Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А геологическая природа 11 страница




 

 

К оглавлению

==250

 

 

же возникает прозрачность. Это явление легкого перехода прозрачности в непрозрачность встречается часто. Есть камень гидротион, который непрозрачен, но, будучи смочен водой, становится прозрачным: вода его нейтрализует, и это уничтожает его прерывность. Точно так же бура, если окунуть ее в оливковое масло, становится совершенно прозрачной; все дело, значит, в том, что ее части делаются сплошными *. Так как химически нейтральное стремится к прозрачности, то и металлические кристаллы, поскольку это не настоящие металлы, а металлические соли (купоросы), начинают вследствие своей нейтральности просвечивать. Существуют также цветные прозрачные тела, например драгоценные камни; они именно потому не вполне прозрачны, что металлическое начало, от которого происходит цвет, не окончательно в них преодолено, хотя и нейтрализовано.

§ 318 2. Первой простейшей определенностью физической среды служит ее удельный вес, своеобразие которого для себя вообще раскрывается через сравнение, так же как отношение прозрачности проявляется только через сравнение с различной плотностью другой среды. В случае прозрачности двух сред одна из них (более удаленная от глаза) действует в другой (ради наглядности примем первую среду за воду, а вторую - за воздух) исключительно своей плотностью как моментом, качественно определяющим место. Объем воды с содержащимся в ней изображением (Bilde) виден поэтому через прозрачный воздух так, как если бы такой же объем воздуха, содержащий это изображение, имел большую удельную плотность, а именно плотность воды, и, следовательно, был бы сжат в соответственно меньшее пространство. Это есть так называемое преломление.

* Biot. <Traite de Physique>, III, p. 199: <Неровные куски буры (т. е. борнокислого натра, прозрачного кристалла, который от времени несколько тускнеет и теряет на поверхности некоторое количество своей кристаллизационной воды) уже перестают вследствие своей неравномерности и шероховатости своих поверхностей быть прозрачными. Но они приобретают совершенную прозрачность, если погрузить их в оливковое масло, потому что последнее выравнивает все их неравномерности; у общей поверхности соприкосновения этих двух веществ получается такое незначительное отражение света, что едва можно различить границу между ними>.

 

 

==251

 

 

Примечание. Термин преломление 143 света есть прежде всего чувственное и в том смысле правильное выражение, что, например, погруженная в воду палка кажется, как известно, сломанной; это выражение вполне естественно и с точки зрения геометрического изображения явления. Но совсем иное дело - преломление света и так называемых световых лучей в физическом смысле: это явление гораздо труднее понять, чем кажется на первый взгляд. Не говоря об остальных недостатках обычного представления, неизбежная для него путаница легко обнаруживается при изображении световых лучей, распространяющихся, согласно предположению, из одной точки в виде полушария. По поводу теории, с помощью которой обыкновенно объясняется рассматриваемое явление, следует напомнить о том важном опытном факте, что плоское дно наполненного водой сосуда так и кажется плоским и, стало быть, приподнятым целиком и равномерно 144, - обстоятельство, которое решительно противоречит теории, но, как это принято в таких случаях, именно поэтому игнорируется и замалчивается в учебниках. Дело тут в том, что одна среда сама по себе есть нечто совершенно прозрачное вообще, и только отношение двух сред с различным удельным весом вызывает свойство видимости 145, причем эта детерминация определяет лишь место, будучи положена совершенно абстрактной плотностью. Но отношение сред как нечто действенное состоит не в равнодушной рядоположности, а единственно лишь в том, что одна среда положена в другой - в нашем случае положена именно как видимое, как зрительное пространство. Эта другая среда, так сказать, инфицируется нематериальной плотностью положенной в ней среды: она показывает зрительное пространство изображения в том ограничении, какое претерпевает сама, и тем самым ограничивает его 146. Здесь ясно выступает чисто механическое, не физически реальное, а идеальное свойство плотности - ее свойство быть лишь пространственно определяющим фактором; она действует, таким образом, как будто вне материального, которому принадлежит, ибо она определяет только место видимого. Без отмеченной идеальности это отношение не может быть понято.

Прибавление. Рассмотрев сперва прозрачность крис* талла, который, будучи прозрачным, сам невидим, мы переходим, во-вторых, к видимости (die Sichtbarkeit) этого прозрачного и тем самым к видимому непрозрачному. Ви-

 

 

==252

 

 

димое в неопределенном прозрачном мы уже имели выше (§ 278) как прямолинейность идеального самополагания одного тела в другом - отражение света. Но в случае формального тождества кристалла сюда присоединяются еще дальнейшие особенности. Прозрачный кристалл, созревший до идеальности темного для-себя-бытия, пропускает сквозь себя Другое темное, он есть среда, опосредствующая видимость одного в другом. Сюда относятся два явления: рефракция света и двойное изображение, наблюдаемое у множества кристаллов.

Видимость, о которой идет здесь речь, состоит в том, что нечто видимо сквозь несколько прозрачных сред, причем эти среды различны; ибо так как мы имеем дело с прозрачностью индивидуального тела, тоже специфически определенной, то она проявляется только в отношении к другой прозрачной среде. Как специфически определенная, среда имеет собственный удельный вес и прочие физические качества. Но эта ее определенность обнаруживается только тогда, когда она сталкивается с другой прозрачной средой и просвечивание происходит через обе эти среды. В одной среде получается равномерное просвечивание, определяемое лишь распространением света; выводе, например, предметы тоже видны, только более тускло. В случае только одной среды мы имеем только одну плотность и, следовательно, только одно определение места, при наличии же двух сред имеются и два определения места. Тут-то и обнаруживается в высшей степени замечательный феномен преломления. На первый взгляд ояирост и даже тривиален; его можно наблюдать ежедневно. Но преломление - пустое слово. Через каждую среду, взятую отдельно, предмет виден по прямой линии от глаза и в одинаковом отношении к остальным предметам;, лишь из отношения обеих сред друг к другу возникает различие. Когда глаз видит предмет через другую среду, так что зрение проникает через две среды, тогда предмет усматривается не там, где он оказался бы, не будь второй среды с ее особыми свойствами, т. е. не в том месте, которое он занимает в общей связи материальных явлений согласно чувству осязания; иначе говоря, в связности световых явлений он занимает другое место. Так, например, изображение солнца видно и тогда, когда само солнце находится за горизонтом. В сосуде, наполненном водой, предмет кажется сдвинутым и лежащим выше, чем когда сосуд пуст. Рыболовы-стрелки знают, что ввиду

 

 

==253

 

 

кажущейся приподнятости рыбы надо стрелять ниже того места в котором рыба воспринимается зрением.

На прилагаемом чертеже (рис. 1) угол (ars) между прямой (ad), соединяющей глаз (а) с видимым предме-

том (d), и перпендикуля-

ром к границе двух сред (st)

больше, чем угол (aus) меж-

ду этим перпендикуляром и

прямой (ао), соединяющей

глаз с точкой (о),в которой

предмет находится действи-

тельно. Обыкновенно говорят,

что свет преломляется, когда

при переходе из одной среды

в другую он отклоняется от

своего пути (or), так что

предмет виден в отклоненном

направлении (ard). Однако

Рис.1 при ближайшем рассмотре-

нии это не имеет смысла; ибо

одна среда сама по себе не преломляет, и только в отношении двух сред друг к другу заключаются действенные условия такого видения. Выйдя из одной среды, свет не приобретает особого каче-

 

 

Рис.2 ства, которое могло бы изменить его в отношении другой среды так, чтобы эта последняя предписала ему другой путь. Это становится еще яснее из следующего чертежа (рис. 2)

 

 

==254

 

 

В самом деле, когда между АВ и а, где находится глаз, имеется только одна среда, например вода, тогда о видно на месте о в направлении aqo; стало быть, среда CDAB не изменяет направления луча из aqo в aqp. Если теперь отнять эту среду между аЬ и CD, то было бы смешно предположить, что а) путь от о будет идти уже не к q, a к r, словно луч о заметил, что теперь над ним воздух, и захотел пройти через r, чтобы я увидел о в r; и точно так же было бы бессмысленно утверждать, что в) путь от о уже не ведет больше через q, откуда луч мог бы с таким же успехом дойти до я. Ибо от о пути направляются во все стороны - к q точно так же, как и к r и т.д.

Перед нами, таким образом, трудное явление, и трудное именно потому, что чувственное становится здесь духообразным (geistermapig). Я часто размышлял над этим и объясню теперь, как мне удалось преодолеть эту трудность.

Наблюдаемый факт заключается в том, что CDAB не только прозрачно, но что видима и его своеобразная природа, т. е. процесс видения между АВ и а опосредствуется идеальным отношением. Мы находимся в области идеального, так как имеем дело с видимостью (der Sichtbarkeit), а видимость вообще есть полагание себя идеальным в другом. Но поскольку идеальное здесь еще не находится в единстве с телесным явлением, постольку один лишь удельный вес как идеальная определенность, существующая в себе, т. е. бестелесно, определяет процесс видения - не со стороны цвета и т.д., а исключительно со стороны пространственного отношения; т. е. я вижу нематериальную определенность среды CDAB, причем телесное наличное бытие последней как таковое остается бездейственным. Различие веществ как таковое нисколько не касается глаза; световое пространство, или среда глаза, является, правда, и чем-то материальным, но эта материальность изменяет только осуществляемое глазом определение пространственного.

Точнее, дело должно быть понято так. Если остановиться на отношении воздуха и воды (хотя это только элементарные прозрачности, не положенные формой, преодолевшей тяжесть) и взять их как две соприкасающиеся среды (ибо, хотя в своей абстрактной определенности они появляются раньше, чем удельный вес, мы должны, однако, с тем чтобы определить их как физически конкретное, учесть все же качества, которые еще не играют

 

 

==255

 

 

роли при развитии их собственной природы), то предмет будет виден не там, где оп находится, если, конечно, между предметом и глазом расположены обе среды. Спрашивается, что же тут происходит? Вся среда CDAB со своим объектом о полагается в среду CDa как идеальная и при этом соответственно своей качественной природе. Но какую сторону этой качественной природы я вижу? Или: какая сторона этой природы может войти в другую среду? В другую среду (воздух, например) может войти только нематериальная качественная природа (воды, например), только бестелесная качественность, а не химическая природа 147, качественность, лишенная свойств воды и лишь обусловливающая видимость. Эта качественная природа стала теперь в отношении видимости действенной в воздухе, т.е. вода с ее содержанием видима так, как если бы она была воздухом; ее качественная природа находится как видимая в воздухе - в этом суть дела. Зрительное пространство, образованное водой, перемещается в другое зрительное пространство - в пространство воздуха, в котором, находится глаз. Каково, то особое свойство, которое остается за качественной природой в этом новом зрительном пространстве и в силу которого она обнаруживает свою видимость, т.е. является действенной? Это не форма, ибо вода и воздух в качестве прозрачного в отношении друг друга бесформенны,- это не сцепление, а один лишь удельный вес. В иных случаях маслянистость и горючесть тоже создают различие, но мы ограничимся здесь удельным весом, чтобы не применять всего ко всему. Только специфическая определенность одной среды видима в другой. Трудность здесь в том, что качество удельного веса, вообще определяющее место тела, в данном случае, будучи освобождено от своей материи, определяет только место его видимости. Но что такое удельный вес как не форма, определяющая пространство? Удельный вес воды может, следовательно, проявить здесь свою действенность только в том, что и второе зрительное пространство - воздух приобретает удельный вес воды. Исходным зрительным пространством служит для глаза воздушное пространство; это первое, в котором он находится, есть его принцип, его единство. Теперь перед ним оказывается второе зрительное пространство - водяное, наместо которого он ставит воздушное, приводя первое пространство ко второму, т. е. к тому объему (ибо только это различие имеет значение), которое занимало

 

 

==256

 

 

бы воздушное пространство, если бы оно обладало плотностью воды; ибо водяное пространство делается видимым в другом, в воздушном. Известное количество воды превращается, таким образом, в воздух, сохраняя при этом удельный вес воды, т.е. видимое воздушное пространство, имеющее те же размеры, что и данное количество воды, и тот же удельный вес сокращается под влиянием удельного веса воды в своем объеме, хотя и остается тем же количеством. Так как водяное пространство переместилось в воздушное, т.е. вместо воды я вижу воздушную среду, то количество воздуха хоть и остается тем же экстенсивным количеством, что и прежде, но объем воды кажется уменьшенным в такой пропорции, как если бы равное количество, т.е. равный объем воздуха, приобрел удельный вес воды. Значит, можно сказать и наоборот: данная определенная порция воздуха качественно изменяется, т.е. стягивается в такое пространство, какое она занимала бы, если бы была превращена в воду. А так как удельный вес воздуха меньше, то то же самое пространство воздуха, сделавшись водяным пространством, приобретает меньший объем, и в результате пространство приподнимается, а также равномерно уменьшается в объеме. Вот как надо понимать рассматриваемое явление; это объяснение может показаться искусственным, но дело обстоит именно так, а не иначе. Луч, говорят, распространяется, и свет проходит насквозь; но здесь вся средаа именно прозрачное, светлое водяное пространство - помещается в другую сообразно своему специфическому качеству, а не только как излучение. В отношении света нельзя, стало быть, говорить о материальном распространении: вода, поскольку она видима, идеально присутствует в воздухе. Это присутствие есть своеобразная тяжесть; с этой специфической определенностью и с ней одной вода сохраняется и проявляет себя в том, во что она превращена, и превращает, таким образом, это свое преобразование в себя. Дело обстоит так, как если бы человеческая душа, будучи перемещена в тело животного и оставаясь в нем, расширила его до размеров человеческого тела; или как если бы душа мыши в теле слона стала слоновой, но в то же время сократила бы это тело до соответствующих ей карликовых размеров. Однако лучше всего взять пример из мира представления, поскольку ведь разбираемое явление идеально, да и сокращение, о котором идет речь, производится представлением. Когда героиче-

9 Гегель, т. 2

 

==257

 

 

ский подвиг великого человека переносится в маленькую душу 148, последняя воспринимает это великое сообразно своим специфическим свойствам и сообщает предмету свои собственные карликовые размеры: собственная малость видит предмет в соответственно уменьшенном масштабе. Как созерцаемый мной герой действенно присутствует во мне, но лишь идеально, так и воздух принимает в себя водяное зрительное пространство и сокращает его до себя. Это принятие в себя труднее всего поддается пониманию именно потому, что оно есть некая идеальная, а вместе с тем действительная реальная наличность. Именно будучи прозрачной, среда есть эта нематериальность, это светлое, что может нематериально присутствовать в другом месте и все-таки оставаться самим собой. Так, в прозрачности материальное тело преображается в свет.

Эмпирически рассматриваемое явление заключается в том, что, например, в сосуде с водой предметы кажутся приподнятыми. Голландец Снеллиус 149 открыл угол преломления, и Декарт воспринял это открытие. От глаза проводится линия к предмету; и хотя свет проявляет себя прямолинейно, однако предмет виден не в конце прямой линии, а выше. Он виден в некотором определенном месте, от которого снова проводится линия к глазу. Величина разницы обоих мест определяется с геометрической точностью следующим образом: через ту точку поверхности, например воды, откуда выходит первая линия, проводят перпендикуляр и затем определяют угол, образуемый этим перпендикуляром с линией зрения. Если теперь среда, в которой мы находимся, по своему удельному весу легче, чем среда, в которой помещен предмет, то он покажется нам более удаленным от перпендикуляра к плоскости раздела, чем когда мы видим его только через воздух, т. е. благодаря наличности второй среды угол увеличивается. В математической физике это изменение определяется синусом угла, служащим мерой преломления. Если этого угла нет вовсе (линия, соединяющая глаз с предметом, перпендикулярна к плоскости раздела), то из определения синуса непосредственно следует, что предмет не сдвинется, но будет виден на своем истинном месте: ато выражают так, что луч, падающий перпендикулярно к плоскости раздела, не преломляется. То обстоятельство, однако, что предмет и в этом случае кажется приподнятым, ибо мы видим его хотя п в том же направлении, но все-таки ближе к нам, - это второе обстоятельство не вы-

 

 

==258

 

 

текает из данного определения. В математической физико и вообще в физических учебниках указывается, следовательно, только закон величины преломления в отпошепии синусов, но ничего не говорится о приподнятости предмета, имеющей место и тогда, когда угол падения равен нулю. Отсюда следует, что определения синусов углов недостаточно, потому что оно не учитывает приближение предмета. В самом деле, имей мы только один этот закон, из него вытекало бы, что лишь та точка, в которой я могу провести от глаза перпендикулярную линию, видна мне в своей действительной удаленности, остальные же точки кажутся постепенно все более близкими, а отсюда, далее, следовало бы, что дно должно казаться сводчатым подобно части шара - углубленным в середине и приподнятым у краев (т. е. вогнутым). Но в действительности это не так: я вижу дно совершенно плоским и лишь приближенным ко мне. Вот как поступают в физике! Ввиду указанного обстоятельства нельзя, как это делают физики, исходить из углов падения и преломления и их синусов, т. е. нельзя рассматривать это определение как такое, от которого единственно только и зависит изменение. Действительно, так как, согласно этому определению, при перпендикулярном зрении, когда углы и синусы равны нулю, не должно происходить никакого изменения, а между тем и в этом случае приподнятость имеет место, то, следовательно, исходить нужно именно из этой приподнятости, и тогда определение углов падения при различных углах преломления получится отсюда само собой 150.

Степень преломления зависит от удельного веса сред, который должен быть различен; в общем положение таково, что среды с большим удельным весом вызывают большее преломление. Однако это явление зависит не только от удельного веса, но тут играют роль еще и другие определения; имеет значение и то, содержит ли одна из сред в себе маслянистое, горючее начало. Так, Грен (§ 700) 151 приводит примеры, в которых преломляющие силы не зависят будто бы от плотностей: квасцы и купорос, например, дают заметное преломление света, хотя их удельные веса различаются мало; в случае буры, пропитанной оливковым маслом (оба эти вещества горючи), преломление не соответствует удельному весу, равно как и в случае воды и терпентинного масла п т. д. Точно так же Био (<Traite de Physique>, III, p. 296) говорит, что землистые вещества ведут себя в смысле преломления приблизительно 9*

 

==259

 

 

сообразно своим плотностям, но что иначе обстоит дело с маслянистыми и газообразными веществами. И на следующей странице он замечает: <On voit que des substances de densites tres diverges peuvent avoir des forces refringentes egales, et gu'une substance moins dense qu'une autre peut cependant posseder un pouvoir refringent plus fort. Cette force depend surtout de la nature chimique de chaque particule. La force la plus energique refringente est dans les builes et resines, et l'eau destillee ne leur est pas inferieure> 152. Горючесть есть, таким образом, специфическое свойство, своеобразно проявляющее себя в данном случае: масло, алмаз, водород преломляют сильнее. Однако мы должны довольствоваться здесь только установлением общих точек зрения. Рассматриваемое явление вообще относится к числу самых запутанных. Подлинная же природа этой запутанности заключается в том, что духовнейшее подчиняется здесь материальным определениям, божественное поселяется в земном, но так, однако, что при этом сочетании чистого, девственного, неприкосновенного света с телесностью обе стороны равно сохраняют свои права.

§ 319 Это вначале внешнее сравнение и объединение различных определяющих видимость плотностей 153, существующих в различных средах (в воздухе, воде, стекле и т.д.), становится в природе кристаллов внутренним сравнением. Кристаллы, с одной стороны, вообще прозрачны; но с другой, они обладают в своей внутренней индивидуализации (основной форме) формой, отходящей от формальной одинаковости*, к которой принадлежит эта всеобщая прозрачность. Эта форма есть так же образ, как основная форма, но вместе с тем и идеальная, субъективная форма, которая подобно удельному весу действует как фактор, определяющий место, так что видимость как пространственное самообнаружение определяется ею специфическим образом в отличие от первой абстрактной прозрачности, - мы имеем двойное лучепреломление 155.

* Под формальной одинаковостью здесь разумеется кубическое вообще. Для характеристики 154 - с точки зрения внутренней структуры - кристаллов, обнаруживающих так называемое двойное лучепреломление, я приведу здесь следующее место из Био (<Traite de Physique>, III, ch. 4, p. 325): <Это явление наблюдается во всех прозрачных кристаллах, первичной формой которых не является ни куб, ни правильный октаэдр>.

 

 

К оглавлению

==260

 

 

Примечание. Здесь было бы уместно применить категорию силы, поскольку ромбоидальная форма (наиболее обычная среди форм, внутренне отходящих от формальной одинаковости образа) насквозь индивидуализирует кристалл изнутри, но если только он не расщеплен случайно на пластинки, не осуществляется в виде образа, и если ни в малейшей мере не нарушена совершенная гомогенность и прозрачность кристалла, т.е., следовательно, ромбоидальная форма действует лишь как нематериальная определенность.

По поводу перехода от вначале лишь внешне положенного отношения к его форме как внутренне действующей определенности, или силе, я не могу привести ничего более меткого, чем слова Гёте об отношении между внешней установкой двух направленных друг к другу зеркал и явлением энтоптических цветов 156, возникающим внутри стеклянного куба, когда он помещен между этими зеркалами. В <Zur Naturwissenschaft> (Bd. I, Heft 3, XXII, S. 148) мы читаем о <естественных, прозрачных кристаллизованных телах> следующее: <Итак, мы высказываем о них, что природа построила в самой сердцевине таких тел подобный же прибор из зеркал, какой создается нами с помощью внешних, физико-механических средств> (ср. там же предшествующую страницу)*, - природа ткет изнутри свои узоры! При этом сопоставлении внешнего и внутреннего речь идет, повторяю, не о рефракции, как в тексте настоящего параграфа, а о внешнем двойном отражении и о том, что ему соответствует внутри тела. И когда там же (S. 147) говорится: <У известкового шпата можно было явственно заметить, что ближайшей причиной рассматриваемого явления служит различная слоистость и вызываемое этим взаимодействие отражений>,то и тут следует иметь в виду, что в тексте параграфа говорится о, так сказать, ромбоидальной силе, или действенности, а не о действии существующих пластинок (ср. <Zur Naturwissenschaft>, Bd. I, Heft I, S. 25)^.

Прибавление. Из двух изображений, даваемых исландским шпатом, одно паходится на обыкновенном месте, т.е. рефракция здесь обыкновенная. Другое же изображение, * То, что я высказал по поводу этого соображения (письмо к Гёте от 24/11. 1821 г.), -встретило у Гете такой благосклонный прием,что он перепечатал это в <Zur Naturwissenschaft>,Bd.I,Heft 4, S. 294 [1822 г., <Neueste aufmuntemcie Teilnahme] 157.

 

 

==261

 

 

называемое необыкновенным, кажется приподнятым вследствие своей ромбоидальной формы, представляющей собой деформированный куб (в этом случае, значит, <molecules integrantes> не образуют куба или двойной пирамиды). Мы имеем два разных местоположения и, следовательно, два изображения, по в одном образе; ибо последний, с одной стороны, отпосится к свету пассивно и поэтому просто пропускает изображение, но, с другой стороны, он проявляет и свою материальность, поскольку внутренняя совокупность индивидуального тела образует поверхность. Гёте много занимался этим явлением, которое он относит на счет мелких разрывов в кристаллы, на счет существующих в нем пластинок; на самом деле это смещение вызывают не разрывы, а один лишь внутренний образ. Ибо при наличии действительдых разрывов тотчас же появляются цвета (см. следующий па-раграф). Сквозь другие тела видав не тольно двойная линии, н& даже две дары ливни. В новейшее время быяо открыто много новых тел, обладающих двойным лучепреломлением. Сюда же относится явлеяие, вазываемое фатой моргадой или по-французски mirage {Bwt. <Traite de Physique>, III, p. 321) и состоящее в том, что ка берегу моря мы видим предметы двойными. Здесь действует ие отражение, а рефракция, поскольку предмет, как в опыте с исландским шпатом, виден через воздушные слоя, которые нагреты в разной степени в поэтому обладают различной плотностью.

§ 320 3. Это нематериальное для-себя-бытие (сила) формы, переходя к внутреннему наличному бытию, упраздняет нейтральную природу кристаллизации, и появляется определение имманентной точечности, хрупкость (и за тем сцепление) при еще белее совершенной, но формальной прозрачности, какевой, например, обдадает хрупкое стекло. Этот момент хрупкости есть отлачие от тождественного с собой еамообваруаеения, от света и освещеяия; это есть, следовательно внутрендее качало, или принцип, потемненения - темнота, еще реально не существующая, но действующая затемняющим образом 158 (хрупкое стекло, несмотря на свою совершенную прозрачность, является, как известно, условием энтоптических цветов).

Потемнение не остается только принципом, но переходит, удаляясь от простой, неопределенной нейтральности образа (если не считать внешне и количественно

 

 

==262

 

 

высказываемых пoмpaчений и нарушений прозрачности), к абстрактной односторонней крайности самородности, пассивному сцеплению (металличности). В результате существующее уже для себя темное и наличное для себя светлое, приведенные благодаря прозрачности к конкретному и индивидуализованному единству, дают явление цвета 159.

Примечание. Свету как таковому абстрактная темнота противостоит непосредственно (§ 277). Но темное становится реальным лишь как фив-ическая, индивидуалазованная телесность, и указанный ход иотемнеиия и есть эта индивидуализация светлого, т.е. в данном случае прозрачного (пассивного самообнаружения в царстве образа),-приведение его к в-самем-себе-бытию индивидуальной материи 160. Прозрачное есть в своем существовании гомогениое нейтральное; темное есть то, что приобрело индивидуальное для-себя-бытие, но что существует не в точечности, а лишь как сила, направленная против светлого, и что может поэтому существовать и в совершенной гомогенности. Металличность есть, как известно, принцип всякой окраски или, если угодно так выразиться, всеобщее красящее вещество. Металл мы берем здесь только со стороны его высокого удельного веса: в это преобладание частного специфическая материя спасается от раскрытой внутренней нейтральности прозрачного образа, доходя при этом до крайности. В области химического металличность обнаруживается затем как столь же одностороннее, безразличное основание.

В данной выше характеристике хода потемнения было важно не только абстрактно указать отдельные моменты, но и назвать эмпирические способы их проявления. Ясно само собой, что и то и другое связано с трудностями; но еще больше трудностей возникает для физики из смешения определений или свойств, принадлежащих совершенно различным сферам. Как ни важно установить для таких общих явлений, как теплота, цвет и т.д., их простую специфическую определенность при самых различных условиях п обстоятельствах, все же, с другой стороны, не менее важно фиксировать различия, присущие этим явлениям. Что такое цвет, теплота и т.д., это в эмпирической физике не может быть выведено из понятия, но должно быть установлено на основании способов происхождения. Последние же бывают весьма различны. А между тем в погоне за открытием общих законов опускают существеннейшие различия и хаотически объединяют с некоторой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.