Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность




Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

Ответственность за нарушения водного законодательства.

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

1. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

2. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального ис­пользования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ.

Основной мерой административной ответственности является штраф. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Минприроды РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ, на должностных лиц и граждан. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен­ного государственного органа управления использованием и охраной водно­го фонда за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собствен­ности на воды;

- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное про­изводство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первич­ного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;

- невыполнение лицами командного состава судна или другого плавуче­го средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает следующие составы административных проступков.
 Нарушение права государственной собственности на воды согласно ст. 47 КоАП представляет собой самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды.
Статья 57 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны водных ресурсов. Состав административного правонарушения в этих случаях выражается в загрязнении и засорении вод, нарушении водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления. Кроме того, к этому же составу административного правонарушения относится ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие.
Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольные гидротехнические работы, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод ст. 59 КоАП рассматривает как нарушение правил водопользования. 
Административным проступком считается повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации согласно ст. 60 КоАП.

 

Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств (ст. 250);

- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате­риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст­вующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязне­ние, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подоб­ных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне эко­логического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

Так, в соответствии со ст. 250 УК загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния причинили существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.


Эти же деяния, причинившие вред здоровью человека или повлекшие массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.


Такие деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.


Эта статья УК РФ устанавливает простой и квалифицированные составы преступления, именуемого «загрязнение вод». Составы преступления определяются в зависимости от обстоятельств совершения уголовного правонарушения и наступивших вредных последствий.
 Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, охватывает действия или бездействие, выражающиеся в нарушении требований водного законодательства об охране водных объектов. Поверхностные, подземные воды, источники питьевого водоснабжения — предмет данного преступного посягательства.
Последствиями этого уголовного правонарушения являются причинение существенного вреда животному или растительному миру, которое может выразиться в виде заболеваний или гибели водных животных и растений, рыбным запасам и т.д., а также существенного вреда лесному либо сельскому хозяйству.
 Квалифицирующими признаками являются наступление последствий: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных или причинение по неосторожности смерти человеку. К числу этих же признаков относится совершение деяния в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или на территории заповедника или заказника.
Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла. Лицо осознает противоправность действий, которые оно совершает, однако допускает наступление вредных последствий или безразлично относится к их наступлению.

По отношению к такому последствию, как смерть человека, субъективная сторона выражается в виде неосторожности.
Уголовная ответственность наступает и в случае загрязнения морской среды (ст. 252 УК). Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.


Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.
Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 252 УК, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Предмет этого преступления — морская среда, к которой относятся внутренние морские воды, территориальные море Российской Федерации и живые ресурсы моря.
 Объективная сторона преступления выражается в действиях по сбросу загрязняющих веществ с судна, захоронению неотработанного ядерного топлива, сливу в морскую среду нефтепродуктов и др. и в бездействии, которое может выразиться в непринятии мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ, и т.д.
Существенный вред здоровью человека выражается в причинении вреда любой степени тяжести. Существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам предполагает массовую гибель рыбы, морских млекопитающих и иных морских животных, морских организмов и растений и т.п.
Преступление признается оконченным либо с момента наступления вредного последствия, т.е. загрязнения морской среды, либо с момента наступления указанных в них последствий, выразившихся в причинении существенного ущерба. Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла. Что же касается смерти человека, то — в неосторожности.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О прак­тике применения законодательства об ответственности за экологические пра­вонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, комму­нальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспор­тировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и при­чинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).

 

Привлечение к уголовной или административной ответственности не ос­вобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками ис­числения ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результа­те нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, призна­ются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.

Гражданско-правовая ответственность. Статья 131 ВК предусматривает, что граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Эта статья ВК дублирует норму, предусмотренную в ст. 87 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», согласно которой вред, причиненный окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, возмещается добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в надлежащем порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Таким образом, размер ущерба, причиненного водным объектам, исчисляется по специальным методикам или по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков в полном объеме.
В настоящее время разработаны и утверждены нормативно-методические документы, на основе которых исчисляется размер ущерба, причиненного водным объектам. Например, Методика подсчета убытков, причиненных загрязнением морской среды в экономической зоне СССР, утвержденная Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР (1987 г.); Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденная приказом Госкомэкологии РФ, Минприроды РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999 г.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства РФ, вправе предъявлять органы Минприроды РФ, органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ.
Суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ в установленном порядке и расходуются на восстановление водных объектов.
Статья 132 ВК признает сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, недействительными. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением связанных с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Последствия недействительности сделки предусмотрены в ст. 167 ГК.

 

 

**

Статья «Ответственность за нарушение водного законодательства»

В современных условиях соблюдение водного законодательства, как и иного другого природоресурсного и природоохранного законодательства в целом является болезненной и трудно разрешимой задачей, от решения которой зависит состояние водных ресурсов нашей страны, а соответственно здоровье и благополучие населения.

По запасам на Россию приходится более 20% мировых ресурсов пресных вод (без учета ледников и подземных вод). Среди шести стран мира, обладающих наибольшим речным стоком (Бразилия, Россия, Канада, США, Китай, Индия) по абсолютной величине Россия занимает второе место в мире после Бразилии, по водообеспеченности на душу населения – третье (после Бразилии и Канады). В расчете объема пресной воды на одного жителя России приходится около 30 тыс. м3 речного стока в год. Это примерно в 5,5 раза больше среднемирового уровня, в 2,5 раза больше, чем в США и в 14 раз больше, чем в Китае[1].

Мы привыкли, что воды у нас много и что это неисчерпаемый природный ресурс.

Поэтому вместо обращения должного внимания на проблемы использования водных ресурсов и принятия необходимых мер по улучшению их состояния ведется бесхозяйственное потребление и беспощадное уничтожение водоемов.

Водные объекты нашей страны, в которых мы остро нуждаемся, прежде всего для жизни, а также для своих потребностей подвержены экологической деградации. Причем водные ресурсы необходимы для комплексного использования, для нужд промышленного водоснабжения, в т.ч. тепловой и атомной энергетики, сельского хозяйства, рыбного хозяйства, гидроэнергетики, водного транспорта, рекреации любительского рыболовства и водного спорта, а главное это для коммунально-питьевого водоснабжения, а как известно для организма человека чистая питьевая вода является основой жизни.

Как совершенно верно отметил Н. Чуркин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, страна действительно пока богата водными ресурсами, однако необходимо понимать, что для их сохранения, для обеспечения экологического благополучия все мы, граждане Российской Федерации, должны выполнять единые правила, заботиться о рациональном использовании воды всюду, во всех регионах нашей страны[2].

В таких условиях особенно актуальным становится вопрос правового регулирования в первую очередь охраны и использования водных ресурсов страны. Действующее водное законодательство РФ, хотя и новое по дате его принятия, все же нуждается в доработке. В нем недостаточно полно урегулированы права, а главное обязанности различных категорий водопользователей по рациональному использованию водных ресурсов, не регламентируются отношения по возникновению и оформлению права собственности на водные объекты и многое другое. А правовой режим водоохранных зон сегодня совершенно себя дискредитировал. Очевидно то, что все недочеты и пробелы законодательства отражаются на состоянии вод в целом.

В своей книге «Берегите берега» И.В. Гордин остро освятил современные проблемы водоохранных зон и их варварское использование. Водоохранные зоны всегда рассматривались как почвенно-растительный барьер, надежно защищающий водные объекты от диффузного смыва с удаленных, «зарубежных» участков побережья. И вот этот экологический буфер сам становиться источником диффузного загрязнения охраняемого им объекта. Грязевые потоки повсеместно скатываются в воду с грунтовых и водонепроницаемых поверхностей водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы: с поселковых территорий, с автодорог и автостоянок, полей и огородов. Скатываются с берега напрямую, по дренажным канавам, овражно-балочной сети.

Другой опаснейшей составляющей диффузного загрязнения природной гидросферы через поверхностный и подземный сток являются покрывающие берега горы ТБО (твердых бытовых отходов). Захламление побережий и островов бытовым мусором – это кошмарная проблема не только для качества воды, но и для качества всей жизни в рекреационных зонах[3].

Действительно водные отношения в настоящее время как никогда нуждаются в строгой регламентации. Несмотря на принятие нового Водного кодекса РФ 2006 г.[4] совершенствование водного законодательства остается все еще актуальной и болезненной проблемой.

Еще в 1968 году О.С. Колбасов писал о необходимости в научно обоснованных рекомендациях, позволяющих правильно, на уровне современных требований общественного развития решить в законодательном порядке назревшие вопросы правового регулирования отношений по поводу использования и охраны земли, ее недр, вод и лесов. Необходимость теоретического обоснования дальнейшего совершенствования водного законодательства чрезвычайно обострилась в условиях быстрого развития промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства, а также при возрастающей опасности загрязнения и истощения водных ресурсов в густо населенных районах нашей страны[5].

И насколько актуально звучат эти слова сегодня, спустя 40 лет. Также остро нуждаемся мы в научно обоснованных рекомендациях, позволяющих решить в законодательном порядке вопросы правового регулирования отношений по поводу использования и охраны вод, земли, ее недр и лесов.

Во всех странах мира рост и урбанизация населения, развитие промышленности и сельского хозяйства, энергетики и транспорта сопровождаются ростом потребления пресной воды, расширением искусственного регулирования поверхностного стока, массовым загрязнением водоемов, что, разумеется, влечет за собой неблагоприятные изменения в состоянии природных запасов воды, создает угрозу благополучия общества и вынуждает предпринимать специальные меры по рационализации использования и охраны вод[6].

А в настоящее время наблюдается противоположная ситуация. Возвращаясь к проблеме водоохранных зон, необходимо отметить, что с принятием Водного кодекса РФ 2006 г. были внесены изменения и в Земельный кодекс РФ[7]. Теперь из него изъято понятие водоохранных зон. Ранее они относились к землям водного фонда, а также являлись землями природоохранного назначения. Теперь эти территории имеют непонятный статус, да еще и их ширина значительно сокращена.

Как отмечает И.В. Гордин нанося невосполнимый урон береговым экосистемам, хаотическое водохозяйственное строительство влияет и на основные гидрологические характеристики водного объекта в целом. Вот некоторые из этих опасных последствий:

- Интенсивным строительством в водоохраной зоне сокращается боковая приточность вследствие истощения притоков и уничтожения местной гидрографической сети.

- Повсеместно вырываемые застройщиками пруды и декоративные водоемы перехватывают и интенсивно испаряют водные массы, истощая притоки.

- Вследствие истощения боковой приточности из-за разрушения местной гидрографической сети уменьшается активность водообмена. В результате многие заливы, ранее интенсивно промывавшиеся впадающими реками и ручьями, превращаются в застойные зоны.

- Насыпи, выдвигающиеся в акваторию и постоянно пополняемые по мере размыва, уменьшают активные объемы озер и регулирующей емкости водохранилищ, фарватерные глубины.

- На побережьях ряда водохранилищ уже сегодня цена земельных участков настолько велика, что детально рассматриваются проекты снижения подпорных уровней. Отступление воды от берега открывает перспективу застройки образующихся дополнительных площадей, что затмевает все другие аспекты функционирования водохозяйственного комплекса и т.д.

Снижения качества антропогенно загрязняемой воды – это сложнейший процесс, часть которого очевидна и легко оцениваема, но ряд важнейших характеристик контролируется с большим трудом[8].

При этом действующее водное законодательство позволяет использовать территории водоохранных зон практически совершено свободно. Небольшие ограничения, конечно есть, но что это за ограничения?

Их всего четыре:

Во-первых, нельзя удобрять почву в пределах водоохранной зоны сточными водами, а значит различными другими средствами возможно.

Во-вторых, совершено очевидно, что недопустимо размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

в-третьих, запрещено в границах водоохранных зон осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений. Возникает вопрос, что если эти действия совершать на территории прилегающей к водоохранной зоне, неужели различные химические средства не попадут и на близлежащую водоохранную зону?

В-четвертых, запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств). Но при этом разрешено движение по дорогам и стоянка транспортных средств на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В чем же тогда ограничения, если можно построить дорогу, стоянку и свободно передвигаться по водоохранной зоне.

Все эти ограничения носят условный характер, учитывая тот факт, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов. Но при условии, если такие объекты оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. А каким образом можно судить о том, является ли то или иное сооружение - обеспечивающее охрану водных объектов или нет? И кто должен проверять сами эти сооружения после ввода в эксплуатацию указанных объектов и их надлежащее состояние?

Как мы видим новый Водный кодекс РФ значительно сократил ограничения по использованию территорий водоохранных зон, а следовательно расширил разрешенное использование. При этом ответственность за самовольное занятие земельного участка водоохранной зоны водного объекта, а также нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах предусмотрена символическая, в виде административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей для граждан; от 2000 до 3000 рублей для должностных лиц и от 20 000 до 30 000 рублей для юридических лиц. Иной ответственности за нарушение режима водоохранных зон действующим законодательством не установлено.

Одной из причин полного произвола в использовании территорий, примыкающих к водоемам, а также нарушения водного законодательства в целом, по нашему мнению является отсутствие жесткой ответственности за правонарушения и отлаженной системы неотвратимого наказания за противоправные деяния. Потому что мало установить размер штрафов, хотя это и немаловажно, было бы эффективнее повысить их в десятки, либо сотни раз, т.к. действующие размеры штрафных санкций совершенно несоразмерны тому ущербу, который наносится водным объектам и примыкающим к ним территориям. Однако в современных условиях система привлечения к ответственности, там, где предусмотрены малозначительные штрафы, практически не работает, не налажен механизм обязательного наказания за каждое правонарушение, нарушителям многое сходит с рук.

При этом такая ситуация обстоит и в целом с нарушением водного законодательства.

Точно такие же штрафные санкции предусмотрены за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению. И это за то, что может повлечь угрозу здоровью и жизни людей. Что такое для крупного юридического лица 20 000 – 30 000 руб.?

Или, например, за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;

на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей;

на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – штраф для граждан в размере от 500 до 1000 рублей;

на должностных лиц - от 1500 до 2000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 1500 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток и т.д.

Однако проблема заключается не только в малозначительных штрафах, но еще и в том, что на практике оказывается весьма сложным привлечь виновное лицо к ответственности. Порой составляет большой труд установить факт события самого правонарушения, установить наличие признаков преступления, если речь идет об уголовном преступлении. Проблема также состоит в разграничении уголовного преступления от административного правонарушения, сложно определить ту грань, степень общественной опасности, которая позволяет квалифицировать то или иное правонарушение.

В большинстве случаев представляется затруднительным найти виновное лицо, так как правонарушение может совершаться как с суши, так и с водного объекта. Затем особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда водным объектам (в материальных составах).

Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

Верховный Суд РФ[9] обращает внимание на необходимость выявления всех вышеназванных условий (признаков) правонарушения, чтобы были основания для привлечения виновного лица к юридической ответственности.

Доказывание причинной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями - важная и одновременно сложная задача для потерпевшей стороны и специально уполномоченных органов государственной власти[10].

Сложность доказывания обусловлена еще и особенностями вод, которые имеют свойства перемещаться, соответственно загрязнение водоема совершенное в одном месте может быть обнаружено в другом.

Таким образом, институт ответственности за нарушение водного законодательства сегодня не является тем инструментом, который может обеспечить строгое соблюдение всех норм и требований по использованию и бережному отношению к природным богатствам, являющимся для человека жизненно необходимыми, не говоря уже об их хозяйственных назначениях. При том, что ответственность представляет собой обязанность выполнять определенные нормы взаимоотношений общества и природы и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушения.

Предназначение ответственности за нарушение водного законодательства является прежде всего восстановить потери водных ресурсов в форме натуральной или денежной компенсации, соответственно тот вред который был нанесен водному объекту должен быть компенсирован в полном объеме, а главное это должно происходить при каждом правонарушении. Другая функция ответственности это предупредить дальнейшие нарушения водного законодательства, и главное это карательная функция, виновное лицо должно понести наказание в обязательном порядке и за каждое правонарушение.

К сожалению, в настоящее время не действует механизм неотвратимого, автоматического наказания за каждое нарушение водного законодательства, даже пусть за малозначительное. Потому что неоднократные малозначительные правонарушения влекут за собой серьезную угрозу для водного объекта. В дальнейшем нам еще предстоит совершенствовать нормы, как административного законодательства, так и водного. Так как, по точному утверждению О.С. Колбасова «Основное назначение водного законодательства состоит в том, чтобы активно способствовать наиболее эффективному использованию вод и их охране от загрязнения, засорения и истощения».

Отсюда: http://igpran.ru/articles/2963/

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.