Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложные предложения с различными видами связи




Задание 91. Прочитайте информацию о сложных предложениях с различными видами связи.

 

Группы сложных предложений с различными видами связи Примеры Схемы
СП с сочинительной и подчинительной связи Потом прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии, и в свете ее я увидел, что впереди на берегу что- то белеет. (К.Г. Паустовский) [ ], и [ ], (что).
СП с сочинительной и бессоюзной связью Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть: верхние листья верб начали лепетать, и мало- помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. (Н.В. Гоголь) [ ]; [ ], и [ ].
СП с подчинительной и бессоюзной связью Мрачная и красивая гора местами прорезывалась узкими трещинами и ущельями, из которых веяло на ехавших влагой и таинственностью; сквозь ущелья видны были другие горы, бурые, розовые, лиловые, дымчатые или залитые ярким светом. (А.П. Чехов) [ ], (из которых); [ ].
СП с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи. (А.П. Чехов) [ ], (без которого); [ ], [ ], да [, (в которой) и (), ].

 

Задание 92. Выучите информацию о сложных предложениях с различными видами связи и на отдельном листе воспроизведите таблицу 12, заменяя предложенные примеры своими.

 

 

Задание 93. Укажите из каких частей состоят данные предложения. Составьте их схемы. Графически объясните постановку знаков препинания.

 

1) Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. (А.И. Куприн)

__________________________________________________________________________________________

 

2) Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыши и лодки с людьми и с веслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, далеко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо и летали птицы. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

3) Экипажи ехали по дороге, покрытой в совершенно отвесном скалистом берегу, и всем казалось, что они скачут по полке, приделанной к высокой стене, и что сейчас экипажи свалятся в пропасть. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

4) Высокие гористые берега мало- помалу сходились, долина суживалась и представлялась впереди ущельем, каменистая гора, около которой ехали, была сколочена природою из громадных камней, давивших друг друга с такой страшной силой, что при взгляде на них Самойленко всякий раз невольно кряхтел. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

5) Пока в духане происходил богословский разговор, Лаевский ехал домой и вспоминал, как жутко ему было ехать на рассвете, когда дорога, скалы и горы были мокры и темны и неизвестное будущее представлялось страшным, как пропасть, у которой не видна дна, а теперь дождевые капли, висевшие на траве и на камнях, сверкали на солнце, как алмазы, природа радостно улыбалась, и страшное оставалось позади. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

6) Фон Корен уже помирился с мыслью, что ему сегодня не уехать, и сел играть с Самойленком в шахматы; но, когда стемнело, денщик доложил, что на море показались огни и что видели ракету. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

7) Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку, кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать веселых много лет. (А.С. Пушкин)

__________________________________________________________________________________________

 

8) Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

9) Всякий раз, когда чего- нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. (Л.Н. Толстой)

__________________________________________________________________________________________

 

10) И лица их изменились с тех пор, как мы их видели в последний раз: Аркадий казался спокойнее, Катя – оживленней, смелей. (И.С. Тургенев)

__________________________________________________________________________________________

 

11) Он и рад бы не спать, да глаза липнут – ничего не поделаешь. (А,П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

12) Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которое было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 94. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

 

1) Все небо усыпано весело мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывается так ясно как будто перед праздником помыли и потерли снегом …. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

2) Татьяна Афанасьевна подала брату знак что больная хочет уснуть и все вышли потихоньку из светлицы кроме служанки которая снова села за самопрялку. (А.С. Пушкин)

__________________________________________________________________________________________

 

3) Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы и старый дом весь расшатанный дырявый полуразвалившийся вдруг оживлялся странными звуками к которым я прислушивался с невольной тревогой. (А.И.Куприн)

__________________________________________________________________________________________

 

4) Я видел что Ярмоле не терпится скорее пойти в лес но он скрывает это страстное желание охотник под напускным равнодушием. (А.И. Куприн)

__________________________________________________________________________________________

 

5) Вы дайте мне списочек книг какие вам нужны и я вышлю вам зимой из Петербурга. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

6) Себя Маргарита видеть не могла но она хороша видела как изменился Мастер. (М.А. Булгаков)

__________________________________________________________________________________________

 

7) Впереди где кончалась чаща стояли березы а сквозь их стволы и ветви видна была туманная даль. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

8) Прокуратор начал с того что пригласил первосвященника на балкон с тем чтобы укрыться от безжалостного зноя но Каифа вежливо извинился и объяснил что сделать этого не может. (М.А. Булгаков)

__________________________________________________________________________________________

 

9) Глаза опять нечаянно открылись и Егорушка увидел новую опасность за возом шли три громадных великана с длинными пиками. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

10) И радость вдруг заволновалась в его душе и он даже остановился на минуту чтобы перевести дух. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

11) Когда в доме накопится много старого, ненужного мусора то хозяева хорошо поступают выбрасывая его вон от него в комнатах тесно грязно некрасиво. (А.И. Куприн)

__________________________________________________________________________________________

 

12) Сегодня у меня такой хороший день так радостно на душе что мне хочется чтоб и вам было радостно.

__________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 95. Сопоставьте характеристики прямой и косвенной речи и ответьте на данные после таблицы вопросы.

 

Это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал Способ передачи чужой речи, при котором высказывание передается от лица автора (или рассказчика) формой придаточного предложения, причем в большинстве случаев чужая речь дословно не производится, а сохраняется лишь ее общее содержание
Предложения состоят из двух частей, связанных бессоюзной связью. В составе слов автора могут находиться разные слова, вводящие прямую речь: - глаголы речи (сказать, сообщить, пробубнить и т.п); - глаголы со значением внутреннего состояния и чувств (недоумевать, обидеться, усомниться и др.); - глаголы мимики, жеста, телодвижений и других способов выражения внутреннего состояния говорящего (всхлипнуть, подмигнуть, поморщиться и др.); - глаголы мысли (подумать, сообразить, решить и др.); - глаголы восприятия (услышать, уловить и др.); - глаголы различных конкретных действий (постучать, забарабанить и др.)   Предложения состоят из двух частей: главной и придаточной. Главное предложение – слова автора, а придаточное изъяснительное – чужая речь.   Придаточная часть присоединяется чаще к глаголам речи мысли (сказать, подумать и др.). Глаголов, вводящих косвенную речь, гораздо меньше, чем глаголов, вводящих прямую речь. Придаточная часть присоединяется к главной части при помощи союзов и союзных слов, характерных для придаточных изъяснительных (что, чтобы, будто, как будто, кто, что, какой, который, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему и др.). При замене повествовательного предложения употребляется союз что, при замене побудительного предложения - союз чтобы, при замене вопросительного предложения – союз- частица ли. Если в вопросительном предложении прямой речи было вопросительное слово, то для связи придаточного предложения с главным используется это слово
Прямая речь может занимать любое место по отношению к авторским словам Косвенная речь всегда завершает предложение
Слова автора – повествовательное невосклицательное предложение Для предложений с косвенной речью характерна единая (обычно повествовательная) интонация
Сохраняются индивидуальные особенности речи: - эмоционально- экспрессивная лексика; - диалектная лексика; - вводные слова; - обращения; - междометия; - фразеологизмы; - разговорная лексика; - вопросительные, побудительные, восклицательные предложения Индивидуальные черты чужой речи, как правило, утрачиваются
Активно используются личные и притяжательные местоимения При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается

 

 

Какую речь называют прямой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какую речь называют косвенной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие изменения происходят при замене прямой речи на косвенную?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Укажите, какая речь является более строгой, четкой, логичной, лаконичной

__________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 96. Воспроизведите на отдельном листе таблицу 14.

 

 

Задание 97. Ознакомьтесь с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

 

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – знак препинания в соответствии с характером прямой речи. Сама же прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. А: «П». А: «П»! А: «П»? А: «П…» Я вскрикиваю даже: «Глядите, какие звездочки!» (И.С. Шмелев)
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком - тире. Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки, слова автора начинаются со строчной (маленькой) буквы. «П?» - а. «П!» - а. «П…» - а. «П», - а. «Но это уж в самый, самый последний раз!» - пробовал он обмануть самого себя. (А.И. Куприн)   «Хоть бы медку дал», - подумал Галактион, втягивая носом сладкий запах разогретого меда. (А.С. Серафимович)
Если слова автора разрывают прямую речь и на месте разрыва нет никакого знака (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие), то они с двух сторон выделяются запятыми и тире. При этом слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся со строчной буквы. Кавычки же ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее. «П, - а, - п». «Нет, нельзя так, - думала огромная скала, - надо поправить беду». (А.С. Серафимович)
Если прямаяречь разрывается словами автора и на месте разрыва должна стоять точка, то перед слова автора ставится запятая и тире, а после них – точка и тире. Первое же слово второй части прямой речи пишется с заглавной буквы. Кавычки ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее. «П, - а. - П». «Возвращайтесь поскорей, - тихо добавил дедушка. – Без вас в доме будет пусто и одиноко». (С.А. Лыков)
Если прямая речь разрывается словами автора и на месте разрыва стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора пишется этот знак и тире, а после слов автора – точка и тире. Первое слово второй части прямой речи пишется с заглавной буквы. «П? – а. - П». «П! – а. - П». «Устала? – ласково поинтересовалась мать. – Пойди приляг на минуточку, отдохни». (С.А. Лыков)
Если слова автора содержат два глагола говорения, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире. «П, - а и а: - П». - Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь? (М.Горький)
Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – тире или запятая. Тире ставится, если на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания или в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие. Запятая ставится, если на месте разрыва должна стоять запятая. Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я …»- и заплакал вдруг. (Ф.М. Достоевский) Анна Петровна поежилась: «Зябко у вас», вставая со стула, чтобы закрыть окно. (С.А. Лыков)
Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире «Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?»- «Где поется, там и счастливится». (М.Ю. Лермонтов)

 

 

Задание 98. Воспроизведите на отдельном листе таблицу 15, заменяя приведенные примеры на собственные.

 

Задание 99. Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы предложений.

 

1) Я хотел бы купит крестьян сказал Чичиков запнулся и не кончил речи. (Н.В. Гоголь)

__________________________________________________________________________________________

 

2) И зачем я пошел сюда думал он. (Л.Н. Толстой)

__________________________________________________________________________________________

 

3) Да это бунт закричал исправник. (А.С. Пушкин)

__________________________________________________________________________________________

 

4) Только не возгордился бы говорит. (И.С. Шмелев)

__________________________________________________________________________________________

 

5) Он приветливо спросил Вы давно изволили приехать в Ялту. (А.С. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

6) О слепом дожде идущем при солнце в народе говорят Ц(ц)аревна плачет. (К.Г. Паустовский)

__________________________________________________________________________________________

 

7) О чем они тут толкуют подумал я У(у)ж не о моей ли лошадке. (М.Ю. Лермонтов)

__________________________________________________________________________________________

 

8) Нехорошо подумал я верно между ними черная кошка проскочила. (М.Ю.Лермонтов)

__________________________________________________________________________________________

 

9) Куда вы сказал Иван Игнатьич догоняя меня Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришел. (А.С Пушкин)

__________________________________________________________________________________________

 

10) Что это значит спросил он сердито у Антона который бежал ему навстречу Это кто такие и что им надобно. (А.С. Пушкин)

__________________________________________________________________________________________

 

11) Если я выстрелю из пистолета сказал я ему то беги на берег. (М.Ю. Лермонтов)

__________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 100. Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы предложений.

 

1) Весело провожают кричат Т(т)еперь рысаки держись. (И.С. Шмелев)

__________________________________________________________________________________________

 

2) Отец Василий поднял брови и курил пуская дым из носа потом Д(д)а так вот как вздохнул помолчал и ушел. (А.Н. Толстой)

__________________________________________________________________________________________

 

3) Наверно еж подумал я. (К.Г. Паустовский)

__________________________________________________________________________________________

 

4) Сонечка говорит Н(н)у уж беги лентяюшка бей баклуши. (И.С. Шмелев)

__________________________________________________________________________________________

 

5) Нет ничего прекрасно отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил Б(б)рата не обманешь надо будет сказать ему что мы повздорили из-за политики. (И.С. Тургенев)

__________________________________________________________________________________________

 

6) Я тебя не спрашиваю строго сказал офицер и снова повторил С(с)таруха отвечай. (М.Горький)

__________________________________________________________________________________________

 

7) Никто не знает настоящей правды думал Лаевский поднимая воротник своего пальто и засовывая руки в рукава. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

8) Она говорит У(у)едем голубчик Иван уедем будем с нами жить. (Н.С. Лесков)

__________________________________________________________________________________________

 

9) Напрасно я не оставил свидетелей на улице подумал фон Корен и сказал твердо Н(е) поминайте меня лихом Иван Андреич. (А.П. Чехов)

__________________________________________________________________________________________

 

10) Часовой черноморский казак услышав звон колокольчика закричал спросонья диким голосом К(к)то идет. (М.Ю. Лермонтов)

__________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 101. Замените прямую речь косвенной.

 

Прямая речь Косвенная речь
1) «Что это значит?» - сказал я сердито. (М.Ю. Лермонтов)  
2) Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (И.А. Бунин)  
3) «Кого это вы хотите представить?» - тихо спросила Елизавета Ивановна. (А.С.Пушкин)  
4) «Доктор у себя?» - быстро спросил вошедший. (А.П. Чехов)  
5) «Ты хозяйский сын?» - спросил я его наконец. (М.Ю. Лермонтов)  
6) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (А.С. Пушкин)  
7) «Ну, - сказал я с радостью, - близко ночлег!» (В.Г. Короленко)  
8) Марина вздохнула: «Вот видишь! Но это, конечно, озорство». (М. Горький)  
9) «Все в порядке. Можно выходить», - сказал Гаврик. (В.П. Катаев)  

 

 

Задание 102. Замените косвенную речь прямой в предложениях, взятых из произведений М.Ю. Лермонтов.

 

1) Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо оказия из Екатеринограда еще не пришла и, следовательно, отправиться обратно не может.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Лакей сделал презрительную мимику, слыша такое скромное обещание, однако уверил Максима Максимыча, что он исполнит его поручение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Скоро пришли нам объявить, что через час тронется оказия; я велел закладывать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Он сам говорил, что причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною между им и небесами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Я отвечал, что меня беспокоят мухи, - и мы оба замолчали.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Княгиня сказала, что ваше лицо ей знакомо.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) Грушницкий пришел ко мне в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.