Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I Примером действия безличных механизмов социально-психологического взаимодействия могут служить стереотипы восприятия партнера по общению




Психофизиологические барьеры.

III Барьеры, обусловленные человеком

 

Главная причина возникновения коммуникативных барьеров — сам человек.

«Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

 

Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы:

- слух,

- зрение,

- кожно-тактильные чувства,

- хеморецепцию (обоняние, вкус),

- терморецепцию (чувстве тепла и холода).

 

Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений:

- нарушений артикуляции

- нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом

нарушения артикуляции нарушения фониатрического характера
нарушения логопедического характера — заикание, картавость и т.п.),   афония, дисфония — полная или частичная потеря голоса вследствие, например, простудных заболеваний или ввиду несмыкания голосовых связок), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.  

 

На способность людей

- общаться,

- передавать

- и воспринимать информацию

- значительное влияние оказывают их психологические характеристики.

 

В современной психологии большое внимание уделяется проблеме затрудненного общения.

В отечественной социальной психологии содержательный анализ затрудненного общения представлен Борисом Дмитриевичем Парыгиным.

Рассматривая психологический барьер как «свойство индивида, тормозящее духовно-психический потенциал», он распространяет психологические барьеры на всю систему человеческих коммуникаций

- межличностные отношения,

- отношения между личностью и общностью,

- между различными общностями.

 

Как самостоятельные Парыгин выделяет социально-психологические барьеры деятельности, которые могут дифференцироваться по видам деятельности:

Это могут быть психологические барьеры

1. познавательной,

2. трудовой,

3. управленческой,

4. рекреативной,

5. творческой,

6. экономической,

7. политической,

8. правовой

9. и духовно-нравственной деятельности,

10. а также социально-психологические барьеры общения, столь же многообразные, как и само общение между людьми.

 

Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом

- как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга,

- так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению.

 

Социальный стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека)

Этот образ складывается в условиях дефицита информации

- как результат обобщения личного опыта индивида

- и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе

Термин «социальный стереотип» впервые введен американским журналистом У. Липманом.

Социальный стереотип

- не точен,

- однако его использование позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания

Вместе с тем, социальный стереотип, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте

- может оказаться ложным

- и формировать ошибочное знание и деформировать процесс межличностного взаимодействия.

Наличие социальных стереотипов служит механизму стереотипизации – восприятию, классификации и оценке социальных объектов на основе определенных представлений.

Стереотипизация с психологической точки зрения представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности, без осознания возможных различий между ними

 

Стереотип

- с одной стороны, выполняет функцию психологической защиты индивида от перегрузки эмоциональной информацией,

- с другой стороны, стереотип выступает и в роли социально-психологического барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве уникальной индивидуальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.