятельства), не зависящие от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающие военно-служебные отношения. К их числу относятся:

– гибель военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы или его смерть при иных обстоятельствах;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

2) события, прекращающие военно-служебные отношения в результате процедуры увольнения с военной службы. К ним относятся обстоятельства, указанные в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношение. Военнослужащие подлежат обязательному увольнению с военной службы, т. е. это является обязанностью должностных лиц, при наличии следующих оснований:

– истечение срока военной службы по призыву;

– достижение предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих, исполняющих ее в добровольном порядке (по контракту);

– истечение срока контракта о прохождении военной службы;

– в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

– по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего любого состава военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а также в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно, или проходящего военную службу по призыву;

3) события, прекращающие военно-служебные отношения на основании судебного решения, в результате вынесения которого у должностных лиц возникает обязанность увольнения военнослужащего с военной службы. Такая обязанность возникает на основании судебного решения, во-первых, в связи с лишением военнослужащего воинского звания, во-вторых, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы;

4) действия должностного лица, в компетенцию которого входит увольнение военнослужащего, направленные на прекращение военно-служебных отношений. К их числу относятся все виды увольнения с военной службы по инициативе должностных лиц. Военнослужащие могут быть уволены с военной службы в соответствии с дискреционными полномочиями должностных лиц в связи:

– с организационно-штатными мероприятиями;

– с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно;

– с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

– с невыполнением условий контракта военнослужащим.

5) действия военнослужащего, направленные на прекращение военно-служебных отношений. К таким действиям относятся, во-первых, все виды увольнения по инициативе военнослужащего, а во-вторых, действия военнослужащего, направленные на приостановление военной службы, т.е. временное прекращение военно-служебных отношений. Увольнение по инициативе военнослужащего возможно по основаниям, возникающим:

– в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

– в связи с признанием военнослужащего, относящегося к составу офицеров, военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

– в связи с осуществлением военнослужащим полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо избранием его депутатом или главой исполнительного органа государственной власти либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

– по семейным обстоятельствам. Семейные обстоятельства, которые могут выступить в качестве оснований увольнения, различны для разных составов и категорий военнослужащих.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.