Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудные случаи разграничения союзов и союзных слов 3 страница




 

4) Я иду в сад поглядеть, много ли осталось снегу. (И.С. Шмелев.)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Ремизов спросил киргиза, есть ли около Бек-Таша удобное место для высадки. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем. (А.МИ Куприн)

_______________________________________________________________________________________

 

7) Рассказчик смолк и прислушался, не сплю ли я. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

8) Я даже рад, что так вышло. (В.В. Набоков)

_______________________________________________________________________________________

 

9) Казалось странным, почему окунь должен любить свинцовую штучку. (В.А. Солоухин)

_______________________________________________________________________________________

 

10) Было слышно, как посапывает во сне кот. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

11) По тону доктора легко было судить, что он плохо верил в пользу консилиума. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

12) Брагин возмущенно рассказывал Варваре, как его дважды остановили, обыскали. (М.Горький)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4. Подберите и запишите нужное слово для связи главного и придаточного предложений. Составьте схемы предложений.

 

1) Он сидит на бревнах, глядит, ……. укладываются доски. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Дальше вижу я, ……. надо мне уходить. (М. Горький)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Все дивились, …… рано цветут цветы. (И.С Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

4) В точности неизвестно было, …. направился Пугачев по луговой стороне. (В.Ф. Ходасевич)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Я не забыл заметить, …… поставили наших лошадей. (М.Ю. Лермонтов)

_______________________________________________________________________________________

 

 

Задание 5. По данным схемам составьте СПП с придаточными изъяснительными.

1) […. глаг.], (союз что ….).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) [… сущ.], (союзн. сл. что ….).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) [… глаг. + указ.сл.], (союз что ….).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) […. прил.], (союз что …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) [… нареч.], (союз что …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) [… глаг.], (… ли …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) [… глаг.], (союз как …).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) [Сущ. …., (союз что …), …].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9) [… глаг., (где …), и ….].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10) [… глаг., (почему …), …].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11) […. Глаг., (чему …), ….].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 6. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

 

1) Было видно как мелькают их пятки. (К.Г. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________

 

2) Сразу я не могу понять отчего такой блеск и звон. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

3) Говорили что в такую погоду пароход едва ли зайдет на рейд. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

4) И я думаю что парень молодчина. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

5) Откуда вы знаете что я показал отцу язык? (М. Горький)

_______________________________________________________________________________________

 

6) Отец спрашивает готов ли его заказ. (И.С. Шмелев)

_______________________________________________________________________________________

 

7) Макар и не заметил раньше что на равнине как будто стало светать. (В.Г. Короленко)

_______________________________________________________________________________________

 

8) Видя что благоразумием ничего не возьмешь он стал неблагоразумным и сам забурлил. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

9) Я знаю что это вздор. (Л.Н. Толстой)

_______________________________________________________________________________________

 

10) Послышалось как где- то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

11) Она говорила чтобы я бросив все уехал на юг к Черному морю истратив на эту поездку все оставшиеся от ста тысяч деньги. ()М.А. Булгаков

_______________________________________________________________________________________

 

12) Довольный тем что ему не помешали писать он надел шапку и не набрасывая на себя шубейки прямо в рубахе выбежал на улицу. (А.П. Чехов)

_______________________________________________________________________________________

 

 

и отве

 

 


 

 

СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ – это СП, придаточная часть которых отвечает на вопросы обстоятельств  
Виды обстоятельственных придаточных Значение придаточной части. Вопросы К чему присоединяется придаточная часть. Наличие указательных слов в главной части Средства связи Место расположения придаточной части примеры
Образа действия и степени Уточняет образ (характер) действия, о котором говорится в главном предложении (как? каким образом?) Присоединяется к слову так или к сочетанию таким образом – обстоятельствам образа действия. Союзное слово как и союзы что, чтобы, будто, как будто, словно, точно Придаточная часть находится после слова, к которому относится. Схемы могут выглядеть так: [ ], (). [, (), ]. В мутном пузыре света старики сидели так, что их разделял только угол стола. (М. Горький)
Меры и степени Обозначает меру или степень того, что названо в главной части и может быть охарактеризовано с точки зрения количества, качества, интенсивности (насколько? в какой мере? до какой степени?) Присоединяется к одному слову – обстоятельству, выраженному наречием (столько, столь, так, достаточно и др.). Указательные слова встречаются часто. Союзные слова сколько, насколько и союзы что, чтобы Придаточная часть находится после слова, к которому относится. Схемы могут выглядеть так: [ ], (). [, (), ]. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. (И.С. Шмелев)
Места Указывает на место или направление движения (где? куда? откуда?) Присоединяются к одному слову с обстоятельственным значением, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, куда-то, где-нибудь нигде, везде, всюду,). Указательные слова встречаются часто. Союзные слова где, куда, откуда [ ], (). [, (), ]. (), [ ]. – в разговорной речи: (Где тонко), [тами рвется]. А там, гдесадилось солнце, обозначился слабый румянец зари. (В.М. Шукшин)
Времени Уточняет время протекания действия в главной части (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?) Присоединяется ко всей главной части или к одному слову – местоименному наречию в функции обстоятельства времени (тогда, всегда) Союзы когда, как, пока, едва, только, как только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, после того как, до того как, перед тем как и союзное слово когда Придаточная часть может располагаться в любом месте, однако встречаются и другие схемы: [ ], (как вдруг….). [ ], (сл.слово когда..). (Только …), как [ ]. (Когда …), то [ ]. Пока я собираюсь, один из пассажиров, по виду мелкий волжский торговец, успел уже сбегать на пристань и вернуться на пароход. (В.Г. Короленко)
Условия Уточняет условие, при котором протекает или может протекать действие, о котором говорится а главном предложении (при каком условии?) Присоединяется ко всей главной части Союзы если (если…, если… так, если…. тогда), когда (=если), коли, коль скоро, раз, ежели [ ], (). [, (), ]. (), [ ]. Если союз двойной, то придаточная часть начинает предложение: (Если….), то [ ].   Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону! … (М.Горький)  
Причины Называет причину того события, о котором говорится в главной части, или обосновывает выход, который там содержится (почему? отчего?) Присоединяется ко всей главной части Союзы потому что, оттого что, так как (так как …то), ибо, благо, благодаря тому что, тем более что, благодаря тому что Придаточная часть чаще стоит после главной части, но если союз двойной, то придаточная часть начинает предложение: (Так как …), то [ ]. Ограда замка, так какэто был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. (А.С. Грин)
Цели Обозначают цель действия, названного в главной части (с какой целью? зачем?) Присоединяется ко всей главной части Союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, во имя того чтобы, дабы, союзы- частицы лишь бы, только бы, лишь бы только [ ], (). [, (), ]. (), [ ]. Придаточные с союзами- частицами начинать предложение не могут. Я нарочно свернул в переулок, чтобы пройти по окраине. (В.Г. Короленко)
Сравнения Называет ситуацию, с которой сравнивается ситуация в главной части (как что? подобно чему? чем что? как?) Присоединяется ко всей главной части или к одному слову – сравнительной степени прилагательного или наречия, а также, к словам иной, другой, по- иному, по-другому, иначе Ко всей главной части придаточною часть присоединяют сравнительные союзы как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как бы, будто бы, как будто бы. Если придаточная часть присоединяется к одному слову, то средством связи служат союзы чем, нежели. Если придаточная часть присоединяется ко всей главной части, то схемы могут выглядеть по- разному: [ ], (). [, (), ]. (), [ ]. Если придаточная часть присоединяется к одному слову, то она не может стоять перед главной частью. Схемы могут быть следующими: [ ], (). [, (), ]. Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. (Л.Н. Толстой)  
Уступки Называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, о котором говорится в главной части (несмотря на что? вопреки чему?) Присоединяется ко всей главной части Союзы хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай и союзные слова кто ни, какой ни, сколько ни, где ни, когда ни, как ни.   [ ], (). [, (), ]. (), [ ].   Вообще его любили, хотяи почитали гордым. (А.С. Пушкин)  
Следствия Обозначает условие того события, которое названо в главной части (при каком условии?) Присоединяется ко всей главной части Союзы если, когда (=если), коли (=если), коль скоро, раз, ежели [ ], (). [, (), ]. (), [ ]. При наличии двойного союза схемы выглядят так: (Если …), то [ ]. Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут. (М.Ю. Лермонтов)

 

 


На какой вопрос отвечают придаточные обстоятельственные?

________________________________________________________________________________________

 

Каково значение придаточной части в СПП с придаточным изъяснительным?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

К чему присоединяется придаточная часть в СПП с придаточным изъяснительным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что служит средством связи частей в СПП с придаточным изъяснительным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каково место расположения придаточной части в СПП с придаточным изъяснительным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Может ли главная часть СПП с придаточным изъяснительным содержать указательное слово?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 68. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 9, заменяя предложенные примеры своими.

 

Задание 1. Подчеркните грамматически основы предложений и обведите овалом союзы и союзные слова, связывающие между собой части СПП. Укажите, к какой группе по значению относится СПП. Составьте схемы предложений.

1) Можно представить себе, как слушала его Елизавета. (Б.К. Зайцев).

________________________________________________________________________________________

2) Сильвио, со всеми прощаясь, взял меня за руки и оставил в ту самую минуту, как собирался я выйти. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

3) Старушка сидела однажды в гостиной, раскладывая гран- пасьянс, как Бурмин вошел в комнату и тотчас осведомился о Марье Гавриловне. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

4) Когда ужинали, Андрей все думал о чем- то, поглядывал на микроскоп и качал головой. (В.М. Шукшин)

________________________________________________________________________________________

 

5) Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

6) В эту жизнь, когда приезжает в Дерпт, входит Жуковский. (Б.К. Зайцев)

________________________________________________________________________________________

 

7) Все случилось так чудовищно скоро и просто, что смахивало скорей на сон. (В.М. Шукшин)

________________________________________________________________________________________

 

8) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

9) Слуга вышел и объяснил, что лошади готовы. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

10) Он победил там, где это не было для него важно. (Б.К. Зайцев)

________________________________________________________________________________________

 

11) Осенью, возвращаясь с годичного поминовения Бородина, где когда- то стоял в ополченском резерве, заехал он к своим. (Б.К. Зайцев)

________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Подчеркните грамматические основы предложений и обведите овалом союзы и союзные слова, связывающие между собой части СПП. Укажите, к какой группе по значению относится СПП. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Но события развернулись так что эта поездка оказала важное влияние на всю его дальнейшую судьбу. (В.Ф. Ходасевич)

________________________________________________________________________________________

 

2) Когда утром Чудик проснулся никого в квартире не было. (В.М. Шукшин)

________________________________________________________________________________________

 

3) Савельич так поражен был моими словами что всплеснул руками и остолбенел. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

4) Подъезжая к Симбирску постановил он понравиться Панину чтобы тот сложил гнев на милость. (В.Ф. Ходасевич)

________________________________________________________________________________________

 

5) Нельзя сказать чтоб легко проходило странствие. (Б.К. Зайцев)

________________________________________________________________________________________

 

6) Начальник был несколько удивлен хоть тоже старался не показать этого. (В.М. Шукшин)

________________________________________________________________________________________

 

7) Меня лечил полковой цирюльник ибо в крепости другого лекаря не было. (А.С Пушкин)

________________________________________________________________________________________

 

8) Впереди виднелась белая пелена будто бы река вышла из берегов. (В.Г. Короленко)

________________________________________________________________________________________

 

9) Пока я хлопотал с самоваром Василий сидел против камелька задумчиво глядя на огонь. (В.Г. Короленко)

________________________________________________________________________________________

 

10) Материал был мертв пока не появился человек. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

11) Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и когда сядет по горло в воду велит поставить также в воду стол и самовар и очень любит пить чай в такой прохладе. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

 

12) Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке как будто она держала огонь. (А.С. Грин)

_______________________________________________________________________________________

 

13) А там в сознании где еще вчера было столько звуков осталась одна пустота. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

14) Если завтра будет такая же погода то я утренним поездом поеду в город. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

 

15) Сколько я не прислушивался я не мог различить ни одного звука. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. По предложенным схемам составьте СПП с придаточными обстоятельственными, определите вид данных предложений.

 

1) […. глаг. + указ. сл. так ], (союзн.сл. как ….).

________________________________________________________________________________________

 

2) [… указ. сл. так + кр.прил.], (союз что ….).

________________________________________________________________________________________

 

3) [… указ. сл. такой + сущ.], (союз как будто …).

________________________________________________________________________________________

 

4) [… указ. сл. туда ], (где …).

________________________________________________________________________________________

 

5) [….], (когда ….).

________________________________________________________________________________________

 

6) […., (куда …), …].

________________________________________________________________________________________

 

7) […, (если бы …), ….].

________________________________________________________________________________________

 

8) (Так как …), [….].

________________________________________________________________________________________

 

9) (Несмотря на то что …), [….].

________________________________________________________________________________________

 

10) […, (хотя …), ….].

________________________________________________________________________________________

 

11) […., (как будто …), ….].

________________________________________________________________________________________

 

12) […. указ. сл. так + глаг.], (чтобы ….).

________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4. Графически объясните постанову знаков препинания. Там, где это возможно, измените место придаточной части.

 

1) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу. (М. Горький)

 

 

2) Они, чтоб дать мне время оправиться и привыкнуть к новому знакомству, стали говорить между собой, обходясь со мною как с бодрым соседом и без церемонии. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Огромная паутина золотилась в дальнем углу, когда, под вечер, солнце высматривало ее последним лучом. (А.С. Грин)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. (В.М. Шукшин)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 5. Перестройте предложения, заменяя выделенные обороты придаточными предложениями.

 

1) Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. (Д.Н. Мамин- Сибиряк)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Иногда, пользуясь временным отсутствием хозяев, они [псы] залезали к комнаты, ложились на кровати и мирно похрапывали. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне. (Н.С. Лесков)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Отъехав шагов пятьсот от духана, экипажи остановились. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Лаевский вошел в гостиную, со всеми поздоровался и, пожимая руку Фон Корену, заискивающе улыбнулся. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Несмотря на быстрый ход поезда, можно было заметить мгновенные отблески звезд в темной – не то болотной, не то речной – воде. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) Согнав стадо на опушку, пастух прислонился к березе, поглядев на небо, не спеша вытащил из-за пазухи свирель и заиграл. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.