Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Стива Смита

Экзистенциализм.

Экзистенциализм — философия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.

 

Оригинал на английском языке: http://home.entouch.net/dmd/ssmith.htm

Copyright 1998 S. Smith. Использовано с разрешения.

Краткое пояснение: Ниже вы прочитаете письмо, отправленное молодому христианину, посещавшему нашу церковь до ухода в армию. Во время военной подготовки в Техасе он ходил в церковь, которая просто раскручивала младоземельный креационизм в версии Института креационных исследований, и попался на крючок. Примерно в то же время он решил также поступить на служение. Наша церковь как бы «усыновила» его с женой и поддерживала его, пока он проходил необходимое для этого обучение. Во время увольнения из армии он с семьёй пришёл в нашу церковь и его пригласили провести урок воскресной школы на тему по его выбору. Он решил говорить о сотворении в младоземельном варианте. Продолжение этой истории должно быть ясно из самого письма.

 

.......

 

18 марта 1996 г.

 

Привет!

Уверен, что это письмо тебя шокирует. Впрочем, может быть, ты не знаешь, что я редко пишу больше 1-2 писем в год, включая наше ежегодное официальное письмо к Рождеству! Жаль, что я болел в то воскресенье, когда ты был здесь в церкви. Я был бы рад снова повидать тебя с женой и познакомиться с вашим маленьким сынишкой.

Несколько человек сказали, что мне нужно было бы присутствовать на твоём уроке по креационизму в воскресной школе. У меня есть ощущение, что они были бы рады увидеть какие-нибудь креационно-эволюционные дебаты. Я уверен, что такой сценарий был вполне возможен. Меня действительно очень увлекает эта тема. Однако я не уверен, что я стал бы использовать твой урок в воскресной школе как форум для дебатов. Я немного продумал это и полагаю, что если бы я что-то и сказал (а все знают, что промолчать я не смог), наверно, я рассказал бы что-то вроде того, что напишу сейчас. Мне кажется, ты мог бы назвать это своего рода личным свидетельством, так что я начну. В начале…

Я вырос в сельской местности в северной Индиане в религиозной семье. Жизнь вращалась вокруг Библии и консервативной евангелической церкви, в которую мы ходили. В воскресной школе я рано узнал библейские истории и стал участвовать в программе библейских викторин. Я много раз прочёл Библию от корки до корки. Особенно мне нравились исторические книги Ветхого Завета.

Время от времени в нашей молодёжной группе всплывал вопрос о сотворении и эволюции. Априори было решено, что эволюция – это учение ложное и антихристианское. Обсуждался прежде всего вопрос о том, как согласовать древность Земли с рассказом о сотворении в Книге Бытие, и обычно полемика развёртывалась в формате «гипотеза «дня как эпохи» против гипотезы «разрыва и разрушения». Не хочу создавать впечатления, что эта тема была «горячей». Кроме дискуссий, нормальных для отношений между парнями и девушками, по большей части богословские диалоги в моей ранней молодости касались приближения Второго Пришествия, Великой скорби и последних времён. Казалось, что многие библеисты и их книги предсказывали, что Христос вернётся году этак в 1977-1978, на основе Матфея 24:32-34 – через одно «30-летнее» поколение после того, как образовалось государство Израиль (расцвела смоковница). Поэтому у нас было мало времени спорить об эволюции или о прошлом; мы больше беспокоились о будущем.

В первый год обучения в старших классах я познакомился в курсе биологии с научными данными об эволюции. Хотя у меня не было проблем с усвоением понятий и сдачей контрольных, я не был убеждён в реальности эволюции. Я был уверен, что нельзя верить в эволюцию и быть христианином. (Когда я узнал, что мой «эволюционистский» учитель биологии был ещё и учителем воскресной школы в другой школе, я очень жестоко тайно осудил его как обманщика и лицемера). Остальную науку, которой меня учили, я принимал – я не видел там угрозы моим христианским верованиям. По сути, естествознание было одним из моих любимых предметов.

Осенью 1975 г. тётя моего отца взяла для меня недавно изданную книгу, которая изменила мою жизнь – «Научный креационизм» Генри Морриса. Я прочитал её несколько раз. Там подробно объяснялось, как наука может подтвердить буквальное прочтение Книги Бытие, шестидневное сотворение, 6000-летнюю древность Земли и всемирный потоп при Ное, полностью преобразивший весь мир. Я обратился в эту веру. Наконец-то я мог сочетать науку и своё христианство, не опасаясь никакого конфликта. (На одном из уроков английского языка в старших классах я даже написал исследовательскую работу «Начало: эволюция или сотворение?», где сопоставлялись научный креационизм и эволюция. Она привела мою учительницу английского в полный восторг – у меня ещё лежит это сочинение с её комментариями).

Через год я поступил в небольшой церковный колледж на Среднем Западе. Я знал, что хочу быть учёным, но не знал точно, в какой области специализироваться. Начал с химии. На первом курсе в колледже я также проходил два обязательных курса по библеистике – Ветхий Завет и Новый Завет. В курсе по Ветхому Завету говорилось о рассказах Книги Бытие о сотворении и о потопе. Помню, как во время одной из дискуссий я как-то оказался у доски, рисуя схемы и рассказывая всему классу, как модель парового навеса разрешала многие мнимые конфликты между библейским рассказом о допотопной Земле, уничтоженной Потопом и современными научными данными. У меня были ответы на всё, мало кто мог бы со мной поспорить и ещё меньше пытались это сделать. После урока несколько друзей спокойно заметили, что мне нужно пройти курс физической геологии. Подразумевалось, что там я, наверно, был бы не так убедителен.

Позже в том же году я пришёл к выводу, что мне действительно, могла бы понравиться профессия геолога. Я уже жадно занимался сбором камней и окаменелостей и меня всегда увлекали науки о земле. Поэтому я записался в следующем году на геологию. Я шёл на тот первый урок по геологии, готовый встретить дьявола на его территории. Я знал все аргументы за молодость Земли и за геологию потопа во всех направлениях. Но вместо дьявола я встретил человека с глубокой любовью к Богу и к преподаванию геологии. Он начинал каждый урок с благочестивой мысли и молитвы, а затем начинал учить геологии. Он не спорил на тему сотворения или эволюции. Он просто преподавал геологию. Я слушал историю геологии и начинал изучать все те методы и знания, которые были накоплены поколениями геологов (многие из которых были преданными христианами). Мало-помалу факты, говорившие в пользу древности Земли, стали ошеломляющими, а вместе с ними – и отсутствие каких-либо реальных подтверждений молодости Земли и Потопа в том виде, как его описывали Генри Моррис и другие. У меня даже не было шанса доказывать на тех занятиях креационизм, все доводы, разрушались тем, что я видел и мог показать в самих камнях. К тому времени я уже был очень смущён тем, как я смогу когда-то примирить свою науку и своё христианство.

В последней части этого семестра нам дали задание сделать обзор и доклад о книге Бернарда Рамма «Христианский взгляд на науку и Писание». Хотя она и была устаревшей (даже в 1977 г.), в этой книге тщательно рассматривалось множество имеющихся исторических методов согласования Книги Бытие с наукой. Там описывались богословские и научные «за» и «против» каждой теории. Хотя в книге предпочтение отдавалось прогрессивному креационизму, чётко определённого победителя, который сохранял бы и научную честность, и буквальное фундаменталистское толкование Книги Бытие, не было. Геология потопа (в версии Дж. Прайса, а позднее Г. Морриса, Дж. Уиткомба и пр.) была среди наименее предпочтительных теорий, поскольку в ней были крупные проблемы и научного, и богословского характера.

Должен признаться, что старался сохранить свой консервативный библейский буквализм как можно дольше. Человеку нелегко изменить своё мнение, а в этом случае – всё мировоззрение (парадигму), даже когда факты ошеломляют. Сегодня я считаю себя теистическим эволюционистом, хотя прошло много лет, прежде чем это определение перестало вызывать у меня неудобства. У многих моих друзей, родственников и людей из церкви оно их всё ещё вызывает. Другим это неважно. Из-за моих занятий наукой (и соответствующей профессии), и из-за моего христианского воспитания для меня этот вопрос был и остаётся критически важным. В отличие от того, что проповедует научный креационизм, я узнал, что моя вера не основывается прежде всего на буквальном толковании Книги Бытие. Моя вера основана на спасительной благодати Иисуса Христа и Его воскресении. Это хорошо выражено в старом евангельском песнопении «Прочная скала», Эдварда Моута и Вильяма Брэдбери:

 

Построил на крови Христа

Навек надежду я свою,

Других имен не признаю,

Лишь верю имени Христа.

Его святой крови завет

Хранит меня в потоках бед;

Когда всё рушится кругом,

Я нахожу опору в Нем.

Стою я на скале Христа,

В других основах лишь песок.

 

При всём сказанном меня не очень волнует то, чтобы все стали теистическими эволюционистами, как я сам. Однако меня очень волнуют движения в Церкви, желающие переписать науку так, чтобы она подходила под их толкование Библии. Меня волнует, когда людям приходится оставлять свой ум вместе со шляпой у церковной двери и когда их просят принимать какие-то заявления за истину, не проверяя их. Меня волнуют христиане, считающие, что учёные участвуют в каком-то заговоре с целью уничтожить Библию и христианство.

(Кстати, за все годы, проведённые мной в колледже, в аспирантуре и на геологической работе, я встречался и разговаривал с сотнями учёных. Среди них я знаю учёных из среды протестантов, католиков, квакеров, адвентистов седьмого дня, унитариев, мормонов, иудеев, мусульман, гуманистов, агностиков, и нескольких (но очень мало) атеистов. Большинство называют себя агностиками, и чувствуют угрозу или отторжение со стороны христиан, ругающих науку и учёных. Их отвержение христианство во многом вызвано поведение христиан, которых они встречали (!) или слышали по телевизору, и на том мнении, что, если человек станет христианином, ему придётся отвернуться от интеллектуальной деятельности и просто принимать неподтверждённые догматические учения. Ни я, ни кто-то из моих коллег, с которыми я беседовал, никогда не видели никаких антихристианских заговоров в научной среде и не слышали о них – а такие вещи трудно было бы утаить. Несколько знаменитых учёных выступали с очень растиражированными заявлениями о своей личной философии и своих верованиях, но в научной среде эти размышления редко воспринимаются как научные тезисы).

Наконец, меня крайне волнуют такие движения в церкви, которые делают заявления вроде вот таких:

«Представляется, что никак нельзя избежать того вывода, что, если Библия и христианство вообще правы, геологические эпохи надо полностью отвергнуть» (Henry Morris, Scientific Creationism, 1974 [1985 2nd ed.], p. 255).

«Если теория Дарвина верна, Книга Бытие – это ложь, вся схема книги разваливается и откровение Бога человеку, как оно известно нам, христианам, оказывается заблуждением и капканом». «Если эта гипотеза верна, то Библия – это невыносимая выдумка; … то христиан почти две тысячи лет подряд оболванивали чудовищной ложью. … Дарвин требует, чтобы мы не верили в авторитет слова Творца». (Два неназванных современника Дарвина, слова которых цитируются в книге Эндрю Диксона Уайта «История войны науки с богословием в христианстве» (Andrew Dickson White, A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom. Second printing, 1917, p. 71-72).

«Если теория эволюции верна, то Библия неверна» (John Morris, What is the Purpose of Creation Ministry, in Institute for Creation Research, Back to Genesis Report No. 78, June 1995, p. d).

В таких высказываниях есть вполне реальная опасность. Когда чья-то вера основывается на доказательстве или опровержении научной теории, такой человек находится на настоящих «зыбучих песках». Когда я уезжал в колледж, я, как и многие, верил в такие заявления в стиле «или-или». Если бы я узнал факты из области геологии, или биологии, или физики, или астрономии, или антропологии, или геохронологии, или… под руководством кого-то ещё, а не того благочестиво профессора, кризис моей веры был бы намного более суровым. Мне кажется, что я вряд ли был бы христианином сегодня. Я, наверно, стал бы едким агностиком, и не из-за науки, а потому, что моё христианство было изначально провальным.

Наверно, именно из-за этого для меня так важен весь этот вопрос с сотворением и эволюцией. Я знаю, что иногда говорю на эту тему столько, что другие устают меня слушать. Я знаю это про свою жену и уверен, что мой пастор тоже устаёт. Но когда кто-то близко встречается с духовной смертью, этот вопрос становится критическим. Каждый год я вижу, как молодые христиане поступают в колледж с представлением, что наука в той или иной форме – это какой-то сатанинский заговор. Рано или поздно им приходится биться над своей верой в свете новых знаний. Некоторые выживут, потому что их вера достаточно сильна, чтобы справиться с любыми фактами, но многие не выживают. Я встречал озлобленных людей, ушедших из церкви, потому что они считают, что их религия «им врала». Мне очень не нравится это видеть, зная, что это совершенно необязательно. Нам как христианам должно быть по-настоящему ясно, что для нашей веры важно, а что нет.

Как я сказал ранее, мы можем спорить о фактах относительно сотворения или эволюции. Я могу получать удовольствие от хорошего спора. Но полемика редко кого-то убеждает, она только разжигает огонь. И если перефразировать то, что когда-то сказал мой профессор геологии, Христос говорит нам нести в мир свет, а не огонь.

Если тебе любопытны вопросы сотворения и эволюции, а также альтернативные взгляды и факты, я был бы рад поделиться с тобой тем, что я узнал. Может быть, ты согласишься со мной, а может быть, нет. Из опыта я знаю, что на эту тему можно дискутировать до отвращения. Больше всего меня волнует то, чтобы на своём духовном пути ты никогда не столкнулся с кризисом «или истина, или ложь» из-за исключительного и жёсткого способа толкования Библии. Бог слишком велик и величествен, чтобы умещаться в рамках человеческого богословия. Мы должны позволить Ему вдохновлять и удивлять нас всем Своим творением, а не только Библией.

С христианской любовью;

Стив Смит

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Позитивизм | Общий осмотр
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.