Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулман. нии развития ребенка заранее запрограммирован





нии развития ребенка заранее запрограммирован. Так, напри­мер, четырехлетний ребенок за хвастовство может получить за­мечание от родителя, однако смущение, способное развить скромность, проявляется не раньше, чем ребенку исполнится пять лет.

График времени социального роста тесно переплетается с родственными направлениями развития, в особенности в от­ношении познавательной способности, с одной стороны, и мозга и биологического созревания — с другой. Как мы уже выяснили, эмоциональные способности, такие как эмпатия и эмоциональная саморегуляция, начинают формироваться фак­тически с младенчества. Год, проведенный в детском саду, от­мечает пик созревания «социальных эмоций» — таких чувств, как незащищенность и скромность, ревность и зависть, гор­дость и уверенность, — в общем, всего, что требует способнос­ти сравнивать себя с другими. Пятилетний малыш, вступая в более широкий социальный мир школы, вступает также и в мир социального сравнения. Эти сравнения вызываются не только внешним изменением, но и появлением познавательного на­выка: способности сравнивать себя с другими по отдельным качествам, будь то популярность, привлекательность или талант­ливое катание на скейтборде. Это тот возраст, в котором, к при­меру, девочка, имеющая старшую сестру — круглую отлични­цу, может — по сравнению — начать считать себя «тупой».

Д-р Дэвид Гамбург, психиатр и президент «Карнеги корпо­рейшн», дававший оценку новаторским программам эмоцио­нального воспитания, считает, что возраст перехода в началь­ную школу, а затем еще и в первые четыре класса средней шко­лы знаменует два решающих момента в адаптации ребенка. Для детей в возрасте от шести до одиннадцати лет, по мнению Гам­бурга, «школа представляет собой суровое испытание и прино­сит определяющий опыт, который сильно повлияет на отроче­ство и дальнейшую жизнь детей. Чувство самоценности у ре­бенка в значительной степени зависит от его или ее способно­сти добиться успехов в школе. Ребенок, не успевающий в школе, приводит в действие установки на заведомый провал, которые могут затуманить перспективы на всю жизнь». Как отмечает


Эмоциональный интеллект



Гамбург, «чтобы извлекать пользу из обучения в школе, одним из самых необходимых качеств является способность отсрочи­вать удовольствие, быть социально ответственным в надлежа­щем смысле, сохранять контроль над своими эмоциями и иметь оптимистический взгляд на жизнь» — иными совами, эмоцио­нальный интеллект.

Период полового созревания — поскольку это время чрез­вычайных изменений в биологии, умственных способностях и деятельности головного мозга — представляет собой решающий период и для преподавания эмоциональных и социальных уро­ков. Что же касается подросткового возраста, то, как замечает Гамбург, «большинство подростков в десять—пятнадцать лет подвергаются соблазну половой жизни, алкоголя и наркотиков, курения» и другим искушениям.

Переход в среднюю школу или по крайней мере в первые четыре класса средней школы знаменует окончание детства и сам по себе представляет невероятно трудное в эмоциональном отношении испытание сил. Помимо других проблем, практи­чески все ученики, вступая в новую школьную структуру, ис­пытывают «провал» в уверенности в себе и всплеск застенчи­вости. Их представления о самих себе становятся шаткими, и в них наступает полная неразбериха. Одно из сильнейших потря­сений касается «социальной самооценки» — убеждения учени­ков, что они способны завязывать и поддерживать дружеские отношения. Именно в этот момент, как считает Гамбург, это и помогает укрепить способность девочек и мальчиков строить близкие взаимоотношения, избегать кризисов в дружбе и вос­питывать уверенность в себе.

По мнению Гамбурга, когда ученики поступают в среднюю школу, то есть как раз на пороге отрочества, проявляется отли­чие тех, кто прошел курс эмоциональной грамотности: их мень­ше, чем сверстников, беспокоят такие вещи, как давление со стороны одноклассников, повышение академических требова­ний и соблазн закурить и попробовать наркотики. Они научи­лись владеть своими эмоциями, что — по крайней мере на ко­роткое время — предохранит их от сумятицы чувств и влияний, с которыми им скоро придется столкнуться.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.