Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как в типологической теории объясняется выбор профессии?




 

Тип личности детерминирует основное направление и устой­чивость профессионального выбора, дает основание для про­гноза карьерных достижений, поведения на работе, удовлетво­ренности и успешности. Типологические теории личности имеют прогностическую направленность, их основная цель заключается в изучении комплекса личностных характерис­тик, обеспечивающих удовлетворенность, профессиональную эффективность, самореализацию личности на различных эта­пах ее карьеры. Общепризнана типологическая теория амери­канского исследователя Дж. Холланда (1973), специально раз­работанная для решения карьерных проблем и используемая в практике работы служб занятости населения. С помощью сво­ей теории он обосновывает существование в западной культу­ре шести типов личности: реалистического (Р), исследователь­ского (И), артистического (А), социального (С), предпринима­тельского (П), конвенциального (К). Каждый из этих типов яв­ляется продуктом постоянного взаимодействия между много­образием культурных и личностных факторов, включая роди­телей, социальный класс, физическое окружение, наследст­венность. Холланд описал последовательности личностных типов, позволяющие прогнозировать те или иные профессио­нальные достижения. Например, высокие профессиональные стремления и достижения позитивно связаны с типами лично­сти в таком порядке: П-С-А-И-К-Р. Предсказание вероятности творческого поведения будет адекватным для иной последова­тельности личностных типов: А-И-С-П-Р-К. Компетентность в межличностном общении обеспечивается следующей после­довательностью типов: С-П-А-И-К-Р. Интенсивность образова­тельных стремлений увеличивается, если последовательность личностных типов выглядит как: И-С-А-К-П-Р. (Во всех представленных последовательностях личностные типы располо­жены в порядке убывания значений прогностических показа­телей.)

Холланд обосновал наличие шести моделей социального окружения (в соответствии с типами личности). Модель окру­жения определена им как ситуация или атмосфера, которая со­здана людьми, доминирующими в этой среде. Каждая среда описывается в терминах ее требований, выполняемой деятель­ности, компетентности и особенностей восприятия и интер­претации мира со стороны личностного типа, «населяющего» эту среду. Модель окружения оценивается по степени одно­родности в такой последовательности: К-Р-И-П-С-А, а по ее влиянию на профессиональную устойчивость личности сле­дующим образом: И-А-С-П-К-Р.

Центральным понятием в концепции Холланда является конгруэнтность — соответствие типа личности модели ее окружения. Степень конгруэнтности позволяет прогнозиро­вать выбор профессии, смену работы, карьерные достиже­ния, социальное и образовательное поведение, развитие способностей. Для каждого типа соответствующая среда обеспечивает раскрытие возможностей и удовлетворение потребностей. Человек совершает профессиональный вы­бор в смысле поиска таких условий, которые конгруэнтны его личностному типу. Несоответствие личности и окруже­ния приводит к неудовлетворенности, деструктивности в по­ведении личности и стимулирует пути разрешения несоот­ветствия: личность или переделывает среду (нанимает на ра­боту нравящихся ей людей), или изменяется сама (стремится быть похожей на доминантное окружение), или покидает данную профессию.

Таким образом, в типологической теории Холланда обра­щается внимание на решающее значение соответствия про­фессионального окружения и типа личности для развития последней. Выявленные в теории закономерности позволя­ют прогнозировать профессиональные стремления, дости­жения, удовлетворенность, профессиональную устойчи­вость, образовательное и карьерное поведение людей. Все это обеспечивает привлекательность применения теории в практике психологического профессионального консульти­рования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондаков ИМ., Сухарев АВ. Методологические основания зарубежных тео­рий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-164.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.