Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по этикету




Ролевая игра «Ты и Я, Я и Мы»

Игра начинается с распределения «ролей» (заданий). Учащиеся сами или по предложению педагога выбирают для себя ту или иную ситуацию, роль в ней, подбирают партнеров. При исполнении определенной ситуации все остальные учащиеся выступают в роли экспертов, комментируя и оценивая происходящее.

 

Вы подходите к компании ребят и девушек. Поздоровайтесь со всеми (роли: «герой», 6–7 ребят).

 

Вы идете по улице с девушкой. Навстречу – Ваш приятель. Познакомьте их (роли: «герой», «Она», «Он»).

 

Вы впервые привели свою девушку в дом. Познакомьте ее со своими родителями (роли: «герой», мама, папа, девушка).

 

По улице идут две девушки и юноша. Где его место? Где ее место? (роли: юноша, девушка).

 

Вам надо вместе с девушкой войти и выйти из транспорта. Как Вы это делаете (роли: Он и Она).

 

Задание группе учащихся: разыграйте сценку «Как не надо вести себя в театре». Предложите «зрителям» найти как можно больше ошибок.

 

Похожее задание: «Как не надо вести себя на танцах или дискотеке».

 

– В магазине: а) Вас обвесили; 6) Вам нагрубили. Ваша реакция? (роли: продавец, покупатель).

Разбейтесь на пары и проведите диалог–игру «Нам звонят, мы звоним».

а) звоните Вы – в учреждение;

б) звоните Вы – домой знакомым;

в) звонит Вам – не знакомый человек, по делу;

г) звонят вам домой – Ваш знакомый.(роли: два абонента).

 

«Эксперты» должны оценить правильность и ошибочность всех действий.

 

Ситуативная игра «МЫ В ГОСТИ, ГОСТИ – К НАМ»

Предлагаем некоторые типичные ситуации, в которые часто попадаем мы все. Как вы будете себя вести в них?

Вы приглашены в гости. Что вы подарите:

а) любимой девушке; б) ее родителям; в) своему другу; д) просто знакомому человеку (мужчине, женщине, ребенку)?

 

Какие цветы кому положено дарить?

 

Вы в гостях:

а) кто первый садится за стол и встает – гости или хозяева?

б) за кем Вы будете «ухаживать» – за соседкой слева или справа?

 

Проведите игру «Чаепитие с комментариями». Ею можно завершить изучение этикета. Накройте столы к чаю (пусть все будет «по-настоящему», в меру ваших возможностей), под каждый прибор положите вопросы-сюрпризы, касающиеся правил поведения за столом. Комментируйте ответы и свое поведение.

 

Вы пригласили в кафе девушку. Последовательно расскажите о Ваших действиях. Сыграйте сценку «в кафе».

 

ИГРА-УРОК «Правильно ли мы говорим?»

Найдите ошибки в следующих фразах: «... Выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами...», «...покраснел от смущения и от быстрой ходьбы...»; «...подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за мероприятие...».

 

Как правильно сказать: класть или ложить; покласть или положить; сажать или садить? «Я одел пальто» или «я надел пальто»?

 

Какие слова здесь «лишние»: в мае месяце; сто рублей денег; беречь каждую минуту времени; свободная вакансия на работу в фирме?

Тест «Этикет и культура Вашего общения»

Подберите ответы, которые более всего отвечают вашему поведению, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.). На все вопросы отвечайте честно и откровенно.

 

1. Если тебя приглашает в гости человек, который тебе неприятен, примешь ли ты его приглашение?

а) да; б) только в исключительном случае; в) нет.

 

2. Представь, что в гостях ты вынужден сидеть около человека, которого считаешь своим врагом. Как ты себя поведешь?

а) не буду обращать на него внимания;

б) буду отвечать только на его вопросы;

в) попытаюсь завязать с ним непринужденный разговор.

 

3. Ты собираешься позвонить в одну квартиру. Внезапно слышишь, что за дверью возник семейный спор. Как ты поступишь?

а) все-таки позвоню; б) подожду, пока спор прекратится; в) уйду.

 

4. Что ты сделаешь, если в гостях тебепредложат нелюбимое блюда?

а) несмотря на отвращение, съем его;

б) скажу, что не могу этого сделать;

в) пожалуюсь на отсутствие аппетита.

 

5. Какой бутерброд со стола ты обычно выбираешь?

а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший.

 

6. Что ты сделаешь, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре?

а) подожду, пока кто-нибудь начнет разговор;

б) сам найду какую-нибудь тему.

 

7. Представь, что ты попал в неприятную ситуацию. Расскажешь ли ты об этом своим знакомым?

а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку.

 

8. «Добавляешь» ли ты что-либо от себя, пересказывая чужую историю?

а) да; б) с незначительными «улучшениями»; в) нет.

 

9. Носишь ли ты с собой фотографию любимого человека и показываешь ли ее другим людям?

а) да; б) нет; в) никогда.

 

10. Что ты делаешь, если не понимаешь рассказанной в компании шутки?

а) смеюсь вместе с остальными; б) остаюсь серьезным;

в) прошу, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.

 

11. Что ты предпринимаешь, если, находясь в компании, почувствуешь резкую головную боль?

а) тихо терплю; б) прошу таблетку от головной боли; в) иду домой.

 

12. Что ты делаешь, если, находясь в гостях, узнаешь, что по телевидению должны начать интересующую тебя программу?

а) прошу, чтобы хозяин включил телевизор;

б) начинаю смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям;

в) отказываюсь от интересующей меня передачи.

 

13. Ты находишься в гостях. Когда ты чувствуешь себя лучше?

а) когда я развлекаю гостей, находясь в центре внимания;

б) когда меня развлекают другие.

 

14. Решаешь ли ты заранее, как долго будешь оставаться в гостях?

а) нет; б) иногда; в) да.

 

15. Корреспондент берет у тебя интервью.

а) мне хочется, чтобы интервью было скорее опубликовано;

б) мне хотелось бы, чтобы это было уже в прошлом;

в) мне это совершенно безразлично.

 

16. Можешь ли ты объективно оценивать людей, которых не можешь терпеть?

а) безусловно; б) только в виде исключения; в) не задумывался над этим.

 

17. Соглашаешься ли ты с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для тебя неблагоприятно?

а) не всегда; б) только если оно подтверждает мое мнение;

в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать?

 

18. Когда ты обычно прекращаешь спорить?

а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла;.

в) после того, как сумею убедить своего оппонента.

 

19. Если ты знаешь стихи, то будешь ли читать их в компании?

а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае.

 

20. Представь, что ты живешь во времена графа Монте Кристо, сидишь в подземной тюрьме и внезапно узнаешь, что в соседней камере заключен твой самый злейший враг. Когда ты начнешь с ним перестукиваться?

а) как можно скорее;

б) когда не смогу больше терпеть одиночества; в) никогда.

 

21. Есть ли у тебя обыкновение встречать Новый год на главной площади города?

а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.

 

Ответы собраны. Теперь наступает момент подведения итогов.

  А б В   а б в
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

В результате подсчета баллов ты можешь отнести себя к одной из следующих групп:

280–300 баллов. Возникает подозрение, что ты не всегда искренне отвечал. Проверь себя еще раз.

200–280 баллов. Ты можешь быть доволен собой, по меньшей мере, своими способностями к общению. Ты охотно проводишь свободное время среди людей и, наоборот, в любом обществе являешься желанным участником. Ты обладаешь живым умом, впечатлителен, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что ты часто являешься душой общества.

100–200 баллов. Твое отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, ты обладаешь свойствами и наклонностями, которые делают тебя приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества твоего характера как бы тормозят первые. В целом в компании ты можешь чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако тебе нелегко приспосабливаться к новому окружению. Это зависит также и от твоего настроения. Но среди людей, которые тебе приятны, ты чувствуешь себя довольно комфортно.

50–100 баллов. Как правило, ты любишь одиночество. В узком семейном кругу или кругу близких друзей ты чувствуешь себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей.

50 баллов и меньше. Этот результат маловат. Тебе нужно стараться быть пообщительней.

И еще одно: все это, в конце концов, была только шутка.

 

ТЕСТ «ЛЮБЯТ ЛИ ВАС ЛЮДИ?»

В основе общения лежат доверие, симпатия и даже любовь. Проверь, как относятся к тебе люди, и подумай, от чего это зависит. Ответь «да», если ты согласен с утверждением, и «нет», если не согласен.

 

Ты должен помнить, что почти постоянно в течение дня тебя оценивают те, с кем тебе приходится общаться.

У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они или нет его увлечение.

Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда у тебя есть сильное желание поступить иначе.

Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.

Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

Когда тебя представляют другому человеку, а ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить свое имя.

Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой.

Ты должен быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять в смешном виде.

Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда тебе очень понадобится их помощь.

Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

Лучше, если другие зависят от тебя, чем если ты зависишь от других.

Настоящий друг всегда старается помогать своим друзьям.

Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика.

Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от души посмеяться над анекдотом.

Если тебя пригласил к себе друг, а ты предпочитаешь сходить в кино, ты должен сказать, что у тебя болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.

Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

 

За каждый ответ, совпадающий с «правильным», начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: «да» 6-й, 13-й, 14-й и 20-й; «нет» - все остальные. Сложите сумму баллов: 85-100 - отлично; 75-80 - хорошо; 65-70 - удовлетворительно; 0-60 - плохо. Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие вас любят. Если полученная сумма низка, задумайся, какие ошибки в своем поведении ты совершаешь.

 

Тест «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?»

Предлагаем тест на умение слушать Другого, которое является, как известно, показателем нашей общительности. Вместе с тем лишь не более десяти процентов людей умеют выслушать собеседника. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему. Но анализ общения показывает, что слушатель – далеко не последнее звено в этой цепи. Чтобы проверить, умеете ли вы слушать, предлагаем воспользоваться тестом. Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком – будь то ваш товарищ, родители, учитель или случайный собеседник. Ответив на вопросы, подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение.

 

1. Собеседник не дает мне высказаться, хотя у меня есть, что сказать.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером вызывает чувство пустой траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10. Собеседник вкладывает в мои слова другой смысл.

11. На мои вопросы собеседник выставляет контр-вопросы.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре постоянно отвлекается: играет ручкой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы вместо меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая.

19. Когда я предлагаю что-нибудь, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивая головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

23. Когда я подхожу к нему, он все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Ты тоже так думаешь?» или «Ты согласен?»

Подведем итоги. Если процент ситуаций, вызывающих у тебя досаду и раздражение, составляет:

70–100 % – ты плохой собеседник. Тебе необходимо работать над собой и учиться слушать;

40–70 % – тебе присущи некоторые недостатки и нехватает некоторых черт хорошего собеседника: избегай поспешных выводов, не заостряй внимания на манере говорить, не притворяйся, не ищи скрытый смысл сказанного, не захватывай инициативу в разговоре;

10–40 % – ты хороший собеседник, но иногда отказываешь партнеру в полном внимании. Повторяй вслед за ним некоторые его высказывания, дай ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливай свой темп мышления к его речи и можешь быть уверен, что общаться с тобой будет еще приятнее;

0–10 % – ты просто отличный собеседник. Ты умеешь слушать, твой стиль общения может стать примером для окружающих.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ «УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ ДРУГОГО»

Рекомендации, с которыми мы хотим вас познакомить, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут вам исправить свои ошибки и установить взаимопонимание с собеседником.

1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что вам интересно его слушать. Попросите его повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание полученного сообщения.

2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому, чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать.

3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания достаточно, чтобы подчеркнуть свою заинтересованность.

4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает гарантию от любых неясностей и недопониманий.

5. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. «Какой медлительный!», «Какой надоедливый!» – такие мысли может вызвать иной собеседник. Однако хорошего слушателя не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только информацию, которую несет его речь.

7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае срабатывают эмоциональные фильтры. Слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.

8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слушатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера.

9. Не стремитесь занять ведущее положение в разговоре. Собеседник, который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. «Входные отверстия» его сознания настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.

10. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное?

11. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Скорость мышления в 3–4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно работает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.