Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный интеллект. ку рычать, а кошку выгибать спину дугой, угрожая тому, кто посягает на ее территорию






ку рычать, а кошку выгибать спину дугой, угрожая тому, кто посягает на ее территорию. Улюдей те же самые цепи вызыва­ют напряжение голосовых связок, издающих пронзительный вопль ужаса.

От миндалевидного тела еще один проводящий путь ведет к «голубоватому месту» (locus ceruleus) в мозговом стволе, ко­торое, в свою очередь, вырабатывает норэпинефрин (называе­мый также норадреналином) и распределяет его по всему го­ловному мозгу. Действие норэпинефрина проявляется в том, что он усиливает общую реактивность получающих его зон го­ловного мозга, повышая чувствительность сенсорных цепей. Норэпинефрин заполняет кору головного мозга, мозговой ствол и собственно лимбическую систему, приводя головной мозг в напряженное состояние. И теперь даже обычный скрип двери или половицы в доме может заставить вас задрожать от страха. Большинство таких изменений проходит на подсознательном уровне, так что вы не успеваете осознать, что чего-то испуга­лись.

Но когда вы действительно начнете испытывать страх, то есть когда тревога, которая прежде была подсознательной, ста­нет осознанной, миндалевидное тело подаст команду на широ­комасштабную реакцию. Оно даст сигнал клеткам мозгового ствола изобразить на вашем лице испуг, заставить вас резко и быстро вздрогнуть, застопорить не имеющие отношения к делу начавшиеся движения мышц, увеличить частоту сокращений сердца, поднять кровяное давление и замедлить дыхание (вы, возможно, заметили, что при внезапном испуге задерживаете дыхание, чтобы лучше расслышать, что же именно вас напуга­ло). Но это только одна составляющая обширного тщательно скоординированного комплекса изменений, производимых миндалевидным телом и соединенными с ним отделами, когда они ставят мозг «под ружье» в критический момент.

Тем временем миндалевидное тело вместе с соединенным с ним гиппокампом дает соответствующие указания клеткам, которые передают команду главным нейротрансмиттерам, к примеру, «включить» секрецию допамина, в результате чего ваше внимание переключается на причину страха — в данном случае на странные звуки, — а мышцы приводятся в состояние



Дэниел Гоулман


готовности отреагировать надлежащим образом. В тот же са­мый момент миндалевидное тело сигнализирует сенсорным зонам зрительного восприятия и внимания о необходимости убедиться в том, что глаза выискивают наиболее вероятный источник опасности. Одновременно проводится «перетряхива­ние» кортикальных мнемонических систем, чтобы как можно быстрее вызвать знания и воспоминания, максимально соот­ветствующие конкретному эмоциональному порыву, которые получают приоритет перед менее важными для данной ситуа­ции мыслями.

После того как все эти сигналы отправлены, вас охватыва­ет вполне сформировавшийся страх: вы ощущаете характерную тяжесть под ложечкой, сердце колотится, напрягаются мышцы вокруг шеи и на плечах или дрожат руки и ноги; тело, «окаме­нев», застывает на месте, пока вы, обратившись в слух, пытае­тесь уловить хотя бы еще один подозрительный звук, а разум мечется в поисках возможных скрытых опасностей и способов ответной реакции. Вся эта последовательность — от удивления к неуверенности, потом к мрачному предчувствию и, наконец, к страху — может уложиться примерно в секунду. (Более по­дробная информация содержится в книге Джерома Кейгана «Пророчество Галена».)


Приложение Г

КОНСОРЦИУМ У.Т. ГРАНТА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФИААКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Главные компоненты эффективных программ включают:

Умение справляться с эмоииями

• Идентификация и называние чувств

• Выражение чувств

• Оценка силы чувств

• Управление чувствами

• Отсрочка удовольствия

• Контролирование побуждений

• Ослабление стресса

• Выяснение разницы между чувствами и поступками

Когнитивные способности

• Разговор с собой — ведение «внутреннего диалога» как спо­соб справиться с темой или проблемой или подкрепить соб­ственное поведение

• Считывание и толкование социальной информации, на­пример, осознание влияния социума на поведение и рас­смотрение себя с точки зрения более крупного сообще­ства

• Осуществление шагов в направлении решения проблем и принятия решений, например, сдерживание побуждений,



Дэниел Гоулллан


постановка задач, определение альтернативных действий, прогнозирование последствий

• Понимание точек зрения других людей

• Понимание правил поведения (какое поведение приемле­мо, а какое нет)

• Позитивное отношение к жизни

• Самоосознание, например, выработка реалистических ожи­даний в отношении себя

Поведенческие навыки

• Невербальные — общение посредством зрительного кон­такта, выразительности лица, тона голоса, жестов и так да­лее

• Вербальные — четкое формулирование требований, дей­ственное реагирование на критику, сопротивление негатив­ным влияниям, умение выслушать других, помощь другим людям, участие в положительных во всех отношениях груп­пах равным по положению


Приложение Л КУРС ОБУЧЕНИЯ ПОЗНАНИЮ САМОГО СЕБЯ

Главные компоненты:

Самоосознание: наблюдение за собой и осознание своих чувств, создание словаря для чувств; выяснение связей меж­ду мыслями, чувствами и реакциями

Личное принятие решений: рассмотрение своих действий и выяснение последствий этих действий; выяснение вопроса о том, что управляет принятием решения — мысль или чув­ство; практическое использование результатов этого ана­лиза в таких областях, как секс и наркотики

Умение владеть чувствами: мониторинг «внутреннего раз­говора» для того, чтобы отлавливать негативную информа­цию, такую как резкая критика самого себя; осознание того, что скрывается за чувством (например, обида, которая ле­жит в основе гнева); нахождение способа справиться со страхами и тревогами, гневом и печалью

Умение справляться со стрессом: осознание полезности тренировки, методов управляемых представлений и ре­лаксации

Эмпатия: понимание чувств и забот других людей и разде­ление их точки зрения; правильность восприятия различий в отношении людей к одним и тем же вещам

Коммуникации: результативные обсуждения чувств: науче­ние хорошо слушать и задавать вопросы; умение проводить



Аэниел Гоулллан


различия между тем, что кто-то говорит или делает, и ва­шими реакциями на это или суждениями об этом; вместо осуждения говорить «А я бы сделал так...»

Самораскрытие: умение ценить искренность и создавать доверительные взаимоотношения; умение выбрать момент, когда можно без всякого риска обсудить ваши сокровенные чувства

Проницательность: выявление моделей вашей эмоциональ­ной жизни и реакций; распознавание аналогичных моде­лей у других людей

Личная ответственность: умение брать на себя ответствен­ность; осознание последствий своих решений и поступков; принятие своих чувств и настроений; доведение дел до кон­ца согласно обязательствам (например, в отношении уче­бы)

Уверенность в себе: умение заявлять о своих заботах и пере­живаниях без раздражения или небезучастно

Групповая динамика: сотрудничество; понимание, когда и как надо вести за собой, а когда быть ведомым

Разрешение конфликтов: как честно бороться с другими деть­ми, родителями, учителями; модель «победа/победа» для обсуждения компромиссов


Приложение Е

СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

НАУЧЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа развития ребенка

Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния:

Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с конт­рольными школами.

Результаты:

• Более ответственные

• Более уверенные в себе

• Более просоциальные и готовые помочь

• Лучше понимающие других людей

• Более тактичные и заботливые

• Более просоциальные стратегии разрешения межличност­ных проблем

• Более гармоничные

• Более демократичные

• Большее умение разрешать конфликты






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.