Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В последние годы обострилась проблема духовной безопасности российского общества. О чем идет речь ?




Чем определяется культурный уровень общества?

Духовный облик общества выступает одним из основных индикаторов его развития и степени благополучия и благоустроенности. Определяется он стойкостью и совершенством культурных институтов и организаций, развитостью интеллектуальной элиты, богатством информационной инфраструктуры, интеллектуальной зрелостью народа.

В наше время вызывают насмешку и раздражение дек­ларативные рассуждения о неотложной потребности поднять общий культурный уровень общества. Сегодня это звучит слишком отвлеченно, абстрактно, особенно если за рассуждениями не следуют конкретные действия. Постоянно возникающий вопрос о мере культурности общества может быть решен только при оценке культуры человека, живущего в этом обществе, уровня повседневной духовной жизни миллионов людей. Каких бы замечательных и впечатляющих результатов не достигали литература или искусство, наука и техника, система образования или масс-медиа, это еще не полная характеристика культуры. Пред­назначение общества состоит в том, чтобы освоить, востребовать духовные ценности культуры. Главный критерий – духовный мир человека, атома социума. Только личность определяет культурный уровень общества. Однако, как подчеркивает американский культурфилософ Эрих Фромм, общество далеко не всегда ориентировано на развитие и обогащение культуры. В иные эпохи возникает опасность варварства, рождаются антикультурные ценности, диктат цивилизации.

Культурный уровень общества органично связан со сво­бодной человека, его творческой деятельностью, характеризующей степень освоения им духовных ценностей. Поэтому было бы ошибочно сводить это понятие только к количеству театров, музеев или библиотек, числу дипломированных специалистов и образованных людей. Достаточно напомнить печально знаменитый миф о «самом читающем народе в мире». В действительности число постоянных читателей в нашей стране невелико. Поэтому речь может идти не «вообще» о развитии культуры, а о ее реальном влиянии на людей и в связи с этим о ее новых качественных чертах, особенностях и направлениях, о ее структуре и типологии, ее принципиально новом ценностном содержании. Разумеется, действительная практика общества далека от теоретических рекомендаций. Отме­тим, что теория культуры – одно, а реальность – совсем иное (3;с.43-44).

 

Попытаемся эти проблемы сгруппировать в более конкретные «проблемные блоки». Это: проблемы художественной жизни и историко-культурного наследия; социальные проблемы населения; проблемы нравственного воспитания; проблемы экологической культуры; проблемы физической культуры населения; проблемы общественно-политической жизни. Рассмотрим их содержание. Первую область проблематики характеризуют: низкий уровень художественной культуры значительной части населения, неразвитость художественных вкусов, снижение уровня художественного развития детей и подростков; невостребованность педагогического потенциала классического ис­кусства, традиционной народной культуры; недоступность для населения российской провинции богатств мировой и отечественной культуры; падение интереса к художествен­ному творчеству, искусству в целом; отсутствие националь­но ориентированной системы художественного воспитания; утрата технологий народных ремесел и промыслов, тради­ционных форм семейного художественного творчества, форм и традиций устного народного творчества; превращение из­делий народного творчества в разновидность массовой суве­нирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; разрушение подлинности фольклора в резуль­тате его сценической обработки, перенесения в несвойствен­ную для него среду; отсутствие условий для художественно­го развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи.

В области сохранения и «использования историко-культурного наследия можно выделить: нигилизм по отноше­нию к историческому прошлому; утрату исторической пре­емственности духовно-нравственных идеалов, чувства духов­ной самобытности российской культуры; отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории «малой Родины», к национальным формам культурного творчества; неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; невостребованность историко-культурного потенциала территории (учреждениями культуры, государственными органами); от­сутствие преемственности в передаче культурных традиций (ценностей, норм, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры); фальсификацию исторических фактов, деформирующую исторический образ России, вызывающую чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающую комплекс вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического воспитания (и как следствие – утрату традиций и ценностей служения Родине, Отечеству).

Социальное проблемы населения: социальная незащищенность значительной части населения (безработные, пожилые, многодетные, неполные семьи и т.д.); рост числа людей, испытывающих чувство одиночества, отверженность, непризнание ближайшим окружением; социально-психологическая и национально-культурная неадаптированность, вызванная разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сме­ной места жительства – мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.), формирующей чувство временщика, снижающей параметры жизнедеятельности; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части насе­ления (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); рост социальной напряженности и усиление конфликтности |среди населения (между различными возрастными, социальными и этническими группами населения); трудности профессионального самоопределения (для лиц, вынужденных сменить сферу деятельности, – безработные, бывшие военнослужащие и др.; инвалидов), отсутствие условий и перспектив для профессионального роста и самореализации; социальная и правовая незащищенность человека труда; трудности професси­онального самоопределения молодежи в связи с коммерциализацией образования и низкой заработной платой ряда профессий (государственные служащие, работники культуры, образования); профессиональная дезориентация подростков и молодежи (деформация мотивов получения образования – престиж, статус, диплом; смещение интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); криминализация населения, рост преступности (особенно подростковой, женской).

Проблемы нравственного воспитания: дефицит милосер­дия в обществе (рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи); разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, взаимонепонимание «отцов» и «детей», утрата чувства дол­га по отношению к своим родителям и увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства и т.д.); снижение общественной нравственности, деградация морально-нравственного облика значитель­ной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); размывание в под­ростковом возрасте поведенческих моделей и образцов «мужественности» и «женственности» (мальчик – лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка – будущая мать, жена и т.д.); снижение культуры взаимоотношений (хамство, грубость в связи с неразвитостью способности к сопереживанию, сочувствию, особенно у подростков, мо­лодежи); утрата молодым поколением романтических идеалов и ценностей любви, дружбы, служения, справедливости; экспансия (средствами массовой информации) молодежных кумиров, пропагандирующих антисоциальные образ жизни и систему ценностей; рост числа участников тотали­тарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, деформирующих духовно-нравственный и пси­хологический облик личности; отсутствие системы «выращивания» местной элиты – лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, «малой» родиной); утрата ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания.

Проблемы экологической культуры и экологического вос­питания: слабая информированность населения об экологи­ческой ситуации; недооценка роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманное отношение к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития чело­века; разрушение форм естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация природосообразных ремесел и производств; несформированность общественного мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение экологической ситуации; недооценка роли экологического воспитания школьников, отсутствие системы экологического воспитания и всеобуча; неразвитость природоохранных форм самодеятельности, отсутствие у населения интереса к этим видам социокультурного творчества; разрушение уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

Проблемы физической культуры населения: ухудшение здо­ровья у различных групп населения, особенно детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация образа жизни вследствие низкого уровня развития физической культуры населения (в том числе алкоголизация населения, рост детского и женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризм, семейные спортивные праздники, соревнования и др.); отсутствие системы физического воспитания детей и подростков; низкий уровень физической и психической культуры родителей; падение уровня психического здоровья общества (неспособность выйти из стрессового состояния, вызванного социальными или личностными проблемами и обращение к саморазрушающим формам поведения – алкоголь, наркотики, самоубийство и др.); пропаганда средствами массовой информации образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое состояние личности.

Проблемы общественно-политической жизни: низкая политическая активность населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая пассивность и апатия), вызванное неуверенностью граждан в своих возможностях влиять на принятие политических решений; отсутствие информации для политического самоопределения различных слоев населения; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая культура населения, государственных служащих, правовой нигилизм, приводящий к невыполне­нию и дискредитации законодательных актов); низкая компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан); потеря авторитета власти вследствие нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; низкая социально-культурная и политичес­кая активность подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; неразвитость социально-политических инициатив, ориентированных на решение проблем своей территории; отсутствие Законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков.

В числе личностных проблем одной из актуальных является кризис идентичности, в результате которого личность теряет адекватное самопонимание собственного Я, самооценку. Происходит психологическая регрессия, настраивание на более элементарные типы деятельности; человек устраняет из фокусов сознания неблагоприятные побудительные причины, травмирующие поводы и подменяет их более благоприятными. Отбрасываются истинные мотивы поведения, в сознании блокируются негативные стимулы, внутреннее на­пряжение реализуется в символических формах. В результате человек все больше теряет способность к позитивной и продуктивной коммуникации.

Наиболёе актуальные социально-культурные проблемы молодежи связаны с мировоззренческой, идеологической, духовно-нравственной сферами бытия: отсутствие мировоз­зренческих основ смыслоориентации и социально-культур­ной идентификации молодежи; разрушение механизма ду­ховной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ и традиционных форм общественной мо­рали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям; падение престижа образования как формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. Молодежь сталкивается с трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образо­вания широким слоям населения). Снижается образовательный уровень вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.), неадекват­ной профессиональной ориентации (в частности, смещения интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.), поляризации доходов родителей. Отсутствует законодательная база для трудоустройства несовершеннолетних подростков. Значительная часть подростков и молодежи испытывает трудности профессионального самоопределения (37; с. 160-167).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.