Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договоры и разрешения на пользование водными объектами




Договор водопользования может быть заключен в случае использования водных объектов в качестве технических ресурсов в процессе производства электрической энергии, для работы рекреационных учреждений, а так же использования акватории водного объекта. Помимо этого договоры водопользования применяются в отношении организаций планирующих производить изъятие воды с поверхности того или иного объекта.

Решение о представлении водного объекта в пользование может быть принято в отношении организаций планирующих осуществлять сброс дренажных или сточных производственных вод. Помимо этого подобные решения принимаются в отношении случаев касающихся обеспечения безопасности и обороноспособности России, при строительстве сооружений осуществляющих ремонт речных и морских судов, а так же причалов.

Помимо всего прочего подобное решение может быть принято в отношении сельскохозяйственных организаций, предприятий осуществляющих добычу и поиск полезных ископаемых, при строительстве инфраструктурных сооружений, а так же создании искусственных островов и платформ.

Существует отдельная категория случаев, которая не требует заключения, каких либо договоров или принятия специализированных решений. В эту категорию, помимо всего прочего, входят следующие аспекты использования водных объектов:

· Санитарный контроль.

· Охота и рыболовство, а так же разведение рыбы.

· Осуществление государственных контрольных мероприятий.

· Работы по воссозданию водных ресурсов.

· Отдельные случаи посадки или взлета специализированных воздушных судов.

· Прохождение маломерных, морских и речных судов.

· Использование водных ресурсов малочисленными народами РФ в случае их соответствия традиционным промыслам.

· Учебное и образовательное использование водных объектов.

· Бытовые нужды, а так же организованное купание граждан.

· Природоохранные мероприятия.

Водный кодекс предусматривает плату за пользование водными объектами по договору водопользования (далее - договор). Так, в соответствии со ст. 12 Водного кодекса по договору одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Договор должен содержать (ст. 13 Водного кодекса):

- сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

- цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

- срок действия договора водопользования;

- размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

- порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

- ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Статьей 20 Водного кодекса также устанавливается, что договор должен предусматривать плату за пользование водным объектом или его частью.

Конкретные виды водопользования, предоставляемые на основании договоров водопользования, указаны в ст. 11 Водного кодекса.

К ним отнесены:

- забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

- использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

- использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Таким образом, в ст. 11 указаны те виды использования водных объектов, за которые взимается плата за водопользование.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. п. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Это означает, что плата за водопользование в таких случаях не взимается.

 

Напомним, что ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ было установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. По нормам прежнего Водного кодекса такие виды водопользования подлежат обязательному лицензированию. Статьей 12 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) ст. 333.8 НК РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Реализация указанных норм Водного кодекса предполагает сокращение перечня платных видов водопользования по сравнению с нормами гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ, а также с ранее действовавшим Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (утратил силу с 1 января 2005 г.). Полностью перестает быть платным такой вид водопользования, как использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (ст. 333.9 "Объекты налогообложения" НК РФ). Кроме того, в настоящее время водный налог уплачивается за использование акватории в целях разведки и добычи полезных ископаемых на водных объектах; размещения и строительства различных сооружений и др.

 

Водным же кодексом платное использование акватории будет осуществляться только лишь при размещении плавательных средств, так как во всех других случаях использование акватории происходит на основании разрешений, т.е. бесплатно. Это касается, в частности:

- размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

- размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

- размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

- подъема затонувших судов.

 

Существенное сокращение перечня платных видов водопользования по сравнению с нормами гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ выгодно в первую очередь тем хозяйствующим субъектам, которые в настоящее время вносят водный налог за виды водопользования, не являющиеся платными по новому Водному кодексу.

Поэтому многие хозяйствующие субъекты, уплачивающие в настоящее время водный налог, будут крайне заинтересованы в том, чтобы сразу же после 1 января 2007 г. начать переоформление права на водопользование в соответствии с порядком, установленным новым Водным кодексом и Федеральным законом N 73-ФЗ.

 

Статьей 5 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, сохраняют права досрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. Однако указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений. При этом п. 3 ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ действие решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

 

Таким образом, до заключения нового договора водопользования водный налог продолжает уплачиваться теми хозяйствующими субъектами, которые обязаны его вносить по нормам НК РФ. А при вновь оформленном праве на конкретные виды водопользования прекращается действие ранее выданных решений, лицензий и договоров на эти же виды водопользования вместе с обязанностью уплаты водного налога за указанные виды водопользования.

 

Статьей 18 Водного кодекса предусмотрено, что стороны договора несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством. В силу этой же статьи несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере 1/150 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.

 

За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом. Напомним, что в соответствии с гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ при превышении установленных лимитов забора воды налоговые ставки применяются тоже в пятикратном размере. При этом в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов они определяются расчетно - как 1/4 утвержденного годового лимита.

 

Во второй части ст. 20 Водного кодекса указаны принципы установления платы за водопользование.

Такой принцип, как стимулирование экономного использования водных ресурсов и охраны водных объектов, видимо, должен предполагать более высокий уровень указанной платы. Поскольку просто уговорами водопользователей не убедить в необходимости обеспечить рациональное использование водных объектов и их должную охрану.

Следующий принцип - дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна. По сути, ставки должны устанавливаться с учетом расположения водных объектов в различных эколого-географических условиях. При разработке новых ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна будет, вероятно, учтен опыт применения ныне действующей гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ, а также опыт исчисления платы за пользование водными объектами, которая ранее взималась с водопользователей на основании Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", поскольку прежние ставки тоже были установлены исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны разных водных объектов. Налоговые ставки также были дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Еще один принцип установления платы, предусмотренный ст. 20 НК РФ, - равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года. Если в данном случае имеется в виду перечисление платы в одном размере (т.е. равными долями) в каждом из отчетных периодов, то обеспечить это на практике будет затруднительно.

Например, установление всем водопользователям единого отчетного периода для внесения платы не означает, что даже от одного водопользователя плата будет поступать в одинаковом размере в первом, втором и других периодах. Ведь в течение календарного года объемы забора воды и другие виды использования водных объектов могут существенно различаться, поскольку у многих хозяйствующих субъектов деятельность носит цикличный характер. Кроме того, у промышленных организаций нередко в течение года меняются ассортимент и объемы выпускаемой продукции, что отражается на уровне затрат по электроэнергии, расходу воды и т.п. И если плата будет вноситься за фактическое водопользование (как это происходит в настоящее время), то размер платы с учетом этих объективных обстоятельств будет существенно колебаться.

В связи с этим важно обеспечить надлежащий учет за фактическим забором и потреблением воды. Здесь тоже может быть использован имеющийся опыт. Так, в настоящее время для определения налоговой базы объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

При отсутствии водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

 

К первичным документам по определению объема по забору воды из поверхностных и подземных источников (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся:

- журналы первичного учета использования воды, а именно: форма N ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений"; форма N ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами"; форма N ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод предприятием, организацией";

- журнал учета работы технологического оборудования;

- договоры на отпуск питьевой воды и приема сточных вод;

- форма государственной статистической отчетности по забору воды и сбросу сточных вод N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды".

Таким образом, фактический объем забранной воды проверяется по данным журнала по учету забора воды, который должен вестись на предприятии ежедневно на основании данных водоизмерительных приборов. А в случае отсутствия такого учета объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, норм водопотребления, суммарного расхода электроэнергии либо другими косвенными методами.

С целью более точного определения размера платы указанные выше способы установления объема потребляемых водных ресурсов могут быть методологически уточнены исходя из особенностей различных отраслей, производств и технологий в соответствующих нормативно-правовых актах.

 

Согласно п. 3 ст. 20 Водного кодекса ставки платы, а также порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Обратим внимание, что здесь не содержится указания о том, что плата должна взиматься только за фактическое водопотребление и иные виды фактического использования водных объектов. Из содержания указанного пункта также следует, что за один и тот же вид водопользования могут быть установлены не только разные ставки платы, но и существенно различаться сам порядок исчисления этой платы.

 

Закон: http://base.garant.ru/12147594/3/

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.