Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект




Эмоциональный интеллект



эмоциональный ум не проводит различий, соединяя вещи, ко­торые просто-напросто имеют сходные, привлекающие внима­ние черты.

Эмоциональный ум по своей простоте во многом напоми­нает детский ум, и, чем сильнее эмоции, тем больше сходство. Одна похожая черта — это категорическое мышление, где все либо черное, либо белое и нет места полутонам; у кого-то рас­строенного бестактностью, наверное, возникает мгновенная мысль: «Вечно я говорю что-то не то». Еще одним признаком такого детского образа мышления является персонал изованнос мышление, когда события воспринимаются с ошибкой, связан­ной с собственной личностью, как у водителя, который после аварии объяснил, что «телефонный столб двигался прямо на меня».

Этот детски непосредственный образ действий есть само­утверждение, подавляющее или игнорирующее воспоминания или факты, которые разрушают убеждения, и улавливающее те, что его поддерживают. Убеждения рационального ума носят ориентировочный характер; новый факт может опровергнуть какое-нибудь убеждение и заменить его новым — он мыслит объективными данными. А эмоциональный ум считает свои убеждения абсолютно верными и поэтому не принимает в рас­чет никакие свидетельства в пользу обратного. Вот почему так трудно убедить в чем-нибудь человека, пребывающего в эмо­циональном расстройстве: разумность ваших доводов с логи­ческой точки зрения не имеет для него никакого значения, они не пользуются никаким влиянием, если не совпадают с его те­кущим эмоциональным убеждением. Чувства оправдывают себя сами с помощью набора представлений и «доказательств» сплошь собственного «производства».

Прошлое, навязанное настоящему

Если какая-то особенность события кажется похожей на эмоционально окрашенное воспоминание о прошлом, эмоцио­нальный ум откликается на это включением чувств, которые возникали вместе с воскресшим в памяти событием. Эмоцио-




нальный ум реагирует на настоящее так, как если бы это было прошлое. Беда в том, что — особенно когда оценка произво­дится быстро и автоматически — мы, возможно, не осознаем, что положения дел, которое было когда-то, теперь уже не су­ществует. Тот, кто научился реагировать на сердитый взгляд сильным страхом и отвращением, до некоторой степени сохра­нит эту реакцию даже и во взрослом состоянии, когда серди­тый взгляд уже не будет заключать в себе никакой угрозы.

Если чувства сильны, то реакция, которая запускается, оче­видна. Однако, когда чувства неопределенны или трудноуло­вимы, мы не вполне понимаем, какая эмоциональная реакция у нас возникает, даже если она слегка окрашивает нашу теку­щую реакцию. Мысли и реакции в этот момент примут окраску мыслей и реакций того времени, пусть даже и покажется, что реакция обусловлена исключительно нынешней обстановкой. Наш эмоциональный ум будет использовать рациональный ум для своих целей, поэтому мы придумаем объяснения — логи­ческие обоснования — для наших чувств и реакций, оправды­вая их с точки зрения настоящего времени и не осознавая вли­яния эмоциональной памяти. В этом смысле мы не можем иметь никакого представления о том, что происходит на самом деле, хотя, возможно, и бываем абсолютно убеждены, что совершен­но точно знаем, что происходит. В такие моменты эмоциональ­ный ум уже настроил рациональный ум, используя его в своих интересах.

Реальность, характерная для состояния

Функционирование эмоционального ума является в значи­тельной степени специфичным для состояния, диктуемого кон­кретным чувством, преобладающим в данный момент. То, что мы думаем и как поступаем, испытывая романтические чувства, совершенно не похоже на то, как мы ведем себя, когда бываем подавлены или разгневаны; в механике эмоций каждому чув­ству присущ определенный собственный репертуар мыслей, реакций и даже воспоминаний. В моменты, когда мы испыты­ваем сильные эмоции, эти специфичные для конкретного со­стояния репертуары начинают доминировать.


Эмоциональный интеллект



Одним из признаков активирования такого репертуара слу­жит селективная память. Часть отклика ума на ситуацию, вы­зывающую эмоции, состоит в перетасовке воспоминаний и ва­риантов выбора действий, так чтобы самые необходимые ока­зались в верхней части иерархии и их можно было бы легко ра­зыграть. И как мы уже знаем, у каждой основной эмоции есть своя биологическая «подпись» — печать, схема радикальных перемен, которые настраивают организм по мере того, как эта эмоция становится господствующей, и единственный в своем роде набор сигналов, который организм автоматически пере­дает, пребывая в ее власти.


Приложение В

НЕВРАДЬНАЯ СХЕМА СТРАХА

Центральная роль в страхе принадлежит миндалевидному телу. Когда редко встречающаяся болезнь мозга разрушила миндалевидное тело (не затронув никакие другие структуры мозга) у пациентки, которую неврологи называют СМ., из ее ментального репертуара исчез страх. Она утратила способность распознавать выражения страха на лицах других людей и при­давать такое выражение своему лицу. Как определил это ее не­вролог, «если бы кто-нибудь приставил пистолет к голове СМ., она умом бы понимала, что напугана, но не испытывала бы страха, как, например, вы или я».

Неврологи составили схему страха, вероятно, в мельчайших подробностях, хотя при современном положении дел полная схема ни одной эмоции до конца не изучена. Страх — подходя­щий пример для понимания невральной динамики эмоций. В процессе эволюции страху отводится особая, выдающаяся роль: он, возможно, в большей степени, чем любая другая эмоция, имеет решающее значение для выживания. В нынешние вре­мена неуместные страхи, конечно, отравляют повседневную жизнь, заставляя нас страдать от раздражения, беспокойства и заурядных волнений или в крайнем — патологическом — слу­чае от панических атак, фобий или расстройства в виде навяз­чивого невроза.

Допустим, как-то поздним вечером вы сидите один дома, читаете книгу и вдруг слышите грохот в соседней комнате. То,


Эмоциональный интеллект



что произойдет в вашем мозге в следующие несколько мгнове­ний, «открывает окно», через которое можно взглянуть на не-вральную схему страха и на роль миндалевидного тела, как си­стемы тревожной сигнализации. Первая из входящих в схему мозговых цепей просто воспринимает этот звук как грубые фи­зические волны и преобразует их в язык мозга, чтобы заставить вас насторожиться. Эта цепь тянется от уха к мозговому стволу и далее к таламусу. Оттуда расходятся две ветви; меньший пу­чок выростов ведет к миндалевидному телу и соседнему гиппо-кампу; другой, более крупный проводящий путь ведет в слухо­вую зону коры головного мозга в височной доле, где сортиру­ются и понимаются звуки.

Гиппокамп, местонахождение главного хранилища памя­ти, быстро классифицирует этот грохот сравнивая его с други­ми похожими звуками, которые вы слышали, чтобы проверить, знаком ли вам этот звук — является ли этот грохот тем, кото­рый вы мгновенно узнаете? Тем временем слуховая зона коры головного мозга выполняет более сложный анализ звука, пы­таясь определить его источник — это кошка? Ставень, хлопнув­ший на ветру? Вор? Слуховая зона коры головного мозга пред­лагает свои гипотезы — быть может, это кошка сбросила лампу со стола, но это может быть и вор — и посылает это сообщение в миндалевидное тело и гиппокамп, которые быстро сравнива­ют его с похожими воспоминаниями.

Если вывод успокаивает (это всего лишь ставень, который вечно хлопает, как только становится слишком ветрено), то сигнал общей тревоги не усиливается и не переходит на следу­ющий уровень. Однако если вы все еще не уверены, другая сек­ция схемы, многократно отражающая звук между миндалевид­ным телом, гиппокампом и предлобной зоной коры головного мозга, продолжает усиливать вашу неуверенность и фиксиро­вать внимание, заставляя вас еще больше беспокоиться об ус­тановлении источника звука. Если этот дополнительный тон­кий анализ не дает никакого удовлетворительного ответа, мин­далевидное тело включает сигнал тревоги, его центральная об­ласть активирует гипоталамус, мозговой ствол и вегетативную нервную систему.



Дэниел Гоулман


Превосходная структура миндалевидного тела, как цент­ральной системы тревожной сигнализации, становится очевид­ной в этот момент опасения и подсознательной тревоги. У каж­дого из нескольких пучков нейронов в миндалевидном теле есть определенный набор выростов с рецепторами, предназначен­ных для разных нейротрансмиттеров, что-то вроде тех компа­ний, обслуживающих домашние системы тревожной сигнали­зации, в которых операторы всегда готовы послать вызов в ме­стное пожарное депо, полицию и соседу, когда бы домашняя система безопасности ни подала сигнал тревоги.

Разные отделы миндалевидного тела воспринимают различ­ную информацию. К боковому ядру миндалевидного тела под­ходят выросты т&тамуса и слуховой и зрительной зон коры го­ловного мозга. Запахи через обонятельную луковицу поступают в кортикомедиальную зону миндалевидного тела, а вкусовые ощущения и сообщения от внутренних органов направляются в центральную зону. Эти входящие сигналы превращают минда­левидное тело в вечного проверяющего, который тщательно ис­следует каждый сенсорный опыт.

Выросты миндалевидного тела достают до каждого круп­ного отдела головного мозга. Из центральной и медиальной зон ответвление идет к зонам гипоталамуса, которые секретируют вещество, обусловливающее реакцию организма на критиче­скую ситуацию, — кортикотропин-рилизинг-гормон (КРФ), который мобилизует реакцию типа «сражайся или спасайся» с помощью последовательного ряда других гормонов. От базаль-ной (т.е. расположенной в основании) области миндалевидно­го тела отходят ответвления в направлении полосатого тела, встроенные в систему головного мозга в качестве связей для управления движением. Через посредство соседнего централь­ного ядра продолговатого мозга миндалевидное тело посылает сигналы вегетативной нервной системе, активируя широкий спектр реакций дальнего радиуса действия в сердечно-сосуди­стой системе, мышцах и желудочно-кишечном тракте.

Из базолатеральной зоны миндалевидного тела отростки идут в поясной кортикальный слой и к волокнам, известным как «центральное серое вещество», клетки, контролирующие большие мышцы скелета. Именно эти клетки заставляют соба-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.