Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Или что же мы чувствуем во время контакта




РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ.

УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ

МАНЕРЫ СЛУШАТЬ»

 

Цель: осознание собственной манеры слушать для улучшения общения и отношений с другими людьми.

Задание: определить уровень собственных «слушательных привычек».

Инструкция: заполните «Опросник на эффективность общения».

 

Я И МОЁ ВОСПРИЯТИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА,

Цель: создание условий для рефлексии каждым участником собственного поведения в ситуациях общения и положительного восприятия других участников тренинга через выражение своих эмоций. Развитие способностей разбираться в своих чувствах, проецировать их позитивные проявления на других; формирование эмоциональной открытости, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей.

План занятия:

1. Приветствие «Погода».

2. Выполнение упражнений: «Слова, обозначающие чувства», «Три плана», «Общение без слов», «Точно ли мы можем определить, что чувствует другой», «Солнце и планеты», «Парадокс», «Выражение чувств».

3. Рефлексия занятия: упражнение «Мой эмоциональный портрет».

4. Домашнее задание: написать письмо – историю.

5. Задание для самостоятельной работы: «Анализ негативных эмоций».

6. Анализ занятия: «Определение ключевых моментов»

Вступление: эмоции являются постоянными спутниками человека. Они отражают окружающий мир в виде переживаний и проявляются в нашем поведении, настроении и взаимоотношениях с другими людьми. Но, к сожалению, большинство людей не умеют выражать свои переживания и чувства собеседнику, предполагая, что окружающие сами должны догадываться о том, что сейчас происходит в их душе. Помимо различных субъективных

препятствий, не позволяющих человеку выразить свои чувства (неуверенность, страх, неловкость, стыд и т.п.), существует ещё одно – это просто непонимание самим человеком, что он чувствует в настоящий момент и в чём причина его гнева, вдруг появившегося раздражения или радости во время общения с партнёром. В особенности данное положение касается отрицательных эмоций, которые, являясь травмирующими или запретными с точки зрения морали, принятой в обществе, вытесняются психикой в область бессознательного. Но данное вытеснение не решает проблемы, эмоции все равно находят отражение в поведении человека, в характере его общения, только теперь они проявляются в искажённом виде и, как правило, носят характер, неадекватный данной реальной ситуации. В быту довольно часто в таком случае употребляется слово «наболело». Непонятные и невыраженные вовремя эмоции осложняют человеку жизнь и затрудняют коммуникативное взаимодействие с окружающими, и чем дальше, тем ситуация всё более усложняется, вплоть до ухода человека от общения или проявления агрессии. Для предотвращения нарушения общения и облегчения коммуникации на сегодняшнем занятии предлагаются некоторые упражнения, направленные на осознание собственных эмоций и умение конструктивной работы с ними.

 

 

ПРИВЕТСТВИЕ «ПОГОДА»

 

Цель: создание с помощью образных представлений позитивного настроя на предстоящую работу, определение роли эмоций во время налаживания контакта между людьми.

Задание: с помощью картинок природы создать приятные ощущения от контакта с окружающими.

Инструкция: часто при встрече с человеком мы испытываем некоторый дискомфорт от дурного настроения нашего партнёра, и наоборот, его хорошее настроение заставляет нас забыть свои проблемы. Сегодня приветствие будет несколько необычным. Нужно передать своё настроение партнёру образами природы. Для выполнения упражнения следует встать в два круга. Сначала участники из внешнего круга при помощи прикосновений создают у своих партнёров из внутреннего круга общение той или иной погоды. Затем задание выполняет внутренний круг. Картинки природы: лето… Идёт тёплый дождь… Гроза, тучи, сильные порывы ветра… Зима… Холодно… Сильная метель… Мороз и солнце – день чудесный… Осень… В тихом вальсе кружатся листья… Пасмурно, промозгло, идёт противный осенний дождь… Весна… Расцветают цветы… По небу тихо плывут облака…

Анализ упражнения:

1. Как смена картинок природы влияла на ваше настроение?

2. Насколько ярко были переданы образы?

3. В какой мере удалось ощутить настроение партнёра или передать ему своё?

 

«СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЧУВСТВА»

 

Цель: исследование реакций отдельных участников на те или иные чувства.

Задание: в подготовленном дома списке чувств, написанном партнёром по общению, выделить те, которые чаще всего приходилось переживать конкретному участнику тренинга.

Инструкция: дома вы сделали заготовки списка чувств. Обменяемся этими списками. В полученном списке следует отметить галочкой те чувства, которые вам хоть раз в жизни пришлось испытать. Затем участники объединяются в пары, чтобы сравнить сделанные пометки.

Анализ упражнения:

1. Каковы особенности выражения нами наших чувств?

2. Можно ли выделить природу наших чувств?

3. Что вам в этом упражнении понравилось меньше всего?

4. Как бы вы выполнили его в следующий раз?

 

 

«ТРИ ПЛАНА»

 

Цель: акцентирование внимания на своих чувствах, отделение их от мыслей и внешнего мира.

Задание: почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Рассказать об этом партнёрам по общению.

Инструкция: упражнение выполняется в парах. Партнёры закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание на ощущения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т.д. Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане ч ощущал…» После этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал о…»

Анализ упражнения:

Упражнение обсуждается по кругу всеми участниками тренинга.

1. Что было легче сформулировать: мысли или чувства?

2. Было ли формулирование ощущений во внешнем и внутреннем плане высказыванием чувств или, может быть, это было высказыванием мыслей?

 

 

«ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ»

 

Цель: фиксация внимания на чувствах, возникающих в результате прикосновений, физического контакта с партнёром.

Задание: с помощью невербальных средств выразить чувства по отношению к партнёру, дать возможность почувствовать больше доверия к людям, участвующим в тренинге.

Инструкция: Упражнение выполняется молча. Необходимо встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начина-

ют двигаться в противоположные стороны и останавливаться по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий даёт команды: закрыть глаза и поздороваться с помощью рук; открыть глаза и двигаться дальше; положить руки на плечи друг другу и посмотреть в течение минуты в глаза партнёру, улыбнуться, опустить руки и начинать двигаться дальше; выразить поддержку партнёру с помощью рук.

Анализ упражнения:

1. Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

2. Во время общения вам хотелось сократить или, наоборот, продолжить контакт?

3. Испытывали ли вы во время контакта «флюидные излучения партнёра»?

4. В чём они выражались?

 

«ТОЧНО ЛИ МЫ МОЖЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ДРУГОЙ»

 

Цель: формирование навыков внимательной концентрации при восприятии партнёра по общению.

Задание: на основе кратковременного наблюдения определить, что чувствует собеседник.

Инструкция: мы выполняем такое задание: сидя в кругу, говорим соседу справа о его эмоциональном состоянии; степень соответствия этих оценок определяется вначале соседом, а потом всеми остальными. При выполнении этого задания состояние определяется только по внешнему виду партнёра. Отмечаем, что совпадение оценок эмоционального состояния способствует установлению доверительных отношений.

Анализ упражнения:

1. Насколько совпали оценки эмоциональных состояний участников занятия?

2.По каким признакам было легче всего определить эмоции соседа?

3. Вам хотелось, чтобы все узнали о вашем эмоциональном состоянии, или, наоборот, вы пытались его скрыть?

4. Определите степень комфортности при выполнении задания.

 

 

«СОЛНЦЕ И ПЛАНЕТЫ»

 

Цель: формирование ощущения связи с другими участниками группы, определение степени энергетического обмена во время общения.

Задание: выразить своё отношение, показав это в игре.

Инструкция: упражнение выполняется в игровой форме, все встают в круг. В его центре «солнце». На эту роль ведущий может быть выбран двумя способами: или, как в детской игре, считалочкой, или в круг выходит участник, желающий узнать отношение к себе членов группы. Все остальные – «планеты». Они располагаются вокруг «солнца» на таком расстоянии, которое соответствует «близости» их отношений к стоящему в центре: чем ближе, тем большая близость.

Анализ упражнения:

1. Какие ощущения появились у «солнца» в момент выстраивания «планет»?

2. Можно ли считать энергетический обмен между партнёрами по общению основой конструктивного контакта?

3. Чем мотивировали «планеты» свою расстановку вокруг «солнца»?

 

«ПАРАДОКС»

 

Цель: исследование парадоксальной природы наших чувств.

Задание: внешне выразить чувства, противоположные тем, которые возникают как ответ на реальную ситуацию.

Инструкция: часто происходит такое явление: в беседе с человеком мы говорим одно, а чувствуем совсем другое. Нам предстоит поупражняться в стратегии «противоположных полюсов», которая заключается в том, что мы будем учиться намеренно менять смысл выражаемых чувств. Сначала каждый из участников высказывает истинное чувство, а затем обратное тому, которое только что высказал.

Материалом для обсуждения и выражения чувств может служить всем известный кинофильм, литературное произведение, прочитанное ведущим или участниками стихотворение, прослушанный музыкальный фрагмент.

Анализ упражнения:

Участникам предлагается назвать хотя бы две вещи, которым каждый научился в ходе этого упражнения.

 

«ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ»

 

Цель: определение представлений участников о возможностях эмоционального реагирования.

Задание: обсудить проблему «Как справиться с чувствами».

Инструкция: обсуждение проблемы проводится в виде беседы за круглым столом. Следует обсудить такие вопросы:

- Выражение каких чувств считается социально приемлемым?

- С какими чувствами легче всего справиться, когда их начинает выражать другой человек?

- Почему нам самим бывает сложно выразить те или иные чувства?

 

 

«МОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ»

 

Цель: осознание человеком своего эмоционального облика, создание целостного представления о нём.

Задание: написать или нарисовать свой эмоциональный портрет.

Инструкция: данное упражнение является закреплением тех сведений, которые были получены в ходе занятия. Составьте свой эмоциональный портрет. Вы можете написать его в настоящем времени, быть может, это будет портрет будущей эмоциональной жизни, возможно, в нем найдут сочетание прошлое, будущее, настоящее. Для предоставления портрета хороши все средства: рисунок, рассказ, сказка. В качестве эксперта можно выбрать по вашему желанию кого – либо из участников тренинга, кто даст справедливую оценку портрету. Можно предложить всем вместе оценить представленный портрет.

 

 

ДО СВИДАНИЯ, МОЙ ДРУГ, ДО СВИДАНИЯ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.