Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархическая упорядоченность универсальных принципов строения слога




Слог и усвоение языка ребенком

Теория открытого слога

§ 95. Предшествующий согласный влияет на гласный значительно сильнее, чем последующий. Этот факт авторы ряда исследований (в первую очередь, Л.В.Бондарко) интерпретируют как свидетельство наличия слоговых границ, разделяющих речевую цепь только на слоги типа СГ; соответственно единственным принципом слогоделения признается принцип открытого слога. Так, в соответствии с этой концепцией, слово дом членится на два открытых слога: до-м. Однако любой носитель СРЛЯ ощущает слово дом как односложное, так же оно рассматривается в поэзии, наконец, нет никаких акустических свидетельств наличия второго слога в этом случае. Все же, по-видимому, тот факт, что коартикуляция в сочетании ГС выражена слабее, чем в сочетании СГ, означает не отсутствие закрытых слогов, а только то, что инициаль теснее связана с ядром, чем финаль.

 

§ 96. Исследования слогоделения среди носителей языка разных возрастных групп[23] показали, что

дети в возрасте до 3,5 лет вообще не в состоянии расчленить слово на слоги;

в группе 3,5 – 4 лет испытуемые делят слова только на открытые слоги;

для группы 4,5 – 5,5 лет характерна равновероятность закрытого и открытого типов слогоделения;

у детей более старшего возраста, начиная с 7-8 лет, способ деления на открытые слоги постепенно вытесняется слогоделением по закрытому типу;

для взрослых носителей языка характерно абсолютное преобладание закрытых слогов.

Таким образом, слоговая структура речи формируется в процессе усвоения языка поэтапно. В процессе интуитивного слогоделения детьми разного возраста используются разные правила, соответственно выделяются разные слоговые модели. При интуитивном слогоделении испытуемыми старшей возрастной группы используются слоговые модели всех типов. Факт существования в языковом механизме человека не одной, а нескольких слоговых моделей и использование носителями языка не одного, а нескольких типов слогоделения могут объяснить наличие разных теорий слога в лингвистике. Авторы объясняют полученные результаты интерференцией слога и морфемы, прежде всего корня, поскольку в СРЛЯ абсолютное большинство корней – закрытые однослоги, что, по их мнению, приводит к тому, что носитель языка закономерности, присущие корню, стихийно переносит на слог.

 

§ 97. Проблема критериев слогоделения возникает в русском языке только применительно к случаям скопления согласных, а для других последовательностей (типа CГCГ) все лингвисты устанавливают слоговые границы одинаково. Причина единодушия исследователей в данном случае объясняется тем, что носителиязыкачленят такие слова, как папа, одним единственным способом. Из этого следует, что в тех случаях, когда носитель языка дает разные варианты слогоделения, лингвист не должен стремиться снять эту неоднозначность в пользу того или иного единственного слогоделения. Как раз наоборот: приняв неоднозначность слогоделения в качестве данного, лингвист должен объяснить этот факт и в конечном счете найти для него место в своей теории[24].

Чем такая теория должна отличаться от уже существующих? Очевидно, что объяснительная сила теории многократно возрастет, если она будет учитывать все законы строения слога, являющиеся частью универсальной грамматики.

Как же устроен механизм слогоделения в СРЛЯ? По-видимому, попадая в ситуацию, требующую членения высказывания на слоги[25], любой человек обращается к универсальным принципам организации слога. В тех случаях, когда все эти правила дают один и тот же результат (например, в последовательности СГСГ), членение осуществляется единственным образом. Если же результаты применения различных правил противоречат друг другу, то может наблюдаться неединственность решений – в зависимости от того, какой из общих принципов является более важным в языковой компетенции носителя языка.

 

Так, слогоделение типа то-пка удовлетворяет принципу открытости всех слогов, но противоречит дистрибутивному ограничению (пк невозможно в начале слова) и принципу восходяще-нисходящей звучности (т.к. [п]=[к] по степени звучности), а топ-ка – наоборот, удовлетворяя принципу восходящей звучности и дистрибутивному, противоречит принципу открытого слога, и оба эти слогораздела не соответствуют принципу дисперсии сонорности, т.к. в первом случае возникает сочетание пк, в котором степень звучности не увеличивается, а во втором происходит резкое падение звучности в финали.

 

Таким образом, универсальные принципы слогоделения могут быть по-разному иерархически организованы

в разных языковых коллективах (например, в гавайском языке, где все слоги открытые, самым важным является принцип открытого слога, а в русском, английском, немецком - нет);

в разных индивидуальных грамматиках, в результате чего разные люди могут членить одно и то же слово по-разному (в тех языках, где отсутствуют фонологические признаки слога; наоборот, в квантовых языках эта иерархия жестко фиксирована).

 

§ 98. Для большинства носителей русского литературного языка [26] иерархия универсальных признаков слогоделения выглядит следующим образом (в порядке убывания их значимости):

дистрибутивный принцип (ДП): в начале и конце слога возможны только сочетания согласных, представленные в данном языке в начале и конце слова и при этом не упрощающиеся и не разбивающиеся вставным гласным;

принцип восходящей звучности (ПВЗ): в инициали слога должно происходить нарастание сонорности, а в финали – ее спад;

принцип открытого слога (ПОС): любое интервокальное сочетание согласных отходит ко второму гласному;

принцип дисперсии сонорности (ПДС): нарастание звучности в инициали должно быть резким, а падение ее в финали – плавным.

Является ли данная иерархия произвольной или существуют какие-то реальные языковые факты, позволяющие предпочесть именно такую структуру ограничений? Очевидно, что принцип открытого слога не может быть высшим по рангу, так как в этом случае все слоги были бы открытыми, в то время как закрытые (в том числе и неконечные) слоги в СРЛЯ все же существуют (лам-па и т.п.). По-видимому, не может высшим по рангу и принцип восходящей звучности, так как не любое сочетание согласных, удовлетворяющее ему, может начинать слог (например, [тн]: слогоделение пя-тно вряд ли возможно); кроме того, сочетания, нарушающие это ограничение, широко представлены в СРЛЯ в начале слова ([шп], [шк], [фт], [шт] и т.п.). Не может быть основным и принцип дисперсии сонорности, так как слоги, нарушающие его, тоже представлены в русском языке очень широко (снег, вход, квас и т.п.). Таким образом, единственным принципом, который никогда не нарушается в русском языке, является дистрибутивный принцип.

Весьма существенным для данной модели является вопрос об иерархии принципов открытого слога и принципа восходящей звучности – ведь если признать более существенным принцип открытого слога, то весьма многочисленные случаи типа кошка, утка будут члениться как ко-шка, у-тка в противном случае (если принципа восходящей звучности важнее, чем принцип открытого слога) – как кош-ка, ут-ка. По-видимому, именно разная иерархия этих двух принципов у разных носителей языка и приводит к тому, что разные люди членят эти слова по-разному.

 

Словесно (без учета принципа дисперсии сонорности) этот тип слогоделения может быть описан следующим образом: интервокальная группа согласных отходит ко второму гласному при условии, что в пределах одного слога не создается консонантного сочетания, не представленного в начале/конце словоформы и не нарушается принцип восходящей звучности.

Эта модель позволяет описать и факты, связанные с процессом усвоения языка ребенком (и при этом без обращения к морфемному критерию). По-видимому, универсальные принципы слогоделения усваиваются ребенком не сразу, а постепенно, начиная с принципа открытого слога, что и дает слогоделение типа ка-рто-шка среди испытуемых младшей возрастной группы. Затем усваиваются остальные принципы, что приводит к появлению закрытых слогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.