КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении 9 страница
ГЛАВА W Туристская и транспортная ренты Наряду с видами ренты и антиренты, неразрывно связанными с природными источниками (природная, экологическая), существуют смешанные виды ренты, которые обязаны своим прохождением как естественным, так и социальным факторам. К ним необходимо отнести прежде всего туристскую и транспортную ренты — в национальном и в глобальном измерениях. 4.1. Национальная и мировая туристская рента Туризм - древняя, но начиная с XX в. стремительно развивающаяся отрасль экономики, которая в международной торговле товарами и услугами занимает третье место (после торговли нефтью и вооружениями), но в перспективе имеет шансы выйти на первое. В 2000 г. общие доходы от въездного туризма составили 475,8 млрд. долл. — 6,2 % мирового экспорта [71. Р. 376]. Под туризмом понимают временные перемещения граждан со своего постоянного места жительства в другую страну (международный туризм — въездной и выездной) или в другую местность в пределах своей страны (внутренний туризм) в свободное время с целью удовлетворения своих потребностей — культурно-познавательных, рекреационных (оздоровительных), спортивных, профессионально-деловых, экологических, религиозных и т.п. — без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [16. С. 7]. Следует отличать от туризма миграционные потоки (законные и нелегальные), перемещения в порядке выполнения профессиональной обязанности (служебные командировки, стажировки и т.п.), потоки беженцев из мест вооруженных столкновений или стихийных бедствий, перемещения из города в город и из страны в страну для учебы, в поисках высокооплачиваемой работы или на сезонные заработки и т.п.
Суть туризма - в удовлетворении духовных, физических (оздоровление) и материальных («шоп-туризм») потребностей людей. Туристский рынок — составная часть потребительского рынка, занимающая все большую долю рынка платных услуг по мере роста уровня жизни граждан той или иной страны, удовлетворения первичных материальных и духовных потребностей людей (в пище, одежде и обуви, жилище, медицинском обслуживании). Туризм разнороден по своему составу. Он включает широкий поток как внутреннего перемещения лиц в пределах региона или страны, так и международного перемещения — въездной (прием иностранных туристов, т.е. экспорт туристских услуг) и выездной (поездки граждан в другие страны, импорт туристских услуг). Наряду с туризмом общего, ознакомительного характера существует широкая гамма специализированных видов туризма: * культурно-исторический — для ознакомления с памятниками куль * оздоровительный (рекреационный) — посещение курортных мест * социальный — поездки по льготным ценам для пенсионеров, малоимущих семей, школьников, студентов; * семейный — поездки для отдыха или оздоровления целыми семьями; * научный — участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, посещение научных центров и т.п.; ' образовательный — проведение летних школ для школьников и студентов, экскурсии в другие города и страны для дополнения учебного материала; * спортивный - для участия в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, посещение чемпионатов и олимпиад болельщиками; * охотничий — участие в охоте на диких животных по приобретенным лицензиям; * экологический — посещение заповедников, объектов всемирного * экстремальный — участие в поездках, связанных с высоким риском (альпинизм, путешествие по горным рекам, пересечение океанов на яхтах или воздушных шарах, поездки в Арктику и Антарктиду и т.п. В последнее время сюда добавился и космический туризм);
* религиозный— паломничества к святым местам той или иной религии, поездки для ознакомления с храмами, религиозными святынями и памятниками, участие в религиозных праздниках и встречах. В процессе подготовки к Году диалога между цивилизациями (2001 г.) автором был предложен такой наукоемкий вид специализированного туризма, как цивилизационный туризм, который позволяет получить разностороннее представление о той или иной цивилизации - ее культуре, истории, этике, нравах, обычаях и менталитете составляющих цивилизацию этносов, взаимодействии с другими цивилизациями. Концепция цивилизационного туризма была представлена нами в 2000 г. на Петербургском экономическом форуме, обсуждалась на семинаре-практикуме «Ресурсы цивилизационного туризма» в Пушкинских горах в октябре 2002 г.; совместно с туристической компанией «Мир» подготовлены программы специализированных туров «Петербург — город диалога цивилизаций», «Северо-Западная Русь — истоки и вершины российской цивилизации». В 2001 г. был организован первый цивилизационный тур «Влади-миро-Суздальская Русь» для участников IV Международной Кондратьевской конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век». Идея использования туризма для диалога и взаимопонимания цивилизаций получила поддержку в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56/6 от 9 ноября 2001 г. «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями». Туризм как отрасль экономики носит комплексный характер. Он объединяет деятельность многих отраслей и видов услуг: * собственно туристские услуги (разработка туристских программ и *услуги тра'нспортных организаций по доставке туристов к месту назначения, поездкам во время экскурсий и пребывания в стране (месте) назначения; *услуги связи для туристов и турфирм; *услуги гостиничного и коммунального хозяйства по размещению и обслуживанию туристов;
' услуги учреждений культуры (музеи, театры, выставки, фестивали и т.п.); *услуги оздоровительных учреждений (курортов, санаториев, домов отдыха, больниц, поликлиник, аптек и т.п.); *организация питания туристов в ресторанах, столовых, приобретение ими продовольственных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков и т.п.; * приобретение туристами в магазинах сувениров, произведений " информационное обслуживание туристов, приобретение ими компакт-дисков, видеокассет, альбомов, постеров, путеводителей, буклетов и т.п. Из перечисленных видов деятельности очевидно, что страна, регион или город, которые являются привлекательными для туристов, получают мощный поток финансовых ресурсов для развития комплекса отраслей, ориентированных на потребности туристов. Недостатком при этом является сезонность туристских потоков, недогрузка мощностей турфирм, гостиниц, ресторанов, транспорта в «мертвый сезон», когда пик спроса на туристские услуги позади. Международный туризм растет опережающими темпами. Представление о темпах роста туризма и его распределении по цивилизациям и ведущим странам дает таблица 4.1. За 10 лет число международных туристов выросло на 51 %, а доходы от прибывающих туристов — на 62 %. На страны с высоким уровнем доходов в 2000 г. приходились 62 % прибывающих туристов Таблица 4.1 Динамика и распределение международного туризма по цивилизациям и ведущим странам [71. Р. 374—376] Таблица 4.2 Развитие международного туризма [53. С. 312] и 71 % доходов от въездного туризма. Наиболее высокими темпами рос поток туристов в Восточную и Южную Азию (особенно Китай), Латинскую Америку, Африку, США, более низкие темпы наблюдались в Западной Европе. В Японии число туристов и доходы от них даже сократились. В России быстрый рост количества туристов восполнил допущенные в начале 1990-х годов потери. По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 г. число прибывающих туристов в мире возрастет до 1,6 млрд. человек (табл. 4.2), а доходы от них - до 2 трлн. долл.
Как видно из таблиц, основными получателями доходов от въездного туризма являются развитые страны; в последнее время к ним активно подключается Китай. Россия за годы реформ потеряла значительную часть своего туристского потенциала, накопленного в советское время, и на мировом туристском рынке занимает скромное место. Динамика туризма подвержена цикличным колебаниям. Он быстро набирает темп в фазах оживления, подъема и зрелости экономических циклов, когда экономика и благосостояние граждан растут, преобладают оптимистические надежды и ожидания. В фазах кризиса и депрессии картина меняется: падают доходы большинства занятых, растет безработица, увеличиваются неуверенность в завтрашнем дне, пессимистические ожидания, тревога; многим людям не до поездок. На уровень туризма влияют и внеэкономические факторы, особенно вооруженные столкновения и международный терроризм. Конфликты в Ливане, бывшей Югославии. Закавказье многократно сократили приток туристов в эти страны, значительную часть ВНП которых составляли доходы от туризма. После террористических актов 11 сентября 2001 г, сразу резко сократился поток туристов, пользовавшихся авиарейсами; одновременно выросло число внутренних туристов, использующих другие виды транспорта. Поэтому прогнозы Всемирной туристской организации могут оказаться чрезмерно оптимистическими. Туризм, как и любой другой вид рыночной деятельности, ведется ради получения прибыли и желательно сверхприбыли, которую можно считать туристской рентой. Если принять, что она составляет 10 % доходов от международного туризма, то примерные масштабы мировой туристкой ренты в конце XX в. можно оценить в сумму около 50 млрд. долл.; при реализации прогноза Всемирной туристской организации к 2020 г. она достигнет 200 млрд. долл., т.е. увеличится в 4 раза. Доходы от внутреннего туризма обычно превышают доходы от международного; однако здесь уровень рентабельности туристских услуг ниже, поэтому норму туристской ренты можно условно принять за 5 %. При предпосылке, что доходы от внутреннего и международного туризма примерно равны, общую сумму получаемой и ожидаемой туристской ренты можно увеличить примерно в полтора раза, т.е. до 100 млрд. долл. в начале века и до 400 млрд. долл. к 2020 г. Что является первоисточником туристской ренты, «рентонос-ными» факторами? Это прежде всего природно-климатические условия (в этом туристская рента родственна видам природной ренты). Отдельные граждане, семьи, коллективы жаждут покупаться в море, озере или на берегу реки, побывать в национальных парках, в горах, полечиться в термальных водах, принять курс минеральных вод, загореть под теплым солнцем и т.п. В уникальных, пользующихся повышенным спросом местах отдыха, на курортах можно извлекать и монопольную туристскую ренту. Не менее важную роль в формировании туристской ренты играет социокультурный фактор. Приехавшие из других стран и регионов туристы жадно интересуются незнакомыми им памятниками истории и культуры, нравами, обычаями и традициями людей, посещают музеи, театры, архитектурные памятники, приобретают сувениры, альбомы, информационные продукты и т.п. Особенно силен этот интерес при знакомстве с иной цивилизацией во всей ее многогранной самобытности. Немаловажна роль экономического фактора. Выбирая возможные маршруты, туристы сравнивают их стоимость с качеством и разнообразием услуг, новизной впечатлений. Для шоп-туристов («челноков») определяющую роль играет возможность приобрести по умеренным ценам товары, которые можно с выгодой продать после возвращения. «Челночный» импорт в России составляет миллиарды долларов; по оценкам, он вырос с 404 млн. долл. в 1992 г. до 21 455 млн. в 1996 г. — в 53 раза; в 2000 г. он составил 10 675 млн. долл. [44. С. 764] Следует учитывать также роль транспортного фактора и географического положения в развитии туристского рынка и формировании туристской ренты (дифференциальной ренты по местоположению). Удобно расположенные места отдыха и развлечений с густой сетью хорошо оснащенных траспортных путей привлекают потоки туристов. Австралия располагает великолепным потенциалом для туризма как раз в период, когда в Северном полушарии «мертвый сезон»; однако удаленность материка от основных центров выездного туризма, дороговизна поездок ограничивают поток туристов. Удобно расположенные исторические города и курорты Италии, Испании и Франции привлекают большой поток туристов независимо от сезона. Россия располагает большими возможностями развития транзитного (Восток—Запад и Север—Юг) туризма; однако эти возможности используются пока в малой степени. Следовательно, по своему происхождению туристская рента многоканальная, многофакторная, что дает основание относить ее к смешанному типу рентных отношений, причем соотношение факторов для разных видов туризма неодинаково. Так, природный фактор играет решающую роль в оздоровительном и экологическом туризме; социокультурный - в культурно-историческом, образовательном, научном, религиозном, цивилизационном туризме; экономический - в профессионально-деловом и шоп-туризме. В каких формах выступает туристская рента? В.М. Козырев полагает, что туристская рента выступает в трех традиционных формах: монопольной, дифференциальной и абсолютной. «Монопольная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества <...> Господство абсолютной монополии на уникальные туристские услуги порождает монопольно высокие цены <...> Дифференциальная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов неравного качества». При этом рыночная цена туристского продукта ориентируется на уровень затрат предприятий, которые используют относительно худшие природные ресурсы; «разность между общественными, рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль - основу дифференциальной, или разностной туристской ренты <...> В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования абсолютной туристской ренты на чисто рыночной основе <...> абсолютная туристская рента предполагает, что обычные худшие природные условия выступают нижней (бортовой) границей формирования предельного продукта и рыночной цены» [16. С. 28—37]. Наличие дифференциальной туристской ренты не вызывает сомнений. Видимо, ее можно подразделить на дифренту I рода, связанную с природным, оздоровительным, культурно-историческим аспектом предлагаемых услуг и местоположением района их предложения, и дифренту II рода, отражающую результаты инновационных усилий предоставляющих туристские услуги предприятий (включая и использование научно-технических достижений для повышения качества и эффективности предлагаемых услуг). Однако требует дополнительного исследования вопрос об установлении цен на туристские услуги на уровне предельных (замыкающих) издержек туристских предприятий, находящихся в условиях худших, но пользующихся спросом на туристском рынке. Это может иметь основания лишь в отношении природного фактора — объективного, не зависящего от деятельности людей. Но туризм, как было показано выше, включает и иные факторы, которые зависят от потребителей и от предпринимателей и на которые распространяются общие законы рыночной конкуренции и формирования цен на базе преобладающих издержек. Кроме того, туристские услуги включают деятельность ряда смежных отраслей (транспорта, связи, общественного питания, гостиничного хозяйства, культуры, торговли и др.), на которые тенденция формирования цен на базе замыкающих затрат не распространяется. Следует допустить возможность возникновения монопольной туристской ренты в отношении, например, курортов с особо благоприятными бальнеологическими свойствами, посещения уникальных музеев (например, Эрмитажа или Лувра) либо в странах, обладающих исключительным, уникальным набором туристских ресурсов (например Италия, Греция). Однако необходимо учитывать, что установление монопольных цен имеет свои ограничения, поскольку высокие цены на туристские услуги сдерживают приток туристов, которые имеют широкий спектр выбора. Это ограничивает и возможный объем монопольной туристской ренты. Что касается абсолютной туристской ренты, которая могла бы возникнуть и в худших условиях, обусловливая относительно более высокий уровень цен на туристские услуги и гарантируя дополнительный доход собственникам любых (включая и худшие из пользующихся спросом) туристских ресурсов, то образование этого вида ренты в сфере туризма представляется весьма ограниченным в силу высокого уровня конкуренции в этом сегменте рынка и возможности расширения ассортимента предлагаемых потребителю услуг. Абсолютная рента в ограниченных масштабах может формироваться лишь под воздействием уникального природного фактора, в значительной мере совпадая с монопольной рентой либо являясь ее составным элементом. Следует также отметить, что цены и тарифы на комплекс туристских услуг варьируются по сезонам. Во время максимума спроса они находятся на верхнем пределе, принося максимум ренты, а в остальное время года широко применяются разнообразные скидки и льготные цены для потребителей, чтобы сгладить сезонную неравномерность. Поэтому сумму и норму туристской ренты следует определять не в среднемесячном измерении, а с учетом возможных колебаний под влиянием погодных факторов, стихийных бедствий, политических потрясений и т.п. в среднегодовом измерении (например, в виде скользящей средней за пять лет). Необходимо также принимать во внимание, что цены международных туров формируются на основе официальных курсов валют, которые могут существенно отличаться от реальной покупательной способности валюты на внутреннем рынке и цен, по котором туристы оплачивают ряд товаров и услуг; изменения валютных курсов и паритета покупательной способности сказываются на объеме реализуемых туристских услуг, массе и норме мировой туристской ренты. Например, в результате дефолта 1998 г. в России официальный валютный курс рубля по отношению к доллару США упал в 4,5 раза, а паритет покупательной способности — в 1,9 раза; отношение паритета покупательной способности к валютному курсу снизилось с 44 до 19 [35. С. 389]. В результате относительно подорожал и абсолютно сократился импорт туристских услуг (выездной туризм), подешевел и возрос их экспорт и спрос на внутренний туризм, а также на отдых в странах СНГ. Значительно вырос объем мировой и внутренней туристской ренты, реализуемой Россией. Однако в дальнейшем с ростом внутренних цен и сближением курсов валют возможности для получения туристской ренты сократились. События сентября 2001 г. и марта-апреля 2003 г. привели к падению мировых цен на туристские услуги и авиатарифов, что обусловило резкое сокращение объема мировой туристской ренты, убыточность многих турфирм и авиакомпаний. Лишь постепенно положение начало улучшаться. Комплексность туристской услуги обусловливает множественность субъектов присвоения туристской ренты. Это прежде всего /иу/?фи/шы-туроператоры и турагенты, которые разрабатывают туристский продукт, реализуют его и организуют туры. Они оперируют на внутреннем и мировом туристском рынке, определяют цены на туристские услуги и присваивают прибыль и сверхприбыль, если цены значительно превышают издержки — не по каждой отдельной сделке, а суммарно за год, с учетом сезонных колебаний. Турфирмы участвуют как в экспорте, так и в импорте туристских услуг и могут при этом реализовать сверхприбыль как часть мировой туристской ренты. Другим крупным субъектом присвоения туристской ренты являются транспортные организации — авиакомпании, морские и речные пароходства, железнодорожные и автомобильные компании. Особенно велика их доля в мировой туристской ренте, поскольку международный туризм связан с большими объемами перевозок пассажиров на далекие расстояния. Транспортные тарифы с учетом разнообразных скидок составляются с таким расчетом, чтобы несмотря на сокращение числа пассажиров и рост издержек в межсезонье в целом по году были возмещены затраты, получены прибыль и сверхприбыль как источник туристско-транспортной ренты (здесь находится область переплетения двух видов ренты — туристской и транспортной). Третий субъект присвоения туристской ренты - сфера туристской инфраструктуры — гостиницы, рестораны, кафе, магазины, обслуживающие туристов, средства связи, изготовители сувениров, компакт-дисков, мультимедийных дисков и т.п. Объем реализации производимых ими услуг и товаров напрямую зависит от потока туристов, и они устанавливают цены и тарифы таким образом, чтобы перекрыть убытки межсезонья и в итоге года получить прибыль и сверхприбыль как источник туристской ренты. Законным получателем части туристской ренты являются курорты, здравницы, музеи, заповедники и т.п. — то, ради чего туристы устремляются в другие регионы и страны, снимаясь на время с насиженных мест, тратя накопленные за год для отдыха средства. Именно эти организации могут претендовать на долю не только дифференциальной, но и монопольной ренты. Некоторые из этих организаций являются частными собственниками, но значительная их доля (прежде всего уникальные культурные и природные объекты) находится в государственной собственности. Наконец, весомая доля туристской ренты достается государству. Оно присваивает рейту по нескольким каналам: *облагая доходы турфирм и других организаций, участвующих в обслуживании туристов, разнообразными налогами и сборами -налогами на прибыль и сверхприбыль (при повышенном налоге на сверхприбыль государство улавливает часть ренты), на добавленную стоимость; *получая доходы при выдаче виз для туристов; " относительно сокращая поддержку государственных музеев, заповедников и других привлекающих туристов объектов, поскольку часть своих расходов они покрывают за счет продажи услуг отечественным и иностранным туристам. В.М. Козырев предлагает изымать туристскую ренту путем специального обложения всех турфирм в пользу федеральных, региональных и муниципальных бюджетов: «Конкретной формой финансирования всех социальных затрат в сфере туризма могла бы стать туристская рента как особая статья доходов и расходов бюджетов соответствующих органов власти. Источниками доходной части рентной статьи в бюджетах соответствующих органов власти могли бы стать: * 5%-ная ставка от валовой продукции туристских организаций во ' 10%-ная ставка от валовой выручки при реализации услуг по выездному туризму» [16. С. 105]. Поступившие средства предлагается использовать для финансирования инфраструктуры внутреннего туризма, субсидирования (или дотирования) въездного туризма, финансовой поддержки отдельных туристских организаций, которые используют особо ценные национальные туристские объекты. Предполагается, что рентные отчисления позволят на треть увеличить вложения в индустрию туризма, станут своеобразным амортизационным фондом, «призванным возродить национальный туризм за счет внутренних источников финансирования, за счет самого туризма» [16. С. 65, 71, 105]. При всей соблазнительности обещанного эффекта такая форма обложения турфирм вряд ли может быть реализована. При единой ставке речь идет не об изъятии сверхприбыли, которую получают далеко не все фирмы и далеко не в одинаковом размере, а о дополнительном обложении выручки всех турфирм независимо от их доходов. На деле этот платеж будет включен в цены туров, переложен на покупателей туристских услуг (как отечественных, так и иностранных), приведет к их удорожанию, сокращению спроса на эти услуги и, следовательно, доходов фирм и бюджетов всех уровней. Это ухудшит положение российских турфирм на мировом рынке и в результате приведет к уменьшению и без того незначительной доли мировой туристской ренты, получаемой Россией. Так, в 1998 г. доля России в общем числе принимаемых туристов составила 2,5 %, а в доходах от туризма — всего 1,6 % (табл. 4.2) Кроме того, нет уверенности, что полученные от введения дополнительного обложения турфирм средства действительно пойдут на развитие туризма, значительно увеличат инвестиции в туристскую инфраструктуру; скорее всего они растворятся в доходной части бюджета в условиях необходимости выплат по внешнему долгу и другим первоочередным нуждам, которым наверняка будет отдан приоритет. Передача части туристской ренты муниципальным, региональным и федеральным органам возможна и необходима; но, во-первых, она допустима лишь в тех случаях, когда возникает сверхприбыль как объективная основа туристской ренты; во-вторых, необходим дифференцированный подход к различным видам туризма. В наибольшей мере ставки отчислений относятся к выездному туризму с учетом колебаний мировых цен и валютных курсов, что дает возможность государству присваивать часть мировой туристской ренты, особенно в пики сезона. Для въездного и особенно внутреннего туризма, а также социального, детского, семейного, культурного, цивилизационного туризма ставки отчислений должны быть минимальными или вообще отсутствовать. В-третьих, основная часть ренты должна направляться на поддержу первоисточников туризма - музеев, памятников истории, культуры и архитектуры, курортов, на экологические мероприятия. Такая практика, например, вводится в Италии, где за 15 евро можно подняться на Пизанскую башню, за 8 евро посетить 15 церквей в Венеции и т.д. В-четвертых, отчисления от ренты следует не растворять в доходной части бюджетов, а концентрировать в муниципальных, региональных и федеральных фондах развития туризма, используя для инвестиций в туристскую инфраструктуру, поддержку детского, семейного, социального туризма и т.п. -Сложнее обстоит дело с формированием международного (глобального) фонда развития туризма. Он может быть либо самостоятельным (например, при Всемирной туристской организации), либо выступать как часть всемирного социокультурного фонда под эгидой ЮНЕСКО. Отчисления в этот фонда могли бы быть установлены за счет стран, получающих наибольшие доходы от международного туризма. В 1998 г. эти доходы (не считая транспортных расходов) составили для США 74,2 млрд. долл., Италии - 30,4 млрд., Испании - 29,6 млрд., Франции - 29,7 млрд., Англии - 21,3 млрд. долл. (табл. 4.2). Направление части мировой туристской ренты институтам мирового гражданского общества имеет правовое обоснование — важнейшим стимулом для туристов являются памятники всемирного культурного и природного наследия, реставрация, содержание и поддержка которых требуют немалых инвестиций. До сих пор эти инвестиции привлекались в небольших масштабах и в основном за счет добровольных пожертвований спонсоров и меценатов. Введение отчислений от посещений туристами этих памятников в глобальный социокультурной фонд даст значительные и устойчивые средства для содержания этих памятников, поддержки международного детского, социального и культурного (цивилизационного) туризма для семей с небольшими доходами, включения информации о памятниках всемирного культурного, природного и научного наследия в Интернет и в другие информационные потоки. Развитие международного туризма с использованием мировой туристской ренты - одно из приоритетных направлений глобального социокультурного развития, взаимопонимания и диалога цивилизаций, сближения уровня социокультурного развития в разных странах и цивилизациях, ознакомления поколений XXI в. с всемирным культурным, научным и природным наследием, сохранения культурного разнообразия народов и цивилизаций. 4.2. Транспортная рента в глобальном измерении Непосредственно сопряжена с туристской рентой, частично переплетается с ней транспортная рента — региональная, национальная, цивилизационная, глобальная. Транспортная рента, как и другие виды ренты, представляет сверхприбыль, происходящую из природного (естественного) фактора, прежде всего — местоположения и природно-климатических условий, определяющих уровень транспортных издержек (наличие судоходных рек, удобных морских гаваней, сухопутных путей и т.п.). Исторически транспортная рента сыграла крупную роль в формировании, динамике и взаимодействии цивилизаций. Локальные цивилизации первого и второго поколений зарождались и развивались в долинах крупных рек (Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы). В становлении и диалоге цивилизаций третьего поколения важную роль сыграли транспортные пути — Великий шелковый путь, путь «из варяг в греки», Великий Волжский путь, а также Великие географические открытия и их последствия — поток золота и серебра из Нового Света в Европу, что ускорило мануфактурную революцию и стало причиной революции цен в XVI в. Промышленная революция дала толчок возникновению железнодорожного транспорта и пароходов, что многократно укрепило торгово-экономические и культурные взаимосвязи цивилизаций. Конец XIX—начало XX в. ознаменовались взлетом автомобильного, а затем авиационного транспорта, что многократно сократило издержки и ускорило перевозки грузов и пассажиров. В начале XXI в. предстоит очередная транспортная революция, предпосылки которой сейчас закладываются как составная часть постиндустриального технологического способа производства.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |