Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесное оформление речи характеризуется лексиче­скими, грамматическими, синтаксическимии стилистическими признаками




Лексические признаки свидетельствуют об образовании,


навыках речевой деятельности, профессии, принадлежности к определенной социальной группе.

Данная группа признаков характеризуется словарным запа­сом, который может быть бедным и богатым, насыщенным профессиональными терминами, элементами профессиональ­ного и преступного жаргонов, специфическими выражениями, отражающими социальную принадлежность и возрастные особенности.

Представляется, что для более глубокого изучения участ­нике следственного действия целесообразно дать ему «выго­вориться», поощрять его речевую активность, заняв позицию аюиеного и благодарного слушателя.

Это уместно и хотя бы для того, чтобы исключить речевые эксцессы данного человека в суде, т. е. следует сделать все, чтобы данный участник следственного действия исчерпал пол­ностью все свои речевые (тактические) возможности в стадии предварительного следствия. Такой подход позволяет наде­яться, что в суде он не даст неожиданных для следователя показаний. Это же обстоятельство оправдывает удовлетворе­ние всех (или большинство) ходатайств обвиняемого и других участников уголовного процесса.

Грамматические признаки речи свидетельствуют об уровне грамотности исполнителя речи, что подтверждается наличием или отсутствием ошибок в произношении слов и словосочета­ний (например, характерные для определенной местности пропуски букв в произносимых словах, искажение отдельных слов, перестановка букв в словах).

Синтаксические признаки выражаются в соблюдении или нарушении правил синтаксиса, в правильном сочетании слов в предложении. Нарушение правил синтаксиса влечет за собой дефектное построение фразы. С одной стороны, это свиде­тельствует о недостаточно устойчивых навыках построения фраз, а с другой стороны — о чрезмерном возбуждении, об экстремальности ситуации для говорящего.

Стилистические признаки выражаются в совокупности язы­ковых средств, отражающих навыки использования речи в про­цессах общения. В стиле отражается выразительность речи, уровень речевой культуры, привычная сфера применения ре чевых оборотов (канцелярский, деловой, бытовой, профес­сиональный и т. д.).

Речемоторная характеристика речи может проявляться:

— в артикуляционных навыках произношения слов и пред­ложений;


^. в особенностях речевого дыхания, например, речь присвистом, что часто свидетельствует о наличии заболева­ний (бронхита, астмы и т. д.);

_ в наличии неязыковых звуков, сопровождающих речь (причмокиваниях, покашливаниях и т. п.).

Личность говорящего характеризуется и особенностями заполнения пауз: э-э... ну, так сказать, короче, однако, это... самое и т. д. Это обусловлено, с одной стороны, бедностью печи отсутствием должного словарного запаса, а с другой— стойкими привычками, характеризующими говорящего, что особенно ценно при опознании по речи.

Особо следует выделить привычные, стереотипные выра­жения, характерные для данного лица. В этих стойких выра­жениях может отражаться и принадлежность к местности, к профессии, к определенной социальной, возрастной или пре­ступной группе.

Применительно к следственной деятельности особый ин­терес приобретает знание и интерпретация преступного жар­гона.

Для отдельных регионов страны свойственно двуязычие. Это характерно для Белоруссии, Украины, Прибалтики. Двуя­зычие представляет собой наслоение одного языка на дру­гой. Сознание человека на многие годы сохраняет языковые особенности среды, в которой воспитывался человек в ран­нем детстве. Меняя языковую среду, человек сохраняет ста­рые языковые стереотипы и приобретает новые.

Двуязычие (и многоязычие) проявляется в системе ошибок устной и письменной речи. Обнаружение этих ошибок в речи партнера может свидетельствовать о месте формирования речевых навыков и отдельных речевых стереотипах.

Интерпретации подвергаются неречевые средства общения:

1. Мимика (особенности эмоциональных состояний, прояв­ляющихся в деятельности мышц лица).

2. Пантомимика (жесты в сочетании с мимикой, особенно­сти походки и осанки при речевой деятельности). Жесты могут дополнять и иллюстрировать речевые сообщения и играть самостоятельную роль, отражая эмоциональные, волевые состояния человека в периоды, когда человек не говорит.

3. Тактильные действия, сопровождающие речевую дея­тельность (прикосновения, движения руками и ногами, поти-


рания предметов и т. д.) и свидетельствующие об эмоциондпь-ном состоянии.

4. Вегетативные проявления, сопровождающие речевую деятельность человека (покраснение, побледнение, тремор рук, выступление пота на лице и т. д.), свидетельствующие об эмоциональном состоянии говорящего.

5. Аранжировка окружающего пространства (выделение говорящим «сюжетного» центра в окружающем пространстве, привлечение внимания к каким-то предметным комплексам).

6. Одежда и обувь участника речевой коммуникации, лич­ные вещи. По одежде можно судить о наличии или отсутствии у человека определенного вкуса, об уровне эстетической куль­туры и т. д.

7. Прическа и головной убор.

8. Татуировки, шрамы, а также иные источники информа­ции о человеке.

Расшифровка неречевых средств общения имеет большо!.;

значение для определения направлений по совершенствова­нию тактических приемов, оптимизирующих процесс общения с участниками следственного действия.

В каждом из названных средств общения в той или иной степени отражается психологический портрет человека, всту­пившего в общение со следователем. Подвергая анализу ис­пользуемые человеком средства общения, можно сделать профессионально значимые выводы о направленности парт­нера по общению, о его волевых качествах.

Известно, что человек реагирует не столько на реальную ситуацию, сколько на свою субъективную оценку этой ситуа­ции. Поэтому следователь должен быстро и правильно сделать интерпретацию оценки ситуации своим партнером по следст­венному действию.

Каждый акт интерпретации становится новым шагом к сле­дующему тактическому приему. Причем приемы отличаются вариантностью, т. е. могут быть диаметрально противопо­ложными в зависимости от реакции партнера. Кстати, этим и характеризуется многовариантное программирование след­ственного действия, когда следователь при планировании действия прогнозирует реакции участника следственного дей­ствия в широком диапазоне, от самых положительных до са-


мЫХ 'отрицательных и в соответствии с ними, т. е. с учетом каж­дой возможной реакции строит свое поведение, тактика ко­торого выражена в комплексе приемов.

Каждый жест следователя, каждое слово и форма молча­ния прочно ложатся в тактику отношений с данным человеком.

Молчание слушающего партнера проявляется в его реак­циях, жестах, которые являются индивидуальной частью дей­ствий по восприятию говорящего. Жесты слушающего приоб­ретают характер коммуникативной функции. Он «говорит» жестом, демонстрирует им свое отношение к тексту и своему партнеру. Ни одна деталь не должна остаться без внимания.

Следственной практике известны случаи, когда незначи­тельные, внешне почти незаметные реакции собеседника (допрашиваемого) являлись ключом к раскрытию преступле­ний.

С помощью мимики и жестов следователь может приме­нять тактические приемы, направленные на развитие диалога с участником следственного действия.

Естественные реакции следователя (взгляды, интонация, жесты, мимика, выражающая самые различные чувства) де­монстрируют то, что следователь воспринимает информацию именно так, как этого хочет участник следственного действия. Здесь мы видим тактический прием «допущение легенды», но в то же время достигается общность понимания анализируе­мой проблемы. Следователь как бы встает на позицию парт­нера по общению, который оценивает слушающего следова­теля по своим субъективным каналам обратной связи. В опи­сываемых реакциях следователя есть и элемент психотерапии, данная форма не травмирует участника следственного дейст­вия, убеждает его в том, что следователь относится к нему бережно, уважает его как участника диалога.

Неречевые реакции следователя можно рассмотреть и как форму тактической разведки, предосгавляющей возможность рассмотреть партнера по диалогу, расслышать весь его язы­ковой репертуар, проникнуть в его эмоциональную сферу, своеобразно «заглянуть з душу».

Эмоциональные состояния человека можно определять по таблице экспертной оценки эмоциональных проявлений' (см. табл. 1).

' Платонов К. К. Психологический практикум. М., 19СО. С. 101.


' <Ч... 11 0 3,- 3 ^5^5 ^ и &:- 1зз? ч о v. 5 ^^ Балл и качество эмоциональных проявлении
  сильные от-рнцатель-(ые эмоции слабые от­рицатель­ные эмоции нейтральное эмоциональ­ное состоя­ние слабые положи­тельные эмоции сильные положитель­ные ч^иинц

 

('ог Углы Углы рта Нормальный Углы рта Углы рта рта слегка слегка сильно опущены опущены приподняты приподняты сильно Гллза Очень Слегка Нормальные Слегка Прищурены, недоволь- прищурены, блйСГйг, ный недоооль- блестят, восторжеи-пзгляд ный взгляд веселый ный взгляд взгляд Брови Сильно Сморщены, НормальныеСпокойныа Спокойные искриале- искривлены ||Ы, сдви­нуты у перено­сицы, на­хмурены Окраска Значи- Слегка Нормальная Нормальная Нормальная лица тельное бледное покрасне- или слегка ние или красное поблед-неиие Движе- Очень Слегка Нормальные Свободные Свободные ния рук капря- напря­женные, женные, очень скован-скован- ные или ные или слегка беспо- резкие рядоч-ные, резкие Интона- Очень Слегка Нормальные Слегка Очень ция и резкие, резкие, веселые, веселые, содер- очень слегка радостные радостные жание недо- недоволь-высказы- воль- ные ваний ные Дыхание Очень Слегка Нормально» -';окойное Спокойное уча- учащен-щеимое, ное, пре-беспо- рывистое, рядоч- <- редкими ное, эадерж-с частыми ками задерж­ками

 


Уместно заметить, что участники следственного действия, как правило, стараются скрывать свои эмоциональные прояв­ления.

Кроме вышеизложенного, на форму и содержание рече­вого поведения влияет сложный комплекс факторов объек­тивного характера, который необходимо учитывать и подвер­гать глубокой интерпретации. Несомненно влияет обстановка помещения или местности, где происходят процессы речевого обмена (квартира участника следственного действия, место происшествия в лесу, кабинет следственного изолятора). Каждое место проведения следственного действия вызывает множество, на первый взгляд, невидимых, ассоциативных связей.. которые меняют настроение человека, его физическое состояние и т. д. Поэтому обстановка следственного действия крайне важна в плане исследования ее влияния на поведение участников этого действия.

Также влияют условия среды, в которых выполняется след­ственное действие: освещение, запахи, температура, окружа­ющей среды, наличие или отсутствие атмосферных осадков, посторонних шумов и т. д.

Каждое из названных условий заслуживает глубокого ана­лиза, но в данном случае рассмотрим лишь отдельные влия­ния, налагаемые названными условиями на форму речи. На­пример, плохое освещение или темнота не только не способ­ствуют общению, но почти полностью разрушают процесс общения. Если гаснет свет и участники следственного действия остаются в темноте, беседа, как правило, прекращается или приобретает «натянутый» характер. Думается, это обстоятель­ство вызывается тем, что участники следственного действия не видят друг друга, поэтому у каждого создается впечатле­ние, что он говорит в пустоту, без обратной связи, которая поддерживает диалог.

Пребывание в помещении или на местности с неприятными запахами людьми рассматривается как необходимое и вре­менное явление, поэтому в таких условиях исключается дли­тельное общение, участник следственного действия постоянно думает о необходимости ухода с этого месга, по отношению к следователю возиикс;->т крайне негагивные чувства из-аа непонимания им ситуации.

Отрицательно влияют на форму речи низкие температуры, при которых следователь пытается получить некоторую ин­формацию по расследуемому делу. Замерзший человек резко меняет речевые стереотипы, которые крайне трудно расшиф-75


ровать, имея в виду скрываемый материал. В практике пред­варительного следствия имели место случаи, когда человек сознательно прекращал дачу показаний (при проверке) только потому, что следователь не обеспечил перерыва для согрева­ния, не продумал возможности проявления уважения к участ­нику следственного действия, выполняемого в крайне небла­гоприятных условиях. В практике автора имели место случаи когда именно перерывы, связанные с обогревом в тепло/и помеш.ении участников следственного действия, проводимого в условиях низких температур, приводили к получению мак­симума информации. Некто Е., совершивший убийство в драке в которой принимало участие более 100 жителей лесного поселка, участвовал в проверке показаний на месте преступ­ления, говорил крайне мало, безэмоционально, непоследова­тельно.Проверка показаний длилась около 50 минут. Местом обогрева была выбрана жарко натопленная изба одного из жителей поселка. Это пребывание у жаркой печки, общее со­стояние «отогревания» всех участников действия определило стихийно образовавшуюся основу для психологического кон­такта с подозреваемым, который, отогревшись, в течение двух часов в присутствии понятых комментировал свои пока­зания на «промороженном» месте происшествия,

Посторонние шумы очень отвлекают участников следст­венного действия, вызывают раздражение следователя за неудачно выбранное место и время, что, естественно, мешаег получению полной и достоверной информации о происшест­вии. В этом плане оптимальным является создание тишины в условиях звукоизолированного помещения или введение специально запланированных звуковых факторов, вызывающих прогнозируемые реакции участника следственного действия. Эти прогнозируемые, подготовленные следователем звуки могут стать основой для формирования психологического контакта, зачином для «тактической вариации», с которой можно отойти от исследуемых событий, но и при необходимо­сти вернуться к главной теме действия. Прогнозируемыми зву­ковыми раздражителями могут стать фрагменты музыкальных произведений, звук которых может исходить из соседней комнаты, радиодинамика, фрагменты проблемных передач или фильмов, детские разговоры, звуки естественной среды

и т. д.

Главное, чтобы вводимые в контекст следственного дейст­вия звуки имели позитивное воздействие на участника, могли


вызывать положительные ассоциации по смежности и сходству или даже по контрасту.

Таким образом, сложный комплекс характеристик речевого поведения участника следственного действия может и должен возбудить в следователе разнообразные мыслительные про­цессы, касающиеся расшифровки информации, передаваемой иди скрываемой «исполнителем» анализируемого текста

Интерпретируя речевую деятельность, следователь имеет возможность все более точно улавливать нюансы эмоцио­нальных состоянии, глубже и полнее понимать явный и скры­тый смысл слов и молчания.

Чем длиннее монолог участника следственного действия тем больше следователь имеет информации об анализируе­мой ситуации и личности исполнителя текста.

Реакции следователя при активном слушании должны под­держивать живую и естественную монологическую речь парт­нера.

Поддерживающие реакции следователя также могут быть речевыми и неречевыми.

К речевым следует отнести:

— контактоформирующие реплики: полностью согласен С.вами, разделяю ваше негодование..., могу представить ваше состояние (поставить себя на ваше место...); адресации к па­мяти: вы, конечно, помните (знаете)...; адресации к способно­стям: при ваших прекрасных способностях к изложению для вас не составит труда...;

— оценочные реплики: это вызывает самые отрицательные (положительные) чувства.

К неречевым реакциям, поддерживающим монологиче­скую речь участника следственного действия, можно отнес ж:

—взгляд следователя (прямой, доброжелательный, но твердый);

— поза раскрепощенная, но сдержанная, свидетельствую­щая о готовности следователя выслушать длинный и важный рассказ участника следственного действия;

— мимика, свидетельствующая о вере следователи в до­стоверность информации, передаваемой участником след­ственного действия; представляется, что мимика следователя Аолжна симметрино отражать чувства, испытываемые рас­сказчиком, т. е. если человек негодует по поводу действий преступника, то и на лице следователя должны отразиться аналогичные чувства. Иначе участник следственного действия может изменить эмоциональную окраску своего рассказа и корректировать его по мимике следователя, что, естествен-


но исказит чистоту и истинность воспринятого и излагаемого материала.

Опросами следователей выявлено, что мимика и реплики следователя достаточно сильно влияют на эмоциональную окраску и содержание показаний допрашиваемого. Опреде­ленную роль играют и жесты, некоторые передвижения сле­дователя, изменение расстояния до участника следственного действия.

Следователь может в процессе слушания в знак согласия покачивать головой, пересаживаться ближе к участнику след­ственного действия, или, напротив, увеличивать расстояние до говорящего, подчеркивая свое несогласие с его точкой зрения или демонстрируя свое недоверие определенной ин­формации.

Интерпретировать содержание диалога с участником след­ственного действия — это значит:

— определить главный смысл всего речевого поведения партнера, т. е. того, что он хотел достичь, общаясь со следо­вателем;

— расчленить главную цель его деятельности на древо­образную систему целей;

— обнаружить в речевых и неречевых формах поведения участника следственного действия доказательства подтверж­дения версий относительно системы целей;

— сопоставить предпосылки (исходные данные) анализи­руемой ситуации и результаты, достигнутые (не достигнутые) участником следственного действия;

— сформулировать выводы обобщений и оценок, дедук­тивно не вытекающих из анализируемой деятельности, но по косвенным доказательствам поведения партнера, свидетель­ствующих о сокрытии определенной информации, вероятность существования которой связана с наличием главной и второ­степенных целей деятельности анализируемого лица;

— истолковать скрытый материал путем анализа связей исходной следственной ситуации и результатов деятельности анализируемого лица, с одной стороны, а с другой — связей известных, установленных фактов с фактами, скрываемыми участником следственного действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.