Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка и театр 2 страница




· Исключением является персидская миниатюра, посвященная, в основном, таким темам, как женская красота, лошади, бытовые и батальные сцены. Одним из направлений этой изящной живописно-графической техники является книжная миниатюра, благодаря которой созданные вручную в период Средневековья мусульманские книги представляют собой настоящие произведения искусства.

· Как бы компенсируя существовавшие в искусстве запреты, исламские художники достигли небывалого мастерства в орнаменталистике ― разнообразнейших как по сложности и витиеватости узоров, так и по технике исполнения, орнаментов.

В мусульманском искусстве выделяют два основных вида орнамента: геометрический ― гирих и растительный ― ислими. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, а еще — многоугольники, звезды и т.д. Любой гирих выверен математически, создается с помощью циркуля и линейки. Растительный же орнамент символизирует райские кущи — извечную мечту жителей пустыни о райском саде.

Даже в Европе, с ее богатейшими художественными традициями, мусульманская орнаменталистика, которой европейцы дали название " арабески ", неизменно вызывает восхищение своей изысканностью и филигранностью исполнения.

· Орнаментальное искусство теснейшим образом связано с каллиграфией [греч. искусство писать четким красивым почерком ]. Искусство арабской каллиграфии, с присущими ему изысканностью, ритмичностью узоров и многообразием стилей, занимает почетное место среди других видов изобразительного искусства, превратившись в одну из форм орнаменталистики.

 
 

Начертание фраз или имени до такой степени насыщалось декоративными элементами (завитками, растительными и геометрическими мотивами), что графика самих букв практически растворялась в общем узоре.

В своей изобразитель-ной витиеватости арабески подобны поэтической и цветистой арабской речи.

Каллиграфическое письмо применялось в разных сферах духовной культуры: религиозных, философских, поэтических и даже научных текстах, декоративном оформлении архитектурных сооружений, став наивысшей формой духовного и художест-венного творчества.

Обозначить Бога, изображение которого в исламе считается недопусти-мым, возможно с помощью слова — т.е. букв и символов. А фрагменты священного текста Корана, выполненные в одной из каллиграфических техник, искусно вплетенные в орнамент, не просто служили украшением книг, ковров, стен и куполов мечетей, а визуальным воплощением Слова Божьего.

· Как видим, изобразительное искусство в исламской культуре носит преимущественно декоративный характер, являясь дополнением и украшением архитектуры и предметов быта, а стремление к гедонизму способствовало тому, что именно в области декоративно-прикладного искусства арабо-мусульманский мир достиг высочайших вершин.

Изумительные по красоте и технике исполнения образцы ювелирных украшений, посуды, мебели, тканей, вышивки, оружия обеспечили заслуженную славу исламскому Востоку как краю изысканной эстетики и роскоши.

· В системе изобра-зительных искусств ведущая роль в исламской культуре принадлежит архитектуре.

В отличие от средневековой Европы, где абсолютным приоритетом пользовалась культовая (религиозного назначения) архитектура, в исламской культуре светская архитектура отличалась не меньшей пышностью и нарядностью, чем культовая.

Типы архитектурных сооружений разнообразны: мечети, медресе, погребальные сооружения — тюрбе (увенчанные куполом мавзолеи), дворцы, караван-сараи — постоялые дворы и др.

В VII в. сложился специфический тип арабской колонной мечети, на конструктивное решение которой повлияла конструкция православного византийского храма с куполами, колоннами, арками. Однако, в отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей поток верующих от входа к алтарю. Наоборот, войдя в зал через один из входов (как правило, без обозначения, какой из них главный), нужно было остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды колонн.

Внешне мечети часто напоминают крепости, окруженные высокими стенами. Стремление к замкнутости архитектурного пространства характерно для всей мусульманской средневековой архитектуры, как бы воздвигавшей преграду между внутренним пространством здания и окружающим миром. Это в равной мере справедливо как для мечетей, так и для светских сооружений ― дворцов, караван-сараев, окруженных глухими стенами. Тем самым, индивидуальность здания, его смысловое наполнение и убранство, вытекающие из его назначения, сосредотачивались внутри.

Архитектурные детали интерьеров даже в гигантских по размерам сооружениях отличаются изысканностью и изяществом. Богато декорированные резьбой, инкрустацией, орнаментальной мозаикой и позолотой стены и колонны создают эффект легкости, воздушности.

 
 

Самым известным примером мечети такого типа является соборная мечетьМескита [исп. mezquita — мечеть ] в испанском городе Кордова, великолепный интерьер которой украшают более тысячи колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита.

Типично исламским архитектурным сооружением является минарет — высокая башня, возводившаяся рядом с мечетью, с которой служитель-муэдзин пять раз в день созывает правоверных на молитву. Устремленные ввысь минареты (числом от 1 до 4) символически связывают земной мир с небом.

Следует отметить, что немало христианских храмов на завоеванных мусуль-манами территориях не подвергались разрушению, а были превращены в мечети с минимальными переделками: кресты заменялись полумесяцем, лики святых ― орнаментами. Так, в знаменитом 13-купольном соборе св. Софии в Константинополе (Стамбуле), известном в исламском мире как мечеть Айя-София, под слоем штукатурки прекрасно сохранились византийские мозаики VIII-IХ веков.

 

· Арабское музыкальное искусство всегда было тесно связано с поэзией. Даже простое чтение стихов (в том числе, Корана) превращается в напевное декламирование текста.

Изначально традиционная арабская музыка носила преимущественно вокальный характер. Это объясняет тонкую восприимчивость арабов к пению, техническую сложность и особую пронзительность вокальной техники, от которой у многих слушателей, по их же словам, " улетала душа ".

Расцвет классической арабской вокально-инструментальной музыки берет свое начало с конца VII в. Формируется музыкальная наука. Самым популярным жанром становится вокально-инструментальный ансамбль с минимальным набором музыкальных инструментов, главным образом, струнных, в котором ведущая роль принадлежала певцу.

· Еще одним примером синтеза в музыкальном искусстве являются различные направления танцевальной музыки, соединившей инструментальную музыку, вокал и танец (например, ритмичный, чувственный " танец живота ").

Средневековая арабская музыка оказала сильное воздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии, на конструкцию ряда европейских музыкальных инструментов.

· Что же касается театрального искусства, то изначально оно рассматривалось в исламе как неугодное Богу лицедейство, а потому должного развития не получило.

У разных народов существовали, конечно, уличные представления — незамысловатые инсценировки на бытовые темы, в которых высмеивались человеческие пороки и слабости, театр кукол, театр теней и т.п.

В некоторых шиитских странах популярны мистерии на религиозные темы. Таков, к примеру, исламский театр " тазийе " в Иране. камерные спектакли в мечетях с полупрофессиональными актерами представляют мистерии о жизни и смерти имама-мученика Хусейна (сына Али).

В память о мученической смерти Хусейна устраиваются также траурные уличные шествия с самоистязаниями.

Однако даже консервативный исламский мир под влиянием европейской культуры претерпевает изменения. В культуру многих мусульманских стран проникают отдельные жанры театрального искусства, устраиваются разнообразные зрелища, современные шоу, до недавнего времени неизвестные и даже чуждые исламской морали.

 

Самобытная и богатая мусульманская культура является своеобразным промежуточным звеном между Западом и Востоком, одновременно и разделяя, и связывая два мира. И хотя эпоха Средневековья давно канула в лету, попав на улицы большинства мусульманских городов и селений, словно окунаешься в застывшую во времени средневековую действительность, неспешную и традиционную, в которой, тем не менее, ощущается кипучая пульсация жизни.

 

 

заключение

 

Подводя итог, попробуем ответить на два вопроса:

— чем же столь привлекателен ислам, если в кратчайший срок (всего около 30 лет!) эта религия коренным образом изменила жизнь целого региона, став духовным ориентиром многих племен и народов, а со временем — четверти населения земного шара?;

— актуален ли ислам в стремительно меняющемся современном мире или безнадежного отстал от прогресса и цивилизации?

 

Безусловная привлекательность мусульманской религии — в том, что без иносказаний и излишних теологических усложнений ислам дал реалистическое, понятное и доступное даже простым людям объяснение смысла человеческой жизни, предложил прямой и короткий путь к "вечному блаженству", не требуя от человека мучительного выбора и взяв на себя его сомнения.

Признавая в качестве данности свыше неравенство людей, ислам, тем не менее, позаботился о том, чтобы каждый правоверный имел надежду, что при должном усердии и послушании может рассчитывать на милость Бога.

Основателю ислама пророку Мухаммеду, занявшему достойное место в ряду Великих Учителей человечества, удалось то, что мало кому удавалось, — стать не только духовным лидером своего народа, но и влиятельнейшим общественным и политическим деятелем, превратившим проповедуемое им религиозное учение в инструмент сплочения огромных масс людей и крупнейшую политическую силу, с которой нельзя было не считаться.

Таким образом, ислам — не просто религия; ислам больше, чем религия; ислам — это образ жизни, пронизывающий все поры мусульманского общества, определяющий характер экономических и политических отношений, социальную структуру, способ мышления, культуру и быт.

 

Положение ислама в современном мире противоречиво.

средневековые по духу исламские традиции, патриархально-консервативное мировосприятие и регламентированность жизни в современных реалиях нередко воспринимаются как анахронизм, в первую очередь, теми, для кого наивысшим завоеванием являются свободная воля человека; возможность выбора, в том числе (а может, и в первую очередь), в духовной сфере; социальное и гендерное (половое) равенство и т.п. Тем не менее, ислам не собирается уступать свои позиции, активно отстаивая и пропагандируя единственно правильный, с его точки зрения, жизненный уклад. Так, в ряде стран могут арестовать и привлечь к суду за несоблюдение некоторых норм шариата даже иностранных туристов; растет популярность международного движения "Клуб послушных жен", ставящего целью возвращение зависимого положения женщины в семье и обществе; даже в Турции — наиболее светской и европеизированной из мусульманских стран — усилились настроения радикализма во власти…

В своем консерватизме, преданности религиозным традициям и стремлении не допустить нововведений идеологи ислама преуспели настолько, что на протяжении столетий мусульманская культура практически не развивалась, почивая на лаврах достижений прежних эпох. Ни одного научного открытия и технического изобретения не сделано в мусульманском мире за последние полстолетия, а среди современных ученых насчитывается всего 1% мусульман (в одном Израиле больше ученых, чем во всех мусульманских странах вместе взятых); в 56 странах-членах Организации "Исламская конференция" проживает пятая часть населения земли, но они совместно производят меньший валовой национальный продукт, чем, к примеру, Франция. 1)

С удовольствием пользуясь такими благами западной цивилизации, как автомобильь и компьютер, мобильный телефон и телевидение, достижениями медицины и организацией быта, мусульмане, при этом, презирают и осуждают Запад за материализм и потребительство, рассматривая их как проявления идолопоклонства.

Мусульмане считают ислам самой сильной и жизнеспособной религией современности, гордятся своей культурой, кичатся моральностью своего общества, но не могут не осознавать, что в сегодняшнем мире их цивилизация оказалась на обочине, вынужденные со стороны наблюдать, как "неверные" определяют судьбы человечества и правят миром.

Тем не менее, сегодня мусульманство, как никогда, могущественно и влиятельно. И сила его не в многочисленности его последователей, и не в агрессивности радикалов-исламистов, а, в первую очередь, в сплоченности вселенской мусульманской общины (уммы) и несокрушимой идейной убежденности в превосходстве своего мировоззрения и образа жизни над любыми другими.

 

__________________________

1) Bernard Lewis, The Crisis of Islam. — London: Weidenfeld & Nicolson, 2003. Р. 88–89. Приведено по: Г.Мирский. Цивилизация бедных / Отечественные записки — М., 2003. №5 (13).

 

вопросы для самоконтроля

1. В каких исторических условиях возник ислам? Как проходило становление новой религии?

2. Расскажите об идейных корнях ислама. Какие три религии и почему называют "авраамическими"?

3. Почему ислам относят к мировым религиям? Каковы географические рамки мусульманского мира?

4. Что означает название религии — " ислам ", и насколько это название соответствует характеру религии?

5. Охарактеризуйте личность и заслуги основателя ислама пророка Мухаммеда в социальной и политической сферах..

6. Какие события в жизни Мухаммеда стали определяющими для его становления как пророка?

7. Изложите основы исламского вероучения. Как называется и из каких догматов слагается исламский Символ Веры?

8. Что понимается под Предопределением? Как отражает данный догмат дух покорности, утверждаемый исламским вероучением?

9. Что такое шариат, какова его роль в жизни мусульманского общества?

10. Как классифицирует шариат предписания, установленные для правоверных? Какое воздаяние ожидает верующего за их исполнение либо нарушение?

11. Что понимается под Столпами Веры? Раскройте суть пяти обязательных предписаний ислама.

12. Назовите святые места и важнейшие святыни ислама.

13. Расскажите о главной святыне ислама — Каабе, истории ее создания и значении в мусульманском мире.

14. Как называется паломничество в исламе? Куда, с какой целью и каким образом совершается паломничество?

15. Какие духовные книги почитаются мусульманами как Священные? Каково их происхождение?

16. Охарактеризуйте структуру и стилистические особенности Корана. Почему перевод Корана на другие языки не считается священным?

17. Что такое Сунна, и какова ее роль в жизни мусульманина?

18. Назовите важнейшие исламские праздники. В честь каких событий они празднуются?

19. Какой день недели и почему считается священным для мусульман?

20. Раскройте сущность понятия "умма". Какую роль она играет в жизни правоверных мусульман?

21. Какие два основных течения сложились в исламе после его разделения? Дайте характеристику важнейших различий между ними.

22. Какие исламские секты вам известны? В чем суть суфийского течения?

23. Раскройте суть исламского фундаментализма и исламизма. В чем опасность этих явлений для современного мира?

24. Раскройте сущность понятия "джихад" (в широком и более узком смысле).

25. Каковы важнейшие черты мусульманского типа культуры? Почему арабо-мусульманскую культуру можно назвать культурой "мужского типа"?

26. Охарактеризуйте отношение мусульманского Востока к знаниям, науке и образованию в Средние века и в наше время.

27. Дайте характеристику художественным особенностям исламского изобразительного искусства и архитектуры. Как относятся мусульмане к изображению живых существ и Бога?

28. Что такое исламская каллиграфия, и какое место она занимает в системе изобразительного искусства?

29. Справедливо ли, на Ваш взгляд, считать ислам только религией? Обоснуйте свое мнение.

30. Охарактеризуйте место и значение ислама в современном мире. Каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы ислама?

 

 

 

словарь важнейших терминов

 

А азан ¾ призыв к молитве, возвещаемый служителем мечети муэдзином с башни минарета.

Аллах ¾ бог мусульман, Единый, Невидимый, но Всевидящий и Вездесущий. Мусульмане называют Его множеством имен: Рабб (Господь), аль-Бади (Творец), аль-мукин (Податель пищи) и др., но никогда ¾ Отец, т.к. считают, что тем самым Аллаху приписываются человеческие качества. Символом его владычества над миром является Престол на седьмом небе, под которым хранится подлинник Корана (см. Коран).

Акыда (Акида) ¾ 6 (по другим источникам 7) важнейших догматов, составляющих Символ Веры ислама (см. догмат, Символ Веры), согласно которым мусульманин должен верить в:

· единого бога Аллаха;

· Священные Писания, последним из которых является Коран;

· пророков ¾ посланников Аллаха, главным и последним из которых является пророк Мухаммед;

· ангелов ¾ сотворенных из света посланников и слуг Аллаха;

· грядущее воскресение мертвых и Суд Божий;

· предопределение, согласно которому все в мире было предписано еще до его сотворения.

аяты (айаты) ¾ коранические стихи (см. Коран), нередко в виде прямой речи от лица самого Аллаха.

Д дервиш ¾ странствующий мусульманский отшельник-суфий (см. суфизм).

джихад [араб. усилие ] ¾ усердие, рвение во имя Аллаха, включающее борьбу за исламскую веру, а при необходимости, и священную войну.

Джума [араб. день собраний ] ¾ пятница, праздничный день для мусульман, по аналогии с субботой у иудеев и воскресеньем у христиан. Согласно учению, на пятницу придется День Божьего Суда, потому правоверные в этот день собираются в мечети на обязательную общую молитву.

догмат — краткое утверждение богооткровенной Истины, которое должно быть принято на веру без доказательств, сомнений и искажений.

З закят [араб. очищение ] ¾ одно из пяти обязательных предписаний ислама (см. Столпы Веры) ¾ благотворительный налог, установленный самим Мухаммедом для распределения между неимущими членами мусульманской общины. В некоторых странах взимается в виде государственного налога, раздается в виде милостыни.

Зам-Зам (Земзем) ¾ священный источник возле храма Кааба в Мекке (см. Кааба, Мекка). По преданию, источник забил у ног Исмаила и его матери, когда они, изгнанные Ибрахимом (см. Ибрахим), мучились в пустыне жаждой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.