КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнический компонент народной педагогики
Мудрость народа в области воспитания постепенно сформировалась в понятие \"народная педагогика\" В чем же ее суть? ник МГ Стельмахович Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа, товары в доминирующих среди народа взглядах на цели и задачи воспитания в совокупности народных средств, умений и нав ичок воспитания и обучения \"1 На основе массива знаний определенной этнической общности о воспитании молодого поколения возникла этнопедагогикиня виникла етнопедагогіка. Этнос (греч ethnos - народ, племя) - народ, стала, исторически определенная совокупность людей, имеющих общие черты и особенности культуры и психического склада, сознательно понимают свое единство этнопедагогики ка как отрасль педагогической науки исследует такие проблемыи: • своеобразие целей, задач, методов, приемов и средств воспитания, характерных для конкретного этноса; • сравнительный (компаративный) изучение специфики обучения и воспитания у представителей разных национальностей; • особенности влияния национальной психологи, менталитета на процесс воспитания тех или иных этнических групп; • учет закономерностей процесса воспитания представителей определенных этнических групп и особенностей их развития В структуре этнопедагогики выделяют следующие основные компоненты: 1 Народное дитинознавства, сущностью которого является изучение ребенка: особенностей его физического, психического и социального развития 2 народных дидактика - раскрывает содержание народных поучений, наставлений, руководств, разъяснений; помогает ребенку, молодому человеку познать мир, природу, окружающую среду, в частности социальная среда, достояния своего в народу.
3 Педагогическая деонтология (греч. deontos - необходимое, нужное) - изучает обязательность соблюдения и выполнения установленных правил поведения, выработанные определенным народом, социальной сообществом, члено ом которой является ребенок, взрослый человек Исследователь проблем этнопедагогики ВН Лыков в рамках деонтологии выделяет следующие факторы: • знать и следовать заветы предков; • соблюдать законы жизни; • уважать свою родословную; • изучать историю и культуру своего народа; • любить и знать родной язык; • уважать родителей, родственников, других людей; • дорожить родным национальным средой; • быть верным народным традициям, обычаям, обрядам; • уважать национальные символы; • выявлять гуманизм, порядочность, милосердие, совестливость, ответственность, обязательность, толерантность; • выявлять трудолюбие Семейная педагогика (фамилистика) имеет целью оказать помощь родителям в воспитании детей. На современном этапе развития общества семейная педагогика приобретает особую веса Попытки ограничить роль родителей в сфере воспитания и положить эту важную функцию на государственные воспитательные учреждения не принесли ожидаемых результатов Основным социальным институтом в системе воспитания юных исторически и естественно призвана бы ути семья Семейная педагогика формировать культ Матери и Отца, культ Род Роду. В новых социальных условиях семейная педагогика должна решать следующие воспитательные проблемы (по ВН Лыков): а) восстановление заповедей родительской педагогики: • уважать родителей, свою семью; • слушаться старших людей и членов семьи; • готовить детей в социальном и материальном плане к супружеской жизни; б) формирование педагогической культуры родителей; в) овладение родителями основами педагогического мастерства 5 В последние годы приобрел актуальность еще один важный пласт народной мудрости в области воспитания - казацкая педагогика Казацкая педагогика направлена??на формирование у молодого поколения таких морально-д духовных качеств как благородство, рыцарство, героизм, патриотизм, человечность, милосердие, мужество, гармония тела и духа Казацкая педагогика - это воплощение идей украинской национальной педагогики в рамках ах конкретного исторического периода специфической деятельности украинских казачестватва.
последнее время педагоги-исследователи актуализировали изучения достижений казацкой педагогики Этому способствовали труды ВГ Кузя, ЮД Руденко, ВН Лыкова и др. Этнопедагогика по своему содержанию, методам исследований тесно связана с другими науками частности, с этнографией (греч ethnos - народ, племя и grapho - писать, описывать) - наукой о народах мира (этносы и), их происхождение, расселение, процессы культурно-бытовых отношений между людьми Во многих зарубежных странах употребляют также термин \"этнологиянологія". Предметом исследования этнографии являются: изучение этнического состава населения отдельных стран, описание этнической истории народов мира, состояние культурно-бытовых традиций определенных этнических групп, описание элементов быт товой культуры (обычаев, обрядов, народного искусства, устного народного творчества и др.). Видное место в системе народной педагогики занимает етнопсихология1, изучающая особенности психики людей определенной этнической группы (особенности характера, менталитета, становление самосознания и др.) ЕТН но психология концентрирует внимание на исследовании таких питань22: 1) обобщение факторов и источников, которые способствуют зарождению, развитию и функционированию психологических особенностей представителей конкретной этнической общности; 2) анализ эмоциональной сферы этноса (особенностей национальных чувств, выражения эмоций, переживаний); 3) исследование мотивационной сферы людей определенной этнической группы; 4) изучение специфики национальных установок на социально-психологическую деятельность Этнопедагогика тесно связана со специфической наукой - этносоциологии, которая исследует национальные аспекты деятельности людей отдельной этнической группы в условиях определенного социального окружения частности: проявления м моральных факторов, особенности обычаев; ценностные ориентации общества, психологические взаимоотношения в семье; сознание, особенности поведения конкретной нации; специфику этнокультуры народа; технологию социализации личности, особенности проявления менталитета и ин.
Основой этнопедагогики является национальное воспитание, ибо оно \"исповедует, - как отмечает ВН Лыков, - одну и ту же цель - воспитать национально сознательную личность, гражданина, который бы дорожил национальными и общечеловеческими ценностями и святынями, глубоко познал бы их и уважал \"важав"1. В нынешних условиях, когда, с одной стороны, должен утверждаться процесс демократизации украинского общества, возрождение национальных основ воспитания молодого поколения, но с другой - на человека акты ивно влияет засилья чужой массовой культуры низкого качества, кардинальным является вопрос возрождения, актуализации идеи народности воспитания, что неоднократно подчеркивал КД Ушинский: \"Общей сист еми народного воспитания для всех народов нет не только на практике, но и в теории, и немецкая педагогика не более как теория немецкого воспитания У каждого народа своя особая национальная система вых ованный, а потому заимствования одним народом у другого воспитательных систем является невозможнымможливим. Опыт других народов в деле воспитания является драгоценным наследием для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам Как нельзя жить по образцу другого р рода, каким бы заманчивым ни был этот образец, так нельзя воспитываться по чужой педагогической системой, какой бы она ни была стройной и хорошо обдуманной Каждый народ в этом должен испытать свои вла сне силы \""2. Надежным фундаментом для реализации задач народности воспитание должно стать украинская народная педагогика как \"отрасль эмпирических педагогических знаний и народного опыта, которые выражаются в господствующих в наро оде взглядах на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения \"ння"8.
Итак, этнопедагогика как наука о народной педагогике должен решать следующие задачи: • всесторонне изучать опыт украинского народа в области воспитания; • актуализировать достояние народа в сфере воспитания с учетом особенностей социального развития общества; • определять пути и средства эффективного использования достижений украинской народной педагогики в системе национального воспитания; • определять соответствие идей народной педагогики современным задачам воспитания всесторонне развитой личности Таким образом, народная педагогика - это неисчерпаемый источник мудрости определенного этнического социума в деле воспитания молодого поколения Известный русский педагог ГМ Волков, который в середине прошлого века я, когда на народную педагогику определенной степени было наложено табу, начал новый этап в развитии науки о народном опыт воспитания детей, назвал этот пласт достижений народов разных национальностей в области воспитания \"педагогикой национального развития, этнического самовоспитания, национального спасения\"ятунку"1.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |