Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раздражительность и агрессия на рабочем месте




Переутомление энергичных и активных людей часто выражается в повышенной раздражительности и агрессии.

Раздражительность накапливается постепенно, и в какой-то момент «выплескивается» или «обрушивается» на подчиненного.

 

Руководительница и собственница одной из московских компаний рассказывала, что в последние годы она стала позволять себе кричать на подчиненных. Переход на раздраженный крик возникает неожиданно для нее самой и так, что она не успевает затормозить себя. В первый раз, когда это возникло, она растерялась. Но после наблюдения за подчиненными она была удивлена тем, что ее никто не осудил, никто не проявил сопротивления, как будто, так и надо.

Конечно, она знала, что кричать на исполнителей, причем, в присутствии их подчиненных, ни в коем случае нельзя. Она регулярно сидела на психологических семинарах и также хорошо знала, что критиковать исполнителей можно только в двух формах, названия которых имели гастрономические ассоциации. Так, один из психологов рекомендовал «прием бутерброда» (сначала похвалить, а потом поругать). Другой психолог советовал «прием пирожка» (сначала похвалить за прошлые успехи, потом поругать за допущенную ошибку, а в конце выразить уверенность, что в будущем работа наладится, если сотрудник будет стараться).

Все это она знала, но в момент раздражения все эти благие намерения мгновенно забывались, и возникал крик. Она слышала свой голос, переходивший в визг, и ничего не могла с собой поделать. Раздражение, агрессия и злость бушевали в ней, хотелось схватить письменный прибор и запустить им в подчиненного.

После того, как раздражение утихало, возникали опустошение и чувство вины. Хотелось броситься за человеком, извиниться перед ним и сказать, что в будущем это не повторится. Но она знала, что она – Генеральный директор, и по своему положению она не должна просить прощения у своего подчиненного, чтобы не потерять авторитет и власть в компании. Поэтому она замыкалась, закрывалась у себя в кабинете, а в конце рабочего дня садилась на заднее место в машине и молчала всю дорогу, пока ее вез водитель.

А дома, как только она открывала дверь, муж кричал дочери: «Аня, закрывай дверь: мама пришла!» Она входила в дом, и никто ее не встречал. Только один ее любимый пудель выбегал к ней. Она ругала его, пихала ногами, и потом, когда чувство раздражения уходило, начинала кормить. В этот момент домашние выходили из своих комнат, зная, что мама «пришла в себя» после напряженного рабочего дня.

 

На одном из психологических семинаров, который я недавно проводила, вторую половину дня мы обсуждали с участниками проблему крика на рабочем месте.

 

Участники-руководители приводили такие аргументы в защиту того, что в некоторых случаях крик и ненормативная лексика становятся необходимыми:

§ некоторые подчиненные после того, как на них накричал начальник, начинают лучше работать;

§ довольно часто подчиненные только при помощи крика своего руководителя вообще берутся за работу;

§ во многих случаях руководитель начинает кричать только после того, как несколько раз повторил распоряжение и увидел, что оно не выполняется.

В защиту своей позиции «кричать на подчиненного нельзя», я приводила такие аргументы:

§ крик унижает человека и поэтому после того, как на него накричал начальник, он начинает работать, но менее качественно и успешно;

§ крик руководителя выступает серьезным стрессовым фактором для подчиненного, после ситуации, связанной с криком, подчиненный испытывает острое стрессовое состояние, будет долго расстроен и угнетен, может даже заболеть;

§ В первые секунды крика подчиненный воспринимает только невербальные характеристики: слышит неприятный голос и видит искаженное лицо своего руководителя. Такая негативная «невербалика» может заблокировать понимание слов, которые выкрикивает начальник. В результате, после такой напряженной сцены, подчиненный может выйти из кабинета своего руководителя, не имея ни малейшего представления о том, что и как следует делать, чтобы исправить ошибку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.