Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и необходимость в судьбе




Вопросы для самопроверки

1. Какие вы знаете пути познания человеческого Я?

2. Как можно определить Я и каковы его границы?

3. В чем особенности эмпирического Я?

4. Какие структурные компоненты выделяют в Я разные исследователи?

Дополнительная литература

1. Новая философская энциклопедия в 4-х томах Т.4. М. 2001 г. Статья «Я».

2. Налимов В.В. Спонтанность сознания М. 1989.

3. Фрумкин К.Г. Позиция наблюдателя Киев-Москва 2003.

4. Гусев С.С. Коммуникативная природа субъективной реальности //Эпистемология и философия науки 2004., Т.II № 2.

 

Глава 2. Проблема человеческой судьбы

Судьба - это тема, которая волнует любого человека, потому что касается лично каждого. Говоря о судьбе, люди имеют в виду основные крупные события своего жизненного пути, они спрашивают себя: «Что мне предстоит: болезнь или здоровье, долгая жизнь или ранняя смерть, одиночество или счастливая любовь, слава или безвестность?» Вопрос о судьбе связан с темпоральным характером человеческой жизни, согласно которому мы не знаем с достоверностью, что ждет нас завтра и постоянно пытаемся заглянуть вперед. В то же время вопрос о судьбе – это вопрос о пройденном пути, когда, оглядываясь на минувшие годы, человек вопрошает: «Почему все произошло именно так?» И сам себе отвечает: «Судьба». Образ судьбы – это образ целесообразности и упорядоченности нашей жизни, ее строгой очерченности и определенности (человеческому уму невозможно принять свою жизнь как сплошную игру случайностей и хаотических выплесков). Фактически «линию судьбы» мы создаем в нашем сознании сами, связывая единой нитью эмпирическое многообразие событий и стремясь найти за мельканием повседневности некоторую закономерность – уникальную закономерность нашей личной истории.

Одним из центральных вопросов темы судьбы является вопрос о том, откуда берется та логика нашей жизни, которую мы усматриваем? Есть ли некая сила, извне предопределяющая наш путь или мы свободны в поиске и созидании собственной участи? Обратимся к тем ответам, которые дает нам на этот вопрос история культуры.

В европейской культуре мы находим как минимум три точки зрения на соотношение свободы и необходимости в человеческой судьбе, это фатализм, волюнтаризм и диалектический подход (детерминизм, включающий свободу).

Фаталистических концепции хорошо выражаются фразой: «Чему быть, того не миновать». Взгляд на судьбу как на неотвратимый рок, не зависящий от человека, мы находим в древней Греции. Не только люди согласно древнегреческой мифологии, но и олимпийские боги подчинены неотвратимости судьбы. Эту судьбу представляет богиня Ананке –необходимость. Одна ее дочь, мойра Лахесис, вытаскивает для человека жребий, другая, мойра Клото, прядет нить жизни, а третья – самая ужасная - Атропос перерезает нить, и жизнь обрывается. Типичным проявлением античного понимания судьбы является образ царя Эдипа, который как ни стремился избежать сделанного при его рождении предсказания, все равно не смог побороть рок: он, как и было предречено, убил своего отца и женился на матери, а. поняв, что судьба свершилась, ослепил себя: хоть зрячий, хоть слепой, человек все равно ничего не может изменить!

В средневековье тема слепого рока трансформируется, его роль вершителя судьбы передается христианскому Богу. И хотя христианство с самого своего возникновения говорит людям о свободе выбирать свой путь (по какой ты идешь дороге – божественной или дьявольской?), тем не менее Отец Небесный выступает как самовластный распорядитель судеб: ни один волос не упадет с головы человека без всевышней воли.

И в античности, и в средневековье, а также во все последующие периоды существует и оккультно-эзотерический фатализм, когда карма выступает как неотвратимый фатум, а жизнью человека полностью владеют Архонты судьбы – знаки Зодиака и сверхчеловеческие сущности – блюстители кармы.

Быть может, наиболее интересен вполне сохранившийся до сегодняшнего дня фатализм, основанный на механистической науке. Согласно ему жесткая связь причин и следствий образует нашу единственно возможную судьбу, а будущее – как и прошлое – при определенных математических стараниях можно просчитать до последней точки (правда, никто пока не преуспел на этом пути). Эта позиция остается незыблемой, несмотря на то, что современная наука далеко ушла от механистических взглядов и охотно размышляет над вероятностными характеристики вселенной и принципиальной непредсказуемостью не только индивидуальной судьбы, но и судеб мироздания, периодически переживающих точки бифуркации.

Как мы уже выяснили в предыдущей части, рассматривая тему свободы, волюнтаристский подход не имеет широкого хождения, поскольку он слишком резко расходится с эмпирической практикой. Это касается и волюнтаризма применительно к теме судьбы. С некоторой степенью условности можно сказать, что волюнтаристски к судьбе относится Ж.-П.Сартр, так как он считает, что человек сам полностью определяет, каким ему быть и как поступать, он же и придает смысл совершившемуся. А если судьба – это наш мысленный конструкт, то, выходит, мы сами этот конструкт создаем. Кроме того к волюнтаристскому подходу мы можем отнести некоторые идеи современного герметизма – давнего оккультно-эзотерического учения. В соответствии с этим учением эзотерик, который стремится стать магом, добившись цели, получит возможность полностью управлять собственной судьбой: он избавляется от воздействия Архонтов судьбы и блюстителей кармы, выходит из-под влияния «мировой души» (в современной терминологии «мирового компьютера») и становится абсолютно свободным, теперь он – сам себе господин. Правда, совсем не ясно, что новоиспеченный маг будет делать со своей судьбой и свободой, если у него нет больше ценностей и привязанностей, но, как мы уже говорили об этом в главе «Природа человека», это не наш с вами вопрос: если кто сделался магом, пусть сам и разбирается в своих жизненных ориентациях.

Третий, диалектический подход к судьбе в яркой форме рождается в эпоху возрождения. Мы видим его у Н.Макиавелли, который, отдавая дань традиции, говорит о фатуме, но тут же переходит к другим составным нашей судьбы – к фортуне и свободной воле. Фортуна – это совокупность случайностей, которые мы можем использовать для достижения собственных целей и реализации стремлений, а свободная воля дает нам возможность самим формировать свои пути, хотя, конечно, не без оглядки на фатум.

В 19 веке в рамках эзотерических учений тоже складываются представления о том, что карма вовсе не является неумолимым роком, так как она создается самим человеком, и он всегда может ее изменить, изменить актуально – здесь и сейчас. Если он начинает мыслить, чувствовать и действовать по-иному.

Можно сказать, что применительно не к индивидуальному человеку, а к общественным образованиям тему судьбы развивал марксизм. Слово «судьба» там не употребляется, но речь идет, по существу, о коренном преобразовании положения дел. Пролетариат не должен воспринимать свою нищету как неотвратимый рок, как ниспосланную Богом судьбу, на базе знания законов общества и по своему свободному решению он может сбросить с себя цепи эксплуатации и стать свободным, в корне изменив жизненный путь миллионов людей.

Во всех – столь разных – концепциях, которые мы назвали «диалектическими», соблюден единый принцип: судьба подвластна человеку, хотя его возможности существенно ограничены и определены наличными условиями.

Что же нужно знать и уметь, чтобы, следуя диалектическому подходу, попытаться самим сплести нить своей судьбы, опираясь на знание обстоятельств?

Думается, здесь можно прибегнуть к уже упомянутому нами ранее представлению о рациональности поведения. Конечно, те моменты, которые мы сейчас отметим, это некая идеальная модель, но она может служить ориентиром для осмысления собственных планов и действий. Итак, чтобы сознательно влиять на свою судьбу, а не «плыть по воле волн» и не подчиняться чужому диктату, нужно:

1.Уметь правильно понять, чего мы хотим и что нам действительно необходимо для жизни и счастья. Это непростой вопрос. Можно сразу закричать: нужно здоровье, богатство, любовь, слава… И сразу же ошибиться. Здоровье – это, скорее, вообще условие жизни, чем конкретного ее выражения; богатство является целью далеко не для всех, так как оно служебно, а не самоценно; любовь нередко зависит не от нас, а слава и вовсе может быть в тягость. Каждый должен сам определиться с тем, что ему надобно от жизни. На базе такого самоопределения ставятся цели, которые становятся «детерминантами из будущего». Теперь ваша жизнь определяется не только внешним стихиями и чужими влияниями, но и вашими собственными целями. Разумеется, для достижения целей следует подбирать соответствующие им средства.

2. Необходимо уметь понимать и принимать «упрямые обстоятельства», которые мы явно не можем в корне изменить. Есть такая маленькая притча-молитва: «Господи, помоги мне изменить то, что я могу изменить! Господи, помоги мне смириться с тем, что я не могу изменить! И, наконец, о Господи, помоги мне отличить первое от второго!» Отличить первое от второго не всегда легко, но, тем не менее, это возможно.

3. Нужно уметь усмотреть спектр возможностей в рамках необходимости, отслеживать его расширение или сужение, то есть «улавливать расположение Фортуны». Люди порой весьма успешно считывают «знаки судьбы», улавливают малейшую возможность для достижения искомого.

4. Для реализации намеченных планов необходимы воля, решимость и настойчивость, тесно связанные с ответственностью за сделанное. Следует помнить, что по мере увеличения возраста спектр «судьбинных» возможностей до определенной степени сужается. Конечно, можно родить ребенка и в 75 лет, но это скорей исключение, чем правило, потому что, если вести себя ответственно, то ребенка надо еще вырастить, а пожилой родитель как правило не успевает это сделать. Можно начать в 50 лет менять профессию или заниматься спортом, но вряд ли в этом возрасте можно достигнуть в избранных делах значительных результатов. Разумное отношение к своей судьбе заключается в простом факте, что целый ряд жизненно-важных актов следует совершать вовремя, а не «слишком рано» или «слишком поздно», то есть, когда наша самореализация «еще» или «уже» крайне затруднена.

Разумеется, описанное - не более, чем схема, стрелка компаса, указывающая направление. В действительности многие люди не строят в ходе жизни никаких рациональных планов, а следуют случайности, чужому настоянию или же мечутся от одних фантазий к другим, не зная, что на самом деле им нужно. Есть и другой вариант, когда при упорстве и целеустремленности человек все время встречает препятствия, когда в его жизнь вторгаются внешние обстоятельства – война, наводнение, землетрясение – и разрушают всю красиво выстроенную «программу судьбы». Тогда-то самый завзятый рационалист вспоминает о роке, фатуме и Божьем гневе. Действительно, до конца мы никогда не контролируем событий своей жизни, их происхождение и развертывание. А надо ли вообще стремиться к такому контролю? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к сравнению западной и восточной моделей судьбы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.