Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие юридической психологии




 

Развитие и утверждение прикладных отраслей психологии происходит в двадцатом столетии. Этот процесс обусловливается как постоянно возрастающими потребностями социальной практики в психологических знаниях, так и из-за интенсивного развития фундаментальных отраслей этой науки.

Нет сомнений в том, что интенсификация социальных деятельностей в период индустриального и постиндустриального общества не может обойтись без использования достижений психологической науки. Осуществление этого процесса обязательно проходит паралельно развитию прикладных отраслей этой науки.

Конечно же, не будет совсем корректным, если мы объясним интерес к этой науке только произошедшими изменениями в социальных отношениях и социальной практике в ХХ веке. Наоборот, такой интерес существовал и раньше, но он был связан, главным образом, с поиском возможностей для более точного анализа жизни и поведения людей, для более успешной реализации обучения и воспитания подрастающего поколения и для более эффективного вмешательства в случае нарушений в психике и поведении людей. Роль человеческого фактора в интенсификации отдельных деятельностей и проблемы, связанные с этим, остались вне поля зрения этих наук.

Действительно, это вряд ли было возможным на более раннем периоде развития психологии как науки. Как известно из истории этой науки, длительное время в исследовательской работе господствовал объяснительный подход, что не позволяло всесторонне и глубоко изучить движущие силы духовной жизни человека, и, следовательно, стимулы интенсификации его деятельностей.

Развитие социальных, биологических и медицинских наук в конце XIX в. и начале двадцатого столетия действительно способствует успешному преодолению этой ограниченности в исследовании психологических явлений. Под влиянием этих достижений в психологии претерпели изменение два важных момента, которые являются исключительно важными для усовершенствования научно-исследовательской работы, а именно:

■ постепенно был преодолен дуализм при выяснении сущности движущих сил духовной жизни людей. Человеческая психика развивается на основе определенных биологических данностей, но она является и остается социально обусловленным явлением. Это целиком и полностью относится и к формированию личности;

■ как сущность, так и особенности человеческой психики не могут быть изучены вне и независимо от человеческого сознания. Оно играет роль специфического интегрирующего фактора в психической жизни людей. Используя его, человек имеет возможность обдумывать, направлять, регулировать и контролировать свое поведение. Без сознания невозможно и нормативное регулирование взаимоотношений в человеческом общежитии.

 

Решение этих двух проблем сыграло важную роль в развитии как фундаментальных, так и прикладных отраслей психологии. В первом случае речь идет о выяснении психологических закономерностей, обусловливующих формирование и развитие личности, а во втором – о возможностях для более успешного выполнения той или другой деятельности.

Лишь к середине двадцатого столетия на основе намечающихся успехов в развитии фундаментальных отраслей психологии создались благоприятные условия и для развития прикладных отраслей этой науки. Инициативы существовали и ранее, но они не привели к реальным и значимым результатам.

Этот вывод целиком и полностью относится и к юридической психологии как прикладной отрасли психологических наук, направленной непосредственно на обслуживание наказательно-процессуальной практики.

Дважды в развитии человеческой цивилизации при организации и реализации наказательно-процессуальной практики искались возможности, которые бы способствовали достижению большей справедливости при наказательном преследовании граждан, в том числе таких, которые бы учитывали их индивидуальные особенности как личностей. Речь идет об эпохе Возрождения и буржуазных революций XVIII и XIX веков.

В этот период времени известные философы и юристы Западной Европы и России ставят вопрос о дифференцированном подходе к правонарушителям, учитывающем их индивидуальные особенности, при организации и реализации наказательно-процессуальных действий. Они исходят из презумпции, что преступление не може быть имманентной сущностью человека, и глубоко убеждены, что независимо от характера правонарушения любой человек может исправиться и преодолеть тот или иной порок.

Прокламирование этой идеи, характерной чертой которой являлись не столько глубокие познания психических закономерностей, которые обусловливают преступное поведение, сколько присущие ей гуманные стремления и желания, не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Интелектуалы этих двух исторических эпох были приверженцами и борцами за большую социальную справедливость, за более справедливый общественный порядок и законность. Они были глубоко убеждены, что эта цель не может быть достигнута без проявления заботы о людях, в том числе, и по отношению к тем, кто нарушил правовые нормы, и что реальное противодействие преступности могло бы быть оказано только путем признания моральных человеческих добродетелей.

В XVIII и XIX веках гуманистические тенденции в правоприменении явились стимулом для юристов с целью активного поиска знаний о человеческой психике и человеческой личности при обосновании концепции о законах и при создании организации по их применению.

Научные достижения в развитии психологии в этот период не всегда позволяли точно обосновать воспринятые идеи. Это, конечно же, не послужило причиной для того, чтобы активно не заниматься поиском научной информации о человеческой психике и человеческом поведении. Более того, очень часто практикующие юристы пытались обосновать свои позиции относительно наказательно-процессуальных действий, ссылаясь на знания о человеческой психике и о факторах, обусловливающих человеческое поведение.

Все эти идеи, если их оценивать, основываясь на современных достижениях психологических наук, являются неточными и неопределенными. Однако для своего времени они были прогрессивными и сыграли важную роль для проявления большого интереса к психологическим знаниям и его использования в юристпруденции.

По пути развития психологии как науки выдвигалось много идей, было создано много теорий о человеческой психике и человеческой личности. Некоторые из них имели временный и ситуативный характер, и они не сыграли существенной роли в развитии этой науки. Другие имели фундаментальное значение, как для того времени, когда они были выдвинуты, так и для современных тенденций в развитии этой науки. Эти достижения сыграли важную роль для развития прикладных отраслей психологии, в том числе и юридической психологии.

Далее я вкратце остановлюсь на некоторых основных достижениях психологической науки, которые внесли свой вклад для утверждения юридической психологии:

В продолжение нескольких веков перед возникновением психологии как науки, душа как особенный феномен интерпретированна в различных религиозных и философских учениях. Писменные памятники, которые подтверждают эту позицию, открыты в VI веке до нашей эры (т.е. до рождения Христа).Такие памятники открыты в Китае, Индии и Египте, а немного позднее – в Греции и Риме.

До Аристотеля душа интерпретировалась как движущий принцип для всех вещей, которые нас окружают. Понимание о всеобщей одушевленности материального мира в философии известно под названием гилопсихизм ( гилозоизм).

Философские учения Платона и Аристотеля дают начало идеализму и материализму в философии и психологии.

Для Платона душа (идеальное) является началом всех живых существ. Для Аристотеля богатство в мире связано с конкретными вещами, которые воспринимают наши органы чувств. Они воспринимаются и изучаются человеком.

Богословие придает душе мировоззренческое содержание: она является неотъемлемой сущностью, которая существует в теле и получает возмездие за поступки, совершенные при жизни.

Философским учением Рене Декарта (1596-1650) положено начало качественно новому подходу в изучении психических явлений. В его учении акцент падает на сознание, которое связано с человеком и которое присуще только ему.

Идеи Декарта о сознании получают дальнейшее развитие и дополнены такими философами, как Бенедикт Спиноза (1632-1677), Джон Лок (1632-1704), Жорж Беркли (1685-1753), Девид Юм (1711-1776) и др.

В XVIII веке и начале XIX веке Иоганн Гербарт (1776-1841), Эрнст Вебер (1795-1878) и Густав Фехнер (1801-1887) предпринимают первые опыты для исследования психических процессов. Они проводят первые экспериментальные исследования ощущений, тем самым полагая начало подлинной эмпирической психологии.

Развитие философии и естественных наук в XIX веке предоставило возможность и для утверждения психологии как самостоятельной науки.

Вильгельм Вунд (1832-1920) закладывает основы систематическим психологическим исследованиям, проводя их в психологической лаборатории, созданной на базе Лейпцигского университета.

По мнению Вунда предметом психологии является только непосредственный опыт. Это представляет собой только доступные для наблюдения явления и факты сознания.

Высшие психические процессы как мышление, речь и воля не являются достаточными для экспериментального исследования. Они должны изучаться посредством культурно-исторического метода.

Только путем изучения культурного наследия можно себе объяснить мысловную и волевую деятельность людей определенной исторической эпохи.

По его мнению, существует три вида познания: непосредственное восприятие, рассудочное познание и разумное познание.

 

Термин психология имеет древнегреческое происхождение и означает «наука о душе». В первые раз как термин появляется в XVI веке.

Прежде всего в 1590 г. его использует римский философ-схоластик Рудольф Коклениус. Речь идет о его книге «Психология».

Главным образом, в XIX и первой половине XX веков в психологии создается множество теорий для объяснения человеческой психики и человеческой личности. Они сыграли важную роль как для пополнении психологических знаний, так и для развития этой науки.

Самые важные из них:

 

А) Позитивистическая школа

Развивается на базе философского учения Огюста Канта о позитивизме. В соответствии с этим учением все обобщения должны делаться только на базе эмпирических фактов.

Кроме философского учения Канта продолжительное влияние на психологические исследования оказывает эмпириокритицизм Эрнста Маха (1863-1816) и Рихарда Авенариуса (1843-1896). Нейтральные элементы опыта доводят до ощущений и их функциональные связи.

 

Б) Бихевиоризм

Бихевиоризм, как психологическая теория, является своеобразным антиподом структурализма В.Вунда. Как известно он структурировал, т.е. «расчленял» психику на элементы, а не рассматривал ее как нечто общее, единное целое. К этому не пришли и представители позитивистической школы, которые свели познание и опыт до ощущений.

Теоретическим основателем бехевиористической школы в психологии является Джон Уотсон (1878-1959). В 1913 г. вышла его статья «Психология с точки зрения бихевиориста». Для названия этой теории ее основатель использует английское слово behavior – поведение, подчеркивая тем самым, что психология может развиваться как наука только в том случае, если она сосредоточит свои усилия на анализе человеческого поведения. Бихевиористы настаивают на том, чтобы психология стала наукой о человеческом поведении, т.е. о всем том, что можно наблюдать, и что можно констатировать (все то, что «весомо, грубо, зримо»).

По мнению бихевиористов, психология не должна изучать такие субъективные состояния как ощущения, восприятия, желания, мышление и др. По существу, они предлагают изучать поведение, но без психики, т.е. без того, что реально его обусловливает.

Наиболее известные представители этой школы в психологии: А.Вайс (1879-1931), У. Хантер (1889-1954), К. Лешли (1890-1958) и др.

Необихевиористическое направление обращает большее внимание на проблему стимулов человеческого поведения, более известного как «стимул – реакция» (S - R). Представители этого направления более известны своей теорией об оперативном поведении. Они вводят понятие «подкрепление».

«Подкрепление», по мнению необихевиористов, постигается как из окружающей среды, так и из промежуточных звеньев, таких как: знания, ожидания, намерения и др.

 

В) Функциональная психология

Эта теория является попыткой сочетать психологию сознания с учением Дарвина о приспособлении животных и человека к окружающей среде.

Ее суть заключается в том, что психология как наука не должна изучать психические процессы, а только операции, функции, обеспечивающие приспособление к окружающей среде.

Эта теория разрабатывается, главным образом, французскими психологами. Наиболее известные из них: Теодюм Рибо (1839-1916), Франц Бретино (1838-1917), Эдуард Клапаред (1873-1940). В США последователями этого направления являются Уильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952).

Г) Глубинная психология

В психологических теориях до середина XIX века обращается большее внимание на чувственный опыт и значительно меньшее - на специфическую роль сознания.

Феномен сознания остается недостаточно изученным и представителями функциональной психологии, несмотря на то, что учитывается его роль в приспособлении человека к окружающей среде.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) и его последователи выдвигают идею о независимости психики от сознания. По их мнению, на человеческое поведение оказывают влияние и глубинные процессы, которые не контролируются сознанием.

При анализе человеческого поведения они обращают большее внимание на т.н. глубинные процессы, которые находятся вне контроля сознанием, и акцентируют внимание на изучение бессознательного.

В начале ХХ столетия в духовной жизни Западной Европы и особенно в Австрии особое внимание обращается на роль бессознательных стимулов. Принимается как постулат позиция, что человек подвластен этим стимулам. Этот интерес находит отражение как в литературе, так и в философии и психологии.

В психологии бессознательное, неподвластное на сознание, связано, главным образом, с ролью инстинктов.

Идея Фрейда об особенной роли инстинктов в человеческом поведении оформляется при исследовании человеческих неврозов. В начале он работает как практикующий врач-невролог. До 1900 г. он использует психоанализ как метод лечения неврозов. В течение следующего десятилетия Фрейд ее лансирует как общепсихологическую теорию, а в 30-тых годах – как философскую теорию.

Всвоей психологической и философской теории он выделяет ведущую роль бессознательного. Часто подчеркивает, что человеческая психика связана с непрерывной борьбой сознательного и бессознательного.

Из сферы бессознательного непрерывно вытесняются различные переживания, которые в дальнейшем приводят к всевозможным психическим растройствам. Человек вынужден постоянно генереровать различные переживания, находясь под давлением «цензуры социальных норм».

По мнению Фрейда, человеческая психика включает в себя три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное, которые постоянно взаимодействуют между собой.

Альфред Адлер (1870-1937) является последователем Фрейда, но вносит коррекции в его теорию об инстинктах. Согласно Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и врожденная необходимость компенсирования дефектов играют важную роль в развитии каждого человека.

Чувство неполноценности вызывается как органическими недостатками, так и посредством субъективных факторов, связанных с различными переживаниями. Человек постепенно стремится преодолеть свою неполноценность. И это играет большую роль при формировании «стиля жизни» любого человека.

Чувство неполноценности проявляется у трех групп лиц:

■ у лиц с физическими недостатками;

■ у лиц, которые «изнежены», и по этой причине трудно преодолевают трудности в жизни;

■ у бессердечных людей, которым трудно интегрироваться в социальной среде.

Дефект, вызванный чувством неполноценности может быть исправлен, но каждый человек должен пройти свой индивидуальный путь, чтобы его компенсировать и, таким образом, преодолеть неудобства, которые ему сопутствуют. Это является и основанием, чтобы Адлер настаивал на том, чтобы его теория определялась как индивидуальная психология.

Адлер подчеркивает особенную мотивирующую роль чувства сопринадлежности («социальное чувство»), которое глубоко коренится в психике ребенка.

Адлер подробно анализирует и чувство страха, которое сопутствует жизни любого человека. Это чувство особенно характерно для тех, кто совершил неблаговидные поступки в своей жизни.

Независимо от того, что он, как и Фрейд, ссылается на врожденные особенности, а не на объективно обусловленные возможности человека оценивать себя и сравнивать результаты своей деятельности с успехами других людей, все-таки он подчеркивает, что человек является активным сознательным существом, которое стремится преодолеть и компенсировать все, что ему мешает исполнять ту или иную сознательную роль.

Чувство неполноценности стимулирует, но также и травмирует человека. В том или ином случае путь личности является строго индивидуальным, а не предопределенным, как не раз подчеркивал Фрейд в своей теории о роли инстинктов.

В истории психологии очень часто упоменается еще один психолог, последователь Фрейда, который оппонируя своему учителю, создает новое направление в глубинной психологии. Это Карл Густав Юнг (1875-1961). Он разрабатывает теорию аналитической психологии.

По мнению Юнга, в бессознательное включено и все пережитое человечеством на ранних этапах его существования. На этой основе он разделяет бессознательное на личное и коллективное.

В личное бессознательное входит все, связанное с индивидуальным опытом и вытесненное из сознания, и от чего личность пытается освободиться.

Коллективное бессознательное представляет собой сверхличную, древнейшую психику, уходящая глубоко корнями в животный мир и в прошедшие поколения. Оно связано с различными национальными, расовыми, этническими, общечеловеческими верованиями, мифами, легендами, предрассудками, а также с некоторым наследием, полученным человеком от животных.

Человек ищет уют не только в небольших общностях, с которыми его связывает ежедневие, но и в больших, с которыми его связывает история. Он чувствует себя спокойно и комфортно в таких общностях, не давая себе отчета, почему это происходит. Вероятно, речь идет о позитивных эмоциях, причину которых мы не всегда можем себе объяснить.

Влияние, связанное с исторической принадлежностью к определенной общности не всегда может осознаваться и оцениваться личностью. При определенных обстоятельствах оно может играть существенную роль для совершения и противоправных действий. Речь идет о мотивировании действий, связанных с сопереживанием (не всегда ясно осознанного) под влиянием архетипов данной личности.

Юнг определяет архетип как состояние «свободы предварительного выбора, состояние веры, которая независима от доказательств». Он существует в той степени, в какой ты веришь в него.

Архетип, по мнению Юнга, является «коллективным бессознательным», представляя собой совокупность неопределенного количества психических формирований, присущих людям определенной культурной общности. Кроме того, он подчеркивает, что архетип может быть вообще связан с человеческой сущностью. Архетип является своеобразным энергеническим центром, так как представляет собой стимул для совершения действий, которые не всегда связаны с ясно доказанными мотивами.

Критики Юнга оспаривают реальное существование архетипов. По их мнению, нет биологического механизма, который бы обеспечил сохранение наследственным путем особенностей, связанных с культурой поведения. Более вероятно, что каждый человек, усваивая определенную культуру поведения, приобщается не только к маленьким, но и к большим социальным общностям, с которыми непосредственно не общается. Он сопереживает вместе с ними, он берется принимать участие в совершении различных действий, ясно не понимая причины этому.

Юнг указывает, что у людей существуют две базисных установки – экстравертированность и интравертированность.

Д) Неофрейдизм

Появляется в 30-е годы ХХ века. Основные идеи этого направления формируются на базе лечения больных людей невротического типа. Они жалуются на неудачи, на беспокойство и трудной приспособляемости, а не на какие-то чисто невротические симптомы.

Карен Хорни (1885-1952) подчеркивает социальную обусловленность человеческого характера и неврозов. Невротический конфликт находится в прямой зависимости от внешних социальных препятствий. Она ищет причины неврозов в характеровых особенностях личности и в условиях жизни и деятельности определенной социальной общности.

Эрих Фромм (1900-1980) является создателем теории о т.н. «радикально-гуманистическом психоанализе». По его мнению, человеческая психика представляет собой общественно-историческое обусловленное явление. Причина неврозов кроется в социальных условиях, а не в половом влечении.

Эрик Эриксон (1902) проходит подготовку в качестве психоаналитика в Австрии. После 1930 г. работает в США. Он проводит исследования жизни индианцев. Приходит к выводу, что у них существует разрыв между прошлым и настоящем образом жизни. Они чувствуют себя отчужденными от культуры «белых». На основе этих исследований он разрабатывает свою научную концепцию о «жизненном пути личности».

На жизненном пути личности существуют 8 стадий с двухполюсными состояниями, а именно:

- от 1 до 2 лет – доверие и недоверие;

- от 2 до 3 лет – самостоятельность и нерешительность;

- от 3 до 5 лет – предприимчивость и чувство вины;

- от 6 до 11 лет – умелость и неполноценность;

- от 12 до 18 лет – социальная идентификация и путаница социальных ролей;

- молодость – близость и одиночество;

- зрелый возраст – общечеловечность и самопоглощенность (генеративность или стагнативность);

- жизненный закат, связанный с самооценкой прошедшей жизни – удовлетворение и отчаяние.

 

Анализ взглядов этих трех представителей неофрейдистского направления (Хорни, Фромма и Эриксона) показывает, что не отбрасывая категорично роль инстинктов, они ищут причины неврозов в социальной среде, в образе жизни, в бессилии личности решить жизненно важные проблемы на каждом этапе своего развития.

И в этом случае у нас существует основание отметить, что любая крайность в психоаналитических теориях постепенно преодолевается, как в процессе самой научно-исследовательской работы, так и при реализации конкретной практико-прикладной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.