Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гласные первого предударного слога




§ 42. В 1-м предударном слоге все гласные характеризуются слабо выраженной редукцией; такую меру редукции называют 1-й ее ступенью. Напомним, что под редукцией мы понимаем сдвиг артикуляции гласного по направлению к центру вокалического пространства, к положению речевой позы.

Редукция гласных в той или иной степени связана с изменением качества звуков. Редукцию, которая не связана с меной звукотипа, называют количественной редукцией. Она заключается в сокращении длительности гласного (по сравнению с длительностью того же гласного под ударением) и, как следствие, в незначительном смещении артикуляции по напрвлению к центру вокалического пространства. Наряду с количественной редукцией в безударных слогах может иметь место мена звукотипов, которую иногда называют качественной редукцией. Следует иметь в виду, что усиление количественной редукции не обязательно ведет к мене звукотипов (например, р [у] кавá), а мена звукотипов может происходить при весьма слабой количественной редукции и даже при ее отсутствии ([вадá]).

§ 43. В 1-м предударном слоге после твердых согласных происходит мена следующих звукотипов гласных:

после парных твердых согласных: [о] – [а] ([дом] – [дамá]);

после шипящих и [ц]: [о] – [ы] ([шолк] – [шылкá], [жóны] – [жынá]); [э] – [ы] ([цэ@ны] – [цынá], [мадэ@л’] – [мъдыл’и@ръвът’]); в некоторых словах, как правило, в положении перед мягким согласным – [а] – [ы] ([жáлкъ] – [жыл’éт’]). При различном произношении предударного гласного, соответствующего ударному [ы], и того, который соответствует ударным [а], [о], [е] (в старшей орфоэпической норме), употребляют знак ы э : [жыэ л’éт’] [жыэнá], [цыэнá], но [жылá], [цыркáч']

Звукотип [о] в безударных слогах встречается весьма редко:

в неполностью освоенных или нарочито произнесенных иностранных словах (типа поэт, бомонд),

в словах с сочетаниями [оá], [áо], [и@о], [ио] (боá, оáзис, хáос, какáо, перúод, рáдио),

[о] сохраняется также в некоторых служебных словах (относительных клитиках) – например, союзах но и то (я сказáл, [но] ты не слышал; идёт [то] дóждь, [то] снéг – сравни дóждь -[тъ] идéт), союзном слове что – в отличие от союза что (я знáю, [што] именно ты сказáл – но я знáю, [штъ] ты это сказáл), в местоимении онсказáл [он] éй.

Звукотип [e] (или [э] после твердых согласных) в безударных слогах встречается в произношении иноязычных слов, пишущихся с э, типа экран, эволюция, фаэтон.

Отмечать или не отмечать в транскрипции слабую количественную редукцию гласных 1-го предударного слога – это вопрос принятой на практике точности транскрипции, но эта степень точности должна в равной мере распространяться на все гласные звукотипы.

Этот принцип нарушается, когда обозначают редукцию только одного из звукотипов – обычно того, который соответствует ударным [а] и [о]. В некоторых системах транскрипции для этого употребляют специальный неалфавитный буквенный знак “крышечка” – à ([вÃдá], [трÃвá]); в других системах – букву [а] с диакритическим [ъ] в верхней части строки справа – [ваъдá], [траъвá].

Употребление таких обозначений, само по себе вполне адекватное сущности явления, нарушает, однако, логику транскрипции, поскольку в таком случае должна быть обозначена и редукция звукотипов [у], [ы].

§ 44. В безударных слогах после мягких согласных в современном литературном произношении имеется только два звукотипа: [и] и [у] и происходит мена звукотипов [о] – [и] ([м’ол] – [м’илá]), [е] – [и] ([л’ес] – [л’исóк]), [а] – [и] ([м’áсъ] – [м’иснóи»]).

В произношении, соответствующем старшей орфоэпической норме, существует разница в реализации звукотипа, соответствующего ударному гласному [и] и ударным [о], [а], [е]; для последних употребляется диакритическая буква е при букве и в верхней части строки справа: [л’илá] – [н’иеслá], [р’иекá], [м’иеснóи»].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.