Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулллан. Во время традиционной переклички, с которой начинается каждое занятие по курсу «Наука о себе», ученики не всегда на­зывают такие большие числа




Тревоги дня

Во время традиционной переклички, с которой начинается каждое занятие по курсу «Наука о себе», ученики не всегда на­зывают такие большие числа, как это было сегодня. И когда числа совсем маленькие — единицы, двойки или тройки, что свидетельствует об ужасном состоянии, — у любого из присут­ствующих появляется возможность спросить: «А не хочешь ли ты рассказать, почему у тебя такое настроение?» Если ученик захочет поговорить на эту тему (кстати, никого не заставляют




говорить о чем-то насильно, если он или она того не хотят), всегда есть шанс провентилировать любой волнующий вопрос и рассмотреть творческие подходы к его решению.

Неприятности, возникающие у детей, с возрастом меняют­ся. В первых классах проблемы детей обычно сводятся к разно­го рода страхам, обидам из-за того, что их дразнят, и ощуще­нию, что от них все отвернулись. Примерно в шестом классе у них появляется новый комплекс проблем: переживания по по­воду того, что им не назначают свидания или бросают; инфан­тильные друзья; тягостные ситуации, в которые попадают под­ростки («Взрослые ребята пристают ко мне» или «Мои прияте­ли курят и вечно заставляют меня попробовать»).

В жизни ребенка всегда найдутся особенно важные темы, которые если и обсуждаются, то, как правило, вне школы: за завтраком, в автобусе по дороге в школу или дома у приятеля. Чаще всего свои неприятности дети держат при себе и в оди­ночку мучаются по ночам, не имея никого, чтобы как следует обдумать все, что их тревожит. В классе же, на уроке «Науки о себе», их проблемы могут в любой момент стать темой дня.

Каждое такое обсуждение вносит свой вклад в достижение определенной цели обучения по курсу «Наука о себе», который разъясняет восприятие ребенком самого себя и взаимоотноше­ний с другими. И хотя все уроки этого курса строго расплани­рованы, он отличается достаточной гибкостью и, если возни­кают критические ситуации вроде конфликта между Рахманом и Такером, их всегда можно использовать для общей выгоды. Вопросы, предлагаемые учениками на обсуждение, служат жи­вым примером обстоятельств, когда и ученики, и учителя мо­гут применить те навыки, которым они обучаются, как, напри­мер, методы улаживания конфликтов, разрядившие напряжен­ность между двумя мальчиками.

Азбука эмоционального интеллекта

Применяемый на протяжении почти двадцати лет курс «На­уки о себе» служит образцом преподавания эмоционального интеллекта. Иногда уроки бывают удивительно сложными.


Эмоциональный интеллект



Директор «Новой школы» Карен Стоун Маккаун рассказывала мне: «Когда мы заводим разговор о гневе, то помогаем детям понять, что это почти всегда побочная реакция и что надо смот­реть, что под ней скрывается: вы обижены? Ревнуете? Наши дети узнают, что у человека всегда есть возможность выбора, как реагировать на эмоцию, и чем больше способов реагирова­ния на эмоцию ему известно, тем увлекательнее может быть его жизнь».

Содержание «Науки о себе» почти полностью совпадает с компонентами эмоционального интеллекта — и с основными навыками, рекомендуемыми в качестве элементарных предуп­редительных средств против ошибок, угрожающих детям (пол­ный список см. в Приложении Д). Преподаваемые темы вклю­чают самоосознание в смысле распознавания чувств и созда­ния терминологии для них и нахождения связей между мысля­ми, чувствами и реакциями; понимания того, что руководит вами при принятии решения — мысли или чувства; представ­ления последствий альтернативных вариантов поведения и при­менения этого осознания к принятию решений по таким во­просам, как наркотики, курение и секс. Самоосознание прини­мает также форму осознания своих достоинств и недостатков и видения себя в позитивном, но реалистичном свете (и исклю­чения таким образом широко распространенной ошибки в виде колебания самомнения).

Другой акцент делается на умении справляться с эмоция­ми: осознании того, что скрывается за чувством (например, обида, которая запускает гнев), и научении способам избавлять­ся от тревог, гнева и печали. Особое внимание уделяется также принятию на себя ответственности за решения и поступки и доведению дела до конца в соответствии с обязательствами.

Главной социальной способностью являются эмпатия, по­нимание чувств других людей и принятие их точки зрения, ува­жение различий в том, как люди относятся к обстоятельствам. В центре внимания пребывают взаимоотношения, что предпо­лагает научение быть хорошим слушателем и уметь задавать вопросы; проведение разграничений между тем, что кто-то го­ворит или делает, и вашими собственными реакциями и суж­дениями, проявление уверенности в себе, а не гнева или пас-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.