Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счастлив по собственному желанию 5 страница




Ощущениям современный человек не доверяет, он верит только своему интеллекту. А тот отмечает лишь "практически ценное" и отметает все, чего не может понять, что не может его позабавить или принести ему сиюминутную выгоду. Интеллект в сравнении с ощущением и восприятием эгоистичен, категоричен, а в каком-то смысле даже примитивен. Он упрощает и девальвирует реальное, но всегда готов поручиться за иллюзию. Он слишком целенаправлен, а потому отсекает все подряд. Наш интеллект (ум, рассудок) поступает с ощущениями так же, как в свое время испанцы поступали с чудесными украшениями инков, переплавляя их в грубые и безжизненные куски золота. Ведь сам по себе интеллект не может нас обогатить - это гонка по кругу, переливание из пустого в порожнее, самовоспроизводство. Без восприятия нет интеллекта, он его должник, заемщик, иждивенец.

Даже с суперинтеллектом мы все равно не будем счастливы до тех пор, пока не начнем чувствовать. Ведь счастье - это ощущение, а не плод размышлений. Мы привыкли безоговорочно доверять своему интеллекту, он нам и вправду очень помогает. Но ум не может сделать человека счастливым, он не может дать нам любовь, поскольку и счастье, и любовь - это чувства, ощущения, иными словами - другая материя.

И запомните раз и навсегда: думать о счастье, представлять себе счастье и быть счастливым - это совершенно разные вещи.

Ошибается тот, кто думает, что любовь и способность ощущать (видеть, слышать, чувствовать) - дети разных родителей. Как раз напротив! Тот, кто любил, знает, как это важно - слышать любимый голос, видеть лицо, тело, глаза, губы любимого человека, прикасаться к нему, ощущать его тепло и ласку. То же самое касается и счастья. Нет счастья без всепоглощающего ощущения, впрочем, как и нет всепоглощающего ощущения без счастья.

Мы разучились отдыхать. Современный человек не знает, что такое отдых, для него отдых - это другого рода работа. И знаете почему? Потому что он никогда не может расстаться со своими проблемами, думами, со своей работой и со своими делами - вот в чем беда. Он разучился быть "здесь и сейчас", жить тем, что есть, а не тем, о чем он думает и чего боится.

Только если мы заставим себя вернуться в настоящее, у нас есть шанс отдохнуть, приблизиться к истинной реальности и, почувствовав свободное дыхание нашей жизни, набраться сил.

Привычной "реальностью" для нас стала нервная пульсация нашего психического аппарата. Но реального в ней не больше, чем сахарозы в диабетическом "сахаре".

Так что смотрите, вглядывайтесь, наблюдайте и не думайте, что вы попусту тратите время, вы учитесь жить, как все живое под этим солнцем, рационально, естественно и целесообразно.

* * *

Теперь переходим к нашему слуху. Закройте глаза. Вы должны быть расслаблены и спокойны. Начинайте вслушиваться. Для начала можете повторять: здесь и сейчас я слышу шум машин на улице, здесь и сейчас я слышу соседей за стенкой, здесь и сейчас я слышу шаги в коридоре...

Затем постепенно погружайтесь в мир звуков, стараясь не фиксироваться на каждом из них в отдельности, а воспринимать их во взаимосвязи, в непрерывном единстве. Ощутите "звуковое поле", в которое вы погружены. Не оценивайте и не характеризуйте, просто станьте своим слухом, одним чистым восприятием.

Не знаю, что вы можете услышать в вашей конкретной ситуации, но, даже если до вашего уха не доносится никаких определенных звуковых сигналов, вы можете послушать тишину, ведь у нее тоже есть свое звучание. Тишина нежна, спокойна и безмятежна. Кроме того, вы всегда можете услышать свое дыхание или шелест собственной одежды.

<Вместо того чтобы смотреть, мы чувствуем, что на нас смотрят. Вместо того чтобы слушать, мы проецируем слушание. - Фредерик Пёрлз>

Если вы станете своим слухом, у вас не будет ощущения, что вам нечего слушать. Только ваш интеллект, страдающий от категоричности и нечувствительности, может сказать, что вы уже "все послушали, больше нечего слушать и надо идти дальше". Но вы никогда не спрашивали у своего интеллекта, куда это он так торопится? А он ведь и не ответит - он не знает этого. Сам по себе он пуст, в нем ничего нет, кроме понятий, представлений, законов, норм, которые, по сути, являются плодом нашей рассудочной деятельности, так что все это пыль, иллюзия, морская пена. Интеллект (рассудок, ум) пытается компенсировать внутреннюю пустоту объемом внешних связей, постоянной беспокойной погоней за ними. Но, по сути, он торопится в никуда.

Если же вы будете своим слухом, вы постоянно будете слушать. Вам даже будет приятно, если кругом мало звуков, иначе вы можете быстро устать. Обычно мы не устаем от шума, потому что не слушаем вовсе. У слуха вообще много примечательных особенностей, но об этом мы поговорим в другой раз, когда речь пойдет о нашем психологическом пространстве. Теперь же просто научитесь слышать окружающий вас мир. Звуки всегда есть вокруг нас, и это реальность, настоящая реальность. И она куда реальней той, что составляет наши страхи, фантазии и иллюзии относительно жизни и царящих в ней законов. Вы знаете, как могут успокаивать шум дождя или звуки нежной тихой мелодии это потому, что вы пребываете "здесь и сейчас" и вас не отвлекают дурные мысли.

* * *

После того как вы научились слышать, переходим к третьему, наиболее важному способу восприятия окружающего нас мира - к физическим ощущениям (тактильным и кинестетическим).

Снова закройте глаза и попробуйте почувствовать собственное тело. Если вы сидите в кресле, то обязательно почувствуете, что ваши ягодицы соприкасаются с мягким сиденьем, спиной вы ощутите соприкосновение со спинкой кресла, вы можете почувствовать напряжение в шее; если ваши руки лежат на подлокотниках, вы ощутите их. Может быть, ваши руки сложены, тогда вы ощутите руку на руке. Может быть, ваши ноги перекрещены, и вы почувствуете одну ногу на другой. Вы можете почувствовать, как ваши ноги упираются в пол, а из окна дует ветерок. Вы можете чувствовать тепло или холод, тяжесть или легкость, расслабленность, мягкость, жесткость, форму, консистенцию и т. п. Все это реальные ощущения - ощущение реальности.

Здесь также есть типичная ошибка. Когда я прошу своих пациентов озвучивать свои ощущения, они обычно говорят примерно следующее: "Здесь и сейчас я чувствую спинку стула, подлокотник, здесь и сейчас я чувствую пол". Это так и не так. Вы не можете почувствовать то, что находится вовне, о внешнем вы можете только "знать". Вы знаете, что это стул, это пол и т. п. А чувствуете вы только свои ощущения. Вы не чувствуете спинку, вы чувствуете давление в собственной спине. Вы не можете почувствовать подлокотник, вы можете ощутить только давление под рукой, вы чувствуете, что ваша рука поддерживается, не может опуститься из-за давления в нижней поверхности. Точно так же вы не чувствуете ветер, вы чувствуете прохладу, мурашки или что-нибудь еще в этом роде, но не ветер как таковой.

Важно понять, что вы ощущаете себя, собственные ощущения (теплоту, боль, давление и т. п.), а не какие-то внешние предметы. Поэтому я и прошу закрыть глаза. Но, кроме того, нужно избавиться и от визуальных образов собственного воображения. Не надо представлять себе то, что вы чувствуете, просто чувствуйте, и все. Станьте своим ощущением.

<Великая вещь - понять, что сознавание само по себе может быть целительным. - Фредерик Пёрлз>

* * *

После того как вы научились видеть, слышать и чувствовать, переходим к комбинациям. Сначала вглядывайтесь и погружайтесь в мир окружающих вас звуков. Добейтесь одновременного и полного восприятия и видимых объектов, и слышимых звуков.

Теперь сочетайте зрительное восприятие и ощущение своего тела. Необходимо всматриваться и вслушиваться. Не переключайтесь с одного типа восприятия на другой, а делайте это одновременно.

И третье: закройте глаза, чувствуйте и слушайте.

После того как вам удалось соединить эти пары, попробуйте одновременно видеть, слышать и чувствовать. Я знаю, что это очень не просто, но, если вам это удастся однажды, после не будет возникать затруднений. Отдайтесь своему восприятию, и вы погрузитесь в мир настоящего, реального, а потому истинно ценного.

Кто-то назовет это медитацией, но это не так. Это просто очень глубокое и полное восприятие происходящего. Вам, наверное, не раз приходилось видеть, как дети смотрят, слушают, что-то чувствуют и напевают обо всем этом себе под нос. Мы в шутку называем такое детское лепетание "песней чукчи": "что вижу, о том пою". Но ведь, если разобраться, это самое естественное восприятие! Нормальная работа психики. Примитивно? Ничуть! Попробуйте сами, и вы поймете, во-первых, как это не просто, а во-вторых, насколько приятно и эффективно. Это выход из оков мышления и понятийного сознания в сферу реальных отношений между вами и окружающим вас миром. Это избавляет от забот, суеты и ненужных хлопот и сопровождается возникновением чувства спокойствия и глубокой умиротворенности. Вы становитесь чище и свободнее. Вы обретаете себя в этом естественном отношении с миром. Старайтесь быть в этом состоянии и чаще, и дольше - это принесет вам эмоциональное спокойствие, научит отдыхать и жить настоящим, "здесь и сейчас".

<В борьбе между тобой и миром будь секундантом мира. - Франц Кафка>

* * *

После того как мы научились быть в "здесь и сейчас", попробуем получить от этой уникальной способности максимум возможного. Как любил поговаривать Сальвадор Дали: "Не бойтесь стремиться к совершенству, вы его все равно никогда не достигнете".

Увидеть прекрасное вам теперь не составит труда. Для этого подойдет любая вещица, но лучше всего сразу пойдите в лес. Прогуляйтесь по осеннему парку. Посмотрите, как лучи солнца пронизывают пожелтевшую листву, на уходящие вдаль тенистые аллеи, на небо, на воду тихого озера, на гуляющих и на их питомцев. Любуйтесь природой, наслаждайтесь неповторимой естественностью красок, чистотой неба и поразительной уместностью каждой частички в этой огромной палитре. "Остановись мгновенье, ты прекрасно".

Просто смотрите, просто наблюдайте. Оставьте одно восприятие, а думы о будущем и воспоминания о прошлом отодвиньте на потом. Будьте "воспринимающим". Не наблюдайте, не оценивайте, радуйтесь естественности. Осознайте, насколько вечен мир! Как он самостоятелен и независим от нас. Он был до нас, он будет и после, проникнетесь его величием. Почувствуйте себя его гостем. Мир - радушный хозяин, только не надо злоупотреблять его гостеприимством.

<Важно радоваться процессу жизни, а не достижению целей жизни. Эверетт Шостром>

Помните знаменитую русскую сказку про Морозко? Морозко символизирует в ней окружающий нас мир. И вот что мы видим. Настенька благодарна и внимательна к Морозко, оказавшись его невольной гостьей, за что ей и воздается. А ее названая сестра, напротив, требовательна, груба и привередлива. Результат в этом случае также предопределен и всем известен. Что ж, у нас есть возможность выбрать. Не судите мир, а примите его и возрадуйтесь ему. Это ведь так просто: выйди и смотри, смотри и слушай, слушай и ощущай. Проще не придумаешь. В русском языке есть замечательное слово "умиротворенность". Почувствуйте у-миро-творение. А теперь обратимся к творениям рук человеческих, может быть, и они помогут нам обрести долгожданную внутреннюю гармонию. Как вы думаете?

Выберите картину, которая вам симпатична. Сначала взгляните на нее в целом. Обратите внимание на цвета, краски. Поиграйте с цветами, сосредоточивая свой взгляд сначала на одном цвете, потом на другом красном, зеленом, синем; вместе и по отдельности. Смотрите на цветовые пятна и оттенки. Теперь переходите к формам. Взгляните на линии, положение фигур, их пространственную композицию. Если картина создана с перспективой, попробуйте ощутить, как возникает трехмерность, как удаляются объекты, изображенные на плоскости вместе с другими. Проследите взглядом удаляющиеся планы - один за другим. Посмотрите на пустоты между объектами. Научитесь концентрировать свое внимание сначала на фигурах, потом на фоне и, наоборот, ощутите их взаимосвязь.

Следующий этап - фактура полотна и техника мазка. Взгляните на то, как ложится краска, как отражается освещение, как фактура ткани (поверхности) повлияла на изображение, посмотрите на строение полотна. Теперь уделите внимание игре света и тени - это конек многих великих мастеров. И вы снова готовы к тому, чтобы увидеть всю картину в ее целостности. Теперь ваше восприятие этой работы непременно изменится, оно станет глубже и тоньше. А полотно покажется вам родным и знакомым, словно бы вы его хорошо и давно знаете.

* * *

Обратимся к скрытым возможностям, таящимся в нашей способности слышать. Причем не слушать, а именно слышать. Обычно мы слушаем и не слышим, мы погружены в собственные мысли, теряемся в своих переживаниях, удаляемся от реальности. Это не дело. Конечно, иногда и это может принести вам какую-то пользу, но уметь слышать в любом случае важно и нужно. Может быть, научившись слушать пение птицы, человек сможет лучше слышать себя и других? Как вы думаете?

Вслушайтесь в какую-нибудь мелодию. Многие люди ошибочно считают, что у них нет музыкального слуха, что им "медведь на ухо наступил", и что-то еще в этом роде. Но в подавляющем большинстве случаев это заблуждение. Отсутствием слуха страдает один из ста! Но, не умея слушать, мы действительно испытываем проблемы с восприятием музыки, она может давить, раздражать, порождать ощущение хаоса, какофонии.

Выберите ту музыку, которая не вызывает в вас неприязни, слушайте ее снова и снова, пытайтесь вчувствоваться. Как это сделать? Будьте "здесь и сейчас", следите за своим восприятием, за тем, как один звук переходит в другой или дополняет его, как они переливаются, скользят, движутся. Наблюдайте за ними спокойно и непринужденно. Ощутите движение. Почувствуйте основной ритм, пусть на время он станет вашим ритмом. Теперь ощутите основную мелодию, она может неоднократно повторяться, часто в разных вариациях. Слушайте звуки, сопровождающие мелодию, усиливающие ее, акцентирующие ее движение. Погрузитесь в музыку, почувствуйте, как она входит в вас, как она становится вами. Это ощущение принесет радость, и музыка оживет для вас.

<Все мое учение в этом здесь-и-сейчас, потому, что нет иного пространства, кроме "здесь", и нет иного времени, кроме "сейчас". - Бхагаван Шри Раджниш>

* * *

Ну, если уж посторонний звук стал вам родным, то сам бог велел ощутить таковым и свое собственное тело.

Современный человек представляет собой некую сомнамбулу. Он движется, не чувствуя собственного движения, говорит, не ощущая речи, переживает и не замечает этого, живет и совершенно не осознает своего счастья. Он способен концентрироваться только на своей боли, головокружениях и прочей "нечисти", а себя не чувствует. Не дело. Попробуем поправить положение. Для этого совместите свою способность быть "здесь и сейчас" с умением расслабляться. Закройте глаза, станьте своим физическим ощущением, напрягитесь. Почувствуйте, как налились силой все ваши мышцы, ощутите все свое тело, как пальцы, собранные в кулак. Теперь расслабьтесь и почувствуйте себя.

Используйте для этого свой, если так можно выразиться, "внутренний взор", "прислушивайтесь" к своим физическим ощущениям. Основная типичная ошибка - визуализация. Человек не сосредотачивается на собственно ощущениях, а начинает представлять себе собственное тело и собственные ощущения. Это совершенно разные вещи, хотя поначалу уловить разницу не так-то просто. Человек словно бы смотрит со стороны на собственное тело, словно бы видит его. Но нельзя видеть с закрытыми глазами - это иллюзия! С закрытыми глазами можно только чувствовать, ощущать.

Разберем наши физические ощущения на примере кисти. Закройте глаза, почувствуйте свою кисть. Вы можете почувствовать, как лежат ваши пальцы? Большинство скажет "да", но это практически невозможно. Как лежат пальцы, можно только увидеть, а вы должны почувствовать. Вы можете ощутить каждый свой палец, если это не удастся, тогда пошевелите им и сосредоточьтесь на возникающих ощущениях. Вы также можете ощутить пульсацию или напряжение, теплоту, легкость, подрагивание, слабость, мягкость (внутри пальца) и т. д.

<Зрелость, обеспечивающая правильную позицию и позволяющая принимать верные решения, подразумевает полноценное включение в реальность. Основой реальности для каждого человека является факт физического существования в собственном теле. - Александр Лоуэн>

Важно, чтобы это было ощущением, а не представлением, ведь вы можете и понять, что вам холодно или мягко, но это должно быть именно ощущением, непосредственным осознанием того или иного чувства.

Современный человек страдает тотальной анестезией (я бы даже сказал, бесчувственностью), и поэтому даже после столь выраженного напряжения всего тела вам, наверное, не удастся сразу ощутить каждую его частичку. Если вы понимаете, что ощутить правое колено так и не получилось, подвигайте им, сосредотачиваясь на возникающих ощущениях. Этим ощущением может быть простой фантом, что-то неопределимое, неясное, очень далекое. Но это значительно лучше, чем представлять себе это колено в образах и красках. Главное не внешний эффект, а приближение к реальности.

Наше воображение всегда стремится занять место реальности, но каждый должен быть на своем месте. Реальность - реальностью, а воображение воображением.

Невротик часто страдает от того, что не чувствует этой разницы. И то, что ему кажется, он предпочитает принимать за реальность, а реальное просто пропускает сквозь пальцы, не замечает, не чувствует. Я бы ничего не имел против такой подмены, если бы воображение было раем. Но мы ведь большей частью представляем себе то, что нас пугает, чтобы быть начеку, - это проявление инстинкта самосохранения. У человека эта способность развита сверх всякой меры, и возникает страх, постоянная немотивированная тревога. Вам это нужно? Вряд ли. Поэтому научитесь отделять зерна от плевел. Представление - представлением, реальность - реальностью.

Умение быть "здесь и сейчас" позволит вам отслеживать свои ощущения и напряжения. После неприятного разговора или покинув набитый доверху трамвай, вы непременно ощутите в себе массу напряжений. Это позволит вам понять причину внутреннего дискомфорта, и вы можете избавиться от него, только расслабившись. Поведите рукой в сторону, напрягите ту или иную группу мышц, которая ощущается вами как спазмированная и напряженная, а затем расслабьте ее, глубоко вздохните и снова вернитесь к ощущениям. Теперь вы почувствуете, что напряжение или ушло вовсе, или значительно уменьшилось. Во втором случае повторите ту же процедуру и добейтесь полной мышечной свободы от напряжения и спастичности. Вы почувствуете, что вместе с этим улучшится и настроение. А что еще может быть лучше после неприятного разговора или трамвайной давки?

От древних греков до классиков марксизма-ленинизма философия проповедует идею о том, что "движение - это жизнь". Но чувствуем ли мы свои движения, отдаем ли мы себе отчет в том, что движемся? Погруженные в многослойные одежды, задерганные, мы сломя голову несемся по жизни. Вы чувствуете это движение? Руки отдельно, ноги отдельно. Мы замечаем их наличие, только когда после долгого трудового дня они начинают "отваливаться".

Выйдите на улицу, почувствуйте прохладный ветерок, касающийся ваших щек, тепло солнечных лучей. Теперь ощутите каждый свой шаг, соприкосновение стопы с землей, неровность почвы, колебание туловища при переносе центра тяжести, ощутите синхронное движение ваших рук, даже если оно незначительно, почувствуйте, как вы держите голову и спину. От положения головы зависит и то, куда направлен ваш взгляд. Скорость, с которой вы движетесь, отражает ваше общее и внутреннее напряжение. Некоторые люди просто не могут идти медленно, это не мотор в них работает, так пытается вырваться наружу внутреннее напряжение и тревога. Они совершают массу ненужных движений: поправляют головной убор, поднимают и опускают плечи, подергиваются, беспричинно, невротично (резко и напряженно) крутят головой по сторонам. Они обязательно держат что-то в руках, перекладывают этот предмет из одной руки в другую, проворачивают его в руках. Их дыхание поверхностное и частое.

<Прикосновение - один из основных языков мышц, нервов, любви. Когда тебя несут - это поддержка; когда к тебе прикасаются - это контакт; чувствующее прикосновение - это забота. - Гунтер>

Попытайтесь осознать все свои движения. Отыщите их причину, только не внешние поводы, а то внутреннее напряжение, которое заставляет вас совершать то действие, в котором нет необходимости. Не ищите прямых ответов, просто осознавайте, что вы делаете и к чему, зачем, что побуждает вас к движению.

Одежда на вашем теле, сумка в руках - все это тоже ощущения настоящего. Ветер, солнце, дождь - это тоже настоящее. Так называемая плохая погода намного реальнее наших фантазий и страхов. Учитесь жить настоящим, каким бы оно вам ни казалось, - это сделает вас сильными, вы обретете способность опираться на себя.

Живите настоящим и не чувствуйте себя потерянными. В мире нельзя потеряться, можно потеряться только внутри своей головы, и это действительно страшно. А мир может напугать только тех, кто не уверен в себе, а неуверенность в себе произрастает из неспособности жить настоящим.

Мы разучились ощущать реальность, а теперь платим за это тревогами и психическим напряжением. И запомните: без "здесь и сейчас" у вас ничего не получится.

Мне припоминается сейчас, не знаю, как и сказать, то ли забавный, то ли печальный случай. Одна из моих пациенток ужасно боялась поездок в метро, думая, что там с ней непременно случится сердечный приступ. Однажды ей стало в метро плохо, и с тех пор она отказалась от его услуг. Нам нужно было не только научиться справляться со страхом, не оставляя для него психологических оснований в себе, но и просто привыкнуть к мысли о том, что в метро ездить можно и в этом нет ничего сверхъестественного. Было решено начать с малого. На занятие я принес магнитофонную запись звуков метро. Не предупредив ее специально о том, что именно она услышит, я попросил ее надеть наушники и просто слушать. Вдруг ее лицо переменилось, она побледнела и напряглась, что заставило меня испугаться. Я выключил запись и спросил ее о том, что ее так взволновало. Она ответила мне вопросом: "Это аппарат для того, чтобы поднимать артериальное давление?"

<Люди добывают необходимое им для жизни, а то, что нужно для счастливой жизни, не припасают. - Диоген>

Оказывается, она не поняла, что слышит звуки в метро, но ее подсознание с помощью ассоциативных связей пробудило в ней страх сердечного приступа, связанного с метро и его звуками. Это вырвало ее из "здесь и сейчас", и в обыкновенном плеере она увидела страшный прибор, провоцирующий сердечный приступ. Когда она осознала, что это был звук, просто звук, нам удалось с этим справиться. Будьте "здесь и сейчас", чтобы не мучиться из-за того, из-за чего не следует мучиться. Реальность намного проще, чем мы думаем, оставьте прерогативу додумывать ее на несчастную долю гениев.

Притча о Диогене, сидящем в бочке на берегу, - притча о человеке, нашедшем мир с самим собой. Рассказывают, что Александр Македонский, навестивший великого философа, обещал в качестве императорского дара удовлетворение любой его просьбы. Диоген посмотрел на цезаря и попросил его отойти в сторону, чтобы он не загораживал собой солнце. О чем эта притча? Об истинной реальности, о настоящем. Кто из них двоих был солнцем - лучезарный цезарь или небесное светило? Диоген поставил все на свои места.

* * *

Мы постоянно должны что-то воспринимать - так устроен наш организм. Психологи проводили такой эксперимент: они поместили человека в отдельную комнату, наложили на глаза непроницаемую повязку, закрыли уши звукоизолирующими наушниками, а все его тело находилось в специальном костюме, изготовленном таким образом, чтобы ограничить все физические восприятия до минимума.

Что, вы думаете, с ним происходило дальше? В таком состоянии человек быстро погружался в мир возникающих в его сознании галлюцинаций: ему слышались голоса, звуки; ему казалось, что что-то происходит с его телом и кожными покровами; он видел картины, которых не было в действительности, так, словно бы они были настоящими. Мы не можем не воспринимать, мы должны воспринимать! Неужели же лучше отдаться на растерзание внутренним проблемам, комплексам, вине, страхам и прочим психологическим монстрам, чем естественным образом воспринимать реальные явления?

Надо признать, что, хотя на нас и не накладывают наушники, наглазники и т. п., мы очень похожи на участника этого эксперимента.

Игнорируя естественные раздражители, пренебрегая ими, мы автоматически оказываемся в сфере собственных домыслов и иллюзий, мыслей, бегущих по кругу, и бездны прогнозов, из которых оправдаются лишь считанные единицы.

Наше сознание устроено таким "замечательным" образом, что породить психологического монстра для него - пара пустяков. Поэтому если вы хотите избавиться от своих проблем, то первым делом откройте глаза, отдайтесь своим физическим ощущениям и используйте уши по назначению, а не только для того, чтобы удерживать на них шапку (прошу прощения за банальность).

Поймайте ощущение настоящего и не расставайтесь с ним. Когда вы отправляетесь на прогулку, не мчитесь сломя голову как на пожар, если нет даже дыма. Когда вы едите, не спешите, как неугомонные, а вкушайте каждый съедаемый вами кусочек. Пусть его вкус радует вас, а для этого достаточно просто быть "здесь и сейчас". Конечно, если вы сравниваете что-нибудь (например, овсяную кашу) с вашим излюбленным деликатесом, вы расстроитесь. Но если вы будете "здесь и сейчас" и отдадитесь вкусу, ощущению, действию, вы испытаете истинное наслаждение даже от каши!

<Жизнь - это и не страдание и не блаженство. Жизнь - это чистый холст, и надо самому быть художником по отношению к ней. - Бхагаван Шри Раджниш>

Вспомните и о запахе. Ваши любимые цветы... Ваши любимые духи... Ваш пес... Конечно, пес может пахнуть и не очень хорошо, особенно после долгой прогулки, но это ваше любимое существо и это его естественный запах. Живите настоящим и не осуждайте. Вы, конечно, можете, любя, сказать ему: "Ах ты, грязнуля!" - или что-нибудь в этом роде, но главное, чтобы в вас не родилось отвращение.

Подчас от этого страдают не только и не столько наши питомцы, которым мы прощаем многое, но и люди, нас окружающие: кто-то нам не приглянулся, кто-то ошибся в произношении слова, чья-то манера одеваться кажется нам следствием дурного вкуса и т. п. Все это, может быть, так, но в конечном счете от наших оценок и сравнений страдаем мы сами. А избавит от этого только "здесь и сейчас" - может быть, это последний человек, с которым нам представилась возможность встретиться. Кто знает, что случится с нами через секунду?

Иногда можно встретить на улице какую-нибудь чрезвычайно безвкусную особу. Большинство "эстетов" сразу надувают губы, опустошают взор, делая его рыбьим, и отводят голову так, словно им предложили вычистить авгиевы конюшни. Но приглядитесь повнимательней: вот она идет, на ней огромная фиолетовая шляпа с ядовито-зеленым бантом, голубой шарф, коричневая блузка в розовый горошек, короткая потертая джинсовая юбка, сумочка из белого медведя, туфли прошлого века, лакированные под кожу крокодила, черные колготки в клеточку, ярко-красная косметика, синие веки и огромных размеров бижутерия под золото. Да, забыл, еще желтая пикантная вуаль и ожерелье из морских ракушек!

При целостном восприятии этого образа, конечно, она выглядит несколько пугающе. Но неужели же вы и вправду думаете, что она безвкусна?! Ведь она сумела разглядеть в каждой из этих вещей красоту и шик! Да, ей, мягко говоря, не удалось удачно сочетать все эти элементы, но зато как она увидела каждый из них в отдельности! Вот что замечательно! Она, в отличие от большинства из нас, способна восхищаться тем, что есть.

<Когда взор чист, он зрит чистоту. - Санайи>

Увидеть красоту - вот что позволяет "здесь и сейчас". Жить настоящим это вовсе не тупое глазение, это не нудное перечисление обычных предметов, это даже не "упражнение для борьбы с неврозом" - это сама жизнь, но, в отличие от обычной для нас, полная радости и реальности! Это не фильм, не киношная выдумка - это то, что есть. А вот то, что мы о жизни думаем, плюс подавляющее большинство философских басен, которые называются "трудами" и "собраниями сочинений", пустое морализаторство под эгидой "общественного мнения", бесконечные рассуждения о политике и еще о тысяче дел, в которых от нас ничего не зависит, - вот это выдумка. Дети выдумывают разные небылицы про "тарабашек", чтобы объяснять то, что им непонятно. Так они пытаются спастись от своих страхов, но, может быть, нам пора вырасти из памперсов?!

Вы знаете, почему мужчины так любят рыбалку? А излюбленным занятием женщин прошлого было вышивание? Потому что в том и в другом случае они "здесь и сейчас". Научитесь и вы получать удовольствие от настоящего момента, это избавит вас от многих ненужных переживаний.

* * *

Но вернемся к неврозу. Невротик, в отличие от здорового человека, фиксируется на каком-то одном отрицательном переживании (например, на страхе умереть или заболеть, на ощущении безысходности, на чувстве вины, на любовном разочаровании и т. п.), оно приобретает в его сознании исключительную значимость и вытесняет все, что действительно реально и ценно. Следовательно, вся проблема невротика в том, что он обращает внимание не на то, на что надо. Конечно, если вы боитесь смерти, то вас будет пугать все, что с нею хоть как-то связано: транспорт, любые боли, самая незначительная инфекция, "символичные" цифры, закрытые пространства и т. п. А одна моя пациентка со страхом смерти панически боялась всего, что было связано с похоронами, ее пугал даже черный цвет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.