Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К практическому занятию 1 страница




Я

Э

Ц

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Е

Д

Г

В

Б

А

Позитивизм

Одной из вечных философских проблем является осмысление сущности познания, наиболее эффективных его методов.

Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм. Его основатель – французский философ Огюст Конт (1798-1857 г.)

Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии, бесплодность её основной проблематики, ненужность таких её базовых понятий, как «бытие», «материя», сознание», «сущность» и т.п.

Проявившись в середине XIX в., позитивизм, или философия науки, вскоре стал широко распространённым течением западной философии. В своём развитии он прошёл три основных этапа:

Позитивизм О. Канта, Г. Спенсера, Дж. Милля, так называемый первый позитивизм, который поставил вышеуказанные проблемы;

Второй этап – так называемый махизм по имени его основного представителя австрийского физика Э. Маха;

Третий, самый развитый этап – неопозитивизм, начавшийся в 20-х гг. XX в. и продолжающийся до сих пор.

Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, их сравнительной ценности. Представители этого этапа (Карнап, К. Поппер, Лакатос, Т. Кун и др.), придерживаясь основных принципов позитивизма, считали понятия традиционной философии вненаучными, так как они не могут быть проверены опытным путём. Они сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний: верификации, фальсификации и конвенции.

 

АБСОЛЮТ – философская категория,обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности

 

АБСОЛЮТНОЕ – безусловное, самодостаточное, вечное, завершенное; противостоит относительному.

 

АБСТРАКТНОЕ – одностороннее, простое, неразвитое; сторона, часть целого; противостоит конкретному.

 

АБСТРАКЦИЯ – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними; понятие, образуемое в результате отвлечения.

 

АГНОСТИЦИЗМ – учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Агностицизм – философское направление, согласно которому мир – такой, какой он есть на самом деле – непознаваем для человека. Представители: Юм, Кант.

 

 

АДЕКВАТНОСТЬ – соответствие, равенство, эквивалентность; в теории познания соответствие, сходство идеального образа и объекта.

 

АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру.

Аксиология – отрасль философии, изучающая ценности (категории аксиологии: ценность, оценка, идеал, благо, норма и др.)

 

АКСИОМА – исходное положение теории, принимаемое без доказательств.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ – превращение возможностей (потенций) в действительность.

 

АКТУАЛЬНЫЙ – существующий в действительности; противоположное – потенциальный.

 

АКЦИДЕНЦИЯ – случайное, несущественное, временное, преходящее в противовес существенному, субстанциальному.

 

АЛОГИЗМ – ход мыслей, игнорирующей законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью.

АЛЬТРУИЗМ – нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму.

 

АМОРАЛИЗМ – отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения; нигилистическое отношение к нравственным нормам и традициям.

 

АНАЛИЗ – процедура мысленного разложения целого на составные части; противоположное – синтез.

 

АНАЛОГИЯ- умозаключение, в котором на основе сходства предметов в одних отношениях делается предположительный вывод об их сходстве в других отношениях; аналогия является источником гипотез.

 

АНТИНОМИЯ – противоречие между двумя положениями, допускающими одинаково убедительное логическое обоснование.

 

АНТРОПОЛОГИЯ (философская) – философское учение о человеке.

 

АНТРОПОЛОГИЗМ – взгляд на человека как на основную мировоззренческую категорию, исходя из которой можно разработать систему представлений о природе, обществе и познании.

 

АНТРОПОМОРФИЗМ-очеловечивание и явлений неживой природы, животных и мифических существ.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

 

АПАТИЯ – состояние безразличия, бесстрастия, невозмутимости.

 

АПОРИЯ – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

 

АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное из опыта; противоположное – априори.

 

АППЕРЦЕПЦИЯ – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

 

АПРИОРИ – знание, изначально присущее сознанию, доопытное; обратное – апостериори.

 

АПРИОРИЗМ – философская позиция, утверждающая существование у человека доопытного знания или доопытных форм организации знания.

 

АРГУМЕНТ – логический довод, служащий основанием доказательства.

 

АСКЕТИЗМ – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

 

АТАРАКСИЯ – состояние душевного покоя и невозмутимости.

 

АТЕИЗМ – букв. – безбожие; система взглядов, отвергающих религиозную веру в сверхъестественное (Бога или других высших сил).

 

АТРИБУТ – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться; противоположное – акциденция.

 

БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, выражающая негативные характеристики бытия; противостоит прекрасному.

 

БЕСКОНЕЧНОЕ – не имеющее границ, беспредельное, неисчерпаемое; противостоит конечному.

 

БЕСКОНЕЧНОСТЬ “ДУРНАЯ” – безграничное увеличение количества; бесконечно повторяющееся чередование одних и тех же свойств, форм и т.п.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – процессы и состояния психики, не контролируемые сознанием.

 

БИОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая концепция, согласно которой главной целью мироздания признается деятельность живых существ.

 

БОГ – высшее сверхприродное существо; безличный разум, разлитый в мире.

 

БЫТИЕ – существование, а также то, что обладает существованием; у представителей различных направлений философии получает различную трактовку, у материалистов – это материя, у идеалистов – дух; обратное – небытие.

 

ВЕРА – принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию.

 

ВЕРИФИКАЦИЯ – установление истинности научных утверждений посредством их опытной проверки.

ВЕЩЕСТВО – вид материи, обладающий в противоположность полю массой покоя.

 

ВЕРОЯТНОСТЬ – показатель осуществимости тех или иных возможностей при определенных условиях.

 

ВЕЧНОСТЬ – бесконечность существования во времени; в качестве выражения абсолютного совершенства и постоянства может противопоставляться текучему и изменчевому времени.

 

ВЕЩЬ – качественно определенная часть материального мира, обладающая относительно самостоятельным существованием.

 

“ВЕЩЬ В СЕБЕ” – философский термин, введенный в широкое употребление И.Кантом, обозначающий реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания.

 

“ВЕЩИ ДЛЯ НАС” – чувственно-воспринимаемые и рассудочно-мыслимые предметы; познанная “вещь в себе”.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процессы обмена веществом, энергией, информацией, деятельностью и т.п.

 

ВИДИМОСТЬ – кажимость; момент обманчивости в восприятии тех или иных явлений.

 

ВИД И РОД (в логике) – понятия, выражающие отношения между классами предметов; вид как класс входит в род.

 

ВИТАЛИЗМ – учение, объясняющее жизнь действием особых факторов, отсутствующих в неживых телах; утверждает качественное отличие живой природы от неживой, принципиальную несводимость жизненных процессов к силам и законам неорганического мира.

 

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – способность к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного.

 

ВЛЕЧЕНИЕ – стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма.

 

ВНЕШНЕЕ – свойства вещей, выявляемые в их отношении с другими вещами; то, что непосредственно дано в наблюдении, фиксируется органами чувств.

 

ВНУТРЕННЕЕ – организация, строение вещи, ее состав и структура; раскрывается в процессах теоретического познания.

ВОЗМОЖНОСТЬ - скрытая потенция, которая может реализоваться при определенных условиях.

 

ВОЛЮНТАРИЗМ – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия.

 

ВОЛЯ – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

 

ВООБРАЖЕНИЕ – способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала.

 

ВОСПРИЯТИЕ – целостный чувственный образ предмета.

 

ВРЕМЯ – философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов.

 

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – изначальное, независящее от опыта содержание человеческого мышления.

 

ВСЕЕДИНСТВО – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности индивидуальности.

 

ВСЕЛЕННАЯ – в традиционном понимании – весь бесконечный материальный мир.

 

ВСЕОБЩЕЕ – характеристики, присущие всем предметам данного класса; единая основа бесконечного множества явлений; внутренняя сущность явлений, закон их существования и развития.

 

ВТОРИЧНОЕ – несамостоятельное, имеющее причину не в себе, а в другом.

 

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – человеческие ощущения (цвет, запах, вкус, звук), рассматриваемые в качестве субъективных характеристик вещей.

 

ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное не из непосредственного наблюдения, а из другого знания посредством умозаключения.

 

ВЫТЕСНЕНИЕ - защитный механизм психики; удаление из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для “Я” влечений и импульсов.

 

ГЕДОНИЗМ – этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА – теория понимания; учение о понимании и интерпретации документов, которые содержат в себе смысловые связи, учение о предпосылках и способах такого понимания; философия “истолкования”: от истолкования текстов до истолкования человеческого бытия, знания о мире и бытии в нем.

 

ГИЛЕМОРФИЗМ – учение о матери и форме как основных принципах бытия.

 

ГИЛОЗОИЗМ – философское учение о всеобщей одушевленности материи.

 

ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления.

 

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – приписывание самостоятельного существования тому, что таким существованием не обладает (отвлеченным понятиям, свойствам, отношениям).

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.

Гносеология – отрасль философии, изучающая познание (категории гносеологии: субъект и объект познания, чувственное и рациональное познание, истина и др.).

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – убежденность в принципиальной познаваемости мира.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ – убежденность в принципиальной непознаваемости мира.

ГУМАНИЗМ – воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.

 

ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще.

 

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА – учение о взаимной независимости истин философии (разума) и богословия (веры).

ДЕДУКЦИЯ – логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок.

ДЕИЗМ – учение, согласно которому Бог лишь создает материальные тела, но не вмешивается в процесс их существования.

Деизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир и после этого не вмешивается в существование мира.

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – актуально существующая реальность; противоположное – возможность. В широком смысле слова – все реально существующее.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму и телеологии.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически-человеческая форма активности, обусловленная наличием сознания.

ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении.

Диалектика – учение о противоречии как источнике развития. Наиболее крупный вклад в разработку диалектики внёс Гегель. Материалистическую диалектику разрабатывали Маркс и Энгельс.

 

ДИСКУРСИВНЫЙ – рассудочный, понятийный, логический, опосредованный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного.

ДОБРО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.

ДОГМАТИЗМ – антиисторический, недиалектический, схематически-окостенелый тип мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – процесс (метод) установления истины; обоснование истинности того или иного суждения (тезиса).

ДОЛГ – этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – характеристика знания, истинность или ложность которого доказана; противоположное – проблематичность.

ДУАЛИЗМ – философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное.

Дуализм – философское направление, согласно которому всё многообразие мира можно свести к двум началам, каждое из которых не порождает другое. Представитель: Декарт.

 

ДУХ – философское понятие, означающее невещественное начало.

ДУША – нематериальная субстанция, автономная относительно тела.

ЕДИНИЧНОЕ – индивидуальное, неповторимое, уникальное; совокупность характеристик, отличающих данное явление от других.

ЕДИНОЕ И МНОГОЕ – понятия, выражающие соотношения общей основы (единое) и разнообразия бытия (многое).

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – знание, неадекватное сущности объекта; неверное, искаженное отражение действительности.

ЗАКОН – внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – практическое мышление, не поднимающееся до уровня научного и философского осмысления действительности; складывается на основе повседневного опыта.

ЗЛО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей.

ЗНАК – явление, выступающее в качестве представителя и заместителя других явлений; смысловое значение знака содержит информацию об обозначаемых явлениях.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ – понятия, фиксирующие обозначаемый знаком класс предметов и информацию о нем.

“ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО” НРАВСТВЕННОСТИ – нравственная максима, гласящая: “Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

ИДЕАЛ – образ совершенства, выступающий в качестве цели.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.

ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное внечеловеческое духовное начало (мировой разум, мировая воля, Бог и т.п.), существующее объективно.

ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ – форма идеализма, принимающая за первичное человеческое (субъективное) сознание и отвергающая объективную реальность, существующую независимо от этого сознания.

Идеализм – философское направление, согласно которому сознание первично, материальный мир вторичен. Разновидности: 1) Объективный идеализм. Согласно ему существует духовная субстанция (это может быть душа, дух, Бог, в теории Платона – эйдос, в теории Гегеля – Абсолютная Идея и т.п.), которая не зависит в своём существовании ни от материи, ни от индивидуального человеческого сознания. Материальный мир либо полностью производен от духовной субстанции, либо полностью ей подчиняется, оформляется и упорядочивается ею. Представители: Платон, Аристотель, Гегель. 2) Субъективный идеализм. Согласно ему точкой отсчёта бытия мира является индивидуальное человеческое сознание. Всё остальное существует постольку и таким, поскольку и каким его воспринимает индивидуальное человеческое сознание. Представители: Юм, Кант.

 

“ИДЕАЛИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ” – концепция, признающая источником содержания и структуры познавательной деятельности свойства физиологического субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе.

ИДЕАЛИЗМ “ФИЗИЧЕСКИЙ” – философское учение, отрицающее объективный характер физического знания, настаивающее на “фундаментальной зависимости ” объективного содержания физической теории от сознания “наблюдателя”.

ИДЕАЛЬНОЕ – нематериальное, относящееся к психике, сознанию, духу.

ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

ИДЕЯ – форма постижения в мысли явлений, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

ИЛЛЮЗИЯ – кажимость; искаженное восприятие действительности.

ИММАНЕНТНОЕ - внутренне присущее какому-либо явлению, вытекающее из его природы.

ИМПЕРАТИВ – требование, приказ, закон; нравственное предписание (И.Кант).

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – учение, отрицающее всеобщую причинную обусловленность явлений; противостоит детерминизму.

ИНДИВИД - отдельно взятый человек, единичный представитель человеческого рода.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, абсолютизирующий значение отдельной личности в ее противопоставлении человеческим общностям.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека.

ИНДУКЦИЯ – логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.

ИНСТИНКТ – совокупность врожденных компонентов психики, определяющая поведение животных и человека.

ИНТЕЛЛЕКТ – мыслительная (умственная) способность человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ – философское учение, приписывающее интеллекту решающую роль в познании; обратное – антиинтеллектуализм.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ – сверхчувственный, постигаемый только разумом; противоположное – сенсибельный.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на какой-либо предмет.

ИНТЕРЕС – понятие социальной философии, отражающее реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т. д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов; фиксирует направленность деятельности субъекта на явления определенного круга.

ИНТУИТИВИЗМ – направление в философии, усматривающее в интуиции единственный достоверный источник познания.

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения.

ИНФОРМАЦИЯ - результат отражения одного объекта в другом; отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское учение, ограничивающее возможности разума и противопоставляющее ему откровение, мистическую интуицию и инстинкт; противостоит рационализму.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему.

ИРРЕАЛЬНОЕ – не постигаемое, воображаемое, фантастическое, существующее лишь в сознании.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное – заблуждение.

ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ – полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении.

ИСТИНА ВЕЧНАЯ – неопровержимое знание о чем-либо.

 

ИСТИНА КОНКРЕТНАЯ – знание, истинность которого зависит от условий места и времени.

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.

ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ – неполное, незавершенное знание о действительности.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – наука о возникновении и историческом развитии систем философского знания о мире и человеке.

КАТЕГОРИЯ – предельно общее, фундаментальное понятие философии.

КАУЗАЛЬНОСТЬ – то же, что причинность.

КАЧЕСТВО – то, что характеризует природу вещи, ее принадлежность к определенному классу предметов.

КЛАСС (логический) – понятие, обозначающее множество предметов, удовлетворяющее каким-либо условиям или признакам.

КОЛИЧЕСТВО – философская категория, которая выражает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – философская концепция, согласно которой научные понятия и законы являются результатом соглашения (конвенции) между учеными.

КОНЕЧНОЕ – философская категория, характеризующая всякий определенный, ограниченный, преходящий объект.

КОНКРЕТНОЕ – многостороннее, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений; единство многих определений.

КОСМОЛОГИЯ – наука о Вселенной как едином связном целом.

КОСМОС – мир как структурно организованное и упорядоченное целое.

КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Креационизм – философское направление, согласно которому Бог сотворил мир из ничего своим волевым усилием.

 

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – средство установления истинности того или иного утверждения, гипотезы и т.п.

КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

 

ЛИБИДО – энергия психических, в том числе сексуальных влечений.

ЛИЧНОСТЬ – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

ЛОГИКА – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания.

ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – познание с помощью абстрактного мышления, подчиняющегося законам логики.

ЛОГОС – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония; всеобщий разум; созидающая божественная сила; посредник между Богом и сотворенным миром.

ЛОЖЬ – искаженное отражение действительности.

ЛЮБОВЬ – глубоко позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, человеческую общность, вещь или идею; в философии может выступать в качестве космической силы, энергии мироздания, объединяющего начала, принципа познания, пути к истине и т.п., а также как иллюзия.

МАНИХЕЙСТВО – религиозно-философское учение, пытавшееся объединить элементы восточных религиозных учений и христианство; все мировые процессы по этому учению трактуются как борьба добра со злом.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ – социологическое понятие, обозначающее промежуточное положение человека между какими-либо слоями населения.

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости.

Материализм – философское направление, согласно которому сознание производно от материи. Представители: Демокрит, Фейербах, Маркс и Энгельс. Разновидность материализма – диалектический материализм: материализм в сочетании с диалектикой (представители – Маркс и Энгельс).

 

МАТЕРИАЛИЗМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ – школа материализма, ставящая в центр человека и трактующая его в качестве абстрактного природного существа.

МАТЕРИАЛИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ – разновидность материализма, отрицающая реальность идеального и трактующая мышление как материальный процесс.

МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ – материализм, основанный на органическом синтезе идей материализма и диалектики.

МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ – основанная на данных конкретных наук стихийная убежденность естествоиспытателей в объективном существовании и принципиальной познаваемости природы и ее законов.

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ – применение идей материализма и диалектики к пониманию общественной жизни.

МАТЕРИАЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, отрицающая или игнорирующая всеобщую связь и развитие природы, ее саморазвитие.

МАТЕРИАЛИЗМ МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ – разновидность материализма, объясняющая природу, общество и человека, исходя из законов механики.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто.

МЕДИТАЦИЯ – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

МЕНТАЛИТЕТ – термин, означающий совокупность и специфическую форму организации психики человека и ее проявлений. Главным образом используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или умонастроения.

МЕРИТОКРАТИЯ – власть, основанная на заслугах.

МЕТАФИЗИКА – 1.Умозрительное философское учение о сверхчувственных (сверхприродных) принципах и началах бытия, знания, культуры.2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.

МЕТОД – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология науки – отрасль философии, изучающая методы научного познания.

 

МЕХАНИЦИЗМ – односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения.

МИКРОКОСМ – малый мир, человек в соотношении с большим миром (микрокосмом), Вселенной.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

МИСТИЦИЗМ – совокупность религиозных и философских учений, проповедующих таинственное знание, переживаемое в момент экстаза, непосредственное единение с Абсолютом, постижение природных процессов путем проникновения в них.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения; способ освоения мира человеком на ранних стадиях общественного развития, сущностью которого является процесс обобщения и осмысления в образно-символической и эмоционально-ценностной форме важнейших способов и средств удовлетворения человеком своих потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.