Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объяснение. Вопросы к первой паре тезисов




Предмет различим

Тезис третий

Объяснение

Предмет един

Тезис четвертый

Вопросы к первой паре тезисов

1. Объясните, каким образом логика, основанная на наблюдении, приводит к выводу о том, что основой мира является ничто.

2. Можете ли Вы доказать, что абсолютное несуществование чего бы то ни было не имеет смысла?

3. В чем заключается глубинная причина невежества?

 

 

Единство означает, что чувства или разум не воспринимают различия. Неразличимость - то же самое, что небытие, тьма. Если я не могу выделить какую-то вещь, отличить её от других, то это значит, что у неё нет отдельного существования, то есть её нет. Данный тезис является логической предпосылкой монистической системы Шанкарачарьи, согласно которой изначальным принципом мироздания является единство, тождественность. Логическим итогом концепции монизма является то, что моё ‘я’ (дух, сознание) не отличается от тела или, другими словами, духа нет. Тело и есть ‘я’. “Всё едино” означает, что всё есть материя, только в разных формах. Такой взгляд на вещи имеет материалистическая наука, согласно которой сознание является продуктом высокоорганизованной материи. Напомним, что философия буддизма также говорит о принципе шуньяты, небытия духа. Учения монизма, материализма и буддизма опираются на логику, возникающую из чувственного восприятия, т.е. пратьякши.

 

Существование какой-либо вещи означает, что у неё имеется уникальное бытие, отличающее ее от других вещей. Таким образом, существование – это различимость. Четвертый и третий тезисы интересны тем, что в них понятия небытия и бытия проявляют себя как единство и различие соответственно. Если рассмотреть понятия единства (тождества) и различия, то можно увидеть знакомую картину: тождество зависит от различия в своём определении. Если говорится, что предмет не отличен от другого предмета, то это уже подразумевает различие между ними. В противном случае не было бы никакого “другого предмета”, с которым можно было бы отождествить предмет.

Обратное же утверждение о том, что различие опирается на тождество, является ложным. Различные предметы не могут быть тождественными. Если же кто-то отождествляет различные предметы и, к примеру, заявляет: “Я - компьютер, - или, Я – президент России” (если, конечно, эти слова произносятся не компьютером и не президентом России), то его без промедления отправляют на лечение... Материальный мир вполне корректно будет сравнить с большой лечебницей для душевнобольных, поскольку здесь каждый уверен: “Я - тело”; а есть даже такие больные, которые думают: “Я – Бог, - или, Я стану Богом, достигнув нирваны”.

Когда мы постигнем своё отличие от тела, мы будем правильно понимать своё единство с ним. Это единство относительно и заключается в том, что, имея материальное тело, мы должны использовать его в благих целях, а также поддерживать его в здоровом состоянии. Однако в абсолютном смысле мы никак не связаны с ним. Тело зависит от нас, но мы не должны зависеть от него. В плане межличностных отношений подлинное единство, гармония также является относительным и достигается тогда, когда один человек понимает, в чём уникальность другого человека, его отличие. Единство, основанное на различиях, обогащает обоих. Ложное же понимание единства означает, что другой человек обязан смотреть на вещи так же, как мы. Из-за этого мы пытаемся лишить другую личность сознательной позиции или сами лишаемся её, подстраиваясь под амбиции партнёра. Придавая первичный, абсолютный смысл единству, мы производим подмену одного из основных понятий нашего разума и оказываемся в ловушке монизма – идеологии насилия. Именно из-за присутствия инфекции монизма в разуме происходит отчуждение между близкими людьми, а также между человеком и Богом. Важно понять, что абсолютизированное единство - это отрицание, отчуждение.

В ведических философских трактатах, Упанишадах много говорится о том, что изначальный принцип мироздания - дух, называемый брахманом, един и непостижим. Такое объяснение даётся для того, чтобы соответствовать логике пратьякши, которой интуитивно руководствуется обыватель. Чувственное восприятие говорит нам о том, что материи присуще разнообразие. Поэтому, если сказать нам, что дух един (лишен различий), то уму будет понятно, что речь идет о чем-то принципиально отличном от материи. Поэтому, как ни парадоксально, истинный смысл определения духа как единого заключается в том, чтобы указать на его принципиальное отличие от материи. Брахман непостижим в сфере бессознательного (в сфере чувств и ума).

Материя - противоположность духа, но дух нельзя определить как противоположность материи (свет нельзя определить как противоположность тени). Некоторое разнообразие присуще материи только потому, что в духе присутствует истинная различимость. Материя определяется как тень, следствие духа, а следствие не может обладать свойством, которого нет в причине; в противном случае невозможно объяснить, откуда данное свойство взялось в следствии, и понятие причины теряет смысл. Мы уже говорили в объяснении к предыдущему тезису, что разнообразие в материи является формальным, на уровне внешних форм. В сравнении с духом - это единообразие, поскольку все видимые материальные формы созданы из одних и тех же пяти элементов[3].

Подмены понятий закреплены не только в нашем разуме, но и в языке. Когда мы говорим: “Дух нематериален”, то мы определяем первичное понятие (дух) через вторичное (материю), как его отрицание, противоположность. Так на бессознательном уровне формируется зависимость духа от материи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.