КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция и общий обзор современных информационных концепций менеджмента предприятия
Вопросы для самопроверки 1. Какой частью речи должен определяться функциональный блок в нотации бизнес-моделирования IDEF0? 2. Какие основные вопросы должен задать менеджер в начале моделирования деятельности своего подразделения или бизнес-процесса? 3. Для чего необходимо моделировать бизнес-процессы? 4. Для чего нужна декомпозиция функциональных блоков? 5. Какой уровень детализации объектов рекомендуется осуществлять при моделировании бизнес-процессов? В предыдущих темах мы ознакомились с понятием информация и такими формами ее преобразования как информационные технологии и информационные системы. Узнали об основных концепциях построения бизнес и ИТ-стратегии, стандартизации в области ИТ, бизнес-моделирования. Сейчас мы продолжим рассмотрение теоретических концепций по организации информационного взаимодействия внутри компаний и с их внешними партнерами и особо уделим внимание приложениям, связанным с управлением персоналом. Итак, ниже приведен неполный перечень теоретических бизнес-концепций, которые сформировались примерно с 50-х гг. прошлого века и которые легли в основу стандартов управления и построения современных ИТ-систем (см. табл. 6.1). Таблица 6.1
1. Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning — MRP I).
2. Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning CRP). 3. Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CL MPR). 4. Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning — MRP II). 5. Производство на мировом уровне (World Class Manufacturing — WCM): o планирование «Точно в срок» (Just in Time — JIT); o тотальный контроль качества (Total Quality Management — TQM); o оценка эффективности системы управления (Benchmarking); o развитие человеческих ресурсов (Нuman Resource Development — HRD); o единичное производство (Lean Manufacturing — LM), производство под конкретный заказ, «бережливое производство»; o реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Re-Engineering — BPR); o управление потоком операций (Workflow); o управление системами электронного документооборота — СЭД (ECM — Enterprise Content Management systems — система управления информацией предприятия). 6. Планирование ресурсов предприятия (MRP II + FRP (Finance Resource Planning), Enterprise Resource Planning — ERP I). 7. Оптимизация управления ресурсами (ERP II): o SRM (Supplier Relationship Management) — система управления взаимоотношениями с поставщиками для закупок ресурсов;
o CRM (Customer Relationship Management) — система управления связями с клиентами для сбыта и реализации продукции; o SCM (Supply Chain Management) — система управления виртуальными логистическими цепочками для доставки ресурсов или продукции; o BI (Business Intelligence) — система бизнес-аналитики для формирования аналитических отчетов и оценки бизнес-процессов; o PLM (Product Lifecvcle Management) — система управления жизненным циклом продукта; o Mobile Business (мобильный бизнес) — система обеспечения прозрачности местоположения участников бизнеса в мировом масштабе; o KM (Knowledge Management) — система управления знаниями о бизнесе (извлечение знаний из накопленных фактов); o EAM (Enterprise Asset Management) — система управления активами предприятия. 8. ВРМ (Business Performance Management) — управление эффективностью бизнеса. Системы ВРМ связывают воедино такие понятия стратегического управления, как миссия корпорации, стратегия развития, цели, долгосрочные планы, среднесрочные перспективы и конкретные бюджеты на ближайший период. Мы не будем подробно разбирать все эти концепции. Остановимся лишь на MRP/ERP концепциях, на базе которых можно показать роль и место ИТ-решений и ИТ-продуктов для целей управления персоналом. 6.1.Концепции MRP/ERP Итак, концепция планирования потребности в материалах (MRP I) предполагает метод решения следующего комплекса управленческих задач: · формирование календарного плана-графика снабжения сырьем, материалами и комплектующими; · управление складским хозяйством; · учет оборотных средств (запасов материалов). Планирование ресурсов производства (MRP II) является усовершенствованным методом планирования всех видов ресурсов предприятия, продолжением и расширением замкнутого цикла MRP. Важнейшая установка стандарта MRP II — обеспечение руководящего персонала необходимой информацией для принятия управленческих решений. Система MRP II обеспечивает поддержку 16 функций управления корпорацией, сгруппированных следующим образом: · бизнес-планирование; · планирование продаж и операций; · планирование производства; · формирование главного календарного плана производства; · планирование потребности в материалах; · планирование потребности в мощностях;
· система поддержки исполнения планов для производственных мощностей и материалов. К недостаткам MRP II-систем относятся: · отсутствие интеграции с процессами управления финансами и персоналом; · ориентация на существующие заказы (специального комплекса задач по прогнозированию спроса нет); · слабая интеграция с системами проектирования и конструирования (конструкторско-технологической подготовкой производства). В 1990-х гг. MRP II интегрируют с модулем финансового планирования (Financial Resource Planning, FRP) и системой бизнес-планирования. В результате сформировалась система класса предприятия (корпорации) (Enterprise Resource Planning, ERP), которая позволяет эффективно планировать коммерческую деятельность корпорации, включая планирование потребностей материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ресурсов оборудования, а также осуществлять подготовку инвестиционных проектов. В основе методологии ERP лежит принцип единого хранилища данных репозитария, содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения бизнеса, включая финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, или любые другие сведения. Особенностью систем MRP II и ERP является основополагающий принцип системности и функциональной целостности системы управления. Подобные системы могут применяться для управления предприятиями различного масштаба. Эти системы позволяют: · оптимизировать бизнес-процессы для снижения издержек на производство и реализацию продукции, работ и услуг; · использовать оптимальные методы планирования и управления запасами материальных ценностей; · обеспечить управление себестоимостью продукции, сократить незавершенное производство; · сократить цикл изготовления продукции (заказов); · вести детализированный учет работы каждой производственной единицы; · оперативно вносить изменения в производственные планы; · улучшить обслуживание клиентов и заказчиков; и др. Фундаментом такой интеграции стали: · унификация понятия жизненного цикла продукции;
· переход к принципам постоянного совершенствования деятельности предприятия, что заставило отказываться от жестких административных схем управления; · появление систем информационного описания бизнес-моделей предприятий. Поэтому ERP-система — это своего рода интеграционный компонентный подход к управлению корпорацией, который опирается на информационные технологии, систему управления качеством, международные стандарты, модели ведения бизнеса, механизмы постоянного совершенствования управленческой деятельности. Благодаря ERP удается интегрировать свыше 90% бизнес-процессов корпорации. В 2001 г. консалтинговая компания «Gartner Group» вводит понятие систем оптимизации управления ресурсами предприятия второго поколения ERP II, которые отличаются от обычных ERP-систем следующими признаками: · расширенный функционал ERP-систем, полная автоматизация функций системы управления в режиме реального времени; · значимость ERP-системы в деятельности корпорации; · переход от автоматизации внутренних бизнес-процессов компании к свободному взаимодействию компании со своими контрагентами (заказчиками, поставщиками, банками, налоговыми органами и пр.); · пользователи ERP II-систем — внутренние и внешние компании всех секторов и сегментов рынка, отсутствие ограничений на масштабы и географическое положение объекта управления (подразделений корпорации); · открытость ERP-системы, поддержка взаимодействия с внешними информационными системами на базе стандартных технологий и программных интерфейсов; · единое информационное пространство для принятия управленческих решений, высокий уровень качества информации для реализации функций управления, современные информационные технологии обработки данных; · высокая надежность функционирования КИС, защита данных от несанкционированного доступа, других угроз целостности и сохранности данных, дружественный пользовательский интерфейс и др. Как показывает история развития концепции ERP, традиционные ERP-системы ориентированы на повышение гибкости, прозрачности, производительности и эффективности внутрикорпоративных бизнес-процессов. Хотя эти системы позволили сильно усовершенствовать обработку заказов, их возможностей недостаточно было для управления сложными бизнес-процессами, охватывающими несколько предприятий, партнеров в цепочке поставок. Для решения этой задачи требуется создать основанную на идеологии совместной работы «экосистему», которая бы подталкивала ценных клиентов и заинтересованных лиц делиться бизнес-знаниями друг с другом. Именно такую систему в консалтинговой компании Gartner и назвали ERP II, определив ее как «бизнес-стратегию и набор приложений, ориентированные на особенности конкретной отрасли и повышающие ценность компании для клиентов и владельцев за счет поддержки и оптимизации оперативных и финансовых процессов совместной работы внутри и между предприятиями». Другими словами, ERP II — это конкурентная стратегия интеграции централизованной базовой ERP-системы с узкоспециализированными решениями, такими, как CRM (Customer Relationship Management), SCM (Supply Chain Management), а также системой управления знаниями (Knowledge Management, КМ). Качественное отличие ERP II — в возможности управления информационными цепочками ценности для создания массива долгосрочных внутренних и внешних отношений. Такая интеграция всей цепочки в единое «сообщество ценности» (value network) повышает прозрачность доступа к информации, ускоряет процессы принятия решений и сокращает время отклика. Она способствует доступности знаний для совместного диалога, следствием которого может стать появление инновационных идей и оптимальных решений сложных проблем. Некоторый набор автоматизируемых бизнес-процессов современной ERP-системы, имеющих значение для менеджера по управлению персоналом: Управление проектами: · ведение текущей деятельности по проектам различных типов; · планирование и анализ результатов; · финансовый мониторинг кратко- и долгосрочных проектов; · доступ консультантов к данным проекта через Интернет. Управление персоналом: · организационная структура предприятия; · отслеживание перемещений персонала; · подбор персонала по определяемым критериям; · управление квалификацией и развитие персонала; · российский кадровый учет; · доступ сотрудников к информации через Интернет. Управление финансами: · финансовый учет со сквозной аналитикой и аудитом операций; · управление финансами холдинга, взаиморасчеты и консолидация; · учет основных средств; · расчет заработной платы; · начисление и уплата НДС, формирование книг покупок и продаж; · учет налога на прибыль. Как видим, ресурсы, относящиеся к человеческому капиталу компании (персонал, его корпоративная культура, знания, компетенции и т.д.), являются основой стратегического развития любого бизнеса.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |