Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психология. – М., 1995. – с.354-379. 2 страница




Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наи­более общих и часто встречающихся признаков полезных и вред­ных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и пред­варительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, храни­мой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия, и т.д. для одного человека могут вызвать у другого совсем противоположные переживания.

Чувственный тон также зависит от того, как протекает деятельность. Постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внеш­нюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настрое­ние человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Под настроением понимают общее эмоциональное состоя­ние, окрашивающее в течение длительного времени все пове­дение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. На­строение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, СЛ. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, при­уроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здо­ровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Но эта «при­чина всегда есть и может, быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди, Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения.

Настроения могут различаться по продолжительности. Ус­тойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темпе­рамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особен­ность настроения подразумевают некоторые люди, деля окру­жающих на оптимистов и пессимистов.

В то же время, настроение может носить Кратковременный, переходящий характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся организации и иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмо­циональное впечатление беспрепятственно распространяется, порождая неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом сфера распространения настроения ограничивает­ся — воздействие должно быть, по крайней мере, значимым для личностной сферы. Настроение становится более устойчивым.

Настроение накладывает существенный отпечаток на пове­дение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он, встревожен, раздражен, недоволен. Плохое настроение сказы­вается и на работе окружающих. Человек не должен быть рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: «хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». Поэтому человек должен управлять сво­им настроение. Для этого можно использовать образы и ситу­ации, приятные человеку. При господстве положительного; жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

Эмоции в узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так; если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона, чувство любви к футболу хоккею, теннису и спорту вообще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые пережи­вает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высоко­классных спортсменов. То же чувство переживается в форме; отрицательной эмоции: возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе. К. Бюлером был выдвинут закон, согласно которому в ходе деятельности положительные эмоции перемещаются от конца к началу. Особенно ярко это с выражено в сложных видах деятельности, где разработка замысла, плана действия и его дальнейшее осуществление выделяется в самостоятельный этап (работа ученого, художника, писателя и т.д.). С точки зрения влияния на деятельность человека эмоций делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сила человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытываю­щего чувства страха человека возможно, повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство: страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоции) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента, была невелика иди во всяком случае неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положитель­ного или отрицательного знака эмоциональная реакция на вне­запно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все пред­ыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, свя­занное с полученной -достоверной или кажущейся таковой ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жиз­ненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое вне­запным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вы­зываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодейст­вие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое проти­воречие, с идеологическими, нравственными или эстетически­ми принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мо­тивировать агрессивное поведение, где нападение мотивирует­ся гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, воз­никающее в межличностных взаимоотношениях и порождае­мое рассогласованием жизненных позиций взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением

объекта чувства. Последние представляются субъекту как ни­зменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетический критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или вообра­жаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызывае­мой прямым блокированием важнейших потребностей, чело­век, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятност­ным прогнозом возможного неблагополучия и действует на ос­нове этого (часто недостаточно достоверного или преувеличен­ного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собст­венным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные? противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности! - сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность; может быть порождена и противоречием между устойчивым» чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными! эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть, при ревности).

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus — «душевное волнение», «страсть») да.сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выражен­ными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Любое чув­ство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности дви­жений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теря­ется, не знает, что сказать.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие меж­ду сильным влечением, желанием, стремлением человека к че­му-либо и объективной невозможностью удовлетворить возник­шее побуждение, причем человек не в состоянии или не хочет осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей. Так, например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, по­рыва. При этом изменяются основные характеристики вни­мания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все ос­тальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление, Человеку трудно сосре­доточиться, предвидеть результаты своих поступков и целе­сообразное поведение становится невозможным. Отличитель­ная черта аффекта — ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспо­рядочной двигательной активностью, происходит своего ро­да разрядка в действии.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности чело­века, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий че­ловека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшую под, руку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию. Состояние аффекта показано М.Ю Лермонтовым в поэме «Мцыри»:

 

Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горячею рекой.

 

Такое состояние вызвано сильным возбуждением определен­ных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Обла­дая свойствами доминанты, аффект тормозит, несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Так как эти способы (оцепенение, бегство, агрессия) сложились в процессе; биологической эволюции, то и оправдывают они себя только в; соответствующих биологических условиях.

Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работе- способности нервных клеток, сменяется безусловным охрани--тельным торможением, возникает эмоциональный шок, В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже; ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет опре­деленные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это иногда требует огромных, волевых усилий, тем более значительных, чем в большей мере, развилось аффективное состояние. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом (от англ,1 5/гей.— «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, воз­никающее в ответ на разнообразные экстремальные воздейст­вия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реально­сти. Человек реагирует не только на действительную опасность но и на угрозу или напоминание о ней.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда воз­никает информационная перегрузка, может развиться инфор­мационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуа­ция угрозы, опасности, обиды и т.д. Г.Селье выделил в разви­тии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчи­вость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачей обеспечивается за счет второ­степенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе — этапе стабилизации все параметры, выведен­ные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уров­не. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как буд­то налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к зна­чительному ухудшению самочувствия, различным заболевани­ям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смерт­ность от коронарной болезни у представителей 13 профессио­нальных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелки собственники почти в 10 раз чаще поги­бали от инфаркта миокарда, чем' сельскохозяйственные рабо­чие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, лет­чиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Имен­но постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации со­кращает жизнь людям этих профессий.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы поразному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилиза­ция сил, повышение эффективности деятельности. Это так на­зываемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает чело­века, заставляет его действовать смело и мужественно. (Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умствен­ные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовить свои операции в тиши а кабинета, изучая карту».) С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее, эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»). Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от мно­гих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей. умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятель­ствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние 'челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими., на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости на­поминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, опреде­ляющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяль­ном развитии личности). В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоми­нать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, прёдставлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Достаточно вспомнить М.Ю. Лермонтова:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

(«Мцыри»)

Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения, и нередко попросту упускается из виду и забывается. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие над открытием, не прида­вали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду. Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром христианская мораль рассматривает страсть как тайную, фаталь­ную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов. В действительности оценка значения страсти до­статочно субъективна. Страсть может быть принята, санкцио­нирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке иг­рает общественное мнение. Так, например, в рамках одной куль­туры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, в то время как другие могут называть эту страсть фанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность, расчетливость.

Единство нравственного, разумного начала и страсти неред­ко выступает движущей силой великих дел, подвигов, откры­тий. В своем письме к молодежи И.П. Павлов подчеркнул зна­чение страсти в научном исследовании: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях».

Особую форму переживания представляют собой высшие чув­ства, в которых заключено все богатство подлинно человече­ских отношений. В зависимости от предметной сферы, к кото­рой они относятся, чувства подразделяются на нравственные,

эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии т.д.

Общественные межличностные отношения служат не толь­ко основой, предпосылкой возникновения человеческих чувств, но и определяют их содержание. Действия и поступки людей; соответствующие взглядам на нравственность в данном обще­стве, считаются моральными, нравственными; поступки, не со­ответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнрав­ственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм; сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к раз­личным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К аморальным можно отнести жадность, -эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств яв­ляется их действенный характер. Нравственные чувства высту­пают как побудительные силы многих героических дел и по­ступков. Основной задачей педагогики является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом; чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью: Нарушение этих тре­бований и правил должно вызывать моральную неудовлетво­ренность, переживание обиды, стыда, гнева.

Интеллектуальными чувствами называют переживания возпикающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств— удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности. Б.И. Додонов связывает эти чувства не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, при­вычное. Альберт Эйнштейн очень метко назвал это стремление «бегством от удивления».

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания чело­век испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство, человече­ской деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит так­же в том, что эстетическое отношение проявляется через дру­гие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр. Все это позволило некоторым ученым предпо­ложить, что эстетических эмоций в чистом виде просто не су­ществует. Однако этот взгляд является слишком узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого пред­мета или его отдельного свойства. Эстетические чувства вклю­чают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубо­кий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует отметить прежде всего обусловленные особенностями нер­вной системы человека. В связи с тем, что такие особенности, Как; степень эмоциональной возбудимости, сила эмоционального воз­буждения и устойчивость эмоциональных состояний, непосредственно проявляются в поведении, то определить и наблюдать особенности достаточно легко. Так, лица с высокой эмоциональной возбудимостью обычно очень впечатлительны, волнуются по малейшему поводу, их легко удивить, обрадовать, разгневать, обидеть. Существуют и эмоционально нечуткие люди, у которых выражение эмоции наступает только в чрезвычайно эмоциональ­ных ситуациях. Сила эмоционального возбуждения проявляется в том, что, с одной стороны, существуют люди неуравновешенные, постоянно контролирующие свое поведение. Существенно выра­жены различия в глубине и устойчивости чувств. Лица с большой устойчивостью эмоциональных состояний характеризуются по­стоянством настроения, чувства захватывают их целиком и оставляют после себя глубокий след. У других людей чувства по­верхностны, протекают легко, малозаметно, без серьезных пере­живаний.

По сути дела, рассмотренные индивидуальные особенности образуют динамическую сторону эмоциональных процессов, проявляющихся своеобразным рисунком непроизвольных вырази­тельных движений. Индивидуальные различия проявляются так­же в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружаю­щих. В этом плане можно выделить натуры открытые, для ко­торых характерна откровенность, желание поделиться с други­ми своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытных, маскирующих свои чувства под маской внешнего спокойствия, из-за болезни, насмешки или равнодушия.

Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как отзывчивость. Отзывчивыми считают людей, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противополож­ным качеством является черствость (или эмоциональная тупость). Такие люди не понимают, что означает сочувствие другому, без­различны к окружающим. Жизнь только для себя, только своими интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость.

Весьма важны также различия в направленности и содержа­нии чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определенным чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности. В исследовании Б.И. Додонова среди ведущих направленностей чувств отмечены альтруистическая, практическая, интеллектуальная, эстетическая и гедонистекая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте).

всего многообразия эмоциональных проявлении человека, но всего исчерпывают всей возможности палитры оттенков индивидуального чувства. Однако теоретическое многообразие че­ловеческих чувств не исключает встречающихся на практике трафаретных, типичных форм реагирования. В связи с этим «С.Л. Рубинштейн считал, что характерологически существен­ным являются различия между эмоциональными, сентимен­тальными и страстными натурами.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувст­ва, отдаваясь их вибрациям; у них господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем дей­ственны; для них само чувство с захватывающим волнением важнее его объекта. Сентиментальные натуры скорее созерца­ют свои чувства, любуясь их переливами; они чувствительны, но пассивны, любовь для них по преимуществу любование. На­туры страстные живут своим чувством, воплощая его напряже­ние в действии; их не удовлетворяют ни переживания друзей, ни созерцательное любование его объектом; для них чувство — это страстное стремление.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционально­го облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами лич­ности сложную систему, психический облик человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.