Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Животный организм 11 страница




 

 

==527

 

 

что иное, как акт, которым организм, опознав свое заблуждение, отбрасывает от себя свою переплетенность с внешними вещами; и химические свойства экскрементов подтверждают это. Обычно момент выделения рассматривается только как выбрасывание чего-то ненужного, негодного; но животное и не должно было принимать в себя ничего ненужного или излишнего. И если имеются в экскрементах и неудобоваримые части, то все же главную их массу составляет ассимилированная материя или то, что организм привносит сам к полученному извне веществу, - желчь, которая должна была соединиться с пищей. <Чем здоровее животное и чем удобоваримее потребленные средства питания, тем меньше неразложившейся пищи проходит через кишечник и тем однороднее экскременты. Но.даже и у самых здоровых животных выделения всегда содержат в себе волокнистые остатки потребленной пищи. Главными же составными частями выделений являются вещества, происходящие из желудочных соков и в особенности из желчи. Берцелиус 142 нашел в человеческих экскрементах неразложившуюся желчь, белок, желчную смолу и два своеобразных вещества, одно из которых похоже на клей, а другое образуется лишь на воздухе из желчной смолы и белка желчи... Из человеческого тела через прямую кишку выделяются: желчь, белок, два своеобразных животных вещества, желчевина, углекислый, солянокислый и фосфорнокислый. натр, фосфорнокислая магнезия и фосфорнокислая известь; через мочевые органы: слизь, молочная кислота, бензоловая кислота, солянокислый натрий, солянокислый аммоний, фосфорнокислая и плавиковая известь и т.д. Все эти тела отнюдь не представляют собой чужеродные, неспособные к ассимиляции вещества: это те же части, из которых состоят и животные органы. Составные части мочи мы находим преимущественно в костях. Некоторые из перечисленных выше веществ входят в состав волос, другие - в состав мышц и мозга. На первый - взгляд это сопоставление как будто показывает, что при пищеварении ассимилируется большее количество материи, чем может быть усвоено органами питания, и что этот излишек выбрасывается в неизменном виде через выделительные органы. Однако при ближайшем исследовании между составными частями пищи, ассимилированными веществами и отбросами обнаруживается такая диспропорция, которая не мирится с этим допуще-

 

 

==528

 

 

нием>. В дальнейшем показана диспропорция между принятой пищей и ассимилированными веществами, но не между этими последними и отбросами. <Особенно бросается в глаза эта диспропорция между фосфорной кислотой и известью. Фуркруа и Воклен 143 нашли в лошадином помете больше фосфорной извести, а в птичьем больше углекислой и фосфорнокислой, чем ее можно было обнаружить в корме этих животных. С другой стороны, у птиц исчезает некоторое количество содержащегося в пище кремнезема. Возможно, что то же самое происходит и с серой>, которая также встречается в экскрементах. <Натрий встречается и в теле животных, питающихся растениями, хотя в потребляемой ими пище соответствующие соли содержатся в очень небольшом количестве. Зато моча льва и тигра показывает вместо натрия большое количество калия. Таким образом, более чем вероятно, что вообще во всех живых телах происходят такие процессы разделения и соединения, которые превышают силы известных до сих пор химических агентов>*. Итак, автор полагает, что они все-таки остаются химическими и не поднимаются на более высокую ступень. В действительности, однако, деятельность организма целесообразна, ибо она состоит как раз в том, что после достижения цели средство отбрасывается прочь. Желчь, панкреатический сок и т.д. суть, следовательно, не что иное, как подлинный процесс самого организма^ который выбрасывает его из себя в материальном виде> Результатом процесса является насыщенность - ощущение полноты после предшествовавшей недостаточности. Рассудок всегда будет придерживаться опосредствований как таковых и рассматривать их как внешние отношения, сравнивая их с механической и химической точек зрения; а между тем все это вполне подчинено свободной жизненности и самоощущению. Рассудок хочет знать больше, чем спекуляция (die Spekulation), и смотрит на нее свысока; но он всегда остается в сфере конечного опосредствования и не может постигнуть жизненность как таковую.

Творческое влечение. Творческое влечение следует здесь понимать не в смысле Блуменбаха 114, который понимает под ним преимущественно воспроизводство. Художественное влечение как инстинкт есть третье -

* Тревиранус, указ. соч., т. IV, стр. 480-482, 6t4-618.

 

 

==529

 

 

единство идеального теоретического процесса и реального процесса пищеварения; но сначала это лишь относительная тотальность, так как подлинно интимная тотальность является третьим членом целого, т.е. родовым процессом. Нечто внешнее, принадлежащее к неорганической природе животного, подвергается здесь ассимиляции, но так, что оно в то же время оставляется в качестве внешнего предмета. Таким образом, и творческое влечение подобно выделению есть процесс, в котором животное делает себя внешним самому себе, но внедряя при этом форму организма во внешний мир. Предмет формируется таким образом, чтобы он мог удовлетворить субъективную потребность животного; но здесь имеет место не голое враждебное отношение алчности к внешнему миру, а покой по отношению к внешнему существованию. Алчность, таким образом, одновременно получает удовлетворение и встречает препятствие; и организм делает себя объективным лишь через приспособление к себе неорганической материи. Так, практическое и теоретическое поведение здесь объединены. Через посредство формы влечение может удовлетворяться без снятия предмета; но это только одна сторона творческого влечения. Другая сторона состоит в том, что животное выделяет образования из самого себя, но не из отвращения, не для того, чтобы избавиться от них; выброшенные наружу экскременты приобретают форму, удовлетворяя потребность животного.

Это художественное влечение обнаруживается как целесообразная деятельность, как мудрость природы; и эта черта целесообразности затрудняет его понимание. Она искони возбуждала наибольшее изумление, потому что разумность привыкли понимать лишь как внешнюю целесообразность и перед лицом жизни оставались вообще в кругу чувственного созерцания. Творческое влечение действительно аналогично рассудку, поскольку оно есть нечто самосознательное; но это не значит, что целесообразная деятельность природы имеет какое-нибудь отношение к самосознательному рассудку. Нельзя сделать и шагу в изучении природы, не постигнув понятия цели, т.е. не постигнув, что заранее^ предопределенное (das Vorherbestimmte), будучи деятельным, относится к другому и при этом сохраняет само себя, ассимилируя себе это другое. Понятие есть отношение этих моментов: формирование внешнего, или выделений, имеющих отноше-

 

 

К оглавлению

==530

 

 

ние к потребности. Но как художественное влечение это понятие остается только внутренним <в-себе> животного, только бессознательным мастером; лишь в мышлении, у художественно творящего человека, понятие приобретает бытие для самого себя. Кювье говорит поэтому, что, чем выше стоят животные, тем менее развит у них инстинкт, больше всего он развит у насекомых. Согласно этому внутреннему понятию, все есть средство, т.е. все отнесено к некоторому единству, так что единства (в данном случае живого существа) не было бы вовсе без вот этой вещи, являющейся вместе с тем лишь моментом в целом, чем-то снятым, не самостоятельным, не сущим в себе и для себя; даже само солнце является средством для земли, и всякая линия в кристалле - средством для его имманентной формы. Живое отличается тем высшим свойством, что оно есть деятельность, которая формирует внешние вещи и в то же время оставляет их внешними, потому что в качестве целесообразных средств они имеют прямое отношение к понятию.

К первой форме художественного влечения, которой мы уже коснулись выше, относится инстинктивная постройка гнезд, пещер, логовища с целью освоения животным всей окружающей его обстановки хотя бы только по форме (см. выше § 362); далее, странствование птиц и рыб - как проявление их климатического чувства - и собирание запасов на зиму, заранее обеспечивающее животному все нужное ему для потребления (см. выше § 361). Так, животные вступают в определенное отношение к земле, на которой они лежат, они хотят сделать ее удобнее для себя; и, значит, при удовлетворении их потребности в лежании вещь не уничтожается подобно средству питания, а сохраняется и лишь получает определенную форму. Средства питания, правда, тоже подвергаются формированию, но затем они исчезают совершенно. Эта теоретическая сторона творческого влечения, которая ставит препону алчности, отсутствует у растений, которые не могут в отличие от животных задерживать свои влечения, потому что они лишены ощущающей, теоретической способности.

Другая сторона художественного влечения заключается в том, что многие животные сами изготовляют себе свое оружие: например, паук ткет паутину, служащую ему средством для уловления пищи, подобно тому как другие животные выпускают из себя когти, лапы,

 

 

==531

 

 

а полип-руки (щупальца), чтобы нащупать и схватить свою добычу. Животные, сами изготовляющие из себя свое оружие, выделяют, таким образом, из себя свои собственные продукты, которые одновременно отрываются от них и которые они отрывают от себя. <У раков и жаберноНогих слепые придатки (villi) на кишечном канале заменяют собой печень, поджелудочную железу и вообще весь аппарат органов железы, который у высших классов животных содействует пищеварению и питанию>. (Зев, желудок и кишечный канал представляют собой одну длинную трубку; но сужениями и сжимающими мышцами она разделена на несколько отделов, различных по длине, ширине и строению ткани.) <У насекомых дело обстоит не только так же, но у них вообще нет и следа желез. Такие> (внутренние) <кишечнообразные слепые сосуды вырабатывают у пауков материал для паутины, у гусениц - вещество для кокона>, для превращения в куколку, <у вилохвостой гусеницы - сок, разбрызгиваемый ею при раздражении, у пчел яд, сообщаемый жалу этого насекомого. Этими же сосудами изготовляются, далее, у насекомых все соки, необходимые для оплодотворения. По обеим сторонам тела у самца расположен орган, состоящий из очень длинного, но вместе с тем очень нежного и узкого извилистого канала; орган этот соответствует придатку яйца у млекопитающих. От него отходит трубка к мужскому члену. У самки имеется двойной яичник и т.д... Полное отсутствие половых частей свойственно всем насекомым в личиночном состоянии, а некоторым, например рабочим пчелам, в течение всей их жизни>. Изготовление восковых ячеек, выделение меда - единственный способ, которым воспроизводят себя эти бесполые Пчелы: это как бы пустоцветы, не достигающие продолжения рода. <Относительно этого пункта имеет силу замечательный закон: у всех бесполых насекомых встречаются вместо половых частей некоторые другие органы, доставляющие материал для производства художественных работ. Но обратной силы это положение не имеет: пауки, например, изготовляют художественную ткань из материала, доставляемого им их собственными органами, не будучи, однако, бесполыми>*. Гусеницы только пожирают и выделяют, никаких внешних половых частей у них нет; второе - закутывание ку-

* Гревиранус, указ. соч., т. 1, стр. 366 (364) -367, 369-370.

 

 

==532

 

 

колки в кокон - относится к области творческого влечения; и, наконец, совокупление составляет жизнь бабочки. <Есть насекомые, которые всю свою жизнь сохраняют ту самую форму, в которой они вышли из яйца. К этим насекомым относятся все виды семейства пауков и некотот рые виды мокриц и клещей. Все остальные животные этого класса претерпевают в течение своей жизни частичное или полное превращение. Там, где имеется лишь частичная метаморфоза, личинка отличается от куколки, а последняя от законченного насекомого в основном лишь меньшим числом или меньшим развитием своих органов. Наоборот, при полном превращении в законченном насекомом нет и следа того, чем оно было в своем личиночном состоянии. Необычайное множество мышц личинки исчезает, и цл их место появляются совсем другие; точно так же голова, сердце, дыхательное горло и т.д. получают совершенно иную структуру>*.

Поскольку в творческом влечении животное производит само себя и, однако, остается все же той же самой непосредственностью, постольку оно здесь впервые достигает наслаждения самим собой, приходит к определенному самоощущению. Прежде оно наслаждалось только внешними вещами, его непосредственное ощущение было только абстрактным в-самом-себе-бытием, в котором животное ощущает лишь способ, каким оно определяется. Животное испытывает удовлетворение, утолив голод и жажду, но еще не обладает собой как удовлетворённым; этого обладания оно достигло только теперь. Приспособляя к себе внешнее, оно обладает самим собой во внешней наличности и наслаждается собой. К области художественного влечения относится и голос, с помощью которого животное внедряется в воздух, эту идеальную субъективность, оповещает о себе внешний мир. Птицы идут особенно далеко в этом радостном наслаждении собой: голос служит у них не просто выражением, потребности, не простым криком: их пение есть лишенное вожделения обнаружение, высшая цель которого непосредственное наслаждение самим собой.

§ 366 145 Посредством процесса взаимодействия с внешней природой животное дает своей внутренней самодостоверности, своему субъективному понятию истину и объектив-

* Тревиранус, указ. соч., т. 1, стр. 372-374.

 

 

==533

 

 

ность: оно становится единичным индивидуумом. Это произведение самого себя есть, таким образом, самосохранение, или воспроизведение; но в себе субъективность, ставшая продуктом, оказывается, далее, снятой в своей непосредственности, понятие, сомкнувшееся таким образом с самим собой, определено как конкретное, всеобщее, как род 146, который вступает в отношение и в процесс взаимодействия с единичностью субъективности.

Прибавление. Утоленное желание имеет здесь значение не индивидуума, производящего себя как вот это единичное, но значение всеобщего, основания индивидуальности, для которой оно служит только формой. Удо влетворенное желание есть поэтому вернувшееся к себе всеобщее, которое непосредственно обладает в себе индивидуальностью. Теоретический возврат (чувства) в самое себя порождает только недостаток вообще, возврат же индивидуальности порождает недостаток как нечто положительное. Это недостаточное существо наполнено самим собой; это - удвоенный индивидуум. Животное ограничено сначала своими собственными пределами, но затем оно производит себя за счет неорганической природы, ассимилируя себе эту последнюю. Третье отноше ние, объединяющее оба первых, есть отношение родового процесса, в котором животное относит себя к самому себе как к существу того же вида; оно относится здесь к живому, как в первом процессе, и вместе с тем, как во втором, к чему-то такому, что преднайдено им 147.

с. Родовой процесс 148

§ 367 Род составляет в-себе-сущее простое единство с единичностью субъекта, который имеет в нем свою конкретную субстанцию. Но всеобщее есть перводеление (Urteil), цель которого стать из этого своего разделения в самом себе сущим для себя единством, положить себя существующим в качестве субъективной всеобщности. Этот процесс ее смыкания с самой собой содержит в себе как отрицание лишь внутренней всеобщности рода, так и отрицание лишь непосредственной единичности, в которой живое наличествует как еще природное; вскрытое в вышеизложенном процессе (см.§ 366) отрицание этой единичности является лишь первым, лишь непосредствен-

 

 

==534

 

 

ным. В этом процессе рода то, что является только живым, может погибнуть, ибо как таковое оно не возвышается над природностью. Но моменты родового процесса, имея своей основой еще не субъективное всеобщее, еще не единый субъект, распадаются и существуют в виде ряда отдельных процессов, которые заканчиваются разными способами смерти живущего.

Прибавление. Утвержденный через самоощущение индивидуум стал чем-то твердым (das Harte), так сказать, широким; его непосредственная единичность теперь снята, и единичное уже не нуждается больше в какомлибо отношении к неорганической природе. Утратив определение своей исключающей единичности, понятие приобретает дальнейшее определение, согласно которому субъект определяет себя как всеобщее. Это определение является в свою очередь перводелящим (urteilend), в свою очередь исключающим другое; но при этом оно должно быть тождественно с этим последним и существовать для него как тождественное. Так, мы получаем род, чье определение заключается в том, чтобы прийти к существованию в своем отличии от единичности; и в этом состоит родовой процесс вообще. Род, правда, еще не достигает в индивидууме свободного существования, еще не достигает всеобщности; но если он здесь, с одной стороны, оказывается еще лишь непосредственно тождественным с индивидуумом, то все-таки - с другой, уже появляется отличие отдельной субъективности от рода. Это отличие есть процесс, имеющий своим результатом то, что род как всеобщее приходит к самому себе, и непосредственная единичность подвергается отрицанию. Эта гибель есть смерть индивидуума; органическая природа закапчивается тем, что через смерть единичного род приходит к самому себе и становится, таким образом, предметом для себя, в чем и состоит возникновение духа. Эту гибель единичности в роде мы должны еще рассмотреть. Но так как отношение рода к единичному бывает различно, то мы должны будем различать особые процессы, представляющие собой различные способы смерти живых индивидуумов. Так, родовой процесс распадается в свою очередь на три формы. Первым является половое отношение; произведение рода есть порождение индивидуумов через смерть других индивидуумов того же рода; воспроизведя себя как другое, индивидуум отмирает. Во-вторых, род обособляется, подразделяется на свои виды;

 

 

==535

 

 

и эти виды, относящиеся друг к другу как -различные индивидуумы, являются вместе с тем друг для друга неорганической природой в качестве рода, направленного против индивидуальности; это - насильственная смерть. Третьим будет отношение индивидуума к самому себе как отношение рода внутри единой субъективности частично в виде преходящего несоответствия во время болезни, частично же в том конечном результате, что род как таковой сохраняется, между тем как индивидуум переходит в существование как всеобщее, в чем и состоит естественная смерть.

а. Половое отношение 149

 

§ 368 150 Это отношение есть процесс, который начинается с потребности, поскольку индивидуум как единичное оказывается несоразмерным имманентному роду 151 и вместе с тем является его тождественным отношением к себе водном единстве; и, таким образом, он чувствует этот недостаток 152. Поэтому род в нем как напряжение, вызванное несоразмерностью его единичной действительвости, становится стремлением достигнуть самоощущения в другом представителе того же рода, восполнить себя через соединение с ним и через это опосредствование сомкнуть роде собой и дать ему существование,это есть процесс совокупления 153.

Прибавление. Благодаря тому что процессом взаимодействия с неорганической природой положена идеальность последней, самоощущение животного и его объективность оправдываются в нем самом. Это не просто в себе сущее самоощущение, но существующее самоощущение, жизненная сила в самоощущении. Разделение полов таково, что крайние члены этого разделения представляют собой тотальности самоощущения; животное стремится произвести себя как самоощущение, как тотальность. Но если в творческом влечении органическое становилось мертвым продуктом, который, правда, свободно отпускался органическим на волю, но был лишь поверхностной формой внешней материи, так что последняя не была предметной для себя в качестве свободного равнодушного субъекта, то теперь обе стороны суть самостоятельные индивидуумы (как в процессе ассимиляции), но относятся они друг к другу не как органическое

 

 

==536

 

 

к неорганическому, а являются оба органическими и принадлежат роду, существуя, таким образом, как единая порода. Их соединение есть исчезновение полов, в результате чего возникает простой род. Животное обладает объектом, с которым оно находится, согласно своему чувству (Gefuble), в непосредственном тождестве; это тождество есть момент первого процесса (формообразования), присоединяющийся к определению второго (ассимиляции). Это отношение одного индивидуума к другому индивидууму того же рода есть субстанциальное отношение рода. Природа каждого проходит через обоих, и оба находятся в сфере этой всеобщности. Процесс состоит в том, что, будучи в себе единым родом, одной и той же субъективной жизненностью, они и полагают это единство как таковое. Идея природы становится здесь действительной в паре - самец и самка; их тождество и их для-себя-бытие, бывшие до сих пор только для нас, в нашей рефлексии, внутренне ощущаются теперь в бесконечной рефлексии обоих полов ими самими. Это чувство всеобщности есть высшее, до чего может подняться животное; но теоретическим предметом созерцания его конкретная всеобщность все-таки не становится для негой тут; иначе это было бы мышлением, сознанием, ибо только в нем род достигает свободного существования. Противоречие заключается, стало быть, в том, что всеобщность рода, тождество индивидуумов, отличается от их особенной индивидуальности; индивидуум есть только одно из двух и существует не как единство, а лишь как единичность. Деятельность животного заключается в снятии этого отличия. Лежащий в основе род есть один и крайних членов умозаключения, ибо всякому процессу свойственна форма последнего. Род есть движущая субъективность, в которую вложена жизненность, стремящаяся произвести себя. Опосредствование, середина умозаключения есть напряженность этой сущности индивидуумов по отношению к несоразмерности их единичной действительности, что именно и вынуждает их иметь свое самоощущение только в другом. Сообщая себе действительность, которая, правда, ввиду свойственной ей формы непосредственного существования остается лишь единичной, род смыкается с другим крайним членом с единичностью.

Образование различных полов должно быть различно, их взаимная определенность должна существовать как

 

 

==537

 

 

положенная понятием, потому что опи представляют собой влечение как различные. Однако обе стороны не являются, как в химизме, лишь нейтральным в себе: вследствие первоначального тождества формации в основе мужских и женских половых органов лежит один и тот же тип только с преобладанием в одних одной части, а в других - другой, причем у самки необходимо преобладает индифферентное, а у самца - раздвоенность, противоположность. У низших животных это тождество особенно бросается в глаза: <У некоторых видов саранчи (например, у Grylius verruccivorus) крупные семянники, состоящие из свернутых в пучки сосудов, похожи на столь же крупные яичники, состоящие из подобных же свернутых в пучки яйцепроводов... У самца овода семяннпки не только имеют совершенно такие же очертания, как более крупные яичники, но и состоят точно так же из почти яйцеобразных, продолговатых, нежных пузырьков, прикрепленных своим основанием к веществу яичек, как яйца к яичнику>*. Труднее всего было обнаружить матку в мужских половых органах. За таковую была неудачно принята мошонка*, хотя семянники обнаруживают явную аналогию с женским яичником. Матке же соответствует в мужском половом аппарате предстательная железа: матка сходит у самца на степень железы, безразличной всеобщности. Это превосходно показал Аккерман 154 на своем гермафродите, у которого при прочих мужских половых органах имеется матка, причем, однако, она не только находится на месте предстательной железы, но и выводящие семенные протоки (conduits ejaculateurs) проходят через нее, раскрываясь у crista galli в мочеиспускательный канал (urethra), венские срамные губы представляют собой, далее, сошедшиеся мошонки; поэтому у Аккерманова гермафродита они были заполнены яичковидным образованием. Наконец, средняя линия мошонки у женщин расщеплена и образует влагалище (vagina). Преобразование одного пола в другой становится, таким образом, совершенно понятным. Как у мужчины матка сходит на степень простой железы, так, наоборот, у женщины мужское яичко остается включенным в яичник, не выходит в противоположность, не * [Gotthilf Heinrlch van] Schubert. Ahnungen einer allgemeinen Geschichte des Lebens,[2 Bde. Leipzig, 1806-1820], Teil I, S. 185. ** Ibid., S. 205-206.

 

 

==538

 

 

приобретает самостоятельности, не становится деятельным мозгом; и клитор есть лишь бездейственное ощущение вообще. У мужчин мы имеем, напротив, действенное ощущение, набухающее сердце, прилив крови в corpora cavernosa и в петли губчатой ткани мочеиспускательного канала; этому приливу крови у мужчин соответствует кровотечение у женщин. Восприимчивость матки как простое отношение раздваивается, таким образом, у мужчины на производящий мозг и внешнее сердце. Благодаря этой различенности мужчина является действенным, а женщина есть воспринимающее, ибо она остается в своем неразвернутом единстве.

Деторождение нельзя сводить к яичнику и мужскому семени и рассматривать новое образование как простое сочетание форм или частей обеих сторон, ибо в женском существе содержится материальный элемент, а в мужском - субъективность^. Зачатие есть концентрация всей особи в простое, отдающееся единство, в свое представление; семя есть само это простое представление вполне единая точка, такое же, как имя и цельная самость. Зачатие есть, таким образом, не что иное, как становление противоположного, этих абстрактных представлений в единое представление.

§ 369 Продукт есть отрицательное тождество различенных единичностей, являющееся в качестве ставшего рода бесполой жизнью. Но с природной стороны этот продукт лишь б себе является родом, отличаясь от единичностеё, различие которых исчезает в нем 155, и в то же время сам оказывается непосредственно единичным, предназначенным к тому, чтобы развиться в ту же самую естественную индивидуальность, прийти к такой же различенности и тленности. Этот процесс размножения переходит, таким образом, в дурную бесконечность прогресса. Род сохраняется только через гибель особей, которые в процессе оплодотворения выполняют свое назначение, и, поскольку они не знают ничего более высокого, они идут затем навстречу смерти 156.

Прибавление. Так, животный организм, совершив свой круг, стад бесполым всеобщим, которое оказывается оплодотворенным; он сделался абсолютным родом, но последний есть смерть данной особи. Низшие животные организмы, например бабочки, умирают поэтому тотчас же

 

 

==539

 

 

после оплодотворения,- ибо после этого их единичность оказывается снятой в роде, а в их единичности и состоит их жизнь. Высшие организмы, поскольку они обладают большей самостоятельностью, еще некоторое время сохраняются: и смерть является для их тела сложным процессом, с которым мы познакомимся ниже в форме болезни. Но род, производящий себя посредством отрицания своих различий, существует не сам по себе, а лишь в ряде отдельных живых существ; и, таким образом, снятие противоречия все. время оказывается началом нового. В родовом процессе различенные погибают; ибо они различны только вне единства этого процесса - единства, которое есть. подлинная действительность. Любовь же есть чувство, в котором своекорыстие и обособленность единичного подвергается отрицанию, и, значит, единичное образование погибает (zugrunde geht), не будучи в силах сохраниться. Ибо сохраняется только то, что, будучи абсолютным, тождественно с собой; а таково всеобщее, то, чем всеобщее является (ist). Но в животном род не существует, а имеет бытие лишь в себе; только в духе он есть в себе и для себя от века. В себе, в идее, в понятии совершается переход к существующему роду, а именно он совершается в вечном творении, но там природа замкнута.

в. Род и виды

§ 370 157 Различные образования и порядки (Ordnungen) животных имеют в своей основе всеобщий, определенный понятием, тип животного, и природа представляет его частично в форме различных ступеней развития - от простейшей организации до совершеннейшей, в которой она является орудием духа, частично же в форме различных обстоятельств и условий элементарной природы. Развившийся до единичности вид животного есть то, что в себе и через самого себя различает себя от других и через отрицание других становится для себя. И вследствие этого враждебного низведения других на степень неорганической природы насильственная смерть есть естественная судьба индивидуумов 158.

Примечание. В зоологии, как в естественных науках вообще, главный интерес заключается в том, чтобы отыскать для субъективного познания твердые и простые признаки классов, порядков и т.д. Только после того как

 

 

К оглавлению

==540

 

 

эта цель построения так называемых искусственных систем в познании животных отошла на второй план, открылась возможность более глубокого воззрения, направленного на объективную природу самих животных образований. Среди эмпирических наук едва ли найдется другая, которая приобрела бы в последнее время столько нового - нс в смысле массы наблюдений (в этом не было недостатка ни у одной науки), а в смысле проработки ее материала в направлении к понятию, - сколько приобрела зоология через свою вспомогательную наукусравнительную анатомию. Вдумчивое природоведение (преимущественно у французских естествоиспытателей), воспринявшее деление растений на однодольные и двудольные, восприняло также кардинальное различие, создаваемое в животном царстве наличием или отсутствием позвоночника-, основное деление животных свелось, таким образом, по существу к тому, которое уже было усмотрено Аристотелем 158а.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.