Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обрусевшая мордва




Несколько по иному обстоят дела со средневековой историей коренного народа, проживающего на этой территории – мордвы-терюхан. От этого этноса на территории района остались интересные памятники, которые представлены селищами, могильниками и священными рощами. Мордва-терюха́не, или, как ее еще называют - терюшевская мордва - самая северная небольшая этнографическая группа эрзян. Терюхане издавна населяли Терюшевскую волость Нижегородской губернии (ныне Дальнеконстантиновский район). Термин терюхане связан с наименованием центра их проживания – села Большого Терюшева, название которого происходит от мордовского языческого мужского имени – Терюхай \ Терюш.

Первый раз упоминание об этом небольшом субэтносе встречается в документах XVII-XVIII веков. Одним из таких документов является «Нижегородская дозорная книга 1588 года дворцовым селам и деревням». Например, в документе этом записано – «мордва Терюшевская и Бакшеевская: Село Бакшеево, на речке на Цыщее, да к нему ж припущено в пашню и пустошь Старое Терюшево, а мордвы тое Терюшевские деревни дворы свои снесли на Бакшеево, а пашня Терюшевская сошлась за Бакшеевскою пашнею». И только потом о терюханах упоминается в нескольких исследованиях XIX века, в том числе в записках Павла Мельникова-Печерского «Очерки мордвы», опубликованных в журнале «Русский вестник» в 1867 году.

Что касается истории терюхан, мы знаем, что с XIV века князь нижегородский Константин Васильевич стал раздавать своим боярам и монастырям уделы в закудьминском крае. С того времени их постепенно стали заселять и осваивать русские крестьяне. Но скоро вместе с русскими переселенцами в крепостную зависимость попала и терюшевская мордва. В течение нескольких столетий, живя бок о бок с русскими крестьянами, терюхане стали утрачивать свою мордовскую национальную культуру, забывать свои верования, языческие обряды, родной язык, а позднее и национальный костюм. С течением времени русский народ в некотором смысле просто стер терюхан с этнической карты, также как и столетиями раньше ассимилировал финно-волжские племена мери, муромы и мещеры.

До середины XVIII века терюшевская мордва противилась крещению. Тогда царское правительство решило провести всеобщую христианизацию мордовского народа, которая осуществлялась в достаточно жесткой форме. Терюханам запрещали проводить свои традиционные языческие обряды, моления, преследовали их старейшин (прявтов) за посещение священных рощ, сажая их в тюрьмы и отправляя на каторгу в Сибирь.

Например, в 1744 году прявты Данила и Живайка Цанаевы, проживавшие в деревнях Романиха и Клеиха, подали императрице Елизавете Петровне челобитную, в которой они просили ее не подвергать мордву Терюшевской волости насильственному крещению, отозвать из волости прибывшего туда с протопопами и солдатами Нижегородского епископа Дмитрия Сеченова. Мордву, не желавшую принимать православие, он арестовывал, «держал под крепким караулом, в кандалах и колодках, бил мучительски, смертно, привязав к столбам, и в купель окунал связанных, и кресты надевал на связанных». Однако «глас народа» услышан не был, и компания по принудительному крещению «иноверцев» продолжилась еще в более жестокой мере, а это привело к Терюшевскому восстанию мордвы. Оно было жестко подавлено, а его предводителя крестьянина Несмеяна Кривова за подстрекание народа «за снятие с себя креста и за расколотие святые иконы» Правительственный сенат приговорил сжечь на костре в селе Сарлеи. Вообще же на протяжении долгого времени любые волнения и восстания мордвы жестко подавлялись властями и даже придавались огню их языческие кладбища.

В XVII веке, еще до поголовного крещения «инородцев», волостным управляющим и помещикам были отданы приказы расселять русских крестьян в мордовские деревни, и наоборот – мордву в русские. Еще одним шагом к быстрому обрусению терюхан стало поощрение смешанных браков. Предпочтение в домах селян отдавалось русскому языку, а родной язык вскоре забывался.

В середине XVIII века на вопрос нижегородского губернатора князя Даниила Друцкого, знают ли терюхане свой язык, те отвечали: «Деды и отцы наши мордовского языка не знали, и мы не знаем, говорим исстари по-русски…». А все тот же епископ Дмитрий Сеченов, проводивший среди «иноверцев» миссионерскую деятельность, ориентируясь лишь на языковой показатель, утверждал, что якобы терюхане «называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят как суздальские и ярославские мужики». Кстати, ввиду этого сообщения есть предположения, что терюхане вовсе не являлись мордвой, а могли быть выходцами из древних финно-волжских племен – мери и муромы.

Во второй половине XIX века терюхане находились на заключительной стадии обрусения, а в первой половине XX века окончательно слились с русскими. Один из исследователей писал о терюханах в 1914 году, что население села Сарлеи хотя и считают себя мордвой, однако и говорят, и поют только по-русски. Согласно статистике, если в XVI веке в Нижегородском уезде было всего 19 мордовских селений, в 1859 году, по списку населенных мест Нижегородской губернии, значился уже 41 населенный пункт расселения терюшевской мордвы. Но в 1927-1928 годы, как зафиксировала этнографическая экспедиция Центрального музея народоведения, их осталось всего 25. И уже во время работы следующей экспедиции, проводимой Институтом этнографии АН СССР в 1957 году, ученые с удивлением выяснили, что в Дальнеконстантиновском районе не осталось ни одного терюшевского поселения. Только в населенных пунктах Макраша, а также в Большом и Малом Сеськино старики лишь еле-еле припоминали о своих некогда мордовских предков.

Их священные рощи…

К сожалению, сегодня в районе осталось очень мало уникальных памятников истории и природы мордвы, именуемых священными рощами. Одна из них – роща «Малютин», которая находится возле деревни Макраша. Священные липы достигают там 300 летнего возраста. Еще одна роща, также состоящая из липовых деревьев, стоит возле села Татарское, а у села Кажлейка красуется роща «Мольбище», название которой свидетельствует, что в глубокую старину терюхане проводили в ней свои языческие обряды и моления. Красив и величав бор Кузьмерь, что подле деревни Большое Сеськино. Где-то там, в небольшой рощице, подле ключа Рахлейка, отправлял свои языческие моления национальный герой мордовского народа – терюшский пророк Кузьма Алексеев, посвящавший местную мордву в таинства древних обрядов (в 1810 году он был приговорен к ссылке и сгинул где-то на сибирских рудниках).

Священник села Сарлеи рассказывал, что в священной роще близ деревни Большое Сескино, где жил «оной соблазнитель», бывало бесчисленное множество народу. Всю ночь там горели костры, на которых сжигались части жертвенных животных. Возвращавшиеся оттуда новокрещены-мордва рассказывали, что все они ехали с мольбища и что Кузьме-пророку являлся дух по имени Мельчеже. Другие очевидцы говорили, что Алексеев заставлял крестьян сдавать на свои идолопоклоннические мольбища деньги и там приносить в жертву богам гусей и мёд, зажигая к ночи национальные мордовские свечи – штатолы.

Кроме священных рощ в Дальнеконстантиновском районе есть немало уникальных памятников истории и археологии. Особый интерес представляет урочище, носящее наименование холм «Корабль», известное в округе села Большое Терюшево. Название это оно получило из-за своего необычного рельефа, похожего на вытянутый остров, находящийся посреди реки Макритки. Весь этот останец имеет внешнее сходство с настоящим кораблем, или с китом. Скорее всего, на этом месте некогда располагалось поселение, которое можно считать одним из первоначальных исторических мест проживания терюшевской мордвы. Местные жители иногда находят на этом месте средневековые вещи, к примеру, нам показали железное кресало и нож. Позже, по нашему предположению, на месте этого поселения могло существовать святилище, приспособленное под моления мордвы и известное как роща «Кукуй».

Сегодня в Дальнеконстантиновском районе практически не осталось людей, осознающих себя мордвой, но иногда жители русских сел называют выходцев из бывших терюшевских населенных пунктов «мордовками». На это женщины обижаются: «Какие же мы мордовки, щас мы уже русские». То же самое пишет и нижегородский журналист Виктор Девицын. На его вопрос сотрудница библиотеки села Суроватиха Марина Стенина весело засмеялась – «какая я мордовка!». Однако при этом она поведала, что еще в 1980 годы, ее прабабушку и других пожилых женщин села Кажлейка, согласно их завещанию, хоронили в шушпанах – мордовской национальной одежде в виде балахона. Так что теперь сами посудите, остались ли в Дальнеконстантиновском районе потомки мордвы-терюхан или их нет?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.