Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приветствие «оказываем знаки




ИСКУССТВО СЛУШАТЬ, ИЛИ ДАВАЙТЕ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К СОБЕСЕДНИКУ

Цель: формирование культуры внимательного слушателя.

План занятия:

1. Приветствие «Оказываем знаки внимания собеседнику».

2. Упражнения: «Слушаем тишину», «Испорченный телефон», «Уровни слушания», «Упражняемся в активном слушании».

3. Рефлексия занятия: «Оценка собственной манеры слушать».

4. Домашнее задание: составить список чувств, которые проявляет человек в разных жизненных ситуациях.

5. Задание для самостоятельной работы: «Составить программу развития своих слушательских навыков».

6. Анализ занятия: «Интервью»

Вступление: общение как акт коммуникации реализуется через одно из самых важных коммуникативных умений – умение слушать. Теперь уже доказано, что, чем лучше люди слушают друг друга, тем лучше воспринимаются конфликты. Умение слушать как метод восприятия информации используется нами намного чаще, чем умение писать и читать. Когда говорят об умении слушать, то часто его отождествляют с умением слышать, которое имеет врождённый, инстинктивный характер. Из – за такого неправильного отождествления перед человеком возникают проблемы общения: потеря важной информации, замешательство, раздражение, неправильное восприятие и понимание инструкций партнёра по общению. Умение слушать предлагает утончённый мыслительный процесс, требует от человека определённой дисциплины и затрат энергии. Это активный процесс, но и, пожалуй, наиболее трудный аспект акта общения.

Чтобы научиться слушать, надо овладеть техническими приёмами поощряющего отношения к собеседнику; незначительного воздействия на говорящего, способствующего развитию его мысли "на один шаг вперёд»; сдерживания эмоций при восприятии информации от партнёра по общению; а ещё надо уметь определять манеру слушания вашего партнёра, видеть тип реакции и уровень слушания. Этому и будет посвящено занятие.

 

ВНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКУ»

 

Цель: показать значимость знаков внимания на активизацию процесса слушания.

Задание: оказать знаки внимания своему собеседнику.

Инструкция: нормальные, дружеские отношения между людьми невозможны без оказания друг другу знаков внимания. Они играют роль «поглаживания» человека. Положительные знаки внимания укрепляют веру человека в свои силы. Сегодняшнее занятие мы начнем с оказания знаков внимания друг другу. Предъявление их собеседнику может осуществляться в разных формах: комплимент, поздравительная открытка, письмо, подарок,

 

 

«СЛУШАЕМ ТИШИНУ»

 

Цель: настрой на предстоящую работу, концентрация внимания участников тренинга, разграничение понятий «слушаем», «слышим».

Задание: услышать и описать звуки, сопровождающие участника тренинга в момент занятия.

Инструкция: сегодня мы настроимся на занятие следующим образом: сядем поудобнее, закроем глаза, сконцентрируем своё внимание и постараемся услышать звуки внутри аудитории и за её пределами.

 

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

 

Цель: демонстрация участникам тренинга приёмов слушания.

Задание: передать услышанную информацию своему партнёру по общению.

Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный телефон». Поиграем в неё. А теперь ещё один вариант для взрослых: все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему даётся инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное – как можно точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему, тот – следующему и т.д.

Вариант письма:

«Дорогой Джо! Мы живём здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у неё скверные, и я не знаю, чем всё это кончится».

Вариант информации к размышлению:

«В толпе у двери – хорошо одетой толпе, состоявшей из семей докторов и адвокатов, биржевых дельцов и представителей всех бесчисленных профессий, достойных крупной буржуазии, - Форсайтов было не было не больше 20 процентов, но тёте Энн все казались Форсайтами, - да и разница между теми и другими была невелика, - она всюду видела свою собственную плоть и кровь».

 

Для телефонограммы текст составляется таким образом:

- должно быть три – четыре сложносочинённых и сложноподчинённых предложения;

- должны быть цифры, имена собственные, указания на время, значимые и незначимые детали.

Примечание: если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слишком лёгкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.

Анализ упражнений 1 и 2:

1. В чём отличие умения слышать от умения слушать?

2. От чего зависит активность слушания?

3. Какие условия надо соблюсти, чтобы услышать или быть услышанными?

 

 

«УРОВНИ СЛУШАНИЯ»

 

Цель: соотнесение уровня слушания с типом поведения собеседника, определение влияния уровня слушания на эффективность восприятия.

Задание: проиграв ситуацию, определить, на каком уровне слушания осуществлялось общение и как выражалось поведение партнёров по общению.

Инструкция: работа будет строиться следующим образом: двое участников, «артисты», проигрывают ситуацию, остальные, «зрители», анализируют, на каком из уровней слушания осуществлялось общение. «Артисты» выбираются по желанию.

Ситуация для обыгрывания:

Вспомним типичный разговор двух старушек у подъезда:

- А знаешь, мой внук заработал в армии ещё одну лычку! Теперь он у меня сержант!

- А у меня, ты знаешь, в последнее время печень совсем разболелась, сил нет.

- Вот и я говорю, может, теперь ему отпуск дадут.

- Да, отпуск – это хорошо! Видимо, придётся теперь в больницу идти.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам был определён уровень слушания?

2. Как это выразилось в поведении собеседников?

3. Что наиболее характерно для вашей манеры слушать?

 

 

«УПРАЖНЯЕМСЯ В АКТИВНОМ СЛУШАНИИ»

Цель: определение характерных признаков типов реакций и приёмов в момент активного слушания собеседника.

Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу.

Инструкция: организуется работа в тройках по специальному алгоритму. Вся группа разделяется на подгруппы по три человека, и каждой тройке предлагается обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно выбрать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных приёмов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсуждение ведут представители триад.

Анализ задания:

1. Какие качества были выделены как основными?

2. Какими приёмами активного слушания пользовались сами участники обсуждения?

3. Выделите непродуктивные техники слушания в момент обсуждения качеств профессионала.

Задание 2. Решив ситуацию, соотнесите реакцию собеседника с имеющимися типами реакций: сопереживанием, потоком рекомендаций, критикой, просьба о дополнительной информации. Записать результаты в предложенной схеме.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.