Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулллан. Эмоциональный интеллект




Школа для хулиганов

Эмоциональный интеллект



го присмотра и, не посещая занятия в начальной школе, в оди­ночестве шатаются по улицам. Парии обоих типов, как прави­ло, бросают начальную школу и пополняют ряды правонару­шителей, участвуя в мелких преступлениях, таких как магазин­ные и карманные кражи и торговля наркотиками.

(На этом пути обнаруживается явное различие между маль­чиками и девочками. Результаты исследования «плохих» дево­чек-четвероклассниц, которые доставляли неприятности учите­лям и нарушали правила, но имели успех у своих сверстников, показали, что к моменту окончания средней школы 40 процен­тов этих девочек имели ребенка, что втрое превышало средний показатель беременности у девочек в их школах. Другими слова­ми, девочки-тинейджеры не хулиганят... они беременеют.)

Все сказанное выше вовсе не означает, что это единствен­ный путь к насилию и преступности. Подвергнуть ребенка рис­ку могут и многие другие факторы, в частности, рождение в квартале с высоким уровнем преступности, где у них имеется больше соблазнов совершить преступление и насилие; жизнь в семье с высокими уровнями стресса или в убожестве и нищете. Не следует, однако, думать, что хотя бы один из этих факторов неизбежно толкает ребенка на путь насильственных преступ­лений. При прочих равных условиях психологические факто­ры, движущие агрессивными детьми, в значительной степени лишь повышают вероятность того, что они кончат на скамье подсудимых за совершение насильственных преступлений. По мнению Джеральда Паттерсона, психолога, проследившего жизненный путь сотен таких мальчиков вплоть до достижения ими возраста от 18 лет до 21 года (возраст молодых совершен­нолетних по американским меркам), «антиобщественные по­ступки пятилетних могут оказаться моделью поведения несо­вершеннолетних преступников».

Перекос в мозгах, который у агрессивных детей сохраняет­ся в течение всей жизни, практически на 100 процентов гаран­тирует, что их ожидает плохой конец. Судя по результатам на-




блюдений за несовершеннолетними правонарушителями, со­вершившими насильственные преступления, и за агрессивны­ми учениками средней школы, и те, и другие имеют одинако­вую психологическую установку. Так, если им случалось с кем-то повздорить, они мгновенно настраивались враждебно по от­ношению к этому человеку, поскольку сразу решали, что тот испытывает к ним явную неприязнь, даже и не пытаясь добыть дополнительную информацию или найти мирный способ уст­ранить разногласия. Но при этом они никогда не задумывают­ся о негативных последствиях решения проблемы насильствен­ным путем — как правило, дракой. В оправдание агрессивной направленности своих мыслей они говорят примерно следую­щее: «Если ты чуть не спятил от бешенства, нет ничего дурного в том, чтобы кого-нибудь отдубасить»; «Если ты уклонишься от драки, все сочтут тебя трусом» и «Люди, которых здорово побили, на самом деле не так уж и страдают».

Но своевременная помощь может изменить эти установки и остановить движение ребенка по пути к преступлению. Несколь­ко экспериментальных программ оказались довольно удачными в том, что помогли таким агрессивным детям научиться контро­лировать наклонность к антиобщественным действиям раньше, чем она доведет их до более серьезных неприятностей. Одна про­грамма в университете Дьюка предусматривала работу с одержи­мыми яростью смутьянами из начальной школы на учебных за­нятиях продолжительностью сорок минут дважды в неделю на протяжении шести—двенадцати недель. Мальчиков учили, на­пример, понимать, что некоторые социальные сигналы, кото­рые они интерпретировали как враждебные, на самом деле были нейтральными или дружескими. Они учились вставать на точку зрения других детей, понимать, как они выглядят в глазах дру­гих, и что думали и чувствовали другие дети во время столкнове­ний, которые привели их в такую ярость. Их также обучали пря­мо справляться с гневом путем разыгрывания сцен, — например, их дразнили, — которые могли бы заставить их выйти из себя. Одним из главных навыков, необходимых для сдерживания гне­ва, было наблюдение за своими чувствами: осознание телесных ощущений, например, того, что они краснеют или у них напря­гаются мышцы, когда они гневаются, и использование этихошу-


Эмоциональный интеллект



щений как субъективного указателя стимула к тому, чтобы оста­новиться и подумать, что делать дальше, вместо того чтобы им­пульсивно размахивать кулаками.

Джон Лохман, психолог из Университета Дьюка и один из разработчиков этой программы, рассказывал мне: «Они обсуж­дают ситуации, в которых оказывались в последнее время, вро­де той, когда на них кто-то налетел в коридоре, а они уверены, что это было сделано намеренно. Дети говорят о том, как они могли бы справиться с этим. Один малыш сказал, к примеру, что он просто посмотрит на того мальчика, который на него натолкнулся, и попросит его больше так не делать, а потом уй­дет. Такая позиция дает ему возможность осуществлять опре­деленный контроль и сохранять чувство собственного досто­инства, не начиная драку».

Вот что интересно: многие агрессивные мальчики чувству­ют себя несчастными оттого, что легко выходят из себя, и по­этому оказываются восприимчивыми к научению сдерживать свой гнев. В пылу момента хладнокровные ответные реакции вроде отхода в сторону или счета до десяти, чтобы дать пройти побуждению ударить, прежде чем отреагировать, разумеется, не бывают автоматическими; мальчики упражняются в таких воз­можных вариантах реагирования во время эпизодов с разыг­рыванием ролей, например, они садятся в автобус, где другие дети дразнят их, говоря им колкости. Таким образом они могут опробовать дружеские ответные реакции, которые позволят им сохранять достоинство и в то же самое время предоставят им альтернативу таким действиям, как пускание в ход кулаков, плач или позорное бегство.

Спустя три года после того, как мальчики прошли это обу­чение, Лохман сравнил их с другими, не менее агрессивными мальчиками, которые не посещали занятий по обучению детей справляться с гневом. Он выяснил, что, достигнув подростко­вого возраста, мальчики, прошедшие обучение в рамках этой программы, доставляли гораздо меньше неприятностей на за­нятиях, более позитивно относились к себе и от них меньше можно было ожидать, что они начнут пить или принимать нар­котики. И чем дольше они участвовали в программе, тем менее агрессивными они были в подростковом возрасте.



Дэниел Гоулман


Как избежать депрессии

В свои шестнадцать лет Дана, казалось, всегда умела по­ладить с людьми. Но теперь она вдруг словно разучилась об­щаться с другими девочками, и, что еще хуже, она никак не могла найти общий язык со своими бойфрендами, хотя и спа­ла с ними напропалую. Вечно мрачная и усталая, Дана поте­ряла интерес к еде и развлечениям. По ее словам, она чув­ствовала полную безнадежность и бессилие как-то изменить свое настроение, что в итоге навело ее на мысль о самоубий­стве.

Причиной впадения в депрессию для нее послужил не­давний разрыв с приятелем. Она не знала, как это вообще можно водиться с мальчиком, не вступив с ним с первой же встречи в половые отношения, даже если это не доставляло ей никакого удовольствия, и как порвать отношения, кото­рые ее чем-то не удовлетворяли. Она ложилась с парнями в постель, хотя все, что ей в действительности требовалось, так это просто узнать их получше.

Она перешла в другую школу, но никак не могла преодо­леть стеснительности и боязни завязывать дружеские отно­шения с тамошними девочками. Так, она не решалась пер­вой начать разговор и отвечала, только если к ней кто-то об­ращался. Она ощущала неспособность дать им понять, что она собой представляет, и не знала, что сказать после обычного: «Привет, как дела?»

Дана обратилась к врачу, и ее включили в число участников реализуемой в Колумбийском университете эксперименталь­ной программы лечения подростков, страдающих депрессией. Главным в назначенном Дане курсе терапии было стремление помочь ей научиться лучше уживаться с окружающими, а имен­но: как наладить дружеские отношения, как почувствовать себя более уверенной со своими сверстниками, как установить пре­делы допустимой сексуальной близости, как поддерживать ин­тимные отношения и как выражать свои чувства. По существу, это был коррективный курс по основным навыкам и умениям управлять своими эмоциями. И надо сказать, он сработал: она избавилась от депрессии.


Эмоциональный интеллект



Проблемы со взаимоотношениями, особенно у молодых людей, служат спусковым механизмом для депрессии. У детей затруднения во взаимоотношениях одинаково часто возника­ют как с родителями, так и со сверстниками. Подавленные дети и подростки от тринадцати до девятнадцати лет зачастую не умеют или не хотят говорить о своих печалях. Они, по-видимо­му, не способны точно определить свои чувства, демонстрируя вместо этого мрачную раздражительность, нетерпимость, кап­ризность и гнев — особенно по отношению к родителям. А из-за этого родителям, в свою очередь, бывает сложнее предлагать эмоциональную поддержку и руководство испытывающему подавленность ребенку, в которых он действительно нуждает­ся. Так начинается движение по нисходящей спирали, обычно оканчивающееся постоянными спорами и отчуждением.

Новый взгляд на причины депрессии у молодых людей точ­но указывает на дефицит в двух областях эмоциональной ком­петентности: умение устанавливать и поддерживать взаимоот­ношения, с одной стороны, и провоцирующий депрессию спо­соб интерпретации неудач — с другой. Хотя некоторая доля склонности к депрессии почти наверняка обусловлена генети­ческой предрасположенностью, нельзя сбрасывать со счетов и ту составляющую этой тенденции, которая, вероятно, объяс­няется привычкой мыслить пессимистически, пораженчески, что предрасполагает детей реагировать на мелкие жизненные неудачи — плохую оценку, споры с родителями, неприятие со стороны социума — подавленным состоянием. Есть основания считать, что предрасположение к депрессии получает все боль­шее распространение среди молодежи.

Пена современности:

растущие темпы распространения депрессии

Первые годы нового тысячелетия возвещают век меланхо­лии точно так же, как двадцатый век стал веком тревоги. Меж­дународные данные указывают на то явление, которое, види­мо, можно называть современной эпидемией депрессии, рас­пространяющейся вместе с переходом на современный образ






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.