Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия




Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС

 

Направление

050100.62 Педагогическое образование: Русский язык

 

Барнаул

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема:

Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Грамматические значения языковых единиц

 

Продолжительность 4 часа

 

План практического занятия:

1. Предмет синтаксиса. Структурно-семантическое и традиционное направления в синтаксической науке.

2. Объекты синтаксиса: слово, словоформа, словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое.

3. Единицы синтаксиса.

4. Вопрос о сложном синтаксическом целом как единице синтаксиса.

5. Связь синтаксиса с другими разделами курса.

 

Список дополнительной литературы:

1. Беловольская Л.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения. – Таганрог, 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М, 1978.

3. Белошапкова В.А. Современный русский синтаксис. - М., 1977.

4. Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. — Л., 1989.

5. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М, 1956.

6. Солганик Г. А. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). Изд 2-е. М., 1991

 

Задание №1. Составить таблицу объектов синтаксиса в их связи с единицами синтаксиса и по отношению к предикативности. Таблицу снабдить примерами.

Задание №2. В сборнике упражнений по русскому языку под ред. С.Г. Ильенко. – М., 1977 (далее Сб. под ред. С.Г. Ильенко) выполнить упражнения №462, №464, №466, №468.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема:

Словосочетание как синтаксическая единица. Признаки словосочетания

Продолжительность 6 часов

 

План практического занятия:

1. Словосочетание как непредикативная синтаксическая единица.

2. Понимание словосочетания в трудах русских лингвистов.
В.В. Виноградов о словосочетании (доклад).

3. Предложение и словосочетание. Слово и словосочетание.

4. Структурно-семантическая классификация словосочетаний.

 

Список дополнительной литературы:

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М, 1978.

2. Русская грамматика. Т. II. — М., 1980.

3. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. – М., 1971, § 129-165, 178.

4. Современный русский литературный язык: Учебник / под ред. П.А. Леканта.
4-е изд. М, 1999.

5. Шведова Н. Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе: словосочетание. М., 1966.

Задания №1. Сб. под ред. С.Г. Ильенко: №339, №341, №345, №348

Задание №2. Укажите словосочетания синтаксически свободные и фразеологически связанные; объясните возможные случаи двоякого толкования.

Дать газету, дать слово, дать согласие, дать разрешение, дать деньги взаймы, дать обещание; задать работу, задать вопрос, задать тон, задать урок, задать жару, задать перцу, задать сочинение; идти к другу, идти в ногу, идти на пользу, идти в гору, идти на поклон, идти в бой, идти на фронт, идти на смену, идти на удочку, идти в пляс, идти под венец, идти на службу, идти по следу, идти по миру, идти на уговоры; иметь библиотеку, иметь значение, иметь возражения, иметь цель, иметь соприкосновение, иметь виды, иметь место.

 

Самостоятельная работа (итоговая) по теме «Словосочетание». Необходимо из предложения выписать простые словосочетания и охарактеризовать их по методической разработке «Структурно-семантический анализ словосочетания и предложения» (стр. 3, 4).

Наталья глядела вверх на недоступное звездное займище.

 

Солнце насквозь пронизало седой каракуль туч.

 

Во дворе залаял басом привязанный на цепь Трезор.

 

Далекий гул возник в небе и медленно затих.

 

Колесо штурвала тотчас завертелось в противоположную сторону.

 

Наталья заплетала косу, когда слова мужа зажгли в ней злой огонь.

 

Болезнь помешала Ногину вернуть книги в библиотеку.

 

Ко мне по воздуху неслись зари торжественные звуки.

 

Рассказ Дымченко снова отвлек меня от работы.

 

Дорога шла вверх среди столетних сосен.

 

Синие лампочки таинственно просвечивали среди черной листвы платанов.

 

Ее взгляд остановился на драгоценных рамах картин.

 

Князь понемногу приходит в себя после долгой зимы.

 

Разорванные облака низко трепетали над океаном.

 

Ананьев вкратце описал свое последнее свидание с кисочкой.

 

Окна длинной комнаты выходили на глухой двор.

 

Зинаида окинула его холодным взглядом и холодно усмехнулась.

 

Господина в красном картузе крайне заинтересовало сообщение.

 

Язык литературный и язык разговорный должны быть из одного материала.

 

Молодые весенние рога, наполненные кровью и еще не затвердевшие, называются пантами.

 

Кто здесь грамотный?

 

Гуманизм Антона Чехова был разночинный, интеллигентский.

 

Русские народные сказки являются крупнейшим памятником мировой художественной литературы.

 

Обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы.

 

Каждый из нас станет на самом краю площадки.

 

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

 

Теперь бредут все трое.

 

Тысячи тысяч птиц большими и малыми стаями тянулись к югу.

 

Это «вдруг решил» и так сказало ему о многом.

 

Умный смех – прекрасный возбудитель энергии.

 

Но разве не сто поэтов, сто романистов, сто драматургов должны были выдвинуться в наши дни?

 

Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.

 

Снова вспыхнуло «ура», хриплое, знойное, ожесточенное.

 

Тысячи птиц поднялись от воды и с криком полетели во все стороны.

 

Закон реки всегда был законом ее жизни.

 

Теперь до острова оставалось всего двадцать километров.

 

Эта вера по привычке – одно из наиболее печальных и вредных явлений нашей жизни.

 

Поэзия Пушкина как пенье птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн.

 

Машина словно слита со своим хладнокровным всадником.

 

Лед сейчас на реке толщиной в два метра.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема:

Предложение. Основные признаки предложения. Предикативность

Продолжительность 6 часов

План практического занятия:

1. Предложение как синтаксическая единица.

2. Главные признаки предложения в трудах русских ученых. В.В. Виноградов о предложении (доклад).

3. Предикативность и интонация сообщения как основные признаки предложения.

4. Объективная и субъективная модальность предложения.

5. Аспекты анализа предложения в новой синтаксической науке. Проблемы типологии предложения.

 

Список дополнительной литературы:

1. Белошапкова В.А. Современный русский синтаксис. М., 1977.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М, 1978.

3. Ломтев Т.П. Структура предложения и состав предикатных предметов // Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. – М., 1976. – С. 201–207.

4. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 7. М., 1956.

5. Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. — М., 1990.

6. Русская грамматика. Т. II. — М., 1980.

Задание №1. На примере фрагмента текста художественной литературы (на выбор) продемонстрировать основные аспекты анализа простого предложения. Охарактеризовать каждое предложения фрагмента текста с позиции объективной и субъективной модальности.

Задание №2. Определите типы предложений по цели высказывания. Какие предложения являются распространёнными, какие нераспространёнными?

Выглянуло солнце, и на омытой дождём листве сирени засветились крупные капли.

— Дедушка посадил, – сказал Алексей Веньяминович. – Этому кусту-патриарху более 80 лет.

Для внука Циолковского, Алексея Костина, заведующего Мемориальным домом-музеем, и эта сирень, и бузина, и вязы, и весь уютный дворик, и самый дом – живая память.

Задание №3. Определите утвердительные и отрицательные предложения. Укажите грамматические показатели тех и других.

1. Ни утром, ни к вечеру на заимку никто не приехал. Да и есть ли основания для такой тревоги? Но какой же мужчина не носил на руках любимую женщину! Вам ли бояться какого-то дождика и ветерка! Все было невиданное, не такое, как дома.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема:

Актуальное членение предложения

Продолжительность 4 часа

 

План практического занятия:

1. Предложение в коммуникативном аспекте анализа.

2. Актуальное членение предложения.

3. Компоненты актуального членения предложения.

4. Основные средства выражения актуального членения – интонация, порядок слов, частицы.

5. Способы актуализации рематического компонента. Соотношение между формальной, семантической и коммуникативной организацией предложения.

 

Список дополнительной литературы:

1. Ковтунова И.И. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК: порядок слов и актуальное членение предложения. - М., 1976.

2. Гр -70, § 1375-1398; 1407-1416.

3. РГ - 80. Т. II, § 2625-2628, РГ - 80. Т. I, § 150-171.

4. Сиротинина О.Б. Порядок слов в русском языке. - М., 2003.

Задания: Сб. под ред. С.Г. Ильенко: № 416, №417, №418

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема:

Структурно-семантические типы предложений.

Простое предложение

Продолжительность 6 часов

 

План практического занятия:

1. Предложение в семантическом и структурном аспектах.

2. Принципы классификации предложений.

3. Понятие простого предложения. Парадигма простого предложения.

4. Понятие структурной схемы предложения в русской синтаксической науке.

5. Минимальные и расширенные структурные схемы предложения. Классификация минимальных структурных схем

 

Список дополнительной литературы:

1. Белошапкова В.А. Современный русский синтаксис. М., 1977.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М, 1978.

3. Современный русский литературный язык: Учебник / под ред. П.А. Леканта.4-е изд. М, 1999.

4. Русская грамматика. Т. II. — М., 1980.

Задание №1. Подготовить сообщение а) по Грамматике русского языка 1952-1954; б) по учебнику В.А. Белошапковой; в) по Русской грамматике 1970 г.,1980 г.

Задания№2. Сб. под ред. С.Г. Ильенко: №350, №351, 352

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема:

Двусоставное предложение.

Подлежащее и способы его выражения

Продолжительность 6 часов

 

План практического занятия:

1. Проблемы членов предложения как компонентов формальной и семантической организации предложения.

2. Традиционное учение о главных и второстепенных членах предложения.

3. Подлежащее как главный член предложения.

4. Способы выражения подлежащего.

 

Список дополнительной литературы:

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М.: Просвещение, 1988. – С. 101-116.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М, 1978.

3. Лекант П.А. Что же такое подлежащее // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. статей, посвященный юбилею Г.А. Золотовой. – М., 2001. – С. 135-139.

4. РГ-80, Т. II, § 1911, 2241-2249, 1957.

 

Задание №1. Сб. под ред. С.Г. Ильенко: № 354, №355; 2) Найдите в текстах художественной литературы примеры выражения подлежащего каждой возможной частью речи.

Задание №2. Выделите главные члены предложения.

1. Я еду. Спать бы на здоровье, но мне покамест не до сна: ещё огнями Подмосковья снаружи ночь озарена. Ещё мне хватит этой полки, ещё московских суток жаль. Ещё такая даль до Волги, а там-то и начнётся даль (Твард.). 2. Но знай, читатель, эти строки, с отрадой лёжа на боку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску, подальше как бы от начальства. И если доброй ты души, ты на меня не ополчайся и суд свой править не спеши (Твард.). 3. Сдаваться вам было не миновать (Фед.). 4. Что-то будто придержало Извекова (Фед.). 5. Двое милиционеров по знаку Извекова протиснулись толчеей в горницу (Фед.).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема:

Сказуемое. Способы выражения и типы

Продолжительность 6 часов

 

План практического занятия:

1. Сказуемое на уровне заполнения схем.

2. Типы сказуемого.

3. Характеристика компонентов в составных сказуемых.

4. Трудные случаи разграничения подлежащего и сказуемого.

 

Список дополнительной литературы:

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М.: Просвещение, 1988. – С. 116-128.

2. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976. – С. 35-87.

3. Чуглов В.И. О функциях и названиях составных сказуемых и их частей

// Русский язык в школе. – 1999. - №2.

4. Чупашева О.М. Это загадочное сказуемое // Русская речь. – 1999. - № 6.

 

Задание №1. Сб. под ред. С.Г. Ильенко: №356, №357, №358. В текстах художественной литературы найти примеры трудных случаев разграничения подлежащего и сказуемого.

Задание №2. Укажите случаи согласования сказуемого с подлежащим по смыслу.

1. Несколько человек были наказаны плетьми и сосланы на поселение (Герц.). 2. Тут толпится всегда много матросов разных наций (Гонч.). 3. Всё дворянство возненавидело меня всеми силами души и суют мне палки в колёса со всех сторон (Л.Т.). 4. Больше половины дам имели кавалеров… (Л.Т.). 5. … Все, кто знали мадам Штоль, знали и любили Вареньку… (Л.Т.).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема:

Второстепенные члены предложения.

Принципы их классификации

Продолжительность 6 часов

План практического занятия:

1. Второстепенные члены предложения.

2. Характеристика второстепенных членов предложения.

3. Критерии разграничения и способы выражения.

4. Группа подлежащего и группа сказуемого.

5. Принципы выделения второстепенных членов предложения.

 

Список дополнительной литературы:

1. Рословец Я.И. О второстепенных членах предложения и их синтаксических функциях // Вопросы языкознания. – 1976. - № 3.

2. РГ-80, Т. II. § 2003-2023,1712, 1893, 1896, 1898, 1908-1914, 1917, 1952-1959.

3. Фурашов В. О второстепенных членах предложения // Русский язык в школе. – 1977. - № 4.

4. Шведова Н.Ю. Существуют ли все-таки детерминанты как самостоя-

тельные распространители предложения // Вопросы языкознания. – 1968. - №2.

 

Задание №1. Сб. под ред. С.Г. Ильенко: №372, №374, №376, №378, №380, №383.

Задание №2. Определите синтаксическую роль выделенных имён существительных (или словосочетаний) в родительном падеже, управляемых другими именами существительными. Выделите случаи, когда родительный имени совмещает функции дополнения и определения. Установите принципы отнесения данной формы к дополнениям или определениям, с этой целью обратите внимание на семантику управляющего имени существительного.

1. Открылась выставка строителей (Гран.). 2. Перед началом утреннего заседания Крылова позвали к междугороднему телефону (Гран.). 3. В перерыве члены комиссии обходили его стороной (Гран.). 4. Акт комиссии утвердит ещё более высокое начальство (Гран.). 5. И тени вечера становились удушливее, гуще (М.Г.) 6. В отверстие трюма смотрел свинцовый кусок неба (М.Г.).

Задание №3. Выпишите из газет десять заголовков, в которых употребляется инфинитив. Какие синтаксические и стилистические функции он выполняет?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема:

Односоставные предложения

Продолжительность 6 часов

План практического занятия:

1. Односоставные предложения. Проблема главного члена односоставного предложения.

2. Односоставные личные предложения. Вопрос об определенно-личных и обобщенно-личных предложениях.

3. Безличные предложения и их многоаспектная характеристика. Инфинитивные предложения.

4. Номинативные предложения и их многоаспектная характеристика.

5. Объем понятия «номинативное предложение» в традиционном и структурно-семантическом направлениях синтаксической науки.

 

Список дополнительной литературы:

1. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М., 1968. – С. 6-52.

2. Галкина-Федорук Е.М. О двусоставных и односоставных предложениях в современном русском языке // Филологические науки. – 1959. - № 2.

3. Калинин А.Ф. Инфинитивные предложения в системе типов простого предложения // Русский язык в школе. – 2001. - № 4.

4. РГ-80, Т. II, § 1908-1914, 1954, 2251, 2257.

5. Тарланов З.К. Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения? // Филологические науки.- 1972. - № 3.

 

Задание №1. Сб. под ред. С.Г. Ильенко: №363, №364, № 366, №368, №370

Задание №2. Выпишите односоставные предложения; определите их вид и структуру, охарактеризуйте способ выражения главного члена предложения.

— После смерти жены, – продолжал Иван Иваныч, подумав полминуты, – брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но всё же в конце концов ошибёшься и купишь совсем не то, о чём мечтал. Брат Николай через комиссионера, с переводом долга, купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом, как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую – костопальный.

Задание №4. Найдите номинативные предложения. Определите их значение (бытийные, указательные, эмоционально-оценочные, желательно-бытийные). Укажите, чем выражен главный член предложения.

Еще две остановки и перевал. Облизанные ветрами сугробы с кустиками сухой чахлой травы, торчащими из прессованного снега. Вот она, судьба… Теперь бы с неделю погоды, только неделю… Ох, уж эти острословы деревенские. Вот и «барахолка». Жуткая погода. Это почти наверняка смерть. Чудеса!

Задание №5. Напишите небольшое сочинение об осенней природе, в котором употребите по два примера всех типов односоставного предложения.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема:

Нечленимые предложения

 

Продолжительность 4 часа

 

План практического занятия:

1. Нечленимые предложения.

2. Вопрос о нечленимых предложениях в языкознании (доклад).

3. Критерии выделения и способы распознавания.

4. Отличие нечленимых предложений от односоставных номинативных, вокативных, именительного представления.

 

Список дополнительной литературы:

1. Белошапкова В.А. Современный русский синтаксис. М., 1977.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М, 1978.

3. Современный русский литературный язык: Учебник / под ред. П.А. Леканта.4-е изд. М, 1999.

4. Русская грамматика. Т. II. — М., 1980.

 

Задания: 1) в текстах художественной литературы найти примеры нечленимых предложения; 2) сделать полный синтаксический анализ этих предложений.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема:

Понятие сложного предложения.

Признаки сложного предложения.

Продолжительность 6 часов

 

План практического занятия:

1. Сложное предложение в русском языке.

2. Компонент сложного предложения.

3. Связь между предикативными единицами, средства связи, отношения

4. Структурные признаки сложного предложения.

5. Вопрос о структурной схеме сложного предложения.

6. Типология сложных предложений.

Список дополнительной литературы:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. – М. 1981. Ч. 3. Синтаксис и пунктуация.

2. Белошапкова В.А. Современный русский синтаксис. М., 1977.

3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М, 1978.

4. Золотова Т.А. Монопредикативность и полипредикативность в русском синтаксисе // Вопросы языкознания. – 1995. - № 2.

5. Русская грамматика. Т. II. — М., 1980.

6. Современный русский литературный язык: Учебник / под ред. П.А. Леканта.4-е изд. М, 1999.

Задания: 1) Найти в текстах художественной литературы фрагмент, насыщенный сложными предложениями, 2) Применить известные типологии сложных предложений к анализу предложений, 3) Составить структурные схемы предложений

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема:

Сложносочиненное предложение.

Смысловые отношения между частями. Средства связи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.