КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ислам за 90 минут. Шариат — основа мусульманского права
Ислам за 90 минут
Шариат — основа мусульманского права Основой мусульманского права выступает шариат (прямой, правильный путь) — комплекс правил, предписаний и обязанностей, основанных прежде всего на принципах вероучения Корана и сунны и закрепляющих гражданские и религиозные нормы мусульман. Исламская традиция связывает понятие шариата с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай — «Потом Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают» (45:17). Конкретизацией «правильного пути» выступает система правовых норм, разработанных на основе Корана и сунны и составляющих собственно мусульманское право (фикх). Школы правоведов возникали в разных центрах Халифата (Медина, Куфа, Басра, Дамаск, Бейрут). За сходную позицию брались Коран и сунна, в которых воплощено божественное откровение (хади-сы, передающие не волю Аллаха, а лишь личное мнение Мухаммеда, в шариат не включаются), однако при этом выяснилось, что многие предписания Корана и сунны можно понимать неоднозначно. Кроме того, шариат, воплощенный в положениях Корана и сунны, не содержит всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях. Предусмотренные в них нормы являются вечными и соответствуют любым условиям, поскольку отражают постоянные, не подверженные изменениям интересы и потребности мусульман. В Коране и сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей. Однако в них содержится очень немного конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения мусульман. В случае отсутствия в этих источниках готовых ответов на конкретные вопросы мусульманские ученые-правоведы — фокихи (факих— знающий) — выносили суждение по аналогии (кийас). Для окончательного узаконивания нормы требовалось согласное мнение авторитетных лиц (иджма).
В VIII—IX веках в результате споров между сторонниками различных подходов к мусульманской системе права в рамках суннитского ислама сложилось несколько богословско-правовых школ, или толков, называемых мазхабами (мазхаб — толк): ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Позже к ним добавился пятый канонический мазхаб — богословско-правовая школа джафаритов, которой придерживаются в настоящее время все шииты. Ханафиты. Это наиболее распространенный в мусульманском мире толк. Его основателем был авторитетнейший персидский факих Абу Ханифа (ок. 696— 767). В этом мазхабе Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (иджма) учитывается только в том случае, если оно исходит от тех же людей, которые считаются передатчиками достоверных хадисов. Суждение по аналогии иджма может строиться на любом достоверном материале, даже не всегда в порядке его авторитетности, но обязательно с глубоким логическим обоснованием.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |