Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении 9 страница





ГЛАВА W

Туристская и транспортная ренты

Наряду с видами ренты и антиренты, неразрывно связанными с природными источниками (природная, экологическая), существуют смешанные виды ренты, которые обязаны своим прохождением как естественным, так и социальным факторам. К ним необходимо от­нести прежде всего туристскую и транспортную ренты — в нацио­нальном и в глобальном измерениях.

4.1. Национальная и мировая туристская рента

Туризм - древняя, но начиная с XX в. стремительно развива­ющаяся отрасль экономики, которая в международной торговле то­варами и услугами занимает третье место (после торговли нефтью и вооружениями), но в перспективе имеет шансы выйти на первое. В 2000 г. общие доходы от въездного туризма составили 475,8 млрд. долл. — 6,2 % мирового экспорта [71. Р. 376].

Под туризмом понимают временные перемещения граждан со своего постоянного места жительства в другую страну (международ­ный туризм — въездной и выездной) или в другую местность в преде­лах своей страны (внутренний туризм) в свободное время с целью удовлетворения своих потребностей — культурно-познавательных, рекреационных (оздоровительных), спортивных, профессионально-деловых, экологических, религиозных и т.п. — без занятия оплачива­емой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [16. С. 7]. Следует отличать от туризма миграционные потоки (законные и нелегальные), перемещения в порядке выполнения профессио­нальной обязанности (служебные командировки, стажировки и т.п.), потоки беженцев из мест вооруженных столкновений или стихийных бедствий, перемещения из города в город и из страны в страну для учебы, в поисках высокооплачиваемой работы или на сезонные заработки и т.п.

Суть туризма - в удовлетворении духовных, физических (оз­доровление) и материальных («шоп-туризм») потребностей людей. Туристский рынок — составная часть потребительского рынка, зани­мающая все большую долю рынка платных услуг по мере роста уров­ня жизни граждан той или иной страны, удовлетворения первичных материальных и духовных потребностей людей (в пище, одежде и обуви, жилище, медицинском обслуживании).


Туризм разнороден по своему составу. Он включает широкий поток как внутреннего перемещения лиц в пределах региона или страны, так и международного перемещения — въездной (прием ино­странных туристов, т.е. экспорт туристских услуг) и выездной (по­ездки граждан в другие страны, импорт туристских услуг). Наряду с туризмом общего, ознакомительного характера существует широкая гамма специализированных видов туризма:

* культурно-исторический — для ознакомления с памятниками куль­
туры и истории, посещения музеев, театров, фестивалей и т.п.;

* оздоровительный (рекреационный) — посещение курортных мест
для лечения и отдыха;

* социальный — поездки по льготным ценам для пенсионеров, мало­имущих семей, школьников, студентов;

* семейный — поездки для отдыха или оздоровления целыми семьями;

* научный — участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, посещение научных центров и т.п.;

' образовательный — проведение летних школ для школьников и сту­дентов, экскурсии в другие города и страны для дополнения учеб­ного материала;

* спортивный - для участия в спортивных соревнованиях и других ме­роприятиях, посещение чемпионатов и олимпиад болельщиками;

* охотничий — участие в охоте на диких животных по приобретенным лицензиям;

* экологический — посещение заповедников, объектов всемирного
природного наследия, участие в экологических форумах и встречах;

* экстремальный — участие в поездках, связанных с высоким риском (альпинизм, путешествие по горным рекам, пересечение океанов на яхтах или воздушных шарах, поездки в Арктику и Антарктиду и т.п. В последнее время сюда добавился и космический туризм);

* религиозный— паломничества к святым местам той или иной рели­гии, поездки для ознакомления с храмами, религиозными святыня­ми и памятниками, участие в религиозных праздниках и встречах.

В процессе подготовки к Году диалога между цивилизациями (2001 г.) автором был предложен такой наукоемкий вид специализи­рованного туризма, как цивилизационный туризм, который позволяет получить разностороннее представление о той или иной цивилиза­ции - ее культуре, истории, этике, нравах, обычаях и менталитете составляющих цивилизацию этносов, взаимодействии с другими цивилизациями. Концепция цивилизационного туризма была пред­ставлена нами в 2000 г. на Петербургском экономическом форуме, обсуждалась на семинаре-практикуме «Ресурсы цивилизационного туризма» в Пушкинских горах в октябре 2002 г.; совместно с турис­тической компанией «Мир» подготовлены программы специали­зированных туров «Петербург — город диалога цивилизаций», «Се­веро-Западная Русь — истоки и вершины российской цивилизации».


В 2001 г. был организован первый цивилизационный тур «Влади-миро-Суздальская Русь» для участников IV Международной Кон­дратьевской конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век». Идея использования туризма для диалога и взаимопонимания цивилизаций получила поддержку в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56/6 от 9 но­ября 2001 г. «Глобальная повестка дня для диалога между цивилиза­циями».

Туризм как отрасль экономики носит комплексный характер. Он объединяет деятельность многих отраслей и видов услуг:

* собственно туристские услуги (разработка туристских программ и
туров, деятельность туроператоров и турагентов по рекламе и
продаже туров, их организации и выполнению, обслуживанию
туристов);

*услуги тра'нспортных организаций по доставке туристов к месту назначения, поездкам во время экскурсий и пребывания в стране (месте) назначения;

*услуги связи для туристов и турфирм;

*услуги гостиничного и коммунального хозяйства по размещению и обслуживанию туристов;

' услуги учреждений культуры (музеи, театры, выставки, фестивали и т.п.);

*услуги оздоровительных учреждений (курортов, санаториев, домов отдыха, больниц, поликлиник, аптек и т.п.);

*организация питания туристов в ресторанах, столовых, приобре­тение ими продовольственных товаров, алкогольных и безалко­гольных напитков и т.п.;

* приобретение туристами в магазинах сувениров, произведений
искусства, спорттоваров и т.п.;

" информационное обслуживание туристов, приобретение ими компакт-дисков, видеокассет, альбомов, постеров, путеводителей, буклетов и т.п.

Из перечисленных видов деятельности очевидно, что страна, регион или город, которые являются привлекательными для турис­тов, получают мощный поток финансовых ресурсов для развития комплекса отраслей, ориентированных на потребности туристов. Недостатком при этом является сезонность туристских потоков, недогрузка мощностей турфирм, гостиниц, ресторанов, транспорта в «мертвый сезон», когда пик спроса на туристские услуги позади.

Международный туризм растет опережающими темпами. Пред­ставление о темпах роста туризма и его распределении по цивили­зациям и ведущим странам дает таблица 4.1.

За 10 лет число международных туристов выросло на 51 %, а доходы от прибывающих туристов — на 62 %. На страны с высоким уровнем доходов в 2000 г. приходились 62 % прибывающих туристов


Таблица 4.1 Динамика и распределение международного туризма по цивилизациям и ведущим странам [71. Р. 374—376]

Таблица 4.2 Развитие международного туризма [53. С. 312]


и 71 % доходов от въездного туризма. Наиболее высокими темпами рос поток туристов в Восточную и Южную Азию (особенно Китай), Латинскую Америку, Африку, США, более низкие темпы наблюда­лись в Западной Европе. В Японии число туристов и доходы от них даже сократились. В России быстрый рост количества туристов вос­полнил допущенные в начале 1990-х годов потери.

По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 г. чис­ло прибывающих туристов в мире возрастет до 1,6 млрд. человек (табл. 4.2), а доходы от них - до 2 трлн. долл.

Как видно из таблиц, основными получателями доходов от въездного туризма являются развитые страны; в последнее время к ним активно подключается Китай. Россия за годы реформ потеряла значительную часть своего туристского потенциала, накопленного в советское время, и на мировом туристском рынке занимает скром­ное место.

Динамика туризма подвержена цикличным колебаниям. Он быстро набирает темп в фазах оживления, подъема и зрелости эко­номических циклов, когда экономика и благосостояние граждан растут, преобладают оптимистические надежды и ожидания. В фа­зах кризиса и депрессии картина меняется: падают доходы боль­шинства занятых, растет безработица, увеличиваются неуверенность в завтрашнем дне, пессимистические ожидания, тревога; многим людям не до поездок. На уровень туризма влияют и внеэкономи­ческие факторы, особенно вооруженные столкновения и между­народный терроризм. Конфликты в Ливане, бывшей Югославии. Закавказье многократно сократили приток туристов в эти страны, значительную часть ВНП которых составляли доходы от туризма. После террористических актов 11 сентября 2001 г, сразу резко сокра­тился поток туристов, пользовавшихся авиарейсами; одновременно выросло число внутренних туристов, использующих другие виды транспорта. Поэтому прогнозы Всемирной туристской организации могут оказаться чрезмерно оптимистическими.

Туризм, как и любой другой вид рыночной деятельности, ведет­ся ради получения прибыли и желательно сверхприбыли, которую можно считать туристской рентой. Если принять, что она составля­ет 10 % доходов от международного туризма, то примерные масшта­бы мировой туристкой ренты в конце XX в. можно оценить в сумму около 50 млрд. долл.; при реализации прогноза Всемирной турист­ской организации к 2020 г. она достигнет 200 млрд. долл., т.е. увели­чится в 4 раза. Доходы от внутреннего туризма обычно превышают доходы от международного; однако здесь уровень рентабельности туристских услуг ниже, поэтому норму туристской ренты можно условно принять за 5 %. При предпосылке, что доходы от внутрен­него и международного туризма примерно равны, общую сумму получаемой и ожидаемой туристской ренты можно увеличить


примерно в полтора раза, т.е. до 100 млрд. долл. в начале века и до 400 млрд. долл. к 2020 г.

Что является первоисточником туристской ренты, «рентонос-ными» факторами?

Это прежде всего природно-климатические условия (в этом туристская рента родственна видам природной ренты). Отдельные граждане, семьи, коллективы жаждут покупаться в море, озере или на берегу реки, побывать в национальных парках, в горах, поле­читься в термальных водах, принять курс минеральных вод, загореть под теплым солнцем и т.п. В уникальных, пользующихся повы­шенным спросом местах отдыха, на курортах можно извлекать и монопольную туристскую ренту.

Не менее важную роль в формировании туристской ренты иг­рает социокультурный фактор. Приехавшие из других стран и реги­онов туристы жадно интересуются незнакомыми им памятниками истории и культуры, нравами, обычаями и традициями людей, по­сещают музеи, театры, архитектурные памятники, приобретают сувениры, альбомы, информационные продукты и т.п. Особенно силен этот интерес при знакомстве с иной цивилизацией во всей ее многогранной самобытности.

Немаловажна роль экономического фактора. Выбирая возмож­ные маршруты, туристы сравнивают их стоимость с качеством и разнообразием услуг, новизной впечатлений. Для шоп-туристов («челноков») определяющую роль играет возможность приобрести по умеренным ценам товары, которые можно с выгодой продать после возвращения. «Челночный» импорт в России составляет миллиарды долларов; по оценкам, он вырос с 404 млн. долл. в 1992 г. до 21 455 млн. в 1996 г. — в 53 раза; в 2000 г. он составил 10 675 млн. долл. [44. С. 764]

Следует учитывать также роль транспортного фактора и гео­графического положения в развитии туристского рынка и форми­ровании туристской ренты (дифференциальной ренты по место­положению). Удобно расположенные места отдыха и развлечений с густой сетью хорошо оснащенных траспортных путей привлекают потоки туристов. Австралия располагает великолепным потенциа­лом для туризма как раз в период, когда в Северном полушарии «мертвый сезон»; однако удаленность материка от основных цент­ров выездного туризма, дороговизна поездок ограничивают поток туристов. Удобно расположенные исторические города и курорты Италии, Испании и Франции привлекают большой поток туристов независимо от сезона. Россия располагает большими возможнос­тями развития транзитного (Восток—Запад и Север—Юг) туризма; однако эти возможности используются пока в малой степени.

Следовательно, по своему происхождению туристская рента многоканальная, многофакторная, что дает основание относить ее


к смешанному типу рентных отношений, причем соотношение факторов для разных видов туризма неодинаково. Так, природный фактор играет решающую роль в оздоровительном и экологиче­ском туризме; социокультурный - в культурно-историческом, обра­зовательном, научном, религиозном, цивилизационном туризме; экономический - в профессионально-деловом и шоп-туризме.

В каких формах выступает туристская рента? В.М. Козырев полагает, что туристская рента выступает в трех традиционных формах: монопольной, дифференциальной и абсолютной. «Моно­польная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества <...> Гос­подство абсолютной монополии на уникальные туристские услуги порождает монопольно высокие цены <...> Дифференциальная ту­ристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов неравного качества». При этом рыночная цена туристского продукта ориентируется на уровень затрат предприя­тий, которые используют относительно худшие природные ресурсы; «разность между общественными, рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль - основу дифференциальной, или разностной туристской ренты <...> В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования абсолют­ной туристской ренты на чисто рыночной основе <...> абсолютная туристская рента предполагает, что обычные худшие природные условия выступают нижней (бортовой) границей формирования предельного продукта и рыночной цены» [16. С. 28—37].

Наличие дифференциальной туристской ренты не вызывает со­мнений. Видимо, ее можно подразделить на дифренту I рода, свя­занную с природным, оздоровительным, культурно-историческим аспектом предлагаемых услуг и местоположением района их пред­ложения, и дифренту II рода, отражающую результаты инноваци­онных усилий предоставляющих туристские услуги предприятий (включая и использование научно-технических достижений для повышения качества и эффективности предлагаемых услуг). Одна­ко требует дополнительного исследования вопрос об установлении цен на туристские услуги на уровне предельных (замыкающих) издержек туристских предприятий, находящихся в условиях худ­ших, но пользующихся спросом на туристском рынке. Это может иметь основания лишь в отношении природного фактора — объек­тивного, не зависящего от деятельности людей. Но туризм, как было показано выше, включает и иные факторы, которые зависят от потребителей и от предпринимателей и на которые распростра­няются общие законы рыночной конкуренции и формирования цен на базе преобладающих издержек. Кроме того, туристские ус­луги включают деятельность ряда смежных отраслей (транспорта, связи, общественного питания, гостиничного хозяйства, культуры,


торговли и др.), на которые тенденция формирования цен на базе замыкающих затрат не распространяется.

Следует допустить возможность возникновения монопольной туристской ренты в отношении, например, курортов с особо бла­гоприятными бальнеологическими свойствами, посещения уни­кальных музеев (например, Эрмитажа или Лувра) либо в странах, обладающих исключительным, уникальным набором туристских ресурсов (например Италия, Греция). Однако необходимо учиты­вать, что установление монопольных цен имеет свои ограничения, поскольку высокие цены на туристские услуги сдерживают приток туристов, которые имеют широкий спектр выбора. Это ограничи­вает и возможный объем монопольной туристской ренты.

Что касается абсолютной туристской ренты, которая могла бы возникнуть и в худших условиях, обусловливая относительно более высокий уровень цен на туристские услуги и гарантируя дополни­тельный доход собственникам любых (включая и худшие из поль­зующихся спросом) туристских ресурсов, то образование этого вида ренты в сфере туризма представляется весьма ограниченным в силу высокого уровня конкуренции в этом сегменте рынка и возмож­ности расширения ассортимента предлагаемых потребителю услуг. Абсолютная рента в ограниченных масштабах может формировать­ся лишь под воздействием уникального природного фактора, в значительной мере совпадая с монопольной рентой либо являясь ее составным элементом.

Следует также отметить, что цены и тарифы на комплекс ту­ристских услуг варьируются по сезонам. Во время максимума спро­са они находятся на верхнем пределе, принося максимум ренты, а в остальное время года широко применяются разнообразные скидки и льготные цены для потребителей, чтобы сгладить сезонную не­равномерность. Поэтому сумму и норму туристской ренты следует определять не в среднемесячном измерении, а с учетом возможных колебаний под влиянием погодных факторов, стихийных бедствий, политических потрясений и т.п. в среднегодовом измерении (на­пример, в виде скользящей средней за пять лет).

Необходимо также принимать во внимание, что цены междуна­родных туров формируются на основе официальных курсов валют, которые могут существенно отличаться от реальной покупательной способности валюты на внутреннем рынке и цен, по котором ту­ристы оплачивают ряд товаров и услуг; изменения валютных курсов и паритета покупательной способности сказываются на объеме реализуемых туристских услуг, массе и норме мировой туристской ренты. Например, в результате дефолта 1998 г. в России офици­альный валютный курс рубля по отношению к доллару США упал в 4,5 раза, а паритет покупательной способности — в 1,9 раза; отно­шение паритета покупательной способности к валютному курсу


снизилось с 44 до 19 [35. С. 389]. В результате относительно подо­рожал и абсолютно сократился импорт туристских услуг (выездной туризм), подешевел и возрос их экспорт и спрос на внутренний ту­ризм, а также на отдых в странах СНГ. Значительно вырос объем мировой и внутренней туристской ренты, реализуемой Россией. Однако в дальнейшем с ростом внутренних цен и сближением кур­сов валют возможности для получения туристской ренты сокра­тились. События сентября 2001 г. и марта-апреля 2003 г. привели к падению мировых цен на туристские услуги и авиатарифов, что обусловило резкое сокращение объема мировой туристской ренты, убыточность многих турфирм и авиакомпаний. Лишь постепенно положение начало улучшаться.

Комплексность туристской услуги обусловливает множествен­ность субъектов присвоения туристской ренты. Это прежде всего /иу/?фи/шы-туроператоры и турагенты, которые разрабатывают туристский продукт, реализуют его и организуют туры. Они опери­руют на внутреннем и мировом туристском рынке, определяют це­ны на туристские услуги и присваивают прибыль и сверхприбыль, если цены значительно превышают издержки — не по каждой от­дельной сделке, а суммарно за год, с учетом сезонных колебаний. Турфирмы участвуют как в экспорте, так и в импорте туристских услуг и могут при этом реализовать сверхприбыль как часть миро­вой туристской ренты.

Другим крупным субъектом присвоения туристской ренты являются транспортные организации — авиакомпании, морские и речные пароходства, железнодорожные и автомобильные компа­нии. Особенно велика их доля в мировой туристской ренте, по­скольку международный туризм связан с большими объемами пе­ревозок пассажиров на далекие расстояния. Транспортные тарифы с учетом разнообразных скидок составляются с таким расчетом, чтобы несмотря на сокращение числа пассажиров и рост издержек в межсезонье в целом по году были возмещены затраты, получены прибыль и сверхприбыль как источник туристско-транспортной ренты (здесь находится область переплетения двух видов ренты — туристской и транспортной).

Третий субъект присвоения туристской ренты - сфера ту­ристской инфраструктуры — гостиницы, рестораны, кафе, магази­ны, обслуживающие туристов, средства связи, изготовители суве­ниров, компакт-дисков, мультимедийных дисков и т.п. Объем ре­ализации производимых ими услуг и товаров напрямую зависит от потока туристов, и они устанавливают цены и тарифы таким обра­зом, чтобы перекрыть убытки межсезонья и в итоге года получить прибыль и сверхприбыль как источник туристской ренты.

Законным получателем части туристской ренты являются ку­рорты, здравницы, музеи, заповедники и т.п. — то, ради чего туристы


устремляются в другие регионы и страны, снимаясь на время с на­сиженных мест, тратя накопленные за год для отдыха средства. Именно эти организации могут претендовать на долю не только дифференциальной, но и монопольной ренты. Некоторые из этих организаций являются частными собственниками, но значительная их доля (прежде всего уникальные культурные и природные объек­ты) находится в государственной собственности.

Наконец, весомая доля туристской ренты достается государству. Оно присваивает рейту по нескольким каналам:

*облагая доходы турфирм и других организаций, участвующих в обслуживании туристов, разнообразными налогами и сборами -налогами на прибыль и сверхприбыль (при повышенном налоге на сверхприбыль государство улавливает часть ренты), на добавлен­ную стоимость;

*получая доходы при выдаче виз для туристов;

" относительно сокращая поддержку государственных музеев, запо­ведников и других привлекающих туристов объектов, поскольку часть своих расходов они покрывают за счет продажи услуг отечест­венным и иностранным туристам.

В.М. Козырев предлагает изымать туристскую ренту путем специального обложения всех турфирм в пользу федеральных, ре­гиональных и муниципальных бюджетов: «Конкретной формой финансирования всех социальных затрат в сфере туризма могла бы стать туристская рента как особая статья доходов и расходов бюд­жетов соответствующих органов власти. Источниками доходной части рентной статьи в бюджетах соответствующих органов власти могли бы стать:

* 5%-ная ставка от валовой продукции туристских организаций во
всех процессах реализации их услуг по внутреннему туризму;

' 10%-ная ставка от валовой выручки при реализации услуг по вы­ездному туризму» [16. С. 105].

Поступившие средства предлагается использовать для финан­сирования инфраструктуры внутреннего туризма, субсидирования (или дотирования) въездного туризма, финансовой поддержки отдельных туристских организаций, которые используют особо цен­ные национальные туристские объекты. Предполагается, что рент­ные отчисления позволят на треть увеличить вложения в индустрию туризма, станут своеобразным амортизационным фондом, «при­званным возродить национальный туризм за счет внутренних источ­ников финансирования, за счет самого туризма» [16. С. 65, 71, 105].

При всей соблазнительности обещанного эффекта такая форма обложения турфирм вряд ли может быть реализована. При единой ставке речь идет не об изъятии сверхприбыли, которую получают далеко не все фирмы и далеко не в одинаковом размере, а о допол­нительном обложении выручки всех турфирм независимо от их


доходов. На деле этот платеж будет включен в цены туров, перело­жен на покупателей туристских услуг (как отечественных, так и ино­странных), приведет к их удорожанию, сокращению спроса на эти услуги и, следовательно, доходов фирм и бюджетов всех уровней. Это ухудшит положение российских турфирм на мировом рынке и в результате приведет к уменьшению и без того незначительной доли мировой туристской ренты, получаемой Россией. Так, в 1998 г. доля России в общем числе принимаемых туристов составила 2,5 %, а в доходах от туризма — всего 1,6 % (табл. 4.2) Кроме того, нет уверен­ности, что полученные от введения дополнительного обложения турфирм средства действительно пойдут на развитие туризма, зна­чительно увеличат инвестиции в туристскую инфраструктуру; ско­рее всего они растворятся в доходной части бюджета в условиях необходимости выплат по внешнему долгу и другим первоочеред­ным нуждам, которым наверняка будет отдан приоритет.

Передача части туристской ренты муниципальным, регио­нальным и федеральным органам возможна и необходима; но, во-первых, она допустима лишь в тех случаях, когда возникает сверх­прибыль как объективная основа туристской ренты; во-вторых, необходим дифференцированный подход к различным видам ту­ризма. В наибольшей мере ставки отчислений относятся к выезд­ному туризму с учетом колебаний мировых цен и валютных курсов, что дает возможность государству присваивать часть мировой ту­ристской ренты, особенно в пики сезона. Для въездного и особенно внутреннего туризма, а также социального, детского, семейного, культурного, цивилизационного туризма ставки отчислений долж­ны быть минимальными или вообще отсутствовать. В-третьих, основная часть ренты должна направляться на поддержу перво­источников туризма - музеев, памятников истории, культуры и архитектуры, курортов, на экологические мероприятия. Такая прак­тика, например, вводится в Италии, где за 15 евро можно подняться на Пизанскую башню, за 8 евро посетить 15 церквей в Венеции и т.д. В-четвертых, отчисления от ренты следует не растворять в доход­ной части бюджетов, а концентрировать в муниципальных, регио­нальных и федеральных фондах развития туризма, используя для инвестиций в туристскую инфраструктуру, поддержку детского, семейного, социального туризма и т.п.

-Сложнее обстоит дело с формированием международного (гло­бального) фонда развития туризма. Он может быть либо самостоя­тельным (например, при Всемирной туристской организации), либо выступать как часть всемирного социокультурного фонда под эгидой ЮНЕСКО. Отчисления в этот фонда могли бы быть уста­новлены за счет стран, получающих наибольшие доходы от меж­дународного туризма. В 1998 г. эти доходы (не считая транспортных расходов) составили для США 74,2 млрд. долл., Италии - 30,4 млрд.,


Испании - 29,6 млрд., Франции - 29,7 млрд., Англии - 21,3 млрд. долл. (табл. 4.2).

Направление части мировой туристской ренты институтам мирового гражданского общества имеет правовое обоснование — важнейшим стимулом для туристов являются памятники всемир­ного культурного и природного наследия, реставрация, содержание и поддержка которых требуют немалых инвестиций. До сих пор эти инвестиции привлекались в небольших масштабах и в основном за счет добровольных пожертвований спонсоров и меценатов. Вве­дение отчислений от посещений туристами этих памятников в глобальный социокультурной фонд даст значительные и устойчи­вые средства для содержания этих памятников, поддержки междуна­родного детского, социального и культурного (цивилизационного) туризма для семей с небольшими доходами, включения информа­ции о памятниках всемирного культурного, природного и научного наследия в Интернет и в другие информационные потоки.

Развитие международного туризма с использованием мировой туристской ренты - одно из приоритетных направлений глобаль­ного социокультурного развития, взаимопонимания и диалога циви­лизаций, сближения уровня социокультурного развития в разных странах и цивилизациях, ознакомления поколений XXI в. с всемир­ным культурным, научным и природным наследием, сохранения культурного разнообразия народов и цивилизаций.

4.2. Транспортная рента в глобальном измерении

Непосредственно сопряжена с туристской рентой, частично переплетается с ней транспортная рента — региональная, нацио­нальная, цивилизационная, глобальная. Транспортная рента, как и другие виды ренты, представляет сверхприбыль, происходящую из природного (естественного) фактора, прежде всего — местоположе­ния и природно-климатических условий, определяющих уровень транспортных издержек (наличие судоходных рек, удобных морских гаваней, сухопутных путей и т.п.).

Исторически транспортная рента сыграла крупную роль в фор­мировании, динамике и взаимодействии цивилизаций. Локальные цивилизации первого и второго поколений зарождались и развива­лись в долинах крупных рек (Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы). В становлении и диалоге цивилизаций третьего поколения важную роль сыграли транспортные пути — Великий шелковый путь, путь «из варяг в греки», Великий Волжский путь, а также Вели­кие географические открытия и их последствия — поток золота и се­ребра из Нового Света в Европу, что ускорило мануфактурную рево­люцию и стало причиной революции цен в XVI в. Промышленная


революция дала толчок возникновению железнодорожного транс­порта и пароходов, что многократно укрепило торгово-экономиче­ские и культурные взаимосвязи цивилизаций. Конец XIX—начало XX в. ознаменовались взлетом автомобильного, а затем авиацион­ного транспорта, что многократно сократило издержки и ускорило перевозки грузов и пассажиров. В начале XXI в. предстоит очередная транспортная революция, предпосылки которой сейчас закладыва­ются как составная часть постиндустриального технологического способа производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.