Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. кандидат педагогических наук




На 2011/12, 2012/13, 2013/14 учебные годы

 

МОСКВА

 

 

Автор: Абрамова Н.А.,

кандидат педагогических наук

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение...................................................................................................4

Программа курса......................................................................................7

Учебно-методические рекомендации...................................................11

Тематический план.................................................................................13

Планы семинарских занятий и практические задания........................21

Примерный перечень тем докладов и сообщений..............................50

Рекомендуемая литература.....................................................................51

Вопросы для подготовки к зачёту..........................................................53

 

 

Целью курса «Риторика» является организация профессионально ориентированной лингво-юридической подготовки студентов, обучающихся по специальности 031003 «Судебная экспертиза», специализации «Судебно-речеведческие экспертизы».

Высокая культура речи является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальное решение актуальной для определенной сферы жизни проблемы, точно и понятно для всех формулировать его, вызывать к нему интерес у коллег и делать их своими единомышленниками.

Искусство и мастерство подготовки убедительной и эффективной речи – неотъемлемая профессиональная черта современного юриста. Овладению этим искусством помогает риторика — теория ораторского искусства, красноречия, наука об умении говорить правильно, точно и убедительно.

Всякое дело имеет свои правила и секреты, не освоив которые нельзя достичь в нем совершенства. Труд мастера поражает нас не только отчетливостью главной идеи, но и гармонией второстепенных деталей. Искусство и мастерство никому не даны в готовом виде, они формируются в ходе сознательной и упорной работы над собой.

В истории российского судопроизводства накопился богатейший опыт словесного состязания при произнесении обвинительных и защитительных речей, из которого мы черпаем сегодня основы практических приемов судебных ораторов, имеем возможность через речи увидеть восприимчивых и чутких наблюдателей, тонких психологов, безупречных логиков, просвещенных юристов, блестящих ораторов.

Специальность эксперта относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, поэтому речемыслительная деятельность и приемы действенного речевого поведения экспертов-юристов в профессиональной сфере являются предметом специального изучения.

Современная юридическая риторика – это не просто техническое искусство воздействия на аудиторию: она включает представление об этических правилах речевого поведения судебного оратора, обучает правилам и нормам обращения с текстами, регулирует отношения между людьми не только посредством лингвистической знаковой системы, но и с помощью других систем. Кроме того, она воспитывает у студентов превосходный вкус и развивает чувство слова. При изучении курса студенты овладевают базовым набором специальных риторических сведений (в особенности спецификой топики и аргументации в юридической сфере). Курс призван сформировать также комплекс специальных риторических умений и навыков.

Содержание курса определяет основные его задачи:

l повысить уровень владения речью как важнейшим средством профессиональной деятельности;

l познакомить студентов с историей европейской и русской риторики, историей судебного красноречия, законами и категориями общей и юридической риторики;

l развить коммуникативные способности, т.е. умения налаживать контакт с любой аудиторией, учитывая ее особенности и интересы; обрести уверенность в ситуациях, требующих импровизационного выступления, отстаивать свою позицию, поддерживать или корректно отвергать доводы собеседника;

l научить активному использованию приемов элоквенции (искусства красноречия), придающих речи яркость, образность, экспрессивность, с целью постоянного совершенствования речевого мастерства;

l помочь овладеть различными видами речевых действий: подготовкой доклада, публичным выступлением с лекцией, участием в обсуждении учебных тем, умением участвовать в деловой беседе, корректно вести спор или дискуссию и т.д.;

l научить студентов владеть своим голосом, речевым аппаратом с тем, чтобы общение было максимально эффективным;

l выработать умение публично выступать с подготовленным текстом;

l научить адекватно оценивать речевое поведение окружающих;

l сформировать умение распознавать риторические стратегии в судебной и других видах деятельности.

Таким образом, курс «Риторика» направлен на овладение студентами основами общей и профессиональной риторики. При этом студенты должны не только получить необходимые базовые риторические знания, но и научиться практически их применять для построения монологических высказываний, продуктивного участия в процессе речевого общения в правовой сфере. Таким образом, данный курс одновременно формирует у студентов несколько видов компетенции: языковую, коммуникативную, правовую и общекультурную.

Организация учебного процесса при преподавании курса «Риторика» направлена на решение вышеперечисленных задач.

Курс «Риторика» предполагает, как уже отмечалось, овладение практическими риторическими навыками и закрепление теоретического материала, что требует особого внимания к индивидуальной работе со студентами и признания, что важнейшей формой занятий по риторике являются семинары.

Семинары могут включать самостоятельную работу студентов по подготовке выступлений, тренировку дыхания и голоса, упражнения по поиску аргументов на заданные темы с последующим анализом, деловые игры и другие виды работ.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий в следующих основных формах:

1. Коллективное обсуждение теоретических вопросов плана семинарского занятия;

2. Подготовка и презентация докладов и рефератов с последующим обсуждением ключевых проблем и степени ораторского мастерства докладчика;

3. Публичные выступления студентов с подготовленными ими речами разных жанров с последующим анализом речевой деятельности начинающих ораторов.

Самостоятельная работа предусматривает систематическое знакомство с новой литературой по определенным темам, выполнение теоретических и практических заданий в соответствии с планом семинарских занятий, подготовку публичных речей разных жанров, рефератов, докладов, а также анализ выступлений своих коллег.

В результате изучения курса «Риторика» студент должен:

Ø знать категориальный аппарат риторики как науки;

Ø понять сущность законов общей риторики;

Ø уяснить место риторики в системе гуманитарных знаний;

Ø осознать механизм взаимодействия общей риторики и частных риторик;

Ø овладеть практическими навыками реализации законов общей риторики и особенностей частных риторик;

Ø уяснить сущность риторического канона;

Ø знать содержание основных фаз ораторского искусства;

Ø иметь представление об исторически сложившихся тенденциях в развитии риторики;

Ø знать сущность речевой деятельности как одного из видов человеческой деятельности и особенности функционирования основных видов речевой деятельности;

Ø знать сущностные характеристики эффективной речи и правила ее подготовки;

Ø овладеть основными приемами подготовки публичных речей разных жанров, в том числе судебной речи;

Ø уметь анализировать публичную речь с точки зрения ее соответствия требованиям риторического канона;

Ø уметь ориентироваться в сложных проблемах современной риторики.

В целях повышения качества учебного процесса на основе регламентации промежуточных контрольных мероприятий, структурирования и активизации самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки успеваемости и результатов итоговых контрольных мероприятий данная программа предусматривает использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний и строится по модульному принципу.

При оценке преподавателем работы студента в течение семестра учитывается:

1. посещаемость практических занятий;

2. активность студента, проявленная при выполнении плановых заданий;

3. результаты контрольных и тестовых заданий;

4. уровень подготовки рефератов, докладов, сообщений и творческих работ;

5. уровень ораторского мастерства, демонстрируемый студентами во время публичных выступлений;

6. результаты самостоятельной работы студентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.