Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования, использованные в психологической практике в Pеспублике Болгарии. 3 страница




В связи со случаем дал следующие объяснения:

Телевизор “Funai” собственность Веселина со времен, когда он жил на „Пещерском шоссе”. Веселин попросил мать его дать на продажу, так как ему было сложно с деньгами. О джипе „Daihatsu” знал от своей невестки Олены, что собственник дал им его на временное пользование. Он видел машину припаркованную за домом, где Веселин и Олена снимали квартиру.

По поводу доверенности он признался, что фальсифицировал ее, не может сказать точно когда, но находился в квартире на „Пещерском шоссе”, когда Веселин дал ему напечатанный на машинке лист и продиктовал ему текст, который необходимо написать. Отрицал, что видел личные документы убитого Стефана Н.

С М. К. было проведено полифизиографическое исследование. Во время инструментальной части его поведение было сотрудничающим, и он четко соблюдал заданные инструкции.

На вопрос: „Веселин давал тебе вещи или документы, чтобы ты их спрятал?”, исследованное лицо ответило, „НЕТ”, а анализ показал неопределенные результат.

Выводы:

1. С большой степенью вероятности можно утверждать, что Веселин К. причинил смерть Стефана Н., а удар по голове жертвы причиненные теслом.

2. Полученные результаты дают основание предположить, что „погреб” каким-то образом связан с убийством. Возможно, там случился инцидент, а вещи, связанные с убийством взяты или спрятаны там. Можно предположить, что орудия преступления впоследствии были вынесены за пределы дома.

Ø Психологические характеристики местапреступления

После осуществления компетентного и психологического анализа вещественных доказательств, с необходимыми усилиями для восстановки, и создания виктимологичной картины, криминальный психолог обычно сосредотачивается на характеристиках места преступления. Это обыкновенно отличительные черты места происшествия, как например улики, происходящие из сделанных совершителем решений, взятых с учетом жертвы, и места положения нападения, а так же их значения для нападающего, т.е. характеристики места преступления – дополнение к языку, на котором объясняется поведение жертвы – совершителя с точки зрения того, как оно было установлено через судебные доказательства или показания жертвы и свидетелей.

Характеристики места происшествия могут быть получены, используя следующую классификацию:

§ Тип местоположения. Тип местоположения относится к типу среды, в которой осуществилось преступление. В психологической литературе описаны четыре основных типа, каждый из которых определен природой и количеством/качеством доказательственной материи, которую можно найти там (Gebert, 1996).

Один из важных моментов в расследовании – определение типа места происшествия: т.е. установить отношение между местом преступления и поведением совершителя в контексте нападения. Оно может осуществиться не только в одном, но и большем количестве мест. Так иногда могут воспроизвестись больше места преступлений, связанные с одним и тем же нападением.

Местоположение, где совершитель приблизился и овладел жертвой, называется психологами точкой контакта. Это нейтральный термин, так как включает в себя места, где жертва была встреченной совершителем, использующим какой-то тип хитрости, или места где совершитель напал на жертву и затащил ее в другое, предварительно выбранное место – первичное или вторичное.

Место, где совершитель осуществляет большую часть своих действий по нападению жертв/Ы., определяется как первичное. Это то место где он проводит больше всего времени и оставляет больше всего улик во время нападения. Вторичное место то, на котором осуществилась часть интеракции между жертвой и совершителем, но не большая часть. В своей основе, вторичны все места вне первичной сцены, где найдены улики криминальной активности.

Отличается и сцена, на которой найдено тело (dumpsiteidisposal site).

Метод приближения при психологическом профилировании термин, который относится к стратегии совершителя для приближения к жертве. Она обыкновенно в литературе описана как мгновенная, неожиданная и заучена (Burgess and Hazelwood, 1995).

Метод нападения описывает механизм, использованный совершителем, чтобы овладеть жертвой, после того как он к ней уже приблизился. Он тоже делится на: мгновенный, неожиданный и заученный. Из-за вероятности, что возникнет неясность в определении метода нападения, может быть, было бы более подходящим, если описывать его терминологией использованного оружия:

· Вербальная угроза, подкрепленная употреблением смертоносной силы: „Делай, что я тебе говорю или я тебя убью!”;

· Вербальная команда и угроза, содержащая смертоносную силу; контролирующая сила с пистолетом: „Делай, что я тебе говорю или я тебя пристрелю!”;

· Мгновенной нападение сзади, с сопутствующим употреблением контролирующей силы, и т.д.

Метод приближения может, но не всегда, содержать метод нападения. Эта концепция ключ к пониманию того, на что способен совершитель и что ему присуще делать на данном месте с данной жертвой.

Методы контроля, использованные напающим, содержат действия, осуществленные, чтобы контролировать, манипулировать и ограничить жертву, как и любой вид действия со стороны жертвы, использованные для самозащиты. Как, например, ориентированная к контролю сила (использование наручников); вербальная угроза с контролирующей, наказывающей, сексуальной или смертоносной силой (например, присутствие пистолета).

Один из самых важных для криминального профиля элементов – так называемый modus operandi. Modus operandi – латинский термин, который означает способ действия. Он относится к поведению совершителя, содержащему действия, необходимые для целей успешного осуществления нападения, т.е. термин, дает направление к способам совершения преступления – „как”. Метод действия отделен от мотивов совершителя или от его почерка, настолько, что они дают направление к тому „почему” случилось данное преступление. Преступный метод действия обхватывает заученное поведение, которое развивается во времени. Он может совершенствоваться, если совершитель станет более опытным, утонченным и соответственно может деградировать из-за плохого психического состояния или употребления контролирующих субстанций. В обоих случаях метод действия совершителя функциональный по своей природе. Чаще всего он способствует (или не способствует) одной и более из нижеуказанных трех целей: защита идентичности совершителя; обеспечение успешного совершения преступления; помощь при побеге совершителя. Основная типология способов содержит действия, но не только, как детальное планирование перед нападением, выбор места нападения; использование оружия; использование ограничителей; предохраняющие средства; обеспечивание мобильности и т.д.

Значим факт, что у способа действия нет связи с мотивами совершителя, который содержит в себе причину совершения преступления. Мотивы бывают раскрытыми посредством подчерка нападающего.

Основываясь на свой жизненный опыт, совершитель может узнать вещи, которые не только помогут ему при усовершенствовании метода действия, но и предложат информацию о его личности и стиле жизни. Например, уровень образованности, профессионального опыта, криминального опыта и т.д. Некоторые из совершителей следят с огромным интересом за криминальными публикациями по телевидению и в прессе. Важно для психологов, участвующих в расследовании, обращать внимание на такие источники информации, чтобы взять под внимание как они повлияют на данного совершителя, например в случаях серийного убийства. Подобная информация может, не только навести преступника на методы предохранения, которые он должен принять, чтобы сохранить свою личность, но может и надоумить других преступников к копированию получивших публичность преступлений и так уклонить следы от себя (например, залить кого-то кислотой).

Настроение совершителя влияет на уровень его агрессии при нападении и на способ, которым он реагирует на жертву и место происшествие. Например, насильник, который поругался с подругой или супругой за несколько часов до нападения, будет характеризирован намного более высокими уровнями агрессии в сравнении с прошлыми нападениями, где не присутствовал этот фактор. Как следствие этого фактора будет присутствовать более низкая степень планирования и контроля при преступлении. Ранения на жертве могут тоже быть тяжелыми, но тут будет присутствовать подчерк совершителя.

В теме о способе действия можно упомянуть и так называемый „ИКС- фактор”, который представляет каждое не планированное воздействие на поведение во время нападения. Успешное исполнение нападения зависит от событий, подчиненных их фантазиям и ожиданиям. Под влиянием реальных условий, места происшествия, жертв и других внешних факторов (времени, появления свидетеля и т.д.) возможно, что эти ожидания не реализуются. Такие „ИКС-факторы” могут заставить совершителя импровизировать, заставить его отстраниться быстро или само нападение может повернуть в неожиданную и нежелательную сторону.

Понимание того, как и почему развивается способ действия конкретного совершителя – один из основных источников информации для психолога: он не может раскрыть то, что совершитель обдумывал или не обдумывал, то, что он планировал или не планировал. Другие важные элементы при описании характеристик места происшествия – оружия, употребление силы и сопротивление жертвы.

Не все совершители используют оружие во время атаки – потому что не могут его достать, из-за отсутствия необходимости его иметь. Для криминального профиля важные вопросы, связанные с оружием – какое оно (нож, пистолет, камень и т.д.); кому оно принадлежит; как оно попало на место преступления; где его нашли (рядом с жертвой, не найдено и т.д.); когда, во время преступления оно использовано и как.

§ Степень силы, которую совершитель хотел использовать во время преступления, показывает часть его потребностей и мотивов. Необходимо сделать оценку не только использованной силы в методе нападения, но и способ, которым эта сила оказала, рефлектировала на остальную часть поведения совершителя; когда совершитель использовал силу и с какой целью. С другой точки зрения, можно сделать анализ силы, которую не использовали, такой анализ не возможен без наличия живой жертвы и интервью, направленного к поведенческому анализу. Что касается употребления силы – возможно, что ранений у жертвы нет. Важно, чтобы это было документировано как элемент создания мнения по вопросу силы. Все-таки надо обратить внимание на факт, что отсутствие свидетельств употребления физической силы не исключает ее наличия – существуют разные формы насилия.

Что касается сопротивления жертвы, в литературе рассматриваются несколько категорий. Они делают акцент не на физическое или вербальное сопротивление, а на пассивность и ее отсутствие. Ответ жертвы к своему нападающему зависит от ее жизненной истории, ее личного опыта и понимания окружающего мира и собственной личности. То, что для одной жертвы кажется экстремальным поведением, для другой таким не является. Это снова напоминает о необходимости делать виктимологическую картину до того как оценивать какую-либо часть поведения жертвы: сначала надо понять, кем была жертва и только после этого – причину ее реакции. В практике определились несколько категорий:

§ Согласие жертвы. Термин употребляется в случаях, когда жертва соглашается с желаниями совершителя уверенно и без колебаний. Определенные жертвы спрашивают совершителей, что могут сделать, чтобы удовлетворить их и таким образом быть отпущенными без ранений. Это не означает, что в случаях взаимного согласия не было совершено преступление. Причина подобного поведения – страх и смирение с тем, что случится.

§ Пассивное сопротивление. Термин используется в случаях, в которых жертва бросает вызов совершителю неагрессивным способом, не подчиняясь его приказам или отказывая, есть при долгом периоде похищения. Это несогласие тоже вид сопротивления – физического и психологического.

§ Вербальное сопротивление. Это термин, который охватывает вербальный тип сопротивления жертвы. Это может быть жертва, которая зовет на помощь, кричит, когда на нее нападают, просит о милости, вербально отказывает подчиняться приказам или пытается вести переговоры.

§ Физическое сопротивление. Оно присутствует в случаях, когда жертва отвечает нападающему физической силой – бьет его, царапает, кусает, бьет ногами и т.д.

Очень часто психологи рассматривают случаи предполагающие сексуальное насилие. Природа сексуального акта, если такая есть, дает важную информацию о действиях и подчерке совершителя. Это может стать с помощью вещественных доказательств и, особенно, с помощью показаний свидетелей и жертвы.

В криминальном профиле мы ищем информацию и о языке и о способе обращения совершителя во время преступления. Речь идет о так называемом сценарии, использованным для вербального и поведенческого направления жертвы. Он несет информацию о фантазии совершителя, о природе нападения – что случится, что скажет или как ответит жертва (если у нее вообще есть „реплики”).

В таком случае язык воспринимается как выражение, как психологических необходимостей, так и употребление силы (или ее отсутствие). Наши практические наблюдения показывают, что существуют 19 генеральных тем в вербальном поведении совершителя, которые должны исследовать не только в отношении к содержанию, но и к тону, настройке и к их разделению по темам в контексте преступления. Вот они:

· Направленные к методу действия приказы и команды: „Не смей смотреть на мое лицо!”;

· Направленные к подчерку приказов и команд: „Я хочу смотреть на то, как ты двигаешься!”;

· Угрозы: „Не смотри на мое лицо, или я тебя убью!”;

· Доверительные: „Я тебе покажу, как себя чувствуют мужчины!”;

· Личные вопросы к жертве: „Как тебя зовут? Сколько тебе лет?”;

· Личные вопросы о сексуальных ощущениях жертвы: „Тебе так нравится?”;

· Личные для совершителя раскрытия: „Я обожаю это чувство!”;

· Обидные имена и расистские эпитеты: „Сука! Черномазый!”;

· Смягчение: „Я не причиню тебе боли!”;

· Сексуальные обиды: „Ты ужасна даже для изнасилования!”;

· Собственнические: „Я владею тобой!”;

· Грабящие возможности других: „Ты думаешь, что никому не принадлежишь!”;

· Обдуманное вранье: „Меня зовут Иван. Я живу неподалеку, так что не смотри на меня пока я ухожу!”;

· Поощряющая правда: „Меня зовут Иван. Я не причиню тебе боли!”;

· Извинения: „Прости. Это был не я!”;

· Просьба: „Если ты сделаешь это, я тебя отпущу!”;

· Личные комплименты: „Ты очень красивая!”;

· Сексуальные комплименты: „У тебя красивая грудь!”;

· Неодобрение, направленное к себе: „Я неудачник!”.

Иногда вербальное поведение совершителя содержит приказы жертве повторить данные фразы или слова, вести себя по определенным способом, который значимый для совершителя. Это и любое другое вербальное поведение со стороны совершителя, включающее употребление команд с целью выиграть согласие, относится к подчерку совершителя.

Выбор жертвы относится к процессу, в котором совершитель целенаправленно выбирает или направляет свою жертву. У каждого совершителя свой собственный критерий, по которому он удовлетворяет свои потребности. Важная роль жертвы может быть основной на целях совершителя (т.е. быть его мотивом), а так же второстепенной. Т.е. конкретная жертва может быть единственной причиной для нападения или может быть выбрана как объект, подобранный по другим признакам для целей вербального и поведенческого сценария, сотворенного в фантазии совершителя.

Основные факторы, влияющие на процесс принятия решений (выбор жертвы), включают доступ к жертве (с совершителем – родственник, друг, коллега, терапевт и т.д.); символические критерии – в случаях, когда совершитель находит черты в незнакомой для него жертве, принадлежащие связанным с ним в реальности людьми. Воображаемые критерии относятся к жертвам, выбраны из-за их характеристик (реальных или воображаемых), чье присутствие важно для удовлетворения определенных фантазий совершителя. Природу подобных желанных или необходимых характеристик можно найти в виктимологии и в подчерке совершителя.

Постановка места преступления термин, который относится к сознательному преступному действию совершителя для воспрепятствования следствия. Улики, связанные с постановкой, показывают, что было совершено преступление, и что преступника предпринял меры предохранения, чтобы его спрятать. Постановка, в случае, что она сделана близким покойника, приобретает другой смысл: обычно это попытка сохранить достоинство обыкновенного человека, а не воспрепятствовать расследование смерти; или желание совершителя представить преступление как самоубийство или несчастный случай. Часто встречается и другая попытка манипуляции органов досудебного производства – представлять убийство как сексуальное преступление. Это иногда случается при семейных конфликтах, которые кончаются убийством.

Вопросы, на которые должен ответить криминальный психолог в таких случаях: Если прибыль была реальным мотивом, взял ли совершитель соответствующие деньги с места происшествия? Реален ли выбор входа, через который вошел совершитель? Соответствуют ли ранения жертвы совершенному преступлению? Есть ли противоречие между показаниями свидетелей или вещественных доказательств, и много других, подробно описанных в исследованиях криминалистов (К.Бобев, Й. Кунчев, И. Боев и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.