Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девушка




Негра

Китайца

Уоллес СТИВЕНС

Три путника в ожидании восхода солнца

 

Пьеса в одном действии

 

 

Действующие лица:

 

 

(Густой лес на вершине холма в восточной части штата Пенсильвания.

В правой части сцены, за кустами, видна дорога. Раннее утро в августе. Действие происходит в середине 10-х годов ХХ века.

Когда занавес поднимается, сцена пуста. Отчетливо слышно, как в лесу скрипит дерево. На дороге появляется НЕГР с фонарем в руке. Скрип повторяется. НЕГР проходит через кусты, поднимает фонарь, вглядывается в чащу леса. Свет от фонаря падает на темный предмет среди ветвей. НЕГР в страхе отступает, опускает фонарь, пересекает сцену и скрывается налево в лесу.

Вслед за ним на дорогу выходит второй НЕГР, тоже проходит через кусты и выходит на середину сцены. В руках у него две корзины, которые он оставляет в кустах. За ним на дороге появляются три КИТАЙЦА, одетые по-европейски, один из которых несет фонарь. Останавливаются).

 

 

2-ой КИТАЕЦ

Если хочешь

Найти поэзию в наши дни,

Ищи ее с фонарем.

(Смеются).

 

3-ий КИТАЕЦ

Я бы лично нашел и без фонаря –

Ночью, в августе,

Когда не видать ни зги,

И только роса поблескивает на соломе.

 

(2-ой НЕГР подзывает их, и они подходят к нему. 1-ый КИТАЕЦ – низкорослый, средних лет, полноватый и слегка чудоковат. 2-ой – среднего роста, худощавый, волосы с проседью; видно, что он человек разумный и душевно чуткий. 3-ий – юноша, погружен в себя и в дальнейшем не проявляет к происходящему особого интереса).

 

2-ой КИТАЕЦ (глядя на корзину)

Росой любуются –

И пить ее нельзя,

А мы забыли питьевую воду.

И всё-таки я рад,

Что встречу тут восход.

С тех пор, как мы покинули Пекин,

Ни разу...

Я помню:

Им был полон дверной проём,

И мне напоминал он

Лепет женщины.

 

1-ый КИТАЕЦ

Никогда

Я не встречал восход.

Но если нет воды,

Давайте есть арбуз –

Он где-то там, в корзинах.

(Тем временем 2-ой НЕГР уже открыл корзины. Вытаскивает и подает 1-ому КИТАЙЦУ арбуз).

Ручья поблизости тут нет, случайно?

 

(2-ой НЕГР вытаскивает из корзины бутылку т ставит ее около 3-го КИТАЙЦА).

 

2-ой КИТАЕЦ (обращаясь к 3-му)

Вот и бутылка для воды. Фарфор!

 

(2-ой НЕГР вытаскивает из корзины национальные китайские костюмы из красного, голубого и зелёного шёлка. С его помощью КИТАЙЦЫ переодеваются, не прерывая действия и садятся на землю полукругом, лицом к зрительному залу).

 

3-ий КИТАЕЦ

Вот и вода

(Берёт бутылку и ставит ее в центр. Обращаясь ко 2-му КИТАЙЦУ)

Я буду пить водицу пустоты –

Она не хуже ваших умозрений.

(Обращаясь к 1-му КИТАЙЦУ)

Или арбузов.

 

1-ый КИТАЕЦ

Только не спешите

Поведать мне,

Чем жажду утолять.

 

2-ой КИТАЕЦ

Куда как лучше всяких умозрений было б.

(Роется в карманах, достает книгу, читает вслух)

«И двор тогда познал

Вкус бедности и запустенья,

Толпа нарушила его уединенье –

Людишки вторглись, каждый со своим:

Страданьем, жалостью, сочувствием и болью».

(Из леса доносится скрип дерева)

О, да! Об умозреньи сказано

На сто процентов верно.

Сюда добавить бы ещё поэтов,

Мудрецов, аристократов дохлых

И нефрит.

 

1-ый КИТАЕЦ

Нефрит-то тут при чём?

И мудрецы?

Наверняка поблизости

Ручей журчит.

(Обращаясь к НЕГРУ, который только что достал из корзины кувшин)

Наполни до краёв и возвращайся.

 

(НЕГР достаёт большую свечу и протягивает её 1-му КИТАЙЦУ. Затем, взяв кувшин и фонарь, уходит направо, в лес. 1-ый КИТАЕЦ зажигает свечу и ставит ее на землю рядом с бутылкой).

 

3-ий КИТАЕЦ

Фарфора отрешённость

Не одолеть толпе.

 

1-ый КИТАЕЦ (саркастически)

Фарфор!

 

3-ий КИТАЕЦ

Отрешённость эта

Напоминает отрешённость солнца,

Когда оно вот-вот коснётся

Лучами стёкол.

 

1-ый КИТАЕЦ

У-ух!

 

2-ой КИТАЕЦ

Допустим, что свеча – светило,

А бутыль – земля.

Вот вам пример,

Ходивший у отшельников

На поводке:

Чем отличается модель от сверх-оригинала?

В примере нашем

Красная бутыль - земля.

Но стоит солнцу осветить её,

Как все предметы

Выглядят иначе.

А солнцу – солнцу наплевать,

Ему и дела нет,

Как выглядит все на планете.

 

3-ий КИТАЕЦ

Есть, есть особые минуты,

Вот, как сейчас, когда оно ещё не вышло,

Когда ещё нельзя предугадать,

Из чьей породы выползла бутылка:

Фарфор ли это иль стекло –

Венецианское, египетское...?

Впрочем, иногда

В уединеньи,

Когда горит свеча, вот так же

Потрескивая тихо,

(Поднимает свечу)

Подумаешь невольно:

Свет прекрасен.

Такова и отрешённость солнца

Перед восходом, прежде чем оно

Коснётся стёкол.

(Ставит свечу на место).

 

1-ый КИТАЕЦ (покачивая головой)

Всё это абстрактно,

Как фарфор.

 

2-ой КИТАЕЦ

В подобной отрешённости – свой шарм,

Та красота, к которой вкус

Имели при дворе.

В безветренных проснувшись павильонах,

Они вникали в утренний настой

И красоту фарфора.

Всё, чем любовались при дворе,

Единым цветом обладало

И совершенством форм,

И представало в истинных лучах.

(Указывает на свечу)

Там ни за что не стали бы смотреть

На лопнувший кувшин

На блёклые цвета,

И тусклое стекло.

Им не знаком был недостаток света.

(Открывает книгу. Многозначительно)

Когда-то при дворе известен был

Лишь принцип красоты.

В своём уединеньи

Не ведали они ни мудрости, ни чувств,

Которые возникли с нищетой

И запустеньем,

Сочувствием и болью.

(Пауза)

Всё дело в том, что люди

Пренебрегли уединеньем.

 

(Вновь из леса раздаётся скрип дерева. 1-ый КИТАЕЦ на мгновенье оборачивается)

 

1-ый КИТАЕЦ (задумчиво)

Даже в самой цепкой руке

Пламя свечи...

 

2-ой КИТАЕЦ (с жестом пренебрежения)

Люди вторглись –

Вот в чём дело.

Вы представьте:

На бутылке

Нарисованы мы трое,

Как сидим мы тут в лесу.

Поднеся свечу к бутылке,

И отшельник,

Одиноко обитающий в лесу,

Удивился бы, наверно,

Если б нас изобразили

В виде воинов свирепых.

И свеча бы задрожала

В его высохшей руке.

А теперь вообразите,

Будто нас изобразили

В виде жёлтых мертвецов –

Он, наверное, не смог бы

Видеть нас без содроганья,

А потом, рыдая горько,

Уронил бы он свечу.

Доведись бы государю

Подержать тогда свечу, –

Он забыл бы о фарфоре

Ради пошлого рисунка

На поверхности земли,-

Этой крашеной бутылки.

 

3-ий КИТАЕЦ (пожимая плечами)

Пускай огонь пылающей свечи

Прекрасен. Мне неприятно,

Когда толпа врывается в покои.

Как я тоскую

По тишине уединённых павильонов!

И всё-таки, быть может,

Прекрасное прекрасно, лишь поскольку

Имеет отношение к сами

Ценителям. И точно так же

Мерзкое,

Высокое (указывает на небо),

И низкое (указывает на свечу).

И даже солнце, когда восходит.

(Насмешливо, обращаясь к 1-му КИТАЙЦУ)

Сыграйте нам что-либо

На эту тему.

(Встаёт)

 

1-ый КИТАЕЦ (в раздумьи)

Я знаю песню под названием

«Служанка и госпожа».

Она не увлечёт

Ни императора, ни мудреца.

И всё же, в данном случае, она придётся к месту:

Ведь если дело только в нас самих,

То, значит, солнце, как и прочий мир,

Зависимы от нас.

 

3-ий КИТАЕЦ

Жаль, что она о женщинах,

Но всёравно, исполни её.

(Достаёт из корзины музыкальный инструмент и протягивает его 1-му КИТАЙЦУ. Пока тот поёт, не в такт аккомпанируя себе, 3-ий КИТАЕЦ достаёт из корзины предметы сервировки чайной церемонии. Ракладывает фрукты. 1-ый КИТАЕЦ наблюдает за ним, 3-ий КИТАЕЦ не обращает ни на что внимания и сидит, уставившись взглядом в землю).

 

1-ый КИТАЕЦ

Резким голосом сказала госпожа:

«На чужбине будет часто вспоминать

Камни белые возле моих дверей».

А потом служанку вдруг оборвала:

«Замолчи,- сказала в ярости. - Не пой!»

И служанка прошептала, побледнев:

«На чужбине часто будет вспоминать

Камни белые возле её дверей,

Но меня увидит снова у окна.

На чужбине он припомнит мой наряд -

Цвет зелёный, не бывает зеленей.

Я надела это платье для него,

Когда в сумерках он стал прощаться с ней».

И потупив долу узкие глаза,

Обозлившейся сказала госпоже:

«Для себя я больше не пою».

 

3-ий КИТАЕЦ

Тут не выдержат и камни у дверей,

Равнодушие, как бабочка, вспархнёт.

(Смеются).

 

1-ый КИТАЕЦ

Из одежды тайно выскользнет игла.

 

2-ой КИТАЕЦ

Вот он, кажется, наш чёрный человк.

 

(Возвращается 2-ой НЕГР с кувшином воды, отдаёт его 3-му КИТАЙЦУ. Он явно взволнован. Время от времени 1-ый КИТАЕЦ ударяет по струнам музыкального инструмента. 3-ий КИТАЕЦ, повернулся налево и внимательно всматривается вглубь леса, откуда только что вернулся 2-ой НЕГР).

 

3-ий КИТАЕЦ (обращаясь к НЕГРУ)

Ты забыл фонарь в лесу.

Вон, он светится сквозь листву,

Напоминая мне Венеру,

Мерцающую сквозь облака.

(НЕГР молча усмехается. Садится справа, позади КИТАЙЦЕВ).

 

1-ый КИТАЕЦ

Или перезревшую ягоду

Среди листвы.

(Смеются)

Вчера вечером я узнал,

Что где-то здесь, на холме

Ищут в сыром лесу

Какого-то итальянца –

Говорят, он исчез

Вместе с дочкой

То ли своего друга, то ли соседа.

 

2-ой КИТАЕЦ (доверительно)

По-моему, все вы в курсе

Этого тайного бегства –

Слышали и шаги беглецов,

И шум погони.

 

1-ый КИТАЕЦ (Видно, что разговор его забавляет)

Это не тайное бегство.

Многие видели, как молодой человек

Долго карабкался вверх по горе,

Напоминая при этом

Взмогшего от усердия

Актёра-трагика.

Вечер – лучшее время

Для этаких представлений.

Он – из породы «отверженных».

 

2-ой КИТАЕЦ

Ну же, скорее

Переходите к даме.

 

1-ый КИТАЕЦ (дважды ударяет по струнам, как бы предваряя этим свой дальнейший рассказ)

К ней можно подходить по-разному.

Я бы сказал,

Что возможны столько точек зрения,

Сколько существует сторон у этой бутылки.

(указывая на бутылку для воды)

Судя по описаниям,

Она красавица.

(Смеются. 1-ый КИТАЕЦ, глядя на 3-его, вновь ударят по струнам. 3-ий КИТАЕЦ зевает. 1-ый продолжает нараспев)

Она прекрасна как фарфор

Фарфоровый бутылки для воды.

(перебирает струны)

В цвету она. Согласно описаньям.

А посему и песня

Приобретает кровавый цыет.

 

(Ударяет по струнам. Слышится скрип дерева в лесу. 1-ый КИТАЕЦ дотрагивается до колена 2-ого, привлекая его внимание к этому звуку. Они сидят спиной к лесу. Тем временем постепенно светает, и тёмный предмет среди ветвей виден всё более отчётливо. Однако, до конца действия рассвет полностью так и не наступит).

 

2-ой КИТАЕЦ (обращаясь к 1-му)

Дерево поскрипывает

На ночном ветру.

 

3-ий КИТАЕЦ (пожимая плечами)

Там не услышишь,

Как оно скрипит:

Вбезветренных,

Закрытых павильонах.

 

1-ый КИТАЕЦ

Итак, мы вправе ожидать,

Что наш отшельник со свечой

По-философски подойдёт

К балладе и её сути –

Пропавшей девушке в цвету.

Возможно, даже государь

Вскричал бы: «Посветите!»

Однако, чем приятней нам

Балладу эту слушать,

Тем, увы, печальнее

Её финал.

Итак, известно нам,

Что девушка бедна,

И значит, дрогнула свеча

В руке отшельника. Вот

Чьи-то тени брызнули в кусты,

И государь, держа фарфор

За горлышко,...

Болтали, что она

Всё прижималась к своему

Актёру потному, пока

Они взбирались по холмам,

И горько плакала навзрыд.

 

2-ой КИТАЕЦ (поморщившись)

Не похоже на тайное бегство.

 

1-ый КИТАЕЦ

Это скорбная песня,

Подхолящая идеально

Для скважин замочных.

 

3-ий КИТАЕЦ

Послушае дальше?

 

2-ой КИТАЕЦ

Почему бы и нет?

Очень, по-моему,...

 

3-ий КИТАЕЦ

Мы прибыли сюда, чтобы найти

Уединение, покой
И вновь полюбоваться

Восходом солнца.

 

2-ой КИТАЕЦ (слегка подняв руку, в которой держит книгу)

Всё схвачено, не беспокойтесь.

К тому же –

Кто может знать,

Какой нас ждёт финал?

Венецианское,

Египетское

Или – кривое зеркало?...

(Прикрывая рукой пламя свечи, переводит взгляд на светлеющее небо)

Тем временем уже зажглась свеча (указывая в сторону восходящего солнца).

Как вы говорите (обращаясь к 3-му КИТАЙЦУ):

«Вид вспыхнувшей свечи

Прекрасен

Сам по себе»?

 

1-ый КИТАЕЦ (с чувством)

О, да! Это кончилось скверно:

Отец их настиг у подножья холма,

Как гром среди ясного неба.

Он звал её: «Анна! Анна!»

Не мыслил жить без неё,

Как и тот итальянец.

Словно трое нищих,

Они выпрашивали друг у друга

Постыдное подаяние.

 

(В лесу, направляясь к сидящим на сцене, появляется 1-ый НЕГР с двумя фонарями.

Увидев его, 2-ой НЕГР вскивает на ноги. КИТАЙЦЫ тоже встают. Все чем-то встревожены. 2-ой НЕГР обходит КИТАЙЦЕВ и подходит к 1-му НЕГРУ. В это время все замечают повешенного на одном из деревьев в лесу. 1-ый НЕГР выходит на середину сцены, ставит фонари на землю).

 

1-ый КИТАЕЦ (с чувством)

Итальянец, герой баллады.

 

3-ий КИТАЕЦ (медленно приближаясь к мертвецу)

И её эпилог.

Убирайте кусты.

 

(НЕГРЫ начинают уносить кусты за сцену)

 

2-ой КИТАЕЦ

Отшельник-смерть

Не требует свечи

В своём уединеньи.

 

(2-ой КИТАЕЦ задувает свечу, 1-ый – тушит фонари. НЕГРЫ продолжают уносить кусты за сцену. Теперь становится видна ДЕВУШКА, которую скрывали кусты: она сидит под деревом, на котором висит мертвец. Сначала 2-ой КИТАЕЦ, а затем и 3-й замечают её. От неожиданности делают шаг назад. 3-ий КИТАЕЦ, в свою очередь, обнаружив её, выпускает из рук инструмент, который со звоном падает на землю. ДЕВУШКА шевелится).

 

2-ой КИТАЕЦ (обращаясь к ней)

Анна, ты?!

(ДЕВУШКА вздрагивает, поднимает голову и медленно озирается вокруг. Резко встаёт и пронзительно кричит).

(Мягко) Это ты, Анна?

 

(ДЕВУШКА быстро оборачивается и впивается взглядом в мертвеца, потом неверной походкой направляется вглубь сцены).

 

АННА (в отчаянии)

Пойдите, пойдите

И скажите отцу:

Он мёртв, от мёртв.

 

(2-ой и 3-ий КИТАЙЦЫ поддерживают её. 1-ый НЕГР шепчет что-то 1-му КИТАЙЦУ, после чего забирает фонари и через освобождённое от кустов пространство справа выходит на дорогу и уходит по направлению к долине. Скрывается за сценой).

 

1-ый КИТАЕЦ (обращаясь ко 2-му

Прошу Вас, принесите нам

Свежей воды из ручья.

 

(2-ой НЕГР берёт кувшин и уходит через лес налево. ДЕВУШКА постепенно приходит в себя. Смотрит на КИТАЙЦЕВ, переводит взгляд на небо. Поворачивается спиной к мертвецу).

 

АННА

Скоро солнце взойдёт

 

2-ой КИТАЕЦ

Одна свеча заменит другую.

 

(1-ый КИТАЕЦ идёт к дороге, останавливается на обочине, как бы поджидая кого-то).

 

 

АННА (с ненаигранным простодушием)

Когда он работал на поле своём,

На моём я всегда была рядом.

Я всегда носила что-нибудь пурпурного цвета,

А гуляя в его саду,

Обычно вдевала серьги.

И вот, вчера вечером, на дороге

Я повстречала его.

Он попросил меня пройтись

Вместе до вершины холма.

И хотя мне уже тогда

Сделалось не по себе,

Я ответила:»Да».

Ведь он ничего от меня не хотел,

Просто повесился

На моих глазах.

 

(Оглядывается, ища опоры. 2-ой и 3-ий КИТАЙЦЫ поддерживают её и помогают дойти до дороги. Там 1-ый КИТАЕЦ сменяет 3-его, и вдвоём со 2-ым, поддерживая ДЕВУШКУ, они уводят её по дороге. На сцене остаётся 3-ий КИТАЕЦ. Он медленно пересекает сцену, чуть не наступает на музыкальный инструмент, отбрасывает его ногой в сторону. Раздаётся звон струн. КИТАЕЦ останавливается, смотрит на бутылку).

 

3-ий КИТАЕЦ

Кровавый цвет...

Фарфора отрешённость...

Восхода отрешённость...

(Поднимает с земли бутылку)

Свеча восхода вскоре озарит

Уединённый этот край.

(Указывая на неё)

И высветит деревья,

И новый явит образ

(Указывая на мертвеца)

В лице фарфоровом,

(Указывая на бутылку)

Не на стекле.

(Ставит бутылку на землю. Узкая полоска неба над долинрй розовеет. Он переводит взгляд на небо, идёт направо и замечает книгу, оставленную 2-ым КИТАЙЦЕМ. Поднимает её, листает).

Красный цвет –

Не только крови цвет.

Он застыл в глазах у итальянца

(Указывая на мертвеца)

И (многозначительно) девицы.

Он – цвет солнца.

Мне говорит одно,

Тебе – другое.

Как и зелень:

Мне твердит одно,

Тебе – совсем иное...

Иначе было б всё черным-черно.

О, восходящее светило – многолико!

Как и земля, что на глазах светлеет.

В глазах, встречающих восход –

Пусть даже в мёртвых, кукольных глазах.

Ведь и красный цвет дробится,

Переливаясь в зелени листвы.

 

(К концу его монолога слева, из-за деревьев появляется 2-ой НЕГР. КИТАЕЦ, не замечая его, идёт направо, выходит на дорогу и уходит по ней за сцену. НЕГР разглядывает предметы, оставшиеся на сцене. Замечает музыкальный инструмент, садится перед ним на корточки и несколько раз дёргает за струны, прислушиваясь к звуку. Начинают щебетать птицы. Слышно, как кто-то понукает лошадь. Щёлкает кнут. НЕГР встаёт, идёт направо, у дороги останавливается.

Медленно опускается занаве).

 

 

Перевод с английского

АЛЕКСАНДРА СЕРГИЕВСКОГО

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.208 сек.