Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии в следственной деятельности




4.

3.

2.

1.

Информационные технологии в следственной деятельности

Следственный отдел при районном отделе (управлении) внутренних дел

Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ

План

Органы предварительного расследования

1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование.

Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального пра­ва деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке дока­зательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обес­печения возмещения вреда, причиненного в результате со­вершенного преступления,

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем или прокурором к своему производству, за­канчивается составлением обвинительного заключения (об­винительного акта) и направлением его прокурору для ут­верждения и передачи в суд.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или д ознания.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со и возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановле­ния о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до шести месяцев прокурором района, города, приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ, приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ.

Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо — следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей органов прокуратуры, федеральной службы безопасности и внутренних дел. Правом на его производство обладают также прокуроры и начальники следственных подразделений указанных государственных органов.

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствий по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела а по делам, расследуемым следователями прокуратуры, —по собственной инициативе. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следователь - это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица виновного в его совершении.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляют большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течении 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на десять суток.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.

Следователь уполномочен:

- возбуждать уголовное дело;

- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подслед­ственности;

- самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

- давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий исполнении постановлений о задержании приво­де, аресте; производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные
УПК.

Несмотря на то что прокурор является руководителем предварительного расследования и его письменные указания обязательны для исполнения как следователем, так и органов дознания (дознавателем), следователь наделен определенной процессуальной самостоятельностью. Так, сле­дователь вправе; представить уголовное дело, вышестояще­му прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими решениями или указа­ниями прокурора, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производ­стве иных процессуальных действий; о направлении уголов­ного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.

В этих случаях прокурор отменяет указание нижесто­ящего прокурора или поручает производство предваритель­ного следствия по данному уголовному делу другому следо­вателю.

Правом принять уголовное дело к своему производству и осуществить по нему предвари­тельное следствие обладает также начальник следственного отдела. В этой связи он наделен УПК следующими полно­мочиями:

- поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

- отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

- вносить прокурору ходатайство об отмене иных неза­конных или необоснованных постановлений следователя.

Начальник следственного отдела вправе принять уголов­ное дело к своему производству и произвести предвари­тельное следствие в полном объеме, обладая при этом пол­номочиями следователя и (или) руководителя следственной группы.

При осуществлении своих полномочий начальник след­ственного отдела вправе:

- проверять материалы уголовного дела;

- давать следователю указания о направлении расследо­вания,. производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения.

Указания начальника следственного отдела по уголовно­му делу даются в письменном виде и обязательны для ис­полнения следователем, но могут быть обжалованы им про­курору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением Случаев, когда указания каса­ются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалифика­ции преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и в суд письменные возражения на указа­ния начальника следственного отдела.

К органам дознания в соответствии с УПК относятся:

• органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с феде­ральным законом полномочиями по осуществлению опера­тивно-розыскной деятельности;

• Главный судебный пристав РФ, Главный военный су­дебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший воен­ный судебный пристав, а также старшие судебные приста­вы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Выс­шего Арбитражного Суда РФ;

• командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

• органы Государственной противопожарной службы РФ.

На органы дознания возлагаются следующие полномочия:

- производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

- выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предваритель­ного следствия обязательно.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит но данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель наделен следующими полномочиями:

- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему Обжалование данных указаний не приостанавливает исполнения.

Следственный комитет при МВД России входит в структуру центрального аппарата министерства в качестве органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющего органы предварительного следствия в системе МВД России.

Деятельность Следственного комитета осуществляется соответствии с принципами уважения прав и свобод человека в гражданина, законности, гуманизма, презумпции, невиновности на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и общественными организациями. Следственный комитет возглавляет первый заместитель Министра внутренних дел РФ — начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом предложению Председателя Правительства РФ.

Начальник Следственного комитета имеет первого:
заместителя и заместителей, которые назначаются на должность
и освобождаются от должности Министром Внутренних дел
РФ по представлению начальника Следственного Комитета.
В структуре Следственного комитета функционируют
следующее подразделения:

• организационное управление;

• контрольно методическое управление;

• информационно-аналитическое управление;

• следственная часть по расследованию организованной
преступной деятельности;

• управление делами.

В непосредственном подчинении Следственного комитета находятся следственные управления Следственного комитета по федеральным округам.

Деятельность Следственного комитета организуется на
основе планирования, сочетания единоначалия в решении
вопросов служебной деятельности и коллегиальности при
их обсуждении, персональной ответственности каждого со­трудника за состояние дел на порученном участке. В След­ственном комитете для рассмотрения наиболее важных воп­росов деятельности органов предварительного следствия в
системе МВД России действует оперативное совещание,
персональный состав которого утверждается начальником
Следственного комитета.

Личный состав Следственного комитета включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, государственных слу­жащих и работников.

Начальник Следственного комитета наделен следующи­ми правами и обязанностями:

- пользуется процессуальными полномочиями в соот­ветствие сДействующим законодательством;

- несет персональную ответственность за организацию работы Следственного комитета и выполнение возложенных на него задач;

- определяет функциональные обязанности своих замес­тителей руководителей структурных подразделений Следственного комитета

- представляет следственный комитет в федеральных органах государственной власти, других министерствах, ведомствах, учреждениях и организациях

-издает приказы и указания по вопросам работы органов предварительного следствия

- в соответствии с УПК передает дело от одного следователя другому, поручает расследование нескольким следователям подчиненных органов предварительного следствия, а также следователям следственного комитета

- назначает на должность, перемещает и освобождает от должности сотрудников Следственного комитета

- присваивает специальные звания начальствующего состава сотрудникам Следственного комитета, поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания;

- проводит аттестацию сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания начальствующего состава.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

- организационно-методическое руководство деятель­ностью органов предварительного следствия в целях обес­печения всестороннего, полного и объективного рассле­дования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

- осуществление в пределах своих полномочий конт­роля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного следствия;

- организация расследования преступлений непосред­ственно следователями Следственного комитета;

- проведение эффективной кадровой политики и повы­шение профессионального мастерства следственных работ­ников.

В целях решения возложенных на него задач Следствен­ный комитет осуществляет следующие основные функции:

- анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного след­ствия; разрабатывает и реализует меры по повышению ка­чества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершен­ствованию организации следственной работы;

- изучает, обобщает и рекомендует к внедрению поло­жительный, в том числе зарубежный, опыт предварительно­го следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает информационный бюл­летень;

- организует рассмотрение и разрешение в соответ­ствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, посту­пающих в связи с производством предварительного след­ствия по уголовным делам;

- осуществляет ведомственный процессуальный конт­роль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании; ведет контрольные производства по этим делам;

- оказывает практическую и методическую помощь ор­ганам предварительного следствия, проверяет их работу, осу­ществляет контроль за устранением выявленных недостатков;

- осуществляет организационное и методическое обес­печение деятельности следственных управлений След­ственного комитета по федеральным округам;

- координирует расследование носящих межрегиональ­ный и международный характер преступлений, производи­мое следователями органов внутренних дел; создает в необ­ходимых случаях межрегиональные следственные группы;

- организует взаимодействие следователей органов внут­ренних дел РФ с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с дру­гими правоохранительными органами, министерствами, уч­реждениями и организациями;

- изучает правоприменительную практику и осуществ­ляет разработку предложений в проекты законодательных, подзаконных, ведомственных и межведомственных норма­тивных правовых актов по вопросам, относящимся к дея­тельности органов предварительного следствия; участвует в проведении экспертиз проектов правовых актов. В установ­ленном порядке и в части, касающейся деятельности орга­нов предварительного следствия, ведет систематизирован­ный учет действующего законодательства, информирует подчиненные органы о его изменениях и дополнениях;

- организует производство непосредственного рассле­дования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений;

- обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов;

- осуществляет подбор руководящих кадров, организа­цию профессиональной подготовки и повышение квалифи­кации следственных работников, участвует в обеспечении органов предварительного следствия современной органи­зационной и криминалистической техникой.

Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ является органом, обеспечивающим организационно-мето­дическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России на тер­ритории субъекта РФ.

Возглавляет следственное управление начальник след­ственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ, явля­ющийся по должности заместителем начальника ГУВД (УВД) субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. Он имеет помощника — начальника отделения по кадровой и воспитательной работе, первого заместителя и заместите­лей — начальника контрольно-методического управления и начальника следственной части.

Начальник следственного управления помимо полномо­чий, предоставленных ему уголовно-процессуальным зако­нодательством:

- осуществляет руководство следственным управлением и подчиненными органами предварительного следствия, не­сет персональную ответственность за организацию и ре­зультаты работы, обеспечивает исполнение возложенных на них задач;

- представляет главное следственное управление в орга­нах государственной власти субъекта РФ, местного самоуп­равления, других ведомствах, учреждениях и организациях;

- планирует работу следственного управления, утверж­дает положения о его структурных подразделениях и планы их работы, распределяет функциональные обязанности между своими заместителями;

- осуществляет подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров органов предварительного следствия, прово­дит аттестацию сотрудников, представляет их к присво­ению специальных званий;

- организует взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-ро­зыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, а также внедрение в практику передового опыта, научных методов и технических средств;

- проверяет и оценивает деятельность органов предва­рительного следствия, их руководителей и отдельных следователей; в пределах своей компетенции издает приказы, издает указания; в предусмотренном порядке запрашивает из органов предварительного следствия необходимые сведе­ния и материалы, заслушивает отчеты их руководителей.

В следственное управление входят следующие структур­ные подразделения:

- следственная часть, включающая в себя:

— отдел организации расследования тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными ^преступными группами;

— отдел организации расследования преступной дея­тельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия и преступлении против личности;

— отдел по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и в сфе­ре компьютерной информации;

— отдел по расследованию бандитизма и деятельности Организованных преступных сообществ;

- контрольно-методический отдел, включающий в себя:

— отдел по общеуголовным преступлениям;

отдел по дорожно-транспортным преступлениям и в Сфере компьютерной информации;

— отдел по преступлениям в сфере экономики;

- канцелярия;

- группа ресурсного обеспечения деятельности следст­венного управления.

Основными задачами следственного управления явля­ются;

- организационно-методическое руководство деятельно­стью органов предварительного следствия в целях обеспече­ния всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следовате­лей органов внутренних дел;

- осуществление в пределах своих полномочий контро­ля за соблюдением законности в деятельности подчиненных органов предварительного следствия;

- организация расследования преступлений непосред­ственно следователями следственного управления;

- проведение кадровой политики и повышение профес­сионального мастерства следственных работников.

В соответствии с возложенными задачами следственное управление выполняет следующие основные функций:

- осуществляет анализ статистической и иной информа­ции о результатах деятельности органов предварительного следствия и на этой основе разработку и реализацию мер по улучшению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан;

- обеспечивает контроль за работой подчиненных орга­нов предварительного следствия, оказание им практической и методической помощи, проверку их деятельности, разра­ботку и контроль за выполнением мероприятий по устране­нию выявленных недостатков;

- организует процессуальный контроль за производ­ством предварительного следствия и соблюдением законно­сти следователями органов внутренних дел, оказание помо­щи в расследовании наиболее сложных уголовных дел;

- обеспечивает взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оператив­но-розыскную и экспертно-криминалистическую деятель­ность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

- осуществляет непосредственное расследование пре­ступлений особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и междуна­родный характер;

- обобщение и анализ причин и условий, способство­вавших совершению преступлений; организацию работы

Следственный отдел при районном отделе внутренних дел организует расследование уголовных дел о преступле­ниях, отнесенных УПК к подследственности следователей органов внутренних дел.

Следственный отдел возглавляет заместитель начальника отдела внутренних дел района — начальник следственного от­дела при органе внутренних дел, который назначается на дол­жность и освобождается от должности начальником вышесто­ящего органа внутренних дел по представлению начальника следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ.

Начальник следственного отдела имеет заместителя. За­меститель начальника следственного отдела, начальству­ющий состав органа предварительного следствия назначают­ся на должность и освобождаются от нее по представлению начальника следственного отдела заместителем начальника вышестоящего органа внутренних дел — начальником след­ственного управления при ГУВД (УВД) субъекта РФ.

Начальник следственного отдела помимо полномочий, пред­усмотренных уголовно-процессуальным законодательством:

- осуществляет планирование работы и контроль за вы­полнением намеченных мероприятий, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы орга­на предварительного следствия; организует исполнение воз­ложенных на него задач;

- определяет функциональные обязанности своих замес­тителей, осуществляет распределение служебных обязанно­стей следователей посредством установления их специализа­ции по расследованию отдельных категорий преступлений и (или) закрепления за ними определенных территориаль­ных зон (участков);

- рассматривает поступающие в следственный отдел за­явления и сообщения о совершении преступлений и прини­мает по ним решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона;

- обеспечивает своевременный выезд следователей на места происшествий по сообщениям о совершении преступлений, отнесенйых законом к их подследственности

- по согласовавши с начальником органа дел привлекает, к работе по обеспечению расследованияпреступлений необходимые силы и средства;

- устанавливает время дежурства следователей в следственно-оперативной группе, предоставляет им в соответствии с законодательством время для еженедельного отдыха и отдыха после дежурства;

- заслушивает следователей по вопросам взаимодействия с работниками других служб при расследовании преступлений, выполнения планов работы, повышению профессионального мастерства;

- пресекает факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей

- анализирует оперативную обстановку, состояние работы по расследованию преступлений, результаты деятельности следственного отдела и каждого следователя

- составляет согласованный с прокурором статистический отчет о следственной работе, обеспечивает объективность предоставляемых документов первичного учета

- рассматривает представления прокуроров, определения судов о нарушениях норм УПК, жалобы на действия следователей в ходе предварительного следствия и по устранению недостатков в их работе.

Следственный отдел при районном, отделе внутренних дел включает в себя следующие подразделения

- отделение по расследованию преступлений в сфере экономики;

- отделение по расследованию преступлений против личности;

- отделение по расследованию преступлений в сфере не­законного оборота оружия и наркотиков;

- отделение по расследованию преступлений против собственности.

Основной задачей следственного отдела является обес­печение в пределах своих полномочий исполнения зако­нодательства РФ об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.

С учетом требований уголовно-процессуального законо­дательства РФ следственный отдел выполняет следующие основные функции:

- расследование преступлений, отнесенных к подслед­ственности следователей органов внутренних дел;

- разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного след­ствия, соблюдению прав и законных интересов граждан;

- обеспечение взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский над­зор и судебный контроле по уголовным делам;

- обобщение и анализ причин и условий, способствованию совершению преступлении, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нару­шенных прав и интересов граждан, учреждений и организа­ций, потерпевших от преступлений;

- распространение и внедрение передовых методов рас­следования и использования технических средств.

Кроме перечисленного следственный отдел осуществля­ет в обязательном порядке учет.

- поступивших заявлений и сообщений о преступлени­ях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела;

- выездов следователей на места происшествий;

- возбужденных следователями данного органа внут­ренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство;

- поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступ­лений;

- результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел;

- размера причиненного преступлениями материально­го ущерба и обеспечения его возмещения;

- выявленных в ходе следствия ранее неизвестных преступлений; преступлений, раскрытых по ранее приостанов­ленным делам;

- представлений прокуроров, частных определении судов;

- профилактических мероприятий по материалам след­ствия; ответов на представления.

 

Новые информационные технологии могут успешно использоваться в следственной деятельности. Основные задачи, которые рекомендуется решать с их помощью, это:

- автоматизация следственной работы при создании документов,

- автоматизация составления календарных планов и графиков расследования,

- сбор, накопление и анализ информации по следственным делам (особенно со многими лицами и эпизодами), автоматизация составления по результатам анализа следственных документов и заключений;

- получение справочной информации по уголовным делам из многих источников,

- разработка автоматизированных методов расследования по различным видам преступлений,

- статистический анализ расследуемых уголовных дел,

- автоматизация контроля за ходом следствия и соблюдением сроков расследования,

- создание, ведение, использование баз данных следственной информации,

- анализ информации о прошлых преступлениях.

 

Реализация компьютерных технологий в деятельности следователя может осуществляться с использованием автоматизированного рабочего места следователя (АРМС). Такие рабочие места создаются на базе персональных компьютеров локальной или глобальной сети МВД и снабжаются соответствующим программным обеспечением.

Программное обеспечение процесса расследования уголовного дела дает возможность выполнять такие трудоемкие действия, как:

- создание следовательских документов (протоколов, постановлений, запросов, карточек и т.п.),

- получение информации (справок) по запросам,

- анализа документов (обвинительного заключения, обвинения, постановления о прекращении уголовного дела и др.),

- заполнение документов, в том числе различных бланков;

- отыскание необходимых сведений в материалах дела (фамилии, имена, отчества; клички, даты, эпизоды, протоколы, места происшествий и др.),

- оформление материалов,

- составление планов профилактических мероприятий,

- систематизация материалов дела,

 

- составление формулы обвинения,

- составление обвинительного заключения и других документов по делу,

- подготовка материалов для суда.

 

Для ускорения работы могут использоваться стандартные (типовые) бланки и образцы документов.

Программное обеспечение для обработки сопутствующей информации служит для:

- получения информации о фигурантах по уголовному делу,

- поиск и анализ связей фигурантов,

- получения сведений о вещественных доказательствах,

- поиска и анализа данных об эпизодах преступления (место, время, участники, способы совершения, вещественные доказательства и др.).

 

С помощью этого программного обеспечения автоматизируются поиск, анализ и выдача информации о лицах по делу и их связях, о вещественных доказательствах, эпизодах, сходных происшествиях. Основными требованиями к программному обеспечению АРМС должны быть:

 

- эффективная работа с текстовой информацией и документами,

- проверка грамматики документов,

- печать документов,

- ведение архивов стандартных форм документов и отчетов,

- поиск и компоновка текстовых фрагментов,

- автоматизированный подбор данных для таблиц,

- простейшие статистические расчеты,

- поиск и анализ информации,

- работа в диалоговом режиме.

 

Для следственной деятельности разработан ряд автоматизированных информационных систем. Одной из таких систем является «Диалоговый конструктор БИНАР –3» для информационного обеспечения принятия решений, информационно-логических задач, анализа связей и объектов в уголовном деле. БИНАР-3 может хранить и обрабатывать структурированные символьные и числовые данные, а также текстовые фрагменты; имеет средства настройки баз данных и получения отчетов по запросам. База данных конструктора состоит из так называемых объектов учета, включающих:

 

- информацию по делу (учетная карточка, эпизоды, лица, организации),

- источники документов (показания лиц, описание вещественных доказательств, сведения о документах по делу).

База данных может включать много сведений (до миллиона записей по каждому объекту учета). На экран или на принтер могут выводиться реквизиты учитываемых объектов и связанных с ним объектов; перечень прямых и косвенных связей большой глубины, т.е. с большим числом звеньев в цепочке связей; статистические данные о лицах, суммах, эпизодах; сведения о лицах, фигурирующих в базах данных; материалы допросов; фрагменты обвинительных заключений; взаимосвязи эпизодов, лиц, объектов. Имеется календарный план расследования по дням и часам. Для работы конструктора используется СУБД Clipper; ряд программных модулей написан на языке Ассемблера и языке С. Диалоговый конструктор удобно использовать в локальной сети с распределенной базой данных для коллективной работы следственной бригады.

Система анализа и учета уголовных дел САУД-М функционирует на основе интегрированного пакета прикладных программ МАСТЕР. В САУД-М входят текстовый процессор, табличный процессор, простая СУБД, пакет прикладных программ для графического отображения данных, пакет для электронной телекоммуникации. САУД-М позволяет систематизировать и анализировать материалы дела; учитывать фигурантов, объекты преступных посягательств; время, место, способ совершения, мотив преступления. Работа организуется с помощью меню, как в ОС Windows. Имеются готовые бланки документов, удобно анализируются связи между различными следственными данными. Недостаток системы – невозможность работы в локальной вычислительной сети.

Большие возможности открывает гипертекстовая система ИНТЕЛТЕКСТ, предназначенная для создания текстовых документов (отчетов, обзоров, рекомендаций, обоснований, результатов анализа). С ее помощью можно вести базу текстовых документов, устанавливать связи между ними, строить комбинированные тексты, создавать фрагменты текстов из первичных документов и компоновать их. Работа основана на оконной технологии. Для поиска фрагментов используются ключевые слова, рубрики (типы фрагментов: допросы, показания, протоколы, лица и др.), ссылки на источники фрагмента. Для источников составляется каталог. Для каждого фрагмента имеется набор атрибутов в виде меню. По комбинации атрибутов можно находить фрагмент и запоминать его в соответствующих папках, для которых имеется каталог папок. Папки можно просматривать и корректировать. Фрагменты могут иметь двунаправленные смысловые связи с другими фрагментами. Благодаря связям фрагменты могут объединяться в смысловую сеть в виде гипертекста. Связи могут указываться пользователем (например, по ключевым словам) в интерактивном или автоматическом режиме. По смысловой сети можно осуществлять навигацию автоматически или вручную. Созданная тематическая подборка затем преобразуется в единый текстовый документ, редактируется и отправляется в файл или на принтер. Само текстовое окно может иметь до трех полей: собственно текст, аннотация, заголовок. Допускаются «прокрутка», изменение размеров окна, масштабирование и другие редакционные действия. Информацию в базе текстовых документов можно отыскивать по строке текста, заголовку, строке аннотации и другим признакам.

 

АРМС для расследования конкретных видов преступлений разрабатываются Следственным комитетом МВД РФ совместно с ВНИИ МВД и предназначены для автоматизации методики раскрытия таких типичных преступлений, как:

- грабежи и разбойные нападения,

- кражи из жилищ,

- незаконный оборот наркотиков.

 

АРМС для расследования грабежей и разбойных нападений имеет обширный банк данных, основанный на эмпирических исследованиях, нормативных актах и специальной литературе. АРМ включает три блока:

- уголовно-правовая квалификация грабежей и разбойных нападений,

- методика расследования грабежей и разбойных нападений,

- справочный архив.

 

Методика расследования – это рекомендуемые следственные действия для различных случаев, а именно: имеются или не имеются подозреваемые, свидетели, потерпевшие; каковы вид и способ преступления и т.п.; рассматриваются различные способы грабежа и нападения, применение и виды оружия, применение насилия и другие характеристики преступления. Даются рекомендации по осмотру места происшествия, экспертизе оружия, проведению допросов и другим следственным действиям. Указываются рекомендуемые экспертизы по каждой категории преступлений. Приводится словарь жаргонных слов уголовного лексикона.

 

АРМС по расследованию краж из жилищ также имеет три блока:

- уголовно-правовая квалификация краж,

- методика расследования,

- типовые версии.

 

Блок методики расследования предназначен для работы в диалоговом автоматизированном режиме с учетом разнообразных данных о происшествии: задержаны подозреваемые или нет, где задержаны, подозреваемый явился сам или нет, потерпевший известен или нет, есть ли свидетели, каков способ совершения преступления, как осуществлено проникновение в жилище и т.п. Даются рекомендации по осмотру и анализу места происшествия, порядку опознания лиц и предметов, проведению допросов, возможным экспертизам. В блоке типовых версий приводятся возможные предположения о личности преступника.

 

Программное обеспечение АРМС по расследованию незаконного оборота наркотиков содержит следующие блоки:

- выдвижение версии,

- методика расследования,

- обстоятельства, подлежащие выяснению;

- словари (жаргонные термины, названия наркотических средств, синонимы их названий, способы употребления, криминалистические рекомендации),

- пояснения (классификация наркотических средств, краткие сведения о них),

- формы следственных документов.

 

Версии выдвигаются в зависимости от исходных данных. Методика расследования зависит от обстоятельств дела, например:

- подозреваемый задержан, известен, не известен:

- оперативные данные (подозреваемый задержан с поличным или по другим причинам),

- есть ли свидетели или очевидцы,

- цель действий задержанного (задержанных): сбыт наркотических средств или без сбыта.

 

АРМС предназначено для работы в интерактивном режиме и не требует специальной подготовки по ее освоению.

Имеется также специальная информационная система (SIS), предназначенная для автоматизации следственных действий, анализа работы следователей и следственных отделов, для управления их работой. Система имеет несколько модулей:

 

1) Учет уголовных дел (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, свидетели; дела в целом).

2) Работа с документами – формирование следственных документов по уголовным делам, вплоть до обвинительного заключения.

3) Контроль сроков выполнения расследования и оформления документов.

4) Архив уголовных дел (хранение исполненных документов и дел, направленных в суд).

5) Модуль отчетности (статистика уголовных дел, статистический учет).

 

6) Сервис (справочники и вспомогательная информация).

7) Настройка (на аппаратные средства, обслуживание баз данных, копирование информации).

 

Пользователь устанавливает для SIS расчетный период, в течение которого все документы сохраняются в оперативном ведении; по истечении расчетного периода документы отправляются в архив. Существуют локальный и сетевой варианты системы. Локальный вариант предназначен для следственных подразделений с малой нагрузкой (с одним компьютером), сетевой – для подразделений с большим объемом работы (с несколькими компьютерами и сетевым программным обеспечением).

 

Отметим, наконец, следственные экспертные системы, применяемые для раскрытия и расследования преступлений. К таким экспертным системам относятся:

 

1) Экспертная система прогнозирования преступлений, позволяющая оценить зависимость между характерными особенностями личности преступника и возможным местом совершения преступления.

2) Экспертная система выявления скрытых преступлений (например, скрытых хищений в производстве или торговле) на основе анализа деятельности предприятий позволяет получить материал для ревизий.

3) Экспертная система поиска и установления личности преступника позволяет сделать предположения о личности преступника по материалам следствия и сузить круг подозреваемых лиц.

4) Экспертные системы расследования убийств, анализирующие следственные данные о преступнике, потерпевшем, способе совершения и сокрытия преступления, орудии убийства, возможных мотивах, месте и времени преступления. Такие экспертные системы могут иметь несколько разновидностей в зависимости от криминалистической характеристики преступления (убийство на сексуальной почве, с расчленением трупа, с особой жестокостью и др.).

5) Экспертные системы для расследования грабежей и разбоев

 

и многие другие.

 

Широкое использование новых информационных технологий в следственной деятельности позволит поднять ее на более высокий уровень, но пока это использование лишь внедряется, учитывая, в частности, появление все новых видов преступлений, таких, например, как терроризм (в том числе – действия террористов-смертников), захват заложников, похищение людей, изготовление и сбыт фальшивой продукции и др. Важнейшей задачей здесь является создание технического и программного обеспечения, необходимого для решения рассмотренных выше разнообразных правовых задач пользователями, не являющимися специалистами в области прикладной информатики, т.е. с максимально «дружелюбным к пользователю» интерфейсом. Пока эта задача еще очень далека от выполнения.

 

 

Автоматизация процесса раскрытия преступлений – наиболее сложная задача правовой информатики, хотя вполне можно автоматизировать составление следственных документов, отнимающее много времени. Существенную помощь может оказать «Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система Следственного комитета РФ» («СТРАС-СК») с банками данных, включающая три уровня:

 

1) для центрального аппарата Следственного комитета,

2) для следственных управлений (отделов) МВД-УВД,

3) для следственных подразделений городских и районных органов внутренних дел.

 

Информационное обеспечение СТРАС-СК состоит из ряда подсистем по направлениям:

 

1) «Расследование». По данным о составе, способе, месте, объекте, жертве преступления, компьютер выдает рекомендации для планирования расследования, автоматизирует составление документов, поиск и сопоставление материалов по другим делам.

2) Контроль. Автоматизируются контроль деятельности следователя (дело «на контроле»), ведение каталога дел, планирование и соблюдение сроков.

3) «Статистика». Формируются и анализируются статистические данные, ведется накопление данных о преступлениях, лицах, ущербе. Автоматизируются составление обзорных и статистических отчетов, анализ работы конкретного следователя, выдача различных видов статистической информации.

4) «Справочные системы» по законодательству, нормативным актам и постановлениям, касающимся работы следователя.

5) «Банки данных» по различным категориям уголовных дел.

6) «Подсистема связи с банками криминальной информации» (Федеральным и региональными) для получения информации из учетов.

7) Подсистемы для автоматизации работы секретариата, канцелярии, учета кадров следственного аппарата.

 

Но в целом система СТРАС-СК еще находится в процессе дальнейшей разработки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.