Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер и общение




НАВЫК 5. СНАЧАЛА ПОНЯТЬ, А УЖ ЗАТЕМ — БЫТЬ ПОНЯТЫМ. ПРИНЦИП СОПЕРЕЖИВАНИЯ

 

«У сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен». Паскаль.

Представьте себе, что у вас проблема со зрением и вы вынуждены обратиться к окулисту. Выслушав вашу краткую жалобу, он вдруг снимает с себя очки и протягивает вам.

— Наденьте. Я ношу их уже десять лет, и они мне очень помогли. У меня есть еще одни,

так что носите на здоровье.

 

— Кошмар!— восклицаете вы.— Так я вообще ничего не вижу!

 

— Странно,— удивляется врач.— Мне они служили прекрасно. Попробуйте еще раз.

 

— Пробую. Все сливается в одно сплошное пятно.

 

— Что же это с вами такое? Внушите себе положительную установку.

 

— Я положительно ничего не вижу.

 

— Ну, приятель, вы — неблагодарный субъект! После всего, что я для вас сделал!..

Обратитесь вы еще раз к этому окулисту? Полагаю, нет. У вас не вызывает доверия тип,

который выписывает лекарство, прежде чем поставит диагноз.

 

Часто ли мы сами в человеческих отношениях ставим диагноз перед тем, как дать совет?

 

— Ну, моя радость, расскажи, что у тебя на душе. Я знаю, это трудно, но я постараюсь понять.

 

— Не знаю, мам. Ты скажешь, что это глупости.

 

— Разумеется, нет! Можешь смело поделиться со мной. Кто еще любит тебя так, как я?

Мне нужно только одно: чтобы тебе было хорошо. Что тебя беспокоит?

 

— Ну, я не знаю…

 

— Давай, солнышко, выкладывай. В чем дело?

 

— Ну… сказать по правде, я разочаровался в школе.

 

— Как?— недоверчиво восклицаете вы.— Что значит — ты разочаровался в школе? После всех жертв, которые мы принесли! Образование — основа твоего будущего! Если ты возьмешь пример с сестры, ты будешь лучше учиться и снова полюбишь школу. Сколько раз мы говорили: перестань валять дурака! Ты же способный парень, просто ленишься. Начни заниматься по-настоящему. Настройся на успех.

 

Пауза.

 

— А теперь давай. Расскажи мне, что тебя беспокоит.

 

Мы норовим решать все проблемы с помощью добрых советов. Однако зачастую не даем себе труда поставить диагноз, глубоко вникнуть в суть проблемы.

 

Если попытаться одним предложением выразить важнейший принцип, который я постиг в области человеческих отношений, это будет фраза: «Стремитесь сначала понять, а уж затем быть понятым». Здесь — ключ к эффективному межличностному общению.

 

 

Вот сейчас, в этот самый момент, вы читаете эту книгу. Чтение и письмо — формы общения. Говорение и слушание — тоже. В сущности, это и есть четыре основных вида коммуникации. Только представьте, сколько времени вы тратите на каждый из них. Способность эффективно общаться имеет решающее значение для вашей эффективности.

 

Искусство общения — главное в нашей жизни. Мы общаемся большую часть своего времени — если не считать сна. Но подумайте вот над чем. Вы несколько лет учились читать, писать и говорить — а слушать? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться по-настоящему глубоко понимать других людей, смотреть на вещи их глазами?

 

В мире сравнительно мало людей, которые действительно учились слушать. Да и то обучение происходило в рамках Этики Имиджа, в отрыве от характера и отношений, жизненно важных для подлинного понимания.

Если вы стремитесь к полноценному общению со мной; если хотите оказывать на меня — вашего мужа, сына, соседа, начальника, коллеги или друга — влияние, нужно в первую очередь понять меня, а это не достигается одними техническими приемами. Стоит мне только почувствовать малейшую неискренность, стремление манипулировать, как я начинаю ломать голову над вашими мотивами. При этом я чувствую себя слишком

скованно, чтобы открыть перед вами душу.

Ключ к влиянию, прежде всего, — ваш личный пример, ваше поведение, а оно обусловлено характером. Мне важно, какой вы человек — на самом деле, а не по отзывам окружающих или тому имиджу, которому вы стараетесь соответствовать.

Подлинный характер дает излучение, шлет сигналы, сам говорит за себя. Только в зависимости от моего восприятия вашей личности я инстинктивно доверяю или не доверяю вам и вашему обращению со мной.

 

Если ваша натура двойственна: вы то ехидны, то доброжелательны — и, кроме того, если в вашей частной жизни проявляется совсем не то, что вы декларируете на публике, мне трудно быть с вами откровенным. Как бы сильно я ни нуждался в вашей любви и наставничестве, рядом с вами я не чувствую себя в безопасности и не уверен, что могу поделиться с вами моими сомнениями и переживаниями. Кто знает, чего от вас можно ожидать.

 

Но до тех пор, пока я не открою перед вами душу, пока вы не поймете мои чувства и проблемы, вы не сумеете дать мне действенный совет. Все, что вы говорите, логично и правильно, но не имеет отношения ко мне лично.

 

Вы твердите о своей любви и уважении. Я очень хочу этому верить. Но как вы можете уважать меня, если не понимаете? Все, чем я располагаю, это ваши слова, а я не верю словам. Я слишком зол и насторожен — возможно, даже испытываю страх и вину,— чтобы позволить себе подпасть под ваше влияние.

 

Пока вы не увидите во мне личность, я не приму ваших советов. Поэтому, если вы действительно хотите помочь, вы не станете полагаться на сочиненные кем-то правила, а постараетесь выработать в себе умение слушать и сопереживать — только так вы сможете вызвать меня на откровенность. Вам придется открыть счет доверия в Банке Эмоций и таким образом проложить мостик от одного сердца к другому.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.