Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. Одним из самых нужных эмоциональных уроков, который усваивается в младенчестве и совершенствуется на протяжении детства




Дэниел Гоулллан

И




Одним из самых нужных эмоциональных уроков, который усваивается в младенчестве и совершенствуется на протяжении детства, является способ самоуспокоения, когда ребенок рас­строен. Очень маленькие дети получают утешение от тех, кто о них заботится: мать слышит, что ее дитя плачет, берет его на руки, держит в объятиях и качает до тех пор, пока оно успоко­ится. Как полагают некоторые теоретики, такая биологическая настроенность помогает ребенку учиться проделывать то же самое для себя. На протяжении решающего периода между де­сятью и восемнадцатью месяцами глазнично-лобная зона пред-лобной области коры головного мозга быстро создает соедине­ния с лимбической системой, что превратит ее в главный двух-позиционный переключатель дистресса. У младенца, ко­торому с помощью бесчисленных эпизодов утешения помогают научиться успокаиваться, как предполагается, образуются бо­лее прочные соединения в этом контуре управления дистрес­сом, и поэтому он на протяжении всей жизни будет лучше ус­покаивать себя, когда его что-то расстроит.

Надо признать, что умение успокаивать себя приобретает­ся годами и с помощью новых средств, по мере того как разви­вающийся мозг последовательно предлагает ребенку все более сложные эмоциональные инструменты. Как известно, лобные доли головного мозга, играющие значительную роль в управ­лении импульсом, посылаемым лимбической системой, разви­ваются вплоть до достижения подросткового возраста, то есть 11 — 16 лет. Еще одна важная цепь, постоянно формирующаяся на протяжении всего детства, принадлежит блуждающему не­рву, и один ее конец управляет сердцем и другими органами тела, а второй — через посредство других цепей — посылает сигналы миндалевидному телу, побуждая его выделять катехо-ламины, которые запускают реакцию по принципу «сражайся или спасайся». Коллектив специалистов Университета штата Вашингтон по изучению влияния процесса воспитания детей на их развитие обнаружил, что если воспитанием детей зани­маются сведущие в отношении эмоций родители, то это при­водит к изменению функции блуждающего нерва в лучшую сто­рону.




Как заявил Джон Готтман, ведущий психолог исследова­тельской группы, «родители видоизменяют вагусный (т.е. от­носящийся к блуждающему нерву) тонус своих детей» — то есть показатель того, насколько легко возбуждается блуждающий нерв, — «обучая их владению эмоциями: они разговаривают с детьми обо всех их переживаниях и о том, как следует их пони­мать, не критикуя и не осуждая, помогают решить проблемы, возникшие на почве эмоций, объясняя, как надо поступать, вместо того чтобы драться или уходить от конфликта, если они в печали». Если родители делают это умело, то детям удается лучше подавлять активность блуждающего нерва, побуждаю­щую миндалевидное тело снабжать организм гормонами реак­ции «сражайся или спасайся», и поэтому у них проявляются лучшие поведенческие реакции.

Совершенно очевидно, что в детстве для каждого значимо­го элемента эмоционального интеллекта существуют критиче­ские периоды, которые длятся несколько лет. Каждый такой период представляет «окно», назначение которого состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить полезные эмоциональные привычки, и если упустить эту возможность, то в более поздний период жизни будет гораздо труднее предложить ребенку кор­ректирующие уроки. Широкомасштабное ваяние и удаление лишних невральных схем в детстве, возможно, дает ответ на вопрос, почему пережитые в раннем детстве сильные негатив­ные эмоции и психическая травма становятся столь глубокими и прочными, что продолжают оказывать влияние и в зрелом возрасте. Этим же, вероятно, объясняется и то, почему лечение методами психотерапии часто продолжается достаточно долго, прежде чем удастся добиться желаемого воздействия на неко­торые из этих моделей, а также почему, как мы уже отмечали, даже после окончания курса терапии эти модели обнаружива­ют свойство сохраняться в форме основных склонностей, не­смотря на наложение новых представлений и заново усвоен­ные реакции.

Доказано, что головной мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни, хотя и не в такой исключительной сте­пени, как в детстве. Любое научение влечет за собой изменение в головном мозге, а именно, укрепление синаптической связи.

19*



Дэниел Гоулман


Изменения в мозге у пациентов с навязчивыми неврозами по­казывают, что манера проявления эмоций поддается влиянию влюбой периоджизни, — правда, требуя приложения длитель­ного усилия, — даже на невральном уровне. То, что происхо­дит с головным мозгом при расстройствах вследствие посттрав­матического стресса (равно как и в процессе лечения), анало­гично последствиям от всех повторяющихся или сильных эмо­циональных переживаний, которые действуют к лучшему или худшему.

Некоторые из наиболее впечатляющих уроков детям пре­подают их родители. Совершенно разные эмоциональные при­вычки прививаются родителями, чья настроенность подразу­мевает признание и удовлетворение эмоциональных потребно­стей младенца, или теми, кто приучает к дисциплине, не забы­вая о сопереживании, или родителями, поглощенными собой, которые не обращают внимания на страдание ребенка, или теми, кто дисциплинирует ребенка по своему капризу, крича на него или поднимая на него руку. В некотором смысле пси­хотерапия по большей части представляет собой коррективные практические занятия тем, что было искажено или полностью упущено раньше. Но почему бы нам не сделать все возможное, чтобы предотвратить необходимость прибегать к психотерапии, давая детям те воспитание и руководство, которые в первую очередь разовьют в них необходимые эмоциональные навыки?


Часть 5

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


ГЛАВА 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.